Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 11. Об употреблении вина 6 страница




551

Когда в первые века христианства появилось мнение, что скопцам нужно оскоплять себя физически, то оно было Церковью осуждено как ересь и недопустимое членовредительство.

552

Это относится, прежде всего, к советскому и постсоветскому баптизму.

553

В связи с этим можно вспомнить те мировые скандалы с педофилией, в которой оказались замешаны католические священники, что происходит, прежде всего, потому, что католики запрещают священникам вступать в брак.

554

Хотя и не все протестанты так считают.

555

П. Рогозин. Откуда всё это появилось? Глава «Безбрачие священников».

556

Не смущайся. Глава «Отношение к православию современного православного».

557

Двадцать веков христианства. Т. I, с. 152.

558

Книга Правил – это собрание догматических и относящихся к устройству и благочестию Церкви правил (признанных каноническими) Апостолов, Вселенских и Поместных Соборов, и некоторых святых.

559

Протестантам не стоит злорадствовать этому признанию, ибо их жизнь по форме также весьма далека от описанной жизни первой Церкви, поскольку они отнюдь не ежедневно пребывают в храме (или на своих собраниях), не имеют общее имущество, а преломляют хлеб и вовсе лишь один раз в месяц.

560

Кстати, бороться с этим отвращением совсем не трудно: нужно понять значение неизвестного и «пугающе» звучащего православного понятия; разобраться, что за ним стоит. И если человек любит Истину и всё Божественное, то он непременно полюбит все эти слова и термины, как, например, искусствовед, любящий своё дело, любит все специфические слова, связанные с искусством.

561

В греч. подстрочнике под ред. В. Журомского это слово переведено: «прилагаю усилия».

562

Книг по аскетизму в Православии много, но, пожалуй, самые классические это «Лествица» (то есть, духовная лестница к вершинам святости) св. Иоанна Лествичника, «Невидимая брань» Никодима Святогорца, «Добротолюбие» и труды Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова.

563

Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Изд. Тираж-51, 2001. Т. II, с. 169.

564

Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Изд. Тираж-51, 2001. Т. II. С. 179.

565

Св. Игнатий Брянчанинов писал: «Только что начнет уверовавший во Христа исполнять всесвятые евангельские заповеди, или, что то же, творить дела естества обновленного, как внезапно открывается пред ним его падшее естество, доселе скрывавшееся от взоров, и вступает в упорную борьбу с Евангелием. Жизнь подвижника Христова преисполняется невидимых падений. Он невольно исповедует с апостолом: Соуслаждаюся закону Божию по внутреннему человеку: вижду же ин закон во удех моих, противу воюющ закону ума моего, и пленяющ мя законом греховным, сущим во удех мои. Окаянен аз человек! (Рим.   7: 22, 24) От такого воззрения на самого себя зарождается в христианине блаженная нищета духа, является разумный духовный плач, зиждется сердце сокрушенное и смиренное, которое Бог не уничижит (Пс.   50: 20). В человеке от жительства по Евангелию является как бы естественно заповеданное Евангелием покаяние. Итак, покаяние необходимо не только для того, чтоб уверовать во Христа: оно необходимо для пребывания в вере, для преуспеяния о Христе; оно необходимо для живой веры во Христа» (Аскетические опыты. Т. IV. С. 9–10). Так вот, ничего подобного протестант не знает, ибо он не родился духовно и не живёт истинной духовной жизнью, а дьявол лишь играет с ним в «духовную жизнь» и «духовную борьбу».

566

За исключением так называемых сплошных седмиц (недель) и святок, когда посты в среду и пятницу отменяются по причине, например, празднования трёх величайших праздников христианства – Пасхи, Рождества и Троицы. На следующей за этими днями неделе (а после Рождества – 12 дней, до Крещения, с 7-го до 18-го января) пост отменяется, по причине радости праздника.

567

Послание к филиппийцам, гл. 7.

568

Пастырь. Кн. 3, подобие 5/1–3.

569

Беседы на Деяния Апостольские, 1/6.

570

Беседа 1, о посте 1-я.

571

В толковой Библии под редакцией А. П. Лопухина это место толкуется так: «" пост уже прошел…» – разумеется, без сомнения, важнейший пост дня очищения – 10 дня месяца тифи (во II половине октября)». Если же Лука в Деян.   27: 9 имел в виду пост христианский, как некоторые полагают, то в таком случае это ещё одно подтверждение того, что у христиан с первых времён были общие посты (другие подтверждения приведены в абз. 29–35).

