Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 11. Об употреблении вина 3 страница




150

Заметим: «похвала», «начало всех благ», «дерзновение» и «все наше украшение», а не мерзкое и отвратительное орудие убийства, которым нужно гнушаться и выкинуть подальше.

151

Беседа 54, на Евангелие от Матфея.

152

Цит. по: Настольная книга священнослужителя. Изд. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2003. Т. V, с. 505

153

П. Рогозин. Откуда всё это появилось? Гл. «Хроноголия».

154

То, что протестанты до конца никак не могут определиться в своём отношении ко кресту и имеют противоречивые суждения об этом предмете, признаёт, хотя и весьма аккуратно, В. Трубчик: «Подавляющее большинство христиан считает крест символом христианства. Правда, есть определенные люди (то есть часть протестантов), которые воюют против всякого изображения креста в храмах».

155

Кстати, на лицевой стороне книги Е. Пушкова «Не смущайся» изображена Голгофа и три креста.

156

Я помню, что когда некоторые баптисты стали впервые прикреплять к пиджаку крестик, это было очень необычным и неоднозначным явлением в жизни нашей общины.

157

В приложении III, письмо 25, можно прочесть тому подтверждение. Кстати сказать, протестанты здесь больше православных подпадают под своё же обвинение в почитании мерзкого орудия казни, ибо православные чтут Христа, распятого на Кресте (Крест в неразрывной связи со Христом), а протестанты, нося крест принципиально без Распятия – сам по себе крест.

158

«Свет Евангелия» – одна из многочисленных протестантских деноминаций, по учению сходная с баптизмом.

159

Подобные кресты есть, конечно же, и в других домах молитвы баптистов.

160

«Песнь возрождения» – официальный и самый популярный сборник песнопений всех русскоговорящих баптистов, который находится в употреблении также многих других протестантских конфессий. Здесь и далее в своей книге я использую издание: ММП «Дубки», выпущенное в Минске, в 1998 г.

161

На главное протестантское возражение против почитания креста, которое можно сформулировать так: «крест нельзя почитать, так как он есть мерзкое орудие казни», выше был уже дан ответ.

162

Зачем же баптисты называют свои дома молитвы «дом Божий»? И живёт ли Бог в Своём доме, или нет?

163

Протестанты, отказавшись от почитания Креста и пытаясь придумывать аргументы для возражения против почитания его Церковью, постоянно, как уже было замечено, впадают в противоречия и не могут связать концы с концами в своём богословии о Кресте. Вот ещё некоторые из таких явно противоречивых аргументов, которые выставляют ненавистники Правой Веры против почитания Креста. Е. Пушков, например, пишет: «Тертуллиан и Ориген в III веке, когда постепенно крест стал предметом поклонения, свидетельствуют, что даже язычники укоряли христиан в идоло­поклонстве, в обожествлении креста». Но на следующей же странице Е. Пушков утверждает: «Согласно данным П. И. Рогозина, поклоняться кресту стали с 688 года. Эти сведения взяты им из постановлений Собо­ров, именно поэтому С. Кобзарю не следовало бы так нещадно критиковать этого мужа Божьего». Мне всё же непонятно, дражайший Е. Пушков, когда всё-таки, по-вашему, в Церкви начали поклоняться кресту? Ему поклонялись уже в III веке, или стали поклоняться только с 688 года после постановления Собора? Противоречие между двумя приведенными утверждениями Е. Пушкова настолько очевидно, что невольно возникает вопрос: а как оно могло быть допущено? Говорят, что даже у великого (хотя и злого) гения Льва Толстого в его романе «Война и мир» обретаются некоторые противоречия. Но это понятно, так как при написании такого многотомника можно забыть некоторые нюансы, писанные год назад и на 1000 страниц раньше. Но у Е. Пушкова вся глава-то о кресте расположена на 5-ти страницах, и одно противоречие находится от другого совсем рядом. Неужели дело в настолько скромных интеллектуальных способностях автора или в простой невнимательности и небрежности? Может и так, но главная причина допущения такого очевидного и прямого противоречия заключается в самом протестантском духе, которым упивается Е. Пушков. И дух этот, как и всякий сектантский дух, требует одного: с одной стороны – всячески поносить Церковь Христову, а с другой – пропагандировать и защищать свою «церковь». Ведь всякая секта есть антицерковь. Греческая же приставка «анти» имеет два значения: 1) против и 2) вместо. Отсюда главная задача секты: 1) противиться Церкви; 2) выдавать себя вместо неё. Вот так, строго в этом духе, и действует Е. Пушков. Есть у него в первом случае повод похулить Церковь и обвинить её в идолопоклонстве? Он, не задумываясь, делает это и заявляет, что в Церкви уже в III веке настолько было развито поклонение кресту, что даже язычники её в этом укоряли, а значит (эту мысль хочет навязать Е. Пушков), даже язычники были более здравомыслящи, чем эта ненавистная протестантскому духу Церковь Христова! И хотя язычники, конечно же, клеветали на Церковь, – о чём выше мы уже говорили (ведь если верить одному свидетельству язычников, то нужно верить и другим, что первые христиане были безбожниками, каннибалами и развратниками), Е. Пушков не берёт всё это во внимание: его дух побуждает его высказать против Церкви языческую хулу. Когда же, страницей ниже, нужно защитить свою секту и своего коллегу и собрата П. Рогозина, то есть удовлетворить вторую потребность своей антицерковной сущности (выдавать себя вместо истинной Церкви), то Е. Пушков тут же и это делает, и со спокойной совестью заявляет, что поклоняться кресту стали (то есть начали, а до этого не делали!! ) только с 688 года! (Если же ответить по существу на ссылку П. Рогозина и Е. Пушкова на постановление Собора, то хорошо известно, что на Соборах ничего не изобреталось в догматике нового, во что тут же повелевалось всем христианам веровать. Соборы всегда только выявляли, утверждали и подтверждали веру, которая и была присуща Церкви). И не так приятно протестанту удовлетворить требование его разума избегать противоречий, причём таких грубых и заметных, как требование его духа любой ценой похулить Церковь и выгородить себя. Вот ещё одно явное противоречие, которое допускает Е. Пушков на тех же пяти страницах. Сначала он пишет: «Местом Священного Писания: «будет жертвенник святыня великая: все, прикасающееся к жертвеннику, освятится» (Исх.   29: 37) – С. Кобзарь хочет убедить читателя, что крест стал жер­твенником и святынею. Но святыней будет сам жертвенник, а не его символ, не его изображение…» (выше, в абз. 95, данная цитата приводилась полнее). Итак, как Е. Пушков отвечает на православный аргумент о том, что Крест потому есть святыня, что он является новозаветным жертвенником? Суть его ответа такова: да, Крест есть святой жертвенник, но святыня есть только «оригинал», то есть сам Крест Христов, а не «копии» и изображения этого Креста. Таким образом, Е. Пушков, говоря против «копий» Креста, признаёт святость «оригинала». Но дальше, когда он пишет о Кресте Христовом, который разыскала царица Елена, он говорит, что потому и нужно было его искать, что первые христиане, в том числе и Апостолы, не чтили крест и гнушались им как мерзким орудием казни: «Ведь каждый мало-мальски мыслящий человек может сделать вывод, что для Апостолов и учеников Иисуса Христа он («оригинальный» Крест) так и остался орудием казни любимого Учителя». И снова налицо противоречие: чем считает Е. Пушков Крест Христа («оригинальный») – святыней, жертвенником, или же отвратительным орудием казни, о котором даже Апостолы не хотели ничего знать? Итак, все возражения протестантов против почитания Креста крайне несостоятельны, и, более того, противоречат собственной их практике использования и своеобразного почитания Креста. (Повторю, что протестанты помещают кресты внутри и снаружи своих домов молитвы, на Библиях, книгах и пр. не для того, конечно же, чтобы гнушаться и отвращаться от Креста, а для того, чтобы его почитать).

164

Протестант спросит: откуда известна эта подробность насчёт перекладины? Как известно, у креста Христова стояли Дева Мария и любимый ученик Господа, которые и заметили, что перекладина покосилась, и затем сообразили смысл этого события и рассказали об этом другим верующим.

165

Или же, как едким сарказмом назвал это действо один баптист, «рукомашный крест» (Д. И. Боголюбов. Миссионерские беседы с сектантами. Изд. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007 г. С. 373).

166

Иначе – палеоеврейскому, которое существовало у евреев до вавилонского плена.

167

Подробнее о Таинстве Миропомазания и его величайшем значении для спасения можно прочесть в 14-й главе настоящей книги.

168

Свидетельства тому уже приводились выше (абз. 52); ниже (абз. 117–123) будут приведены и другие подтверждения древности крестного знамения.

169

Бернарда Рема (1916–1992 гг. ), американского баптистского богослова и апологета. Например, мы, студенты ДХУ, изучали именно эту герменевтику.

170

Двадцать веков христианства. Т. I, с. 146.

171

К жене. Книга 2/5.

172

Всю цитату см. в гл. 19, абз. 22.

173

Полную цитату см. выше, абз. 52.

174

Тот самый Амвросий, который обратил к вере и крестил блаженного Августина, и о котором последний не раз упоминает в своей «Исповеди».

175

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 337.

176

Откуда всё это появилось? Гл. «Хронология».

177

Так, Г. Добровольский, бывший священник автокефального раскола, ставший баптистом, молится богу (именно богу с маленькой буквы, потому что такие его молитвы слушает только дьявол) о том, чтобы православные познали, «что Бог не требует служения рук человеческих, как бы Имеющий в чем нужду».

178

То есть, в его непосредственной связи со всем ходом мысли, рядом находящимися стихами и со всем остальным учением Библии.

179

Хотя у библейских текстов есть много намёков и пророческих прообразов, прежде всего о Христе, не всегда напрямую связанных с непосредственным контекстом.

180

Иными глазами. Гл. 7, с. 149.

181

Евангельские возражения православию. Гл. 2/2.

182

http: //www. youtube. com/watch? v=Kx14LHMHp-4

183

http: //blagovam. org/media. php? tid=1812. 8-я и 10-я мин. 1-й лекции.

184

Конечно, именно этот стих П. Рогозин сделал эпиграфом к своей главе «Иконопочитание».

185

Десять заповедей. Dutch Reformed Tract Society, 2002. С. 100–101.

186

Например, протестанты в своё во многих странах, в кинотеатрах и где только было возможно, постоянно показывали фильм «Иисус». А потом на его основе издали и брошюру со многими изображениями Христа, и на самой её обложке было изображено лицо Христа.

187

Нужно не забывать, что каждый фильм и мультфильм состоит из тысяч кадров, то есть – изображений.

188

Нужно отметить, что здесь постсоветские баптисты не последовательны. Все перечисленное появилось у них только в конце 80-х годов XX века, с началом близкого общения с западным протестантизмом. До этого баптисты старались не допускать никаких духовных изображений, как не допускают их до сих пор некоторые протестанты.

189

Октавий. Гл. 27.

190

Христос входил не в Храм Соломона, разрушенный Навуходоносором в VI веке до Р. Х., а в воссозданный Иродом Храм, но он был подобен Соломонову.

191

Змей, висящий на кресте, был прообразом Христа (см. Ин.   3: 14–15), ибо на Кресте Христос умертвил древнего змия (подробнее об этом говорилось во 2-й главе, напр. абз. 9, 18–24, 52). Когда же сменилось много поколений и израильтяне отступили от Бога и впали в идолопоклонство, они забыли причину, по которой был сделан медный змей, сохранявшийся все это время в Израильском народе, и его действительное назначение (быть проводником исцеляющей Божьей благодати для тех согрешивших и ужаленных змеями, которые с верою взирали на него), и стали кадить ему и чтить его как языческого бога Нехуштана. По этой причине благочестивый царь Езекия и уничтожил его (см. 4Цар.   18: 4), чего бы не случилось, если бы израильтяне относились к нему по-прежнему – как к Божьей святыне.

192

Десять заповедей. С. 101.

193

Десять заповедей. С. 100.

194

П. Рогозин. Откуда всё это появилось? Гл. «Иконопочитание».

195

Подобное по смыслу продолжение есть и у вышеприведенного православного песнопения: «Бога человекам невозможно видеть, на Него не смеют и чины ангельские взирать, ибо Тобою, Всечистая, явилось человекам Слово воплощенное: Его величая, с небесными воинствами Тебя ублажаем».

196

В греческом оригинале в этих местах стоит слово ε ι  κ ὼ ν – икон, что значит: икона, образ. Поэтому, иконы православные называют и по-русски – образами, и по-гречески – иконами. Нужно заметить, что слово «икона» сильно режет слух протестанта, и звучит для них почти так же ужасно, как слово «идол». Но это слово нужно любить, ведь оно – евангельское.

197

О теле и душе и страстях Господних. П. 13.

198

А. Мень, бесспорно, талантливый и одаренный церковный мыслитель и писатель, хотя Церковью его труды не принимаются в полноте из-за наличия в них существенных еретических воззрений (он, в частности, отвергал многие ветхозаветные чудеса, искажал учения о сотворении мира, происхождении зла и загробной участи человека). Но так как многие протестанты уважают труды этого православного священника (например, книга его «Сын Человеческий» была в своё время довольно популярна в среде постсоветских протестантов), то в своей книге я несколько раз привожу высказывания А. Меня, которые никак не противоречат учению Православной Церкви.

199

А. Мень. Православное богослужение: таинство, слово и образ». М.: Слово, 1991. С. 149.

200

Вера и традиция. Гл. 7 «Молитва и поклонение», раздел В.

201

Замечу, что протестанты, многоразлично изображая Христа, изображая и Духа Святого в виде голубя и огненных языков, реже изображают или используют изображения Бога-Отца в виде старца. Хотя постсоветские протестанты, например, широко используют и продают «Библию в иллюстрациях» Юлиуса Карольсфельда, где на первых страницах семь раз изображён Бог Творец в виде седовласого старца (на рис. 1 можно видеть одно из этих изображений). Пастор артёмовской общины баптистов, Кобзарь Иван Михайлович, известный далеко за пределами нашего города и области как один из «дубов» баптизма, дарил эти Библии людям. Так если, согласно В. Трубчику, «изображения Бога-Отца как дедушки с длинной бородкой» есть «развращение», то зачем же баптисты развращают людей?

202

Десять заповедей. С. 100.

203

Десять заповедей. С. 104.

204

Л. Успенский. Богословие иконы. М.: Паломник. 2001. С. 121.

205

Христологическая формулировка, объясняющая образ соединения Божества и человечества во Христе, выведенная на IV Вселенском Соборе.

206

К Автолику. Кн. 1/3.

207

О том, насколько справедливо данное утверждение, будет сказано ниже, см. абз. 31–39.

208

Десять заповедей. С. 100.

209

О нерукотворном образе Христа и иконописце Луке говорится в «Библейской энциклопедии» арх. Никифора, изд. Москва, 1891, с. 764–765. Более подробно о «Нерукотворном Спасе» можно прочесть в книге Л. Успенского «Богословие иконы», изд. Западно-европейского экзархата, Московский патриархат, 2001, с. 31.

210

На самом же деле, в XIV в. она стала общественным достоянием, а до этого сохранялась в частных руках. Кроме того, мнение о средневековом происхождении плащаницы возникло благодаря анализу углерода-14, сделанному учёными над кусочком плащаницы, который не являлся её частью, а был пришит к ней позже, что выяснилось при дальнейшем подробном исследовании плащаницы.

211

http: //azbyka. ru/tserkov/chudo/turinskaya_plaschanitsa_17-all. shtml

212

Один из хороших фильмов, в шести частях, о Туринской плащанице, снятый светскими западными учёными, можно посмотреть на сайте: http: //www. youtube. com/watch? v=ipgiLHIdQwY& feature=related

213

Более того, я помню, как еще в 90-е годы один проповедник нашей церкви, Николай Царевский, приносил и показывал некоторым из нас фотографию, сделанную с Туринской плащаницы, говоря о том, что так в действительности выглядел Христос. Помню, что лик Христа впечатлил мое детское сердце, и я был удивлен таким поведением дяди Коли, интуитивно понимая, что оно не характерно для баптистов.

214

П. Рогозин. Откуда всё это появилось? Гл. «Иконопочитание».

215

Мы не имеем ни одного документа, написанного рукою Апостола, а располагаем только копиями.

216

Если говорить о синодальном переводе, – используемом русскоязычными протестантами чаще всего, – то он был сделан православными богословами, которые, в понимании протестантов, были отступниками и идолопоклонниками.

217

Библия, например, не была изначала разбита на главы и стихи. Это, равно как и столбики с указанием параллельных мест, а также краткое описание содержания каждой главы, было сделано редакторами.

218

П. Рогозин утверждает, что «участники 7-го Вселенского собора… «приказали» путем специального канона поклоняться иконам, без надлежащего объяснения, почему это необходимо» («Откуда всё это появилось», глава «Иконопочитание»), но, как мы видим из самого текста постановления, святой Собор дает вполне разумные и обоснованные тому объяснения.

219

По всей видимости, православную, хотя рассказчик этого не уточнял.

220

Т. Ватсон, резкий противник икон, в том числе и Христа, пишет, что убить человека это «всё равно, что разорвать картинку с изображением Бога» (Десять заповедей. С. 229). То есть даже он понимает, что попрать изображение Бога – грех.

221

Десять заповедей. С. 102.

222

Десять заповедей. С. 103.

223

В. Трубчик. Вера и традиция. Гл. 7, раздел Г.

224

Десять заповедей. С. 102.

225

В. Трубчик. Вера и традиция. Гл. 7, раздел Г.

226

Феофил Антиохийский. 1-я книга к Автолику. Гл. 9–10.

227

Евангельские возражения православию. Гл. 2/2.

228

Если же В. Трубчик и его единомышленники по своему упорству всё же будут настаивать, что евреи хотели через тельца поклониться не Апису, а именно Иегове, то пусть признают хотя бы то, что Бог не мог принять поклонение Себе через образ тельца, ибо Он не подобен тельцу, и, к тому же, Он запретил евреям изображать Себя, ибо Господь не явил ещё Своего образа во Христе. Потому поклонение евреев тельцу в любом случае приняли бесы, и евреи в любом случае поклонились иному богу.

229

Мысль эта проста и не нова. И весьма удивительно, что в подобном внешнем сходстве запутался даже такой известный современный баптистский богослов как Чарльз Райри. Он считает, что «обряд крещения существовал ещё в дохристианскую эпоху в античных мистериальных культах и в иудаизме». Чарльз Райри. Основы богословия. М.: BEE International, «Духовное возрождение», 1997. С. 502. (Прим. В. Р. ).

230

Свящ. Вячеслав Рубский. Православие – протестантизм. Штрихи полемики. Глава «Почитание мощей угодников Божиих».

231

Само слово «антихрист» (греч. α ν τ ί χ ρ ι σ τ ο ς – антихристос) состоит из двух слов – «анти» и «христос». Приставка «анти» имеет два главных значения: 1) вместо и 2) против. Таким образом, антихрист – это тот, кто ставит себя на место Христа (во всем Ему подражая), но в то же время он крайний Его противник.

232

Двадцать веков христианства. Т. I. См., например, с. 58, 71, 106, 113, 115, 122, 123, 124, 125, 132, 133, 135, 137, 144, 149 и др.

233

Например: http: //vk. com/album-965187_107962631

234

Цит. по сайту «Cедмица. RU» (http: //www. sedmitza. ru/news/2005781. html)

235

Нужно полагать, что запрет в Исх.   20: 4–5 на изображения они понимали так же, как и православные – что Бог запретил делать не всякие вообще изображения, а только идольские, нечистые.

236

http: //alchevskpravoslavniy. ru/photo/dura-evropos-rannie-freski. html

237

Еп. А. Семенов-Тян-Шанский. Отец Иоанн Кронштадтский. Париж: YMCA-PRESS, 1990. С. 220.

238

Православная Церковь до сего дня на потирах изображает Христа.

239

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 576.

240

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 576.

241

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 576.

242

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 576.

243

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 575.

244

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 578–579. Здесь же митр. Макарий даёт и все соответствующие ссылки на источники.

245

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 577–578.

246

Нужно заметить, что в баптизме это событие какое-то случайное, не типичное. Баптисты, как и многие другие протестанты, отличаются тем, что очень мало связывают себя со своей историей, с прошлым. Такой менталитет является по большей части следствием протестантского отрицания предания (а также стремления быть «чистенькими» и не запятнанными грехами и своих предшественников). Зачем нам внимательно и благоговейно изучать то, чему учили и как жили наши предшественники? У нас ведь есть Библия и Дух Святой, Который всегда нас наставит на всякую истину! Поэтому нет большой необходимости ориентироваться на предшественников, мыслят протестанты.

247

Своих святых Церковь поминает не в день их рождения, как поминает своих выдающихся деятелей этот мир, а в день их смерти, ибо «конец – делу венец». Такая традиция буквально исполняет слова Апостола «взирая на кончину их жизни» (Евр.   13: 7). Ведь слава святого, особенно мученика, не в дне его рождения, а в дне его смерти, когда он до конца донес свою верность Христу: «претерпевший же до конца спасётся» (Мф.   10: 22).

248

Еп. А. Семенов-Тян-Шанский. Отец Иоанн Кронштадтский. Париж: YMCA-PRESS, 1990. С. 220.

249

Для освящения икон Троицы, Христа и Богородицы произносятся другие молитвы.

250

Ещё одно подтверждение той мысли, что в православном сознании кланяющийся и молящийся пред иконой святого, кланяется прежде всего Самому Богу, живущему в святом!

251

Как говорил князь Мышкин в романе Ф. М. Достоевского «Идиот», что католицизм хуже атеизма, так как атеизм это ноль, а католицизм это – искаженный Христос!

252

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 571–572.

253

Вера и традиция. Гл. 7 «Молитва и поклонение», раздел В.

254

Другое легко заметное различие состоит в том, что православные и на Богослужении и частным образом часто молятся уже составленными молитвами, а протестанты молятся произвольными, своими молитвами. Об этом будет сказано в гл. 9.

255

Здесь говорится о том, как объясняют эти причины сами протестанты. О действительных же причинах будет сказано ниже, абз. 238–242.

256

Откуда все это появилось? Гл. «Хронология».

257

Хочу обратить внимание на то, что большинство свидетельств приводятся только один раз в одном из подразделов – А, Б или В, но часто имеют отношение сразу к двум из них.

258

Слово «святой» имеет два важнейших значения. Первое значение имеет смысл: отделенный, посвященный, призванный. В таком смысле ап. Павел всех христиан называет «святыми» (2Кор.   1: 1; Еф.   1: 1; Фил. 1: 1) или «призванными святыми» (Рим.   1: 7; 1Кор.   1: 2); в таком смысле каждый православно крещеный христианин является святым. Русь также именно в таком значении на­зывается святой. (Святой она была и есть не потому, что каждый ее житель – безгрешен, а потому, что она была подобно Израилю посвя­щена Богу). Во втором значении (которое имеется в виду в данном случае) святой – это тот, кто освятился (Богоуподобился), совершил своё спасение до конца и находится со Христом в Царствии Небесном. Есть святые, которых Цер­ковь знает по именам и которых Она канонизировала: это те, кого Господь в Своём промысле пожелал прославить в земной Церкви ещё до Суда. Есть же великое множество неизвестных святых.

259

Петь возможно человеку и в загробной жизни (см. Откр.   5: 8–10; 14: 1–3).

260

Протестанты по неразумию исключили «неканонические» книги из библейского канона, о чём будет подробно сказано в гл. 20.

261

В авторитетной в древней Церкви книге Ермы «Пастырь» (I в. ) выявляется одна интересная особенность в отношении между людьми и Ангелами, которые не только к Богу возносят молитвы людей, но и просят друг друга о своих подопечных. Так, Ангел, приставленный к Ерму, говорит ему: «Я буду с тобою и даже попрошу Ангела наказания, чтобы он легче поражал тебя; впрочем, не долго ты потерпишь бедствие и снова возвратишься в свое благосостояние, только пребывай в смиренномудрии и повинуйся Господу от чистого сердца» (Кн. 3, подобие 7).

262

Кстати, праздничные вечерние службы до сих пор называются в Православии «всенощным бдением».

263

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 559.

264

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 559.

265

Современная критическая наука считает, что автором цитируемого произведения, – и всего корпуса произведений, называемых «ареопагитиками», – не может быть св. Дионисий Ареопагит на том лишь основании, что в них говорится о Троице в очень ясных терминах, свойственных отцам IV-V века. На самом деле, Апостолы, бесспорно, знали о Троице никак не меньше отцов Церкви, но пока не появилась арианская ересь, не было нужды раскрывать это учение в полноте. Кроме того, нужно полагать, что Апостолы содержали это учение, как и некоторые другие, в некоторой тайне, о чём свидетельствует, например, св. Василий Великий (см. гл. 19, абз. 22) и не оглашали его открыто, чтобы открытым учением о Троице ещё больше не соблазнять и не озлоблять иудеев, и не воздвигать лишних гонений на Церковь. Св. Дионисий же, знавший от Апостолов точное учение о Троице, написал о нём для верных. И кроме прочего, церковная традиция, достойная доверия гораздо больше, нежели либеральные критики, всегда приписывала данные произведения св. Дионисию.

266

Письмо к монаху Демофилу (о своеволии и кротости).

267

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 559.

268

Православный молитвослов. Гл. «Последование ко Святому Причащению».

269

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 561.

270

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 560.

271

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 541.

272

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 558–562.

273

«Благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его»; «Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его».

274

Как отличить истинную Церковь от лжецерквей (рабочая версия). С. 199–200.

275

Имеется в виду другому богу.

276

Слово «мученик» (греч. μ α ρ τ υ ς – мартис) в древнехристианских писаниях всегда обозначает христианина, замученного до смерти за веру во Христа. То есть, речь идёт только об умерших.

277

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 550.

278

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 543.

279

В этом убеждает нас то обстоятельство, что в конце своего послания ап. Павел передает приветствие не самому Онисифору, а «дому Онисифора» (2Тим.   4: 19), что трудно объяснить, если думать, что Онисифор был жив, тем более, что ап. Павел своим близким сотрудникам обычно передавал приветствия лично (см. напр. Рим.   16 гл. ). К тому же в 2Тим.   1: 16–18 ап. Павел разделяет свою молитву на две части, и на «дом Онисифора» призывает просто «милость» Божию, а ему самому желает «обрести милость у Господа в оный день», так как в этой жизни, из-за того, что он уже покинул этот мир, она ему более не нужна. Известный протестантский (пресвитерианский) толкователь Нового Завета Уильям Баркли также полагает, что «в своей верности Павлу он (Онисифор) рисковал своей жизнью и, возможно, даже потерял её» (см. его толкование на 2Тим.   1: 15–18).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...