Глава 11. Об употреблении вина 2 страница
40 Кстати, некий баптист Г. Вязовский так и оценивает подобное побуждение этого пастора: «Православные ссылаются на то, что некоторые протестанты во время их пребывания на Святой Земле хотели целовать камни на Лобном месте. А кто вам сказал, что это возрожденные люди? Язычник, называющий себя баптистом, без рождения свыше язычником остается, как бы он себя не именовал» (Ветхая днями и крепкая ложью). Так что Иван Михайлович, один из дубов постсоветского баптизма, самими же баптистами объявлен невозрождённым язычником. 41 Во время моей юности, когда я находился ещё в баптизме, наша молодежь сильно увлеклась постановкой разных театральных сценок. И вот однажды, когда одна из таких сценок разыгрывалась на собрании, девушка, игравшая роль неверующей, берет Библию и кидает её на пол под стул. Я помню, как у многих из нас при этом сжалось сердце, так как многие считали, что такого нельзя делать даже в сценке, тем более в доме молитвы. Нашему пастору этот эпизод также очень не понравился и в какой-то момент я видел, что он желал прервать всё это, но едва сдержался. Всё это говорит о том, что Библия является для баптистов некоторой вещественной святыней, к которой они относятся с благоговением. Хотя такое благоговение уже вовсе не свойственно для большинства американских протестантов. Во время учебы в ДХУ я многократно видел, как американцы, даже преподаватели богословия, на собраниях после прочтения отрывка из Библии клали её на пол под свой стул. Пасторы харизматов вообще становятся на неё ногами (под мотивом наглядно показать, что Библия есть их основание) и часто со страшной силой швыряют её по сцене. Всё это показывает, что в своем пути протестантизм все дальше отходит от Православия и истинного благочестия, и остатки благочестивого страха консервативного баптиста в отношении к Библии и дому молитвы уже не обременяют совесть западных «прогрессивных» протестантов и харизматов. Они уже с чистой совестью ставят в своих домах молитвы теннисные столы и играют во дворе молитвенного дома в волейбол, что для постсоветских баптистов (не говоря о православных) – кощунство.
42 Люди в нашей области часто переходят на украинский в случаях, когда хотят посмеяться над чем-то. 43 Хочу заметить, что когда я стал знакомиться с православными молитвами, их глубокий смысл, серьёзность, красота, а также величие и сила меня совершенно поражали! 44 В Православии это слово обозначает (в подобном контексте): наименьшего, осознающего свою никчемность. 45 Здесь и далее в книге для лучшего понимания молитвы переводятся с Богослужебного церковнославянского языка на русский. 46 Апостольское предание. Гл. 5. 47 Дискос – блюдо, на которое полагается святой хлеб (просфора). 48 Звездица (символ Вифлеемской звезды) состоит из двух положенных накрест, закреплённых в центре и загнутых металлических пластин, образующих при раскрытии купол. На звездицу, поставленную на дискос, полагается один из двух покровцов. 49 Лжица – особая ложечка для причащения. 50 Исцеляли не только опоясания и платки, принадлежавшие святому Апостолу Христову – исцеляла даже тень, падающая от тела другого первоверховного Апостола – Петра (Деян. 5: 15). 51 И если масоны или какие-либо другие шарлатаны сделали несколько подделок, которые были разоблачены (об одном из таких случаев, бывшем при Петре I, упоминает, например, в своей книге В. Трубчик), то эти случаи не отменяют истинных чудес, происходящих от святынь, как существование поддельных денег не отменяет существование денег подлинных. Наоборот, именно существование подделок служит верным доказательством существования оригинала.