572

Именно об этих двух днях поста и упоминал фарисей в своей молитве (Лк.   18: 12).

573

Так заведено в Православной Церкви до сего дня: в субботу не постятся, кроме Великой Субботы перед Пасхой, именно тогда, когда Христос лежал во гробе. В длительные же посты – Великий и три других – в субботу и воскресенье пост послабляется.

574

Или «Учение Двенадцати» – ценнейший памятник апостольской Церкви, который нередко признают и уважают и протестанты. Данная книга была написана в I веке со слов Апостолов. Уже св. Климент Римский (Ι в. ) хорошо знал и высоко ценил эту книгу.

575

С. Санников. Двадцать веков христианства. Том Ι, с. 147.

576

Пост пасхальный – Страстная седмица (неделя) перед Пасхой. В Православии всё так в точности и происходит доныне: 40 дней Великого Поста предваряет Страстную седмицу, то есть предпасхальный пост.

577

Дни этой недели так и называются: Великая Среда, Великий Четверг и т. д.

578

С. Санников. Двадцать веков христианства. Том Ι. С. 146.

579

Выражение, взятое из вечерних молитв, которое обозначает сон без телесной пользы и надобности, сон ради неги и удовольствия.

580

Согласно слову ап. Павла: «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе…» (1Кор.   7: 5). Потому в посты Церковь не благословляет венчаться и начинать супружескую жизнь. Кроме того, хотя есть, пить и радоваться Церковь в принципе не запрещает, но свадебное веселие по духу и настроению не соответствует воздержанному, молитвенному и внутренне-аналитическому настроению поста.

581

Протестант скажет, что всегда, а не только во время поста нужно молиться, читать Библию и духовные книги, делать добрые дела, воздерживаться от многословия и пустословия и т. д. Это – действительно так. Но христианин, обычно, отнюдь не всегда может постоянно с одинаковой ревностью упражняться в добродетелях. Да, он всегда обязан читать Библию, но в пост он должен ещё усерднее и больше её читать; да, он всегда должен уклоняться от многословия, в пост он должен быть особенно немногословен; да, он всегда должен творить дела милосердия, но в пост он должен сотворить больше милости, чем в другое время; да, он всегда должен молиться и посещать Богослужения, но в пост он должен поревновать об этом особо. Кроме того, время поста отличается не только степенью ревности к духовной жизни и воздержания от всякого греха. В посты человек ради воздержания отказывается от того, что вообще не является грехом, как то: вкусная пища, супружеское общение, женитьба, празднование дней рождения, хождение в гости, путешествия, второстепенные житейские дела и т. п., от чего не обязательно отказываться, когда нет поста. Прп. Серафим Саровский, например, по средам и пятницам «безмолвствовал», посвящая эти дни молитве, а в другие дни принимал людей.

582

А. Мень. Православное богослужение: таинство, слово и образ». М., 1991. С. 168.

583

Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Священнику. М.: Отчий дом, 2005. С. 73.

584

С. Санников. Двадцать веков христианства. Том Ι, с. 147.

585

При этом не нужно, конечно же, думать, что в Царствии Небесном будет пост.

586

Гангрский Собор, 12.

587

Ср. Быт.   1: 31.

588

П. Рогозин. Откуда всё это появилось? Глава «Употребление чёток».

589

Песнь возрождения, № 221.

590

Обращения к Богу есть, конечно же, в песнопениях и других разделов сборника.

591

Для самых непонятливых протестантов, которые могут возразить, что мы не молимся, а поём, скажу, что молитва не перестаёт быть молитвой из-за того, что её пропели, а не проговорили, ибо молитва по протестантскому же пониманию есть не что иное, как обращение к Богу. Интересно, что в Православии есть восемь основных распевов, благодаря которым любой богослужебный текст (а все виды этих текстов состоят из молитв) можно спеть, и получается очень красиво. Так как, будучи в баптизме, я имел некоторое понятие о музыке и пении (поскольку, имея от природы музыкальный слух, я пел в хоре и различных «группах прославления»), то увидев, как гармонично и стройно православные могут спеть любой нерифмованный текст, я сильно этому поразился. До этого я никогда бы не подумал, что на музыку можно полагать не только стихи, но и текст, написанный не в рифму. Таким образом, многие православные молитвы можно как читать, так и петь, и от пения они, естественно, не перестают быть молитвами.

