Развитие, формирование, воспитание и
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ Развитие
Формирование
Социализация
Воспитание Пояснения: Развитие – самое широкое понятие, характеризующее становление личности. Развитие – это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретаемых свойств индивида. Уже понятие «формирование». Это процесс развития личности под влиянием внешних и внутренних факторов (целенаправленных и стихийных, позитивных и негативных). Еще уже понятие «социализация». Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, предполагающий систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений. По сравнению с процессом формирования социализация хотя и включает в себя как целенаправленные, так и стихийные воздействия на личность, но ограничивается лишь теми из них, которые носят позитивный характер. Воспитание – процесс, направленный на усвоение личностью знаний и умений, формирование определенных качеств.
РАЗВИТИЕ Пояснения: На воспитуемого действует множество факторов. Благодаря этим воздействиям человек изменяется, развивается. Развитие – это сложный и противоречивый процесс приобретения человеком новых качеств и их совершенствования.
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Пояснения: Ведущим фактором является воспитание, так как оно имеет цель, осуществляется подготовленными людьми и опирается на теорию. Наследственность – это генетическая программа биологических признаков, получаемая ребенком от родителей. Среда – это окружающие человека материальные, духовные, природные условия его существования, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
Понятия формирования и развития взаимосвязаны, но не тождественны друг другу. Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качество, состояние объекта – его состава и структуры. Развитие – процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных преобразований особей с момента их зарождения до конца жизни. Формирование – придание определенной формы. Употребление понятий формирование и развитие объясняется стремлением подчеркнуть единство внешних и внутренних процессов изменения качеств личности.
В психологии термин формирование обоснованно употребляется в отношений таких сторон личности как, например, формирование характера, формирование умений, формирование навыков, формирование отношений личности с окружающими людьми и т.п., то есть тех сторон которые обращены
Термин развитие употребляется в отношении способностей, воли, внимания и т.д. Психолог Роберт Семенович Немов вполне осознанно пишет о формировании и развитии памяти личности (в кн. Психология. Т.1. 1994. – с.207). В педагогике речь однозначно ведется о формировании и развитии коллектива.
Определяя процесс формирования и развития личности, мы стремимся подчеркнуть единство внешних и внутренних изменений, происходящих с личностью в результате личностно ориентированной воспитательной деятельности.
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИКИ
так как есть:
Пояснения: Можно ли считать педагогику наукой? Ответ будет утвердительным, если будут названы: - ее предмет; - специфические, характерные только для педагогики категории; - объективные законы (закономерности);
- специфические методы исследований. Все это в педагогике названо. Следовательно, педагогика является наукой. Но возникает вопрос – на каком этапе развития она находится? И. Марев выделяет этапы развития педагогики: 1 этап – этап накопления фактов (с древних времен до 1632 г.) 2 этап – этап объяснения и обобщения фактов (от Я.А. Коменского до середины 20 века); 3 этап – этап математизации педагогики (с 1948 г. до настоящего времени).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|