Основные педагогические понятия
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Категория -основное, наиболее общее понятие науки. Педагогический процесс - целенаправленная взаимосвязанная деятельность педагогов и воспитанников, направленная на разностороннее развитие личности. Воспитание -целенаправленный систематически организованный процесс взаимодействия педагогов и воспитуемых, направленный на решение конкретных воспитательных задач. Обучение -целенаправленный систематически организованный процесс взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на передачу и усвоение системы знаний, умений, навыков, а также развитие личности учащегося. Образование: - процесс и результат овладения учащимися обобщенным общественно-историческим опытом; - целостный процесс обучения и воспитания личности, обеспечивающий ее разностороннее развитие. Предмет педагогики -воспитание, обучение, образование в целом, организуемые в образовательных учреждениях различных типов. Педагогическая методология: - учение о педагогическом знании, процессе его добывания и практического использования, разрабатываемое на основе всеобщей методологи; - система теоретических положений, на основе которых может быть обеспечено решение педагогических проблем. Метод исследования: - схема, модель исследовательских действий, служащих доказательству и проверке гипотезы, достижению поставленной цели; - упорядоченный способ решения поставленной исследовательской задачи. Методика исследования -целенаправленная система методов, приемов, средств и форм работы, обеспечивающая достаточно полное и надежное решение проблемы. Личность -человек как общественное существо, носитель сознания. Развитие - противоречивый процесс количественных и качественных изменений, наследуемых и приобретаемых свойств индивида.
Формирование: - процесс развития личности под влиянием внешних и внутренних факторов; - создание внешней формы того или иного педагогического объекта. Наследственность -генетическая программа биологических признаков, получаемых ребенком при рождении от родителей и служащая одним из источников развития личности. Среда -окружающие человека общественные, материально-бытовые, природные условия его существования, формирования и деятельности, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Педагогическая цель -идеальный, мысленно предвосхищаемый педагогом результат его учебно-воспитательной деятельности. Всесторонность воспитания -полноценное развитие всех сторон личности. Гармоничность развития -пропорциональное, согласованное развитие качеств с учетом индивидуальных особенностей личности. Движущие силы педагогического процесса -внутренние противоречия между обновляющимися потребностями воспитанника и регулируемыми педагогом возможностями их удовлетворения, разрешение которых через активность школьника ведет к его развитию. Педагогический закон -объективная, существенная, устойчивая связь между педагогическими явлениями, процессами, объектами, обусловливающая их состояние, функционирование и развитие. Педагогическая закономерность: - проявление действия того или иного закона; - определенный уровень познания закона педагогики; - совокупность законов, в полной мере определяющих данное явление, процесс, объект. Нравственное воспитание -целенаправленный процесс овладения личностью под руководством воспитателя правилами и нормами поведения, формирования у них моральных взглядов и убеждений, выработка этических умений и навыков. Трудовое воспитание -целенаправленный процесс ознакомления учащихся под руководством воспитателя с основами производства, формирование трудовых умений и навыков, ответственного отношения к своему труду, уважительного отношения к людям труда, побуждение к сознательному выбору профессии.
Самовоспитание -сознательная и целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своей личности. Форма организации обучения – упорядоченный способ внешнего выражения процесса обучения, определяющий его порядок и режим. Система образования -совокупность исторически сложившихся и связанных между собой всех типов учебно-воспитательных учреждений, осуществляющих основные принципы политики государства в области просвещения. Учение -система познавательных и практических действий школьника, обеспечивающая усвоение им содержания образования и его развитие. Принципы воспитания (обучения) - исходные основные положения о способах достижения воспитательных (учебных) целей и задач, формулируемые с учетом законов и закономерностей педагогического процесса, выполняющие роль требований к деятельности воспитателя (учителя) и воспитуемых (учащихся). Средства воспитания (обучения) -объекты материальной и духовной культуры, служащие процессу развития и формирования личности. Метод воспитания (обучения) - упорядоченный способ реализации совместной деятельности педагога и воспитуемого по достижению поставленных целей. Прием воспитания (обучения): - отдельная операция (составная часть) метода; - проявление метода в конкретной педагогической ситуации. Ученический коллектив - объединение учащихся, сплоченных единой целью, общественно и личностно-значимой деятельностью, способных к самоуправлению и сотрудничеству, между которыми существуют отношения ответственной зависимости. Умственное воспитание - целенаправленная и планомерная деятельность воспитателя и воспитуемого, направленная на вооружение школьников системой научных знаний, развитие их умственных сил и способностей, привитие культуры умственного труда.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Образ и логика в изложении курса «Педагогические теории, системы и технологии»: Пособие для студентов педвузов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|