Влияние коллектива на личность
Пояснения Коллектив формируется во имя развития личности. Именно в коллективе происходит формирование и реализация социальных потребностей ребенка. Этапы развития коллектива
В таблице: Р – руководитель; А – актив; Л – лидеры; К – коллектив. Пояснение: Деление на этапы достаточно условно. Выделенные этапы не имеют четких границ. При переходе с этапа на этап меняются цели воспитания, меняются подходы к выбору методов, форм и средств работы. В коллективе меняются отношения между членами, между членами и руководителем. Развитие коллектива ведет к усложнению воспитательной работы, к повышению ответственности воспитателя-руководителя за жизнь и деятельность всех его членов, за судьбу коллектива.
Развитие коллектива не заканчивается четвертым этапом. Проблема: Как развивается коллектив, достигнув четвертого этапа? Принципы развития коллектива Пояснения: Принципы вытекают из объективных закономерностей процесса воспитания и реализуются в комплексе. На граф-схеме названы лишь несколько принципов. Изучая работы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других педагогов, определите самостоятельно, какие другие принципы воспитания коллектива ими были реализованы? Вывод-проблема по теме Какой путь выбрать: а) воспитание -----------------личность; б) воспитание -----------------коллектив-----------------личность? Т.е. возможны два пути формирования личности: - непосредственное воспитание личности; - воспитание личности через коллектив. ОБЩИЙ МОМЕНТ – воспитание осуществляется в системе. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ Исходная идея современных воспитательных систем (ВС) – отказ от работы по направлениям, по видам воспитания. Признаки ВС: 1. Организация всей воспитательной работы, исходя из единой авторской педагогической концепции. 2. Опора на самоуправление в коллективе. 3. Широкое и научно обоснованное внедрение инноваций. 4. Реализация принципа дифференциации образования. 5. Высокая эмоциональная насыщенность жизни коллектива. 6. Педагогическая целесообразность всех воспитательных актов («обычное право»).
Главный способ и форма организации ВС – коллективные творческие дела (КТД).
Этапы развития ВС: 1 этап – зарождение и становление системы; 2 этап – отработка структуры ВС и содержания деятельности; 3 этап – оформление системы. Примеры ВС:
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА) Дидактика – это один из разделов педагогики, разрабатывающий теорию обучения и образования. Категории дидактики: образование, содержание образования, обучение, преподавание, учение, цель обучения, законы, принципы, методы, организационные формы обучения и др. Предмет дидактики – обучение, как средство образования и воспитания личности.
ПРЕДМЕТ ДИДАКТИКИ
КАТЕГОРИИ ДИДАКТИКИ
ОСНОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ
Обобщенной целью обучения является усвоение учащимися социального опыта, отраженного в содержании образования. Цель реализуется через задачи: - вооружить учащегося системой знаний о природе и обществе; - сформировать умения и навыки; - раскрыть и развить способности, творческое мышление; - развить психические свойства личности (интерес, мотивы, память, волю и т.п.) и др. Пояснения: Сущность, содержание, цели и задачи обучения в школе определяются рядом документов, составители которых руководствуются потребностями (требованиями) общества. В последнее время учителям предоставлено право самостоятельно определять содержание основных вопросов учебного предмета, последовательность их изучения, количество часов, затрачиваемое на изучение. Это требует от учителя хорошей методической и теоретической подготовки, большой ответственности.
СУЩНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Раскрыть сущность категории «обучение» - это значит: а) дать определение категории, назвав основные признаки; б) раскрыть содержание признаков обучения. Определение категории «обучение» приведено в граф-схеме на странице. Признаки категории «обучение» - целенаправленность; прецессуальность; системность; двусторонность. Содержание признаков может быть раскрыто через компоненты процесса обучения.
Пояснения: Обучение является процессом, так как реализуется путем выполнения в определенной последовательности отдельных компонентов: Кц + Км + Кс + Ко + Кк + Кр Обучение является целенаправленным процессом, так как начинается с формулировки и осознания цели. Выполнение всех компонентов подчинено поставленной цели. Обучение является системным процессом, так как состоит из отдельных элементов, связанных в единое целое. Это целое и есть обучение. Исключение любого компонента приведет к развалу процесса. Обучение является двусторонним процессом, так как в реализации каждого компонента и всего процесса участвуют две стороны - учитель (преподавание) и ученик (учение).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В процессе обучения ученики должны усвоить содержание образования, которое включает в себя ряд компонентов. Содержание образования может быть усвоено на уровне общего образования, на уровне политехнического и на уровне профессионального образования. При этом все уровни взаимосвязаны, так как общие элементы системы знаний умений и навыков: научные факты, понятия, законы, теори, методы научных исследований.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ Подход к определению понятий «закономерности обучения» и «принципы обучения» тот же, что и в теории воспитания. Определения этих понятий можно дать самостоятельно. Осуществление каждого компонента процесса обучения подчиняется определенным закономерностям. На основе этих закономерностей формулируется положения, играющие роль требований, предъявляемых к каждому компоненту. Это и есть принципы обучения.