592

Например, св. Афанасий Великий (III-IV вв. ) писал: «Псалмы Давида – это песни нашей души; его молитвенные гласы и вопли – гласы и вопли духа нашего, подавляемого грехом, удручаемого скорбями и напастями. Кроме сего, где мы найдем для себя лучшие образцы молитв, молений, благодарений, богохвалений и славословий, как не в псалмах Давидовых? (... ) Посему и ныне каждый, произнося псалмы, пусть будет благонадежен, что Бог услышит просящих псаломским словом».

593

Евангелизации (здесь) – собрания, которые устраивают протестанты вне своего дома молитвы (на стадионах, в домах культуры, в больших палатках и т. д. ), главная цель которых есть привлечение в свои ряды новых членов.

594

Не могу здесь не взять данное слово в кавычки, так как названные люди не являются на самом деле евангелистами, поскольку несут миру не Христово Евангелие, а своё – протестантское, извращённое и погибельное учение, которое нельзя назвать Евангелием – благой вестью. О том, что протестанты не проповедуют Евангелие, будет сказано в гл. 21, абз. 156–168.

595

Молитвослов, вечерняя молитва 7-я.

596

Песнь возрождения, № 23.

597

Я помню некоторых баптистов, которые часто молились в нашем собрании вслух, и эти молитвы повторялись ими почти слово в слово. И при этом никто не обвинял таковых в том, что они молятся Богу формально, не от сердца.

598

Г. И. Шеманский. Нравственное богословие. Киев, 2008. С. 443–444.

599

Прп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Часть 1, гл. 49.

600

Православие и мир. 14 Апр. 2009. Статья «Можно ли молиться своими словами? ».

601

Да и в своей среде нет для протестантов такого авторитета, молитвой которого они захотели бы помолиться.

602

Прот. Александр Мень. Православное богослужение. Таинство, Слово и Образ. Часть III «О домашней молитве, духовных размышлениях и чтении Слова Божия».

603

Если какой-либо протестант скажет, что у нас «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.   2: 5), а не какие у святых, то православные ответят, что они стремятся иметь чувствования святых не иначе как по той причине, что святые имели чувствования Христовы. Как писал ап. Павел: «подражайте мне, как я Христу» (1Кор.   4: 16). Посему не только одному Христу, но и святым нужно подражать по мере того, как они сами подражали Христу.

604

Православие и мир. 14 Апр. 2009. Статья «Можно ли молиться своими словами? ».

605

В противоположность духовным (ср. Иак.   3: 15; 1Кор.   2: 14).

606

П. Рогозин. Откуда всё это появилось? Глава «Употребление чёток».

607

Православие и мир. 14 Апр. 2009. Статья «Можно ли молиться своими словами? ».

608

Кстати, если оценивать правильность и богоугодность протестантских молитв, то нужно сказать, что почти все они неугодны и мерзки для Него, и именно по причине нечистоты сердца. Протестант молится Богу, находясь в состоянии грубого и страшного прельщения (прелести). То есть, для Бога он не является Его чадом, так как он не уверовал во Христа по истине; не уверовал в Его «Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»; не вошёл в нее, не омыл свои грехи и не возродился благодатным Крещением; не получил в Миропомазании Духа Святого; не причастился в Причастии Тела и Крови Христовых. Протестант, кроме того, хулит множество Христом, Духом Святым, Апостолами и соборным разумом Церкви утверждённых догматов и проповедует свои богохульные учения, являясь открытым врагом Христовой Церкви. Но как при этом он молится Христу, Которого не познал и с Которым воюет? Он молится так: «слава Тебе, Господи, что Ты призвал меня в чудный Свой свет, что Ты простил мои грехи и спас меня из этого мира, открыл мне истину. Благодарю Тебя, что Ты собрал нас здесь прославлять Твоё святое Имя» и т. д., хотя все эти слова есть чистая ложь, ибо Господь не прощал ему грехи, не спасал его, не вверял ему Себя, не собирал протестантов на их собрания… Из молитв протестантов Богу угодны, по всей видимости, только такие молитвы, когда они молят Его о познании истины. Из моих молитв в мою баптистскую бытность угодными Христу были, как я думаю, только последние, когда я начал сомневаться в баптизме и стал искренне просить Бога о том, чтобы он наставил меня на путь правды и открыл мне истину, чего бы она мне ни стоила.

609

Ср. Мк.   4: 24: «какою мерою мерите, такою отмерено будет вам».

610

Ср. 1Фес.   5: 17: «непрестанно молитесь».

611

Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб.: Летопись, 2008. Т. I, запись 317.

612

Молитвы приводятся в русском переводе прежде всего ради моего протестантского читателя. Если же кто захочет познакомиться с православным молитвословом поближе, то я рекомендую приобрести молитвослов на церковнославянском языке с параллельным русским переводом. Русский перевод пусть будет для протестанта основным, но церковнославянский текст имеет свою неповторимую силу, красоту, величественность и благозвучие. Познакомиться с ним будет полезно хотя бы ради необычайного и незабываемого производимого им впечатления, а также для расширения своих представлений о нашей общей славянской культуре и языке наших предков. И ещё одна практическая заметка из личного опыта насчет молитвослова для тех протестантов, кто захочет ближе с ним познакомиться и попробовать по нему помолиться: вначале нужно просто его почитать, понять и обдумать его содержание и привыкнуть к его языку, а затем уже молиться по нему.

613

Ср. Пс.   16: 6.

614

Перефразированные слова блудного сына (ср. Лк.   15: 21).

615

Ср. Иез.   33: 11.

616

Ср. 1Тим.   2: 4.

617

Все эти четыре образа взяты из Евангелия.

618

Ср. Ин.   1: 29.

619

Ср. Мф.   11: 28.

620

Ср. Лк.   5: 32.

621

Ср. 1Кор.   11: 29.

622

В Православии простое общение верующих друг с другом значительно уважительнее, учтивее и красивее протестантского. Православные красиво приветствуются и прощаются, говоря «со святым вечером», или «Ангела Хранителя», кланяясь при этом друг другу. Особенно красиво и уважительно приветствуются православные со священством. Очень понравились мне также такие выражения, как «Ангела за трапезой», которое говорят православные за столом вместо мирского «приятного аппетита», и «вашими молитвами» – так отвечают преимущественно священнику на вопрос «как вы? » или «как ваши дела? » Смиренное же выражение «простите меня Христа ради» также в обычае у православных.

623

Св. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Изд. Тираж-51, 2001. Т. I, с. 165–166.

624

Протестанты, как правило, сильно противятся слову «служба», и называют свои собрания только «служением», считая, что в «службе» есть что-то обязательное и принудительное, как бы законническое; они же приходят на свои служения по велению сердца. На самом деле, всё это нелепые искусственные вымыслы, поскольку, во-первых, оба эти слова однокоренные и являются синонимами; во-вторых, православные также ходят на свои службы по велению сердца, и их никто туда не тянет и не может затянуть; в-третьих, в самопринуждении (в принуждении плоти) нет не только ничего преступного, но, напротив, это положительно заповедуется Евангелием.

625

Иными глазами. С. 13.

626

История ЕХБ в СССР. Изд. ВСЕХБ, 1989. С. 66.

627

Протестанты, по крайней мере – русскоязычные, не имеют в виду такого толкования, прежде всего потому, что в синодальной Библии, которой они пользуются, «в духе» написано с маленькой буквы, а значит, как они считают, речь идёт не о Духе Святом. На самом деле, синодальные переводчики имели такое правило: когда в тексте говорилось о Духе Святом, как о личности, они писали «Дух» с большой буквы; когда же говорилось о сущности Бога, или и о сущности и личности одновременно, то «дух» писали с маленькой буквы, как в Ин.   4: 24: «Бог есть дух». Но ещё важнее то, что слова «Отец», «Христос», «Иисус», «Бог», «Мессия» и т. п., а тем более местоимения, относящиеся к Богу («Я», «Он», «Меня», «Который» и пр. ), которые пишутся в русской Библии с большой буквы, в оригинале, на греческом, написаны с маленькой. Поэтому нет никакого препятствия выражение «в духе», в Ин.   4: 23, понимать как «в Духе».

628

Нужно заметить, что хотя всё сказанное здесь можно без труда понять по Библии, тем не менее, буквально она говорит иногда, с одной стороны, о том, что Духа Святой пребывает не только в, но и на христианах – «Дух Божий почивает на вас» (1Пет.   4: 14). Объяснить это можно так: войдя в душу и тело христиан, Дух Святой не перестал, естественно, пребывать в то же время и рядом с ними, на них; то есть большая благодать – пребывание Духа Святого в христианине – не устранила благодати меньшей – Его пребывание на нём. С другой стороны, в Библии иногда говорится, что Дух Божий пребывал в ветхозаветных праведниках – Иосифе и Данииле: «И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий? » (Быт.   41: 38); «Я (Валтасар) слышал о тебе, что Дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе» (Дан.   5: 14). Объяснить это можно так: в этих словах нет безупречной богословской точности, ибо они были сказаны не Богодухновенными пророками, а языческими царями. В любом случае, даже если бы эти слова об Иосифе и Данииле были сказаны Самим Богом, никак нельзя отрицать того, что эти святые, до крестной жертвы и победы Христа, не имели и не могли иметь в себе Духа Святого в новозаветном качестве, то есть сама Его личность не жила в них, а имели они в себе только Его проявления – дух мудрости, света и разума, как говорит Валтасар. Если же протестанты не хотят этого признавать (а у них нет такого учения), и считают, что Дух Святой был и раньше в ветхозаветных праведниках, как сейчас в новозаветных, то для чего тогда Пятидесятница – в чём смысл сошествия Духа Святого? И о чём же тогда говорится в Ин.   14: 17, а также в Ин.   7: 39: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго (то есть не было в новозаветном качестве), потому что Иисус еще не был прославлен»?

629

В своей истории баптисты пишут: «Однако оставался неясным вопрос о форме крещения» (История ЕХБ. С. 54). То есть, протестанты также ищут формы для своих служений, и они для них нередко очень важны.

630

Об этом подробнее будет сказано в гл. 19, в частности в абз. 32–41.

631

Конечно, пророчество Амоса говорит о воссоздании и исправлении не только храма, но об исправлении всего иудаизма, всей его веры и Богопочитания, то есть о преобразовании его в новозаветную Церковь для всех народов. Кроме того, под воссозданной скинией Давидовой, если толковать Писание методом рэмэз (намёк), можно понимать и воскресение Христово, но это будет отнюдь не первостепенный смысл.

632

О безкровной жертве будет сказано в гл. 15

633

Округлая выпуклость в передней (алтарной) части храма.

634

Впрочем, в Небесном Иерусалиме уже не будет храма: «Храма же я не видел в Нем; ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец» (Откр.   21: 22). Но Небесный Иерусалим явится только в конце всего – после брака Агнца и Церкви. До этого же события на небесах есть храм.

635

По-церковнославянски: «иже херувимы тайно образующе».

636

Третье слово о священстве.

637

40-е слово на св. крещение.

638

Настольная книга священнослужителя. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2003. Т. IV, с. 28–29.

639

Бароний. Церковные анналы, 112.

640

Например, при освящении артёмовского молитвенного дома, при котором я вырос, старший пастор в своей молитве явно подражал молитве Соломона, прося о том, чтобы люди, которые ищут спасение и испытывают различные проблемы, «нашли покой душе своей в этом храме». Храмом он называет дом молитвы и далее, прямо говоря: «Благослови этот храм». (https: //www. youtube. com/watch? v=p5ThCsd8Kwk. Минута 4: 15). Но при всём этом в учении своём баптисты отвергают храмы – какое противоречие!

641

Слова из православного песнопения.

642

Откуда всё это появилось? Глава «Рукотворные храмы».

643

Впрочем, православные полностью согласны с протестантами в том, что их дома молитвы не являются храмами, что Бога у них там нет.

644

О небесной иерархии. Гл. 1.

645

О Божественных именах. Гл. 22.

646

Об идолопоклонстве. Гл. 7.

647

Правило 12.

648

О смиренномудрии, целомудрии и воздержании.

649

А если некоторые старые баптисты, как я сам видел в своём детстве, и приходили на собрание специально пораньше, чтобы помолиться здесь Богу, то это как раз таки остатки православного благочестивого отношения к храму – святому месту особого Божьего пребывания.

650

Хотя данный метод будет не так успешен в отношении экуменистов, по которым из-за принятия ими уже другого духа (лести и «духовной всеядности») хотя и вполне возможно, но несколько труднее, чем по лицам, например, традиционных баптистов, можно увидеть эту духовную их несовместимость с храмом Божиим.

651

«Трапеза» в греческом значит и «стол» и «еда». Православный жертвенник – это и есть особо освященный и покрытый квадратный стол.

652

Откуда всё это появилось? Глава «Рукотворные храмы».

653

Митр. Макарий. Православно-догматическое Богословие. Т. II, с. 109.

654

Об этом подробнее будет ещё сказано в 15-й главе.

655

Другие названия дарохранительницы – «ковчег», «кивот», «скиния».

656

Православная энциклопедия. Статья «Дарохранительница».

657

Так как на жертвеннике в Святых Тайнах также пребывает Христос, то и он в Православии называется престолом. Например, когда св. Дионисий Ареопагит в письме к Демофилу пишет, что священнослужители «стоят ближе их (верных) ко внутренности Святилища, ибо они, окружая таинственно божественный престол…», то имеет он в виду, по всей видимости, не престол епископа, а жертвенник.

658

Только в весьма больших храмах есть возможность установить 24 малых престола. В меньших храмах число престолов устанавливается по возможности.

659

В кафедральном соборе престол есть у епископа и в алтаре, и в середине храма.

660

О прескрипции еретиков. Гл. 36.

661

Со временем слово «кафедра» приобрело также значение «возвышение», ибо кафедра епископа всегда находилась и находится на возвышении.

662

Сон о храме Анастасии, который св. Григорием устроен был в Константинополе.

663

1-е слово на Пятидесятницу.

664

Письмо к монаху Демофилу.

665

3-я беседа на послание к Ефесянам.

666

Г. С. Дебольский. Православная Церковь в её таинствах, богослужении, обрядах и требах. М.: Отчий дом, 1994. С. 454.

667

Толкование на Иоанна. Гл. 2.

668

Церковная история. X 4. 44.

669

В ветхозаветной скинии было две завесы (см. Евр.   9: 3). Поэтому, можно сказать и так, что Церковь одну завесу оставила, а другую преобразовала в иконостас.

670

А в кафедральных соборах есть и второй амвон нарочито для епископа, посреди храма.

671

Например, в соборе св. Александра Невского г. Славянска, в котором я начинал своё диаконское служение, в трёх его приделах на престолах лампады горят непрестанно.

672

О исповедании веры. Гл. 23.

673

По церковному уставу, некоторые лампады должны гореть во время Богослужения всегда, но в наиболее важные моменты службы возжигается большее их количество.

674

Апостольское предание. Гл. 25.

675

Настольная книга священнослужителя. Т. IV, с. 761.

676

Настольная книга священнослужителя. Т. IV, с. 761.

677

Православная Церковь в её таинствах, богослужении, обрядах и требах. С. 51.

678

А что под фимиамом нужно здесь понимать именно фимиам, а не только молитву, следует даже из протестантской герменевтики, которая говорит, что если библейский текст можно понять буквально, то его всегда нужно именно так и понимать. Понять же буквально это место очень легко. К тому же, в протестантской герменевтике есть такой важный принцип, как «первочитатели» или «первослушатели». По этому принципу, библейский текст должно понимать так, как поняли бы его те, кому он был адресован прежде всего. Таковыми первослушателями являются в данном случае древние евреи, которые слова Малахии могли понять только буквально, что он говорит о принесении и воскурении фимиама.

679

См. слово «Кадило».

680

Конечно, св. Дионисий не имеет в виду, что проповедь в храме только «изображает» и символизирует насыщение духа, но не насыщает. Он говорит здесь только о символической стороне вопроса.

681

О небесной иерархии. Г. 3.

682

Письмо 9, к священноначальнику Титу.

683

Откуда всё это появилось? Глава «Каждение».

684

Откуда всё это появилось? Глава «Каждение».

685

Откуда всё это появилось? Глава «Каждение».

686

Откуда всё это появилось? Глава «Каждение».

687

Откуда всё это появилось? Глава «Каждение».

688

В Православии есть ещё «монашеский» поклон, когда человек лежит пред Богом на лице, распростерши руки в сторону, образуя таким образом своим телом крест.

689

Заметим, что «коленопреклонение» и «поклонение» слова однокоренные.

690

К Федору падшему. Увещание 2.

691

А. Кураев. Протестантам о Православии. Киев, Киево-Печерская Лавра, 1998. С. 247.

692

Т. е. там, где служит епископ.

693

«А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные» (Мал.   4: 2).

694

«…по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше» (Лк.   1: 78).

695

«И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! » (Откр.   22: 17).

696

Правило 91. Из 27 главы его книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию.

697

Протестантам свойственно отторжение православных титулов, таких как: «преподобный», «преосвященный», и в том числе и «великий». Но св. Афанасий получил такое имя отнюдь не случайно, ибо одно время, в 350 году, он был единственным епископом всей восточной римской империи, который не уклонился в арианскую ересь и ревностно отстаивал православное исповедание – единосущность Отца и Сына.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...