Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика функциональных задач, решаемых в органах налоговой службы




 

В результате анализа существующих информационных налоговых систем, организационной структуры налоговых органов передовых стран мира и современных методов налогового администрирования, в регионе была разработана концепция развития информационных технологий налоговых комитетов, в которую заложен принцип функциональной организационной структуры налоговых служб и высокая степень интеграции с внешними информационными системами. На основе данной концепции была спроектирована Интегрированная Информационная Налоговая Система (ИНИС) РК.

ИНИС РК - объединенная информационная среда налоговых органов РК, налогоплательщиков РК, разработанная в целях увеличения сбора налоговых поступлений, других обязательных платежей в бюджет, которая призвана решать следующие задачи:

• эффективное и последовательное руководство на всех организационных уровнях налогового комитета;

• улучшение контроля за осуществлением функциональных процедур налогового администрирования;

•повышение эффективности методов и технологий применения налоговых операций;

•сокращение материально-трудовых затрат при осуществлении налогового администрирования.

Существовавшие до сих пор децентрализованная система учета поступлений, учета налогоплательщиков, децентрализованный контроль и учет конфискованного имущества, комплексных проверок и т.д. сводили на нет результаты ежедневной, кропотливой работы налоговых работников, делали ее неэффективной, иррациональной.

Интегрированная Налоговая Информационная Система предназначена для автоматизации четырех основных рабочих процессов налоговой службы (функциональных подсистем). Это:

· Регистрация налогоплательщиков.

· Обработка платежей и деклараций.

· Налоговые операции (налоговые проверки и сбор налогов).

· Поддержка принятия решений.

ИНИС состоит из интегрированной базы данных и из подсистем, каждая из которых обеспечивает поддержку одного из этих процессов. Каждая из этих подсистем имеет свой собственный план разработки и реализации. Вместе с тем, все эти планы координируются в рамках одного проекта.

Интегрированная база данных по налогообложению обеспечивает однократный ввод информации и поддержку целостности данных в масштабах всей республики благодаря использованию специальных механизмов обновления и хранения данных в распределенных системах. Рассмотрим функциональные подсистемы ИНИС:

1. Подсистема регистрации налогоплательщиков. Ее основной функцией является поддержка единой базы данных, хранящей информацию обо всех налогоплательщиках республики. Она предназначена для повышения эффективности руководства налоговыми комитетами на всех уровнях и применения современных методов налогового администрирования. Кроме того, система регистрации может служить источником информации для всех составляющих финансовой системы Республики Казахстан и органов государственного управления при соблюдении условий безопасности информация.

2. Подсистема обработки платежей и деклараций выполняет функции ведения лицевых счетов налогоплательщиков, расчет начислений, контроль поступлений, контроль информации в формах налоговой отчетности (косвенные проверки деклараций) и другие учетные и контрольные функции. Это основной рабочий процесс системы.

3. Подсистема налоговых операций (проверки и сборы) предназначена для оперативного управления налоговой службой РК, служит для выявления субъектов, неподающих декларации, и для автоматизации ведения дел, а именно: отбора и назначения дел о проверке и дел к взысканию, распределения и отслеживания дел, мониторинга и анализа результатов исполнения дел.

4. Подсистема поддержки принятия решения занимает особое место. Используя данные, накопленные в процессе функционирования системы по всем налоговым операциям, и результаты работы других подсистем ИНИС, она позволяет получить максимально возможный объем информации по налоговому администрированию во всех разрезах и с разных точек зрения, подвергнуть их статистическому анализу с целью получения прогнозов и принятия решений на самом высоком правительственном уровне.

Внедрение ИНИС позволит не только добиться увеличения сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет, но и обеспечит более эффективное и последовательное управление работой налоговых инспекторов на местах, сократит материально-трудовые затраты на сбор налогов за счет более эффективной организации труда. Руководство и лица, принимающие решения на всех уровнях налоговых служб, получат своевременную и исчерпывающую информацию о налоговых поступлениях, недоимках, регистрации налогоплательщиков, что даст возможность руководству налогового комитета проводить многосторонний анализ результатов работы его служб и накопленных данных с использованием методов экономической статистики.

ИНИС обеспечит более высокую степень интеграции с другими компонентами финансовой системы республики. Налогоплательщики также заинтересованы в нормальном функционировании налоговой системы страны. Возможно, именно четкая и неподкупная компьютерная фискальная система позволит, наконец, снизить ставки налогообложения, повысив при этом собираемость собственно налоговых платежей.

Налогоплательщики, использующие в своей работе компьютеры, получат возможность заполнять электронную декларацию. Доступ к публичной части налогового сервера сделает работу налоговых служб более открытой и понятной.

Архитектура ИНИС основывается на трехуровневой модели «клиент-сервер», которая позволит снизить требования к вычислительным ресурсам конечных пользователей, а значит, получить экономию в общей стоимости системы. При разработке системы используются основные решения и продукты Microsoft: операционная система Windows NT, система управления базами данных SQL Server 7. О, Internet Explorer, Internet Server и другие.

Ядро системы реализовано на языке программирования C++, прикладная логика системы - на специально разработанном под заданную предметную область собственном (внутреннем) языке.

ИНИС РК имеет иерархическую структуру, распределенную по уровням: республика-области-районы. В составе вычислительных средств предполагается наличие центрального узла (сервера) на первом этапе, порядка 15 узлов - на втором и около 250 узлов - на третьем районном уровне. Все узлы системы объединяются корпоративной сетью, узлам системы соответствуют локальные вычислительные сети различных масштабов. Узлы верхних уровней соединены между собой непрерывно работающими каналами связи. С узлами районного уровня обмен данными происходит периодически, по требованию, в зависимости от событий, происходящих в системе.

Базовым приложением, функционирующим на рабочей станции пользователя, является стандартный Internet Explorer - программное средство для доступа к сети Internet. Такое решение позволяет легко модифицировать пользовательские интерфейсы, сопровождать их персоналом заказчика. В качестве рабочей станции может применяться любая вычислительная установка, в том числе сетевой компьютер - достаточно дешевое бездисковое устройство, которое, как ожидают аналитики в сфере информационных технологий, скоро будет массово продаваться на рынке, а мобильные сотрудники налоговых служб получат возможность работать с системой вне специально оборудованного рабочего места, например, в командировке.

Каждому уровню налоговой системы соответствует свой состав функциональных подсистем.

Для третьего уровня (уровень районных налоговых служб) характерны следующие функциональные подсистемы:

- учет и регистрация налогоплательщиков;

- документальная проверка;

- регистрация предприятий;

- ведение лицевых карточек предприятий;

- камеральная проверка;

- анализ состояния предприятия;

- обработка документов юридических лиц;

- ведение нормативно-правовой документации.

Подсистема «Учет и регистрация налогоплательщиков» связана с своевременным и полным учетом плательщиков налогов и платежей в бюджет. Налогоплательщику присваивается уникальный регистрационный номер. При этом он должен предоставить все необходимые регистрационные документы:

· заявление на регистрацию;

· копию устава предприятия;

· копию решения о создании предприятия или договора учреждения;

· справку статуправления о поставке на учет;

· свидетельство о регистрации;

· договор аренды или гарантийное письмо.

Таким образом, формируется «электронная папка» на налогоплательщика. Эта информация в дальнейшем будет использована всеми отделами налогового комитета, а также дополнена различными данными по налогоплательщику.

Подсистема «Документальная проверка» относится к контрольному виду деятельности налоговых органов. В ней решаются задачи:

- контроль за правильностью реализации и исполнения налогоплательщиками законодательных и иных распорядительных документов;

- выявление нарушений этого законодательства;

- определение санкций по факторам нарушений и т.д.

Эта подсистема практически связана со всеми другими функциональными подсистемами ЭИС - Налог на уровне района.

Подсистема «Регистрация предприятий» предназначена для ввода информации по контролируемым предприятиям и учредителям предприятий, получения информации по предприятиям в виде группировочных таблиц по указанным реквизитам.

По каждому налогоплательщику в базе данных должны иметься следующие атрибуты:

- наименование плательщика;

- юридический адрес;

- номер расчетного счета и атрибуты банка, его обслуживающего, полные атрибуты учредителей плательщиков;

- дата регистрации;

- размер уставного фонда;

- вид деятельности;

- место регистрации и регистрационный номер;

- все атрибуты, использующиеся для быстрого поиска плательщика в ЭИС.

Получаемая в результате ввода первичной информации (исходных данных

о налогоплательщиках) информация является основой для камеральных проверок и ведения лицевых карточек.

Подсистема «Ведение лицевых карточек предприятий» связана с получением данных о поступлении налогов в разрезе налогоплательщиков и видов налогов. Она должна обеспечить следующие функции:

- фиксировать платежные документы;

- автоматически производить вычисление сальдо, начисление пени, выдачу суммы, внесенной предприятием в бюджет, ведение лицевой карточки в порядке срока уплаты в бюджет независимо от даты ввода информации;

- получить справку о недоимках и переплатах по предприятиям;

- проводить авансовые платежи с разбивкой по срокам;

- печатать инкассовые поручения и др.

Подсистема «Камеральная проверка» служит для автоматизации процедур, связанных с приемкой бухгалтерской отчетности предприятий, а также налоговых расчетов. Подсистема реализует следующие возможности:

- осуществление в автоматическом режиме проверки расчетов, начисления налогов;

- формирование на компьютере достоверной БД в результате приема квартальной и годовой отчетности, которую можно использовать для автоматической генерации форм отчетности налогового комитета перед вышестоящими организациями;

- выдача рекомендаций инспекторскому составу для документальных проверок;

- получение информации для ее последующего использования в других подсистемах.

Подсистема «Анализ состояния предприятия» преследует цель проведения анализа итогов деятельности предприятий на основании данных камеральных проверок и позволяет выбрать предприятия для документальной проверки. В результате анализа определяется перечень предприятий, которые имеют нарушения о порядке и сроках представления основных документов, необходимых для получения данных о налогах и других платежах в бюджет и их оплате.

Подсистема «Обработка документов юридических лиц» предусматривает возможность ведения различных справочников по юридическим лицам и использования этих справочников, в основной базе данных, автоматически вводить информацию. В подсистеме рассчитываются суммы налогов, ведутся лицевые счета, печатаются извещения о суммах начисления налогов, составляются различные бухгалтерские отчеты.

Подсистема «Ведение нормативно-правовой документации» обеспечивает возможность работы с законодательными актами, постановлениями, указами, распоряжениями и другими документами, издаваемыми Правительством РК, налоговым комитетом республики и другими ведомствами. На основе информации этой подсистемы строится работа всех налоговых органов, а соответственно и функционирование остальных подсистем.

В налоговые комитеты предоставляются годовые, квартальные отчеты и балансы, отчеты о финансовых результатах и их использовании, приложения к балансу предприятия, расчет определения расходов на оплату труда, принимаемых при исчислении облагаемой налогами прибыли, расчета НДС и т.д. Использование компьютера дает возможность следить за динамикой развития предприятия, использованием им различных льгот, видеть направления для проведения документальной проверки. С помощью компьютеров осуществляется контроль за поступлением платежей, формирование отчетности налогового комитета в городскую или областную налоговую службу, экономический анализ деятельности налогового комитета и состояния обслуживаемого района, организация работы вспомогательных служб (бухгалтерия, кадры, делопроизводство и др.)

 

Резюме

 

· Одним из основных инструментов государственного регулирования является налоговая политика. Налоговая система РК представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории региона. Главной задачей налоговых служб является контроль за соблюдением законодательства о налогах (налогового кодекса), правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и других платежей, установленных законодательством РК.

· ЭИС - Налог представляет форму организационного управления органами налоговых служб разных уровней на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий. ЭИС – Налог позволяет расширить круг решаемых задач, повысить аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения ЭММ, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков.

· Структура ЭИС - Налог является многоуровневой. ЭИС - Налог строится как распределенная корпоративная информационная сеть, узлами которой являются налоговые комитеты области.

·. В республике Казахстан ЭИС - Налог представлена как ИНИС (интегрированная налоговая информационная система). Функциональными подсистемами ИНИС РК являются: регистрация налогоплательщиков, обработка платежей и деклараций, налоговые операции, поддержка принятия решений.

· Архитектура ИНИС РК основывается на трехуровневой модели «клиент - сервер». При разработке системы были использованы ОС Windows NT, СУБД Server 7.0, Internet Explorer и др. Ядро системы реализовано на языке программирования C++, прикладная логика системы - на специально - разработанном собственном (внутреннем) языке.

· Каждому уровню налоговой системы соответствует свой состав функциональных подсистем: для третьего уровня (районных налоговых служб) характерны следующие подсистемы: учет и регистрация налогоплательщиков, документальная проверка, регистрация предприятий, камеральная проверка, анализ состояния предприятия, обработка документов юридических лиц, ведение нормативно - правовой документации.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите причины создания в налоговых службах экономической информационной системы (ЭИС - Налог).

2. Какие цели преследует создание ЭИС - Налог?

3. Назовите основные принципы информатизации налоговой службы.

4. Какие требования предъявляются к ЭИС - Налог?

5. Из каких частей состоит ЭИС - Налог? Дать их характеристику.

6. Перечислите функциональный состав решаемых задач налоговой системы на уровне области.

7. Какую информацию содержит база данных хозяйствующих субъектов области?

8. На какие современные программные средства ориентирована «ЭИС – Налог» налогового комитета области?

9. Назовите состав функциональных подсистем для ЭИС - Налог районного уровня.

10. Что такое «электронная папка» на налогоплательщика?

11. Перечислите атрибуты каждого налогоплательщика в базе данных в подсистеме «Регистрация предприятия».

12. Назовите функции подсистемы «Ведение лицевых карточек предприятий».

13. Дайте характеристику функциональных основных подсистем ИНИС.

14. Какие задачи решает ИНИС?

15. Какие программные средства использует ИНИС?

 

Задания

ЗАДАНИЕ 1.

Спроектируйте задачу расчет налога с владельцев транспортных средств.

Выходные документы: расчет налога на приобретение автотранспортных средств, отчет о финансовых результатах и их использовании. Входной документ "Декларация налога с владельцев транспортных средств".

ЗАДАНИЕ 2.

Спроектируйте задачу по расчету отчислений пользователей автодорог.

Выходная информация содержит показатели: фактический объем производства, НДС, облагаемый объем, ставка налога, сумма налога. Входная информация: отчет о прибылях и убытках.

 

ЗАДАНИЕ 3.

Спроектируйте постановку экономической задачи расчета налога с имущества, если выходной документ "Декларация по налогу на имущество".

Входные документы: баланс предприятия и ведомость поступления основных средств.

 

ЗАДАНИЕ 4.

Спроектируйте постановку экономической задачи начисления подоходного налога.

Входной информацией для расчета подоходного налога является: проект плана прибыли предприятия, имеющий следующие реквизиты: фактически полученная прибыль за отчетный год; план прибыли предприятия на текущий год; фактически полученная прибыль; налоговые льготы; доход, подлежащий налогообложению. Проект плана прибыли составляется на основе входных документов: баланса предприятия, отчета о финансовых результатах, отчета о прибылях и убытках. Выходной документ содержит реквизиты: доход, облагаемый налогом; процентная ставка; сумма подоходного налога; прибыль к распределению.

ЗАДАНИЕ 5.

Спроектируйте постановку экономической задачи по начислению акцизов.

Входными документами являются: декларация по акцизу, расчет акцизов, учитывающих реквизиты: наименование юридического лица, регистрационный номер налогоплательщика; вид товара; код товара; оборот или объем реализованных товаров; цена товара. Выходной документ: «Сводная ведомость начисления и уплаты сумм акцизов» включает реквизиты: наименование юридического лица; вид товара; код товара; оборот или объем реализованных товаров; ставка акциза; сумма акциза.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...