Цель, задачи, структура и виды воспитания
Цель воспитания – это некий идеал результата воспитательной деятельности, к которому стремятся общество и воспитатель. Цели могут быть дальними и ближними. Ближние цели могут быть определены как задачи воспитания. Стратегическая цель воспитания – формирование всесторонне и гармонически развитой личности, опирающееся на ее способности и дарования. Реальная цель воспитания определяется уровнем развития общества, его возможностями, потребностями и интересами. Достижение поставленной цели воспитания осуществляется ув процессе реализации основных видов (стставных частей) целостного процесса воспитания.
А также други виды воспитания. Идеал цели воспитания:
Пояснения: Идеальная цель – недостижима. Реальная цель воспитания заключается в создании необходимых и достаточных условий для маскимально полного роазвития природных задатков и способностей человека. Достижение цели воспитания идет через усвоение человеком базовых культур (они выступают содержанием процесса воспитания). Реализация содержания достигается через составные части воспитания, показанные на схеме. Пояснения Воспитание – это взаимодействие, сотрудничество, где решающий фактор – сам ребенок (воспитуемый). Воспитатель пробуждает, поддерживает, стимулирует интерес личности ребенка к жизни, к себе, к людям. Воспитатель помогает ориентироваться в жизни, предупреждает об ошибках, вводит в круг общения и различные виды деятельности. Структура процесса воспитания
ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
= … …
Законоомерности процесса воспитания – это объективные, основные, существенные и устойчивые связи и отношения между объектами воспитания, воспитательными явлениями и процессами, определяющие их состояние и развитие.
Принципы воспитания – это основные исходные положения, вытекающие из опыта воспитательной работы, отражающие закономерности процесса воспитания и выполняющие роль требований к деятельности воспитателя и воспитуемых. Пояснения: Воспитание как всякий объективный процесс подчиняется определенным законам (закономерностям). Для повышения эффективности воспитания должны выполняться определеные требования, вытекающие из закономерностей.
Пояснения: Принципы дают возможность воспитателю наиболее правильно отобрать содержание материала, методы и формы воспитания, необходимые для достижения поставленной цели. Они позволяют педагогу установить плодотворные, гуманные отношения с детьми. Принципы реализуются не поодиночке, а в системе, в зависимости от задачи и конкретного случая. Важно знать не только о существовании самих принципов, но и о том, каким образом можно воплотить в жизнь содержащиеся в них требования. Ответ на этот вопрос дает понятие “правила воспитания”. Каждый принцип содержит методическое правило выполнения (либо группу правил).
ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ (пример)
Проблема: Какие существуют принципы вопситания? Пояснения: Воспитание зависит от совокупности объективных и субъективных факторов. Эта закономерность будет реализована, если будут выполнены определенные требования. Примеры двух требований приведены на граф-схеме. Реализация принципа комплексного подхода имеет несколоко аспектов. Наиболее важен методологический аспект. Суть его в следующем. Всякое общество имеет в своей основе материальные блага, создаваемые трудом своих членов, проводит определенную политику, которая подчинена господствующей идеологии, и существует благодаря выполнению своими членами определенных нравственных требований, закрепленных в нормах морали. Отсюда вытекает объективная необходимость взаимосвязанного осуществления трудового, политического и нравственного воспитания. ЗАКОН – 1
ПРИНЦИПЫ – 1 требует
На граф-схеме представлены и три других аспекта реализации данного принципа. ЗАКОН – 2
ПРИНЦИПЫ – 2 требует
Пояснения: Эффективность воспитания зависит от того, насколько целесообразно организована деятельность воспитуемых, насколько разумно их общение между собой и с воспитателями.
ЗАКОН –3
ПРИНЦИП –3 требует
Пояснения: Уровень развития личности зависит от процесса воспитания. В то же время, содержание воспитания, его цели и методы определяются с учетом уровня развития воспитуемого. ЗАКОН – 4
ПРИНЦИПЫ – 4 требует
Пояснения: Результаты воспитания, его эффективность определяются характером, целесообразностью мер (воздействий).
Проблема: Предложенная система закономерностей и принципов воспитания далека от совершенства, необходима дальнейшая разработка этой системы.
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ Проблема: каким способом Сформировать?
Пояснения: Перед воспитателем стоит проблема – каким (какими) способом (способами) сформировать у воспитанников общественно и личностно значимые качества, учитывая при этом закономерности воспитания и соблюдая принципы (требования). Ответ на этот вопрос дает категория педагогики – МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ. Формирование личности воспитуемого может быть осуществлено через формирование его сознания, через включение его в активную деятельность, через опору на его мотивы (интересы и потребности). Способы осуществления процесса воспитания называют методами воспитания. Методы воспитания – это упорядоченные способы совместной деятельности воспитателя и воспитуемого по достижению воспитательных целей. Все существующие методы воспитания для удобства разработки и использования классифицированны, то есть по определенному признаку объеденены в группы подобия. Например, Г.И. Щукина:
Любой метод на практике реализуется в виде ПРИЕМА или группы приемов и с помощью тех или иных СРЕДСТВ воспиатния. Прием воспитания – это отдельная операция по реализации какого-либо метода в конкретной педагогической ситуации. Средства воспитания – это виды деятельности, объекты материальной и духовной культуры, используемые в процесс воспитания для достижения поставленных целей. 1 ГРУППА МЕТОДОВ
ГРУППА МЕТОДОВ
ГРУППА МЕТОДОВ
Существуют и другие варианты классификации методов воспитания. Проблема: Каким путем происходит формирование общественно и личностно значимых качеств? Вариант решения этой проблемы:
Пояснения: Основой сознания личности являются знания, которые усваиваются под руководством учителя-предметника. На их основе формируются убеждения (взгляды, суждения, оценки, мировоззрения). Наибольшую роль в их формировании играет воспитатель. Поступки совершает воспитуемый, руководствуясь своими знаниями и убеждениями.
Деление на эти этапы формирования личности условно. Если знания, убеждения, поступки связаны между собой, то:
Пояснения: Эти связи могут означать, что методы, входящие в одну из групп, могут быть использованы в составе другой группы. Проблема: 1) нельзя ли считать вышеназванные связи закономерностями процесса воспитания? 2) как на практике разрабатываются отдельные методы воспитания?
Вариант решения этой прблемы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|