Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель, задачи, структура и виды воспитания




Цель воспитания – это некий идеал результата воспитательной деятельности, к которому стремятся общество и воспитатель.

Цели могут быть дальними и ближними. Ближние цели могут быть определены как задачи воспитания.

Стратегическая цель воспитания – формирование всесторонне и гармонически развитой личности, опирающееся на ее способности и дарования.

Реальная цель воспитания определяется уровнем развития общества, его возможностями, потребностями и интересами.

Достижение поставленной цели воспитания осуществляется ув процессе реализации основных видов (стставных частей) целостного процесса воспитания.

 

 

А также други виды воспитания.

Идеал цели воспитания:

 

 

Пояснения:

Идеальная цель – недостижима. Реальная цель воспитания заключается в создании необходимых и достаточных условий для маскимально полного роазвития природных задатков и способностей человека. Достижение цели воспитания идет через усвоение человеком базовых культур (они выступают содержанием процесса воспитания). Реализация содержания достигается через составные части воспитания, показанные на схеме.

Пояснения

Воспитание – это взаимодействие, сотрудничество, где решающий фактор – сам ребенок (воспитуемый). Воспитатель пробуждает, поддерживает, стимулирует интерес личности ребенка к жизни, к себе, к людям. Воспитатель помогает ориентироваться в жизни, предупреждает об ошибках, вводит в круг общения и различные виды деятельности.

Структура процесса воспитания

 


ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

 

 
 


=

 

Законоомерности процесса воспитания – это объективные, основные, существенные и устойчивые связи и отношения между объектами воспитания, воспитательными явлениями и процессами, определяющие их состояние и развитие.

Принципы воспитания – это основные исходные положения, вытекающие из опыта воспитательной работы, отражающие закономерности процесса воспитания и выполняющие роль требований к деятельности воспитателя и воспитуемых.

Пояснения:

Воспитание как всякий объективный процесс подчиняется определенным законам (закономерностям). Для повышения эффективности воспитания должны выполняться определеные требования, вытекающие из закономерностей.

 

целенаправленности воспитания    
взаимосвязи воспитания и общественными процессами  
целостности воспитания    
непрерывности воспитания    
сотрудничества воспитателей и воспитуемых    
воспитания в коллективе и через коллектив    
опоры на положительное в личности    
взаимосвязи уважения и требовательности    
дифференцированного и индивидуального подходов в воспитании  
…и другие принципы    

 

 

Пояснения:

Принципы дают возможность воспитателю наиболее правильно отобрать содержание материала, методы и формы воспитания, необходимые для достижения поставленной цели. Они позволяют педагогу установить плодотворные, гуманные отношения с детьми.

Принципы реализуются не поодиночке, а в системе, в зависимости от задачи и конкретного случая.

Важно знать не только о существовании самих принципов, но и о том, каким образом можно воплотить в жизнь содержащиеся в них требования. Ответ на этот вопрос дает понятие “правила воспитания”.

Каждый принцип содержит методическое правило выполнения (либо группу правил).

 

ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ

(пример)

 
 

 

 


старайтесь предвидеть конечную цель работы     побуждайте школьников к самовоспитанию  
     
формируйте качества личности в их взаимосвязи согласовывайте свою работу с другими воспитателями  
     
каждое воспитательное делоготовьте как звено общего процесса воспитания добивайтесь единства требований к воспитуемому со стороны школы, семьи и общественности  
     
каждый раз выделяйте главные задачи воспитывая – обучайте, обучая -воспитывайте  
   
…и другие правила  

 

Проблема:

Какие существуют принципы вопситания?

Пояснения:

Воспитание зависит от совокупности объективных и субъективных факторов. Эта закономерность будет реализована, если будут выполнены определенные требования. Примеры двух требований приведены на граф-схеме.

Реализация принципа комплексного подхода имеет несколоко аспектов. Наиболее важен методологический аспект. Суть его в следующем. Всякое общество имеет в своей основе материальные блага, создаваемые трудом своих членов, проводит определенную политику, которая подчинена господствующей идеологии, и существует благодаря выполнению своими членами определенных нравственных требований, закрепленных в нормах морали. Отсюда вытекает объективная необходимость взаимосвязанного осуществления трудового, политического и нравственного воспитания.

ЗАКОН – 1

 

ПРИНЦИПЫ – 1 требует

 

На граф-схеме представлены и три других аспекта реализации данного принципа.

ЗАКОН – 2

 
 

 

 


ПРИНЦИПЫ – 2 требует

 

 

Пояснения:

Эффективность воспитания зависит от того, насколько целесообразно организована деятельность воспитуемых, насколько разумно их общение между собой и с воспитателями.

 

ЗАКОН –3

 
 

 


ПРИНЦИП –3 требует

 

 

Пояснения:

Уровень развития личности зависит от процесса воспитания. В то же время, содержание воспитания, его цели и методы определяются с учетом уровня развития воспитуемого.

ЗАКОН – 4

 
 

 

 


ПРИНЦИПЫ – 4 требует

подчинения воспитания поставленным целям
разнообразия применяемых методов

Пояснения:

Результаты воспитания, его эффективность определяются характером, целесообразностью мер (воздействий).

Проблема:

Предложенная система закономерностей и принципов воспитания далека от совершенства, необходима дальнейшая разработка этой системы.

 

 

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

 
 


Проблема: каким способом

Сформировать?

 

 


Пояснения:

Перед воспитателем стоит проблема – каким (какими) способом (способами) сформировать у воспитанников общественно и личностно значимые качества, учитывая при этом закономерности воспитания и соблюдая принципы (требования).

Ответ на этот вопрос дает категория педагогики – МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ.

Формирование личности воспитуемого может быть осуществлено через формирование его сознания, через включение его в активную деятельность, через опору на его мотивы (интересы и потребности).

Способы осуществления процесса воспитания называют методами воспитания.

Методы воспитания – это упорядоченные способы совместной деятельности воспитателя и воспитуемого по достижению воспитательных целей.

Все существующие методы воспитания для удобства разработки и использования классифицированны, то есть по определенному признаку объеденены в группы подобия. Например, Г.И. Щукина:

 

 


Любой метод на практике реализуется в виде ПРИЕМА или группы приемов и с помощью тех или иных СРЕДСТВ воспиатния.

Прием воспитания – это отдельная операция по реализации какого-либо метода в конкретной педагогической ситуации.

Средства воспитания – это виды деятельности, объекты материальной и духовной культуры, используемые в процесс воспитания для достижения поставленных целей.

1 ГРУППА МЕТОДОВ

 

 

 

ГРУППА МЕТОДОВ

 


 

 

ГРУППА МЕТОДОВ

 
 

 

 


 

 

Существуют и другие варианты классификации методов воспитания.

Проблема:

Каким путем происходит формирование общественно и личностно значимых качеств? Вариант решения этой проблемы:

 
 

 


Пояснения:

Основой сознания личности являются знания, которые усваиваются под руководством учителя-предметника. На их основе формируются убеждения (взгляды, суждения, оценки, мировоззрения). Наибольшую роль в их формировании играет воспитатель. Поступки совершает воспитуемый, руководствуясь своими знаниями и убеждениями.

Деление на эти этапы формирования личности условно.

Если знания, убеждения, поступки связаны между собой, то:

 
 


 

 

Пояснения:

Эти связи могут означать, что методы, входящие в одну из групп, могут быть использованы в составе другой группы.

Проблема:

1) нельзя ли считать вышеназванные связи закономерностями процесса воспитания?

2) как на практике разрабатываются отдельные методы воспитания?

 

Вариант решения этой прблемы:

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...