52 Потому Церковь и называет таких людей сектантами, ведь латинское слово secta значит «отсекать». Сектанты – это те, которые усекают истину, а также те, кто самих себя отсекают от Церкви. 53 Но только для того, чтобы был порядок при большом стечении народа, и чтобы при бесчисленном передавании из рук в руки эти великие святыни не повредились, их бы положили на середину храма в киот, чтобы все желающие могли сами приложиться к ним. 54 В библейском повествовании не сказано о том, что эти платки и опоясания прикладывали только к больным, но о том, что от такого соприкосновения те, кто были больны, исцелялись. 55 К своей главе «поклонение мощам» П. Рогозин, естественно, поставил эпиграфом именно Быт. 3: 19: «Ибо прах ты, и в прах возвратишься», с первой же строчки заявляя об отношении протестантизма к мощам святых. 56 Мощи святых православные называют именно «честными». 57 См. разбор этого вопроса в гл. 4, абз. 129–147. 58 Так как тема о почитании честных мощей тесно связана с темой о почитании самих святых и молитвами к ним, то здесь приводится только одна часть цитат из отцов Церкви. С другой частью можно познакомиться в 3-й главе настоящей книги, особенно в разделе III. Вообще нужно сказать, что понять отношение Церкви к мощам можно только в связи с её учением о почитании святых. 59 Этот факт признаёт известный баптистский деятель и историк С. Санников: «Считается, что Поликарп был учеником Апостола Иоанна и им был поставлен епископом Смирнской общины». С. Санников также допускает, что св. Поликарп принял Христа «от проповеди Апостола Павла» и характеризует св. Поликарпа исключительно с положительной точки зрения: «Образ Поликарпа вошёл в историю христианства как пример благоразумной стойкости и верности Христу, без фундаменталистских крайностей, провоцирующих гонения» («Двадцать веков христианства», изд. Одесса, 2002 г., том. 1, сс. 182–183). 60 Против ересей. Книга 3, гл. 3/4. 61 Цит. по: Макарий, митрополит. Православно-догматическое богословие. М.: Паломник, 1999. Том II, с. 567. 62 Православно-догматическое богословие. С. 560. 63 М. В. Иванов. История христианства. СПб.: Библия для всех, 2000. С. 28.
64 Буквально «творителя скиний», то есть изготовителя палаток. Имеется в виду ап. Павел. 65 Беседы на 2 Коринфянам. Беседа 26, гл. 5. 66 Рака – саркофаг, где находятся мощи святого. 67 Слово о святом Вавиле против Юлиана и язычников. 68 Взято из интернет-статьи «О почитании святых мощей». 69 Слово 1 обличительное на Юлиана. Ч. 1. 70 Творениях св. отцов. Т. XIV, с. 128. «Похвальное слово мученикам». 71 Поучение огласительное XVIII, п. 16. 72 Беседа на псалом 115. 73 Беседы на св. мученика Маманта. 74 Убрусцы – маленькие полотенчики. 75 Цит. по: Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 564. 76 О граде Божием. XXII, п. 9, 8. 77 Цит. взята с сайта: Православие. Ru, Православный календарь, Священномученик Александр (Трапицын). 78 В. И. Петренко. Богословие икон. Протестантская точка зрения. СПб.: Библия для всех, 2000. С. 46. 79 История христианства. С. 17. 80 П. Рогозин. Откуда всё это появилось? Глава «Поклонение мощам». 81 Свящ. Вячеслав Рубский. Православие – протестантизм. Штрихи полемики. Глава «Почитание мощей угодников Божиих». 82 Мощи – останки умершего. Будь то тело, скелет с кожей или же просто кости. Во всех православных требниках «мощами» называется труп покойника (прим. В. Р. ). 83 Действительное (сущностное) отношение протестантизма к погребению таково, что нет никакой разницы, похоронить покойного с почестями и церемониями, или зашить в мешок и закопать в яму. Такие рассуждения присущи многим протестантам: я неоднократно слышал подобные рассуждения от баптистов, и сам их имел, о чём я хорошо помню. И навеивается такое отношение, безусловно, не личными какими-то странностями отдельных протестантов, а именно самим духом протестантизма, который не признаёт никакой вещественной святыни, считая останки даже праведного человека, мученика за Христа просто прахом, ничем не отличающимся от земли и камней. 84 Отсюда и слово «радоница», которым называются послепасхальные дни (вторая неделя после Пасхи), в которые православные ходят на кладбище. 85 Свящ. Вячеслав Рубский. Православие – протестантизм. Штрихи полемики. Глава «Почитание мощей угодников Божиих».
86 Взято из Интернет-статьи «О почитании святых мощей» (http: //www. cirota. ru/forum/show_subj. php? subj=77082). 87 Агиасма (греч. α γ ι ά σ μ α ) – святыня. 88 В православном требнике есть такой чин – на освящение всякой вещи, при котором, как и при всяком освящении, используется святая вода. 89 Сравнить: «голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт. 4: 10). 90 Портится она крайне редко – иногда это происходит из-за совершенно негодных условий хранения, но чаще по причине серьёзных грехов её владельца. 91 Слова из чина освящение воды, великой ектении. 92 Либералы, ставящие всё под сомнение – и авторство многих библейских книг, и годы их написания, и многие библейские чудеса, даже воскресение Христа, и т. п. – говорят, что данная книга написана не св. Климентом Римским в I веке, а кем-то в IV веке. Это ложь, ибо: 1) о том, что написана св. Климентом, говорится в самой книге в надписании, что эти постановления переданы «через Климента, епископа и гражданина Римского». 2) Далее в книге св. Климент упоминает себя как ставленника Апостолов: «я, Климент» (кн. 8/46), что указывает на то, что он был на собрании Апостолов при составлении «Апостольских Постановлений» и, очