Основные функции казначейских органов. Организация информационной системы в органах казначейства
Казначейство - это специальный государственный финансовый орган, в функции которого входит: - организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета РК, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единой кассы; - регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом РК и внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств; - осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах, установленных на соответствующий период государственных расходов; - сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления РК отчетности о финансовых операциях Правительства РК по республиканскому бюджету, о внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Казахстана; - управление и обслуживание совместно с Национальным банком и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РК; - разработка методических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся государственными средствами государственных (республиканских) внебюджетных фондов, и т.д. Для выполнения указанных функций задействована сложная многоуровневая система с развитыми функциональными и информационными связями не только между иерархическими уровнями органов казначейства, но и с банковской платежной системой, системой налоговой службы, системой формирования и исполнения бюджетов всех уровней, получателями бюджетных средств и налогоплательщиками. Сложность этой системы усугубляется тем, что она развернута на значительных территориях, охватывая большое количество участников, принадлежащих различным ведомствам.
По организации работы и методам обработки информации органы казначейства полностью соответствовали уровню развития окружающей инфраструктуры финансовой сферы. Оборудование вычислительной техникой позволяет провести начальную автоматизацию рутинных операций и подготовить базу для комплексного решения проблем, информационного обслуживания процесса исполнения бюджетов различных уровней. По приоритетности решения проблем развития казначейской системы выделяются два основных направления: - создание автоматизированной единой системы учета исполнения доходов и расходов республиканского бюджета и интеграция этой системы с платежно-расчетной системой Нацбанка и информационной системой налоговой службы; - создание автоматизированной единой депозитарной системы органов республиканского казначейства и интеграция ее с рынком ценных бумаг. Оба направления связаны не только с созданием соответствующих программно-аппаратных средств в органах казначейства, но и с совершенствованием смежных систем. Согласованное развитие межбанковской платежно-расчетной системы и информационного комплекса органов казначейства позволит изменить с целью повышения оперативности исполнения и учета существующую схему сбора доходов бюджета и доведения средств республиканского бюджета до получателей. Использование эффективной системы электронных платежей с единым расчетным центром осуществит полный цикл зачисления и учета доходов бюджета с завершенными межбюджетными расчетами в течение одного операционного дня. При этом учет поступлений доходов производится автоматически с полной аналитической разверсткой по бюджетной классификации, территориям, налогоплательщикам и т.д. Распределение регулирующих доходов и перечисление средств в региональные бюджеты производится также из единого расчетного центра с использованием электронных платежей, причем эти операции входят в полный цикл зачисления и учета доходов республиканского бюджета. Такая организация будет способствовать повышению оперативности исполнения доходов республиканского бюджета и бюджетов других уровней, а также своевременности и точности информации о средствах, поступающих в доход бюджетов всех уровней.
Главной целью создания экономической информационной системы (ЭИС) в органах казначейства является существенное повышение эффективности исполнения республиканского бюджета. В связи с этим, к информационной системе казначейства предъявляются следующие требования: - оперативно, точно и эффективно решать ограниченным персоналом весь объем задач, поставленных перед системой органов казначейства; - оперативно, точно и достоверно решать задачи по учету доходов республиканского бюджета; - организовать взаимодействие между республиканским бюджетом, бюджетом субъектов РК и местными бюджетами всех уровней; - быстро и точно доводить средства республиканского бюджета до конечных получателей; - обеспечивать текущий, полный, оперативный и строгий контроль за рациональным и целевым использованием бюджетных средств; - обеспечивать оперативный и объективный анализ исполнения республиканского бюджета и прогнозирование поступления доходов в бюджет и предстоящих расходов на любой заданный период; -управлять и обслуживать государственный внутренний долг; -соответствовать действующей в Казахстане законодательной практике и нормативным требованиям Министерства финансов РК; - обслуживать конфиденциальную и секретную информацию в соответствии с требованиями компетентных органов; - обеспечивать юридическую преемственность первичного документа и его электронной копии, а также ее сохранность в течение всего периода их регламентного существования, определяемого инструкциями и положениями о делопроизводстве и т.д.
Достижение основных целей построения ЭИС органов казначейства возможно при выполнении в процессе ее создания ряда условий: - информационная система, обслуживающая исполнение республиканского бюджета, должна строиться на базе автоматизированного учета с эквивалентной по степени детализации настройкой планов счетов. Бухгалтерский учет исполнения республиканского бюджета должен проводится в аналитическом аспекте на всю глубину бюджетной классификации, в том числе в разрезе конечных получателей бюджетных средств. Такой принцип позволит иметь в учетных регистрах информационного комплекса оперативное и достоверное отражение фактического состояния республиканского бюджета на любом уровне; - информационная система казначейства должна быть адаптирована к работе как с традиционными банковскими операциями, так и с системами электронных банковских расчетов и поддерживать активное взаимодействие с информационными системами исполнения республиканского и региональных бюджетов. Такие смежные с комплексом системы должны базироваться на полномасштабном, автоматизированном и оперативном бухгалтерском учете исполнения бюджетов и предусматривать однократное формирование информации при обработке первичных документов, в том числе платежных документов в банковской системе (это исключает ошибки и несопоставимость данных при вторичных вводах информации в систему): - согласование и синхронизация основных процессов исполнения бюджета в течение операционного дня, недели, месяца, квартала, года; - организация единой технологической информационной коммуникационной системы органов, исполняющих бюджеты различных уровней; - достоверность информации, входящей в ту или иную смежную ведомственную систему в ходе их взаимодействия. - применение единой технологии защиты информации от несанкционированного доступа и защиты электронной подписи;
- использование при организации и внедрении экономической информационной системы казначейства технологических и методических решений, позволяющих проводить модификацию как всей системы или ее ядра, так и только отдельных автоматизированных рабочих мест и отдельных задач на рабочих местах, не затрагивая текущую работу остальной системы в целом; Исходя из перечисленных требований к ЭИС казначейства и условий построения этой системы, используются две архитектуры информационной технологии ЭИС: · «терминальная» - на основе применения центрального вычислительного комплекса высокой производительности - мэйнфрейма (mainframe) и системы локализованных и удаленных терминалов, в том числе интеллектуальных; · «клиент-сервер» - на основе организации коллективной высокопроизводительной работы с базами данных в локальных вычислительных сетях отдела, организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|