Система закономерностей и принципов (по Ю.К. Бабанскому)
Одной из распространенных систем принципов обучения является: Пояснения: На схеме представлены классические принципы обучения. Однако эта категория является исторической. По мере развития науки и совершенствования практики выявляются новые законы процесса обучения и формулируются на их основе новые принципы обучения. Например, следующие принципы. Принципы обучения по Л.В. Занкову:
n принцип обучения быстрым темпом; n принцип обучения на высоком уровне трудности; n принцип ведущей роли теоретических знаний; n принцип осознания школьниками процесса обучения; n принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.
Принципы обучения по В.Ф. Шаталову: n принцип крупноблочного введения знаний; n принцип усвоения знаний на основе их многократного вариативного повторения; n принцип гармонического развития репродуктивного и продуктивного мышления; n принцип гуманизма и др.
Проблема:
В дидактике разрабатывается каждый из этих элементов, зачастую в отрыве от других. Каким образом могут быть реализованы связи между ними? Пояснения На основе закономерностей должны быть определены принципы, реализуемые путем выполнения определенных правил. Способы передачи и усвоения содержания материала должны подчиняться этим правилам. Вариант решения проблемы может быть представлен в виде схемы разработки принципов обучения: Принцип обучения 1 - название принципы; 2 - компонент обучения, характеризуемый этим принципом; 3 - закономерности, лежащие в основе принципа; 4 - сущность принципа; 5 - правила, вытекающие из данного принципа; 6 - возможные способы выполнения правил.
Пояснения Через какие правила выполняются принципы?
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Методы обучения - это упорядоченные способы осуществления совместной деятельности учителя и учащихся по передаче и усвоению системы научных знаний, умений и навыков, обеспечивающие развитие личности школьника. Прием - это отдельная операция в процессе реализации метода обучения. Поэтому метод - это сумма взаимосвязанных и взаимозависимых приемов деятельности. Материализация методических приемов на практике достигается через средства обучения: слово, образ, деятельность. Методы обучения могут быть классифицированы. Классификация производится по выбранному основанию. Учителю важно знать не одну, а ряд наиболее употребимых классификаций, ибо каждая из них имеет как положительные, так и отрицательные стороны, которые могут проявлять себя в большей или меньшей степени в зависимости от конкретных условий. В настоящее время различают три наиболее употребимые классификации, основанием для классификации которых служат: n источник передачи знаний, умений и навыков; n характер учебно-познавательной деятельности учащихся; n тип взаимодействия учителя и учащихся.
1) Методы обучения, выделяемые в зависимости от источника знаний
2) Методы обучения, выделяемые в зависимости от характера учебно-познавательной деятельности (ХУПД) школьников.
3) Методы обучения, выделяемые в зависимости от типа взаимодействия учителя и учащихся
Проблема: 1) Возможны ли другие варианты выделения групп методов обучения? Почему возможно существование многих вариантов классификации методов обучения? 2) В чем сходство и отличие методов воспитания и методов обучения? 3) Какой метод обучения может быть назван главным? Есть ли такой метод? Существующие общие черты в методах обучения и воспитания дают возможность применить для разработки методов обучения схему разработки методов воспитания. Общими и для воспитания и обучения являются многие средства формирования личности:
8. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Проблема:
Как эти переходы внешне выражаются? ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ Форма организации обучения - это способ внешнего выражения совместной деятельности учителя и учащихся по передаче и усвоению знаний, умений и навыков, определяющий порядок и режим ее протекания. Одна форма обучения отличается от другой по определенным признакам. Выделяют внешние и внутренние признаки форм обучения.
Все существующие формы обучения выделяются с учетом признаков и в зависимости от какого-либо признака могут быть отнесены к одной из следующих групп форм организации обучения: n формы организации обучения в зависимости от числа участников; n формы обучения в зависимости от дидактических целей (ДЦ); n формы обучения, зависящие от комплекса признаков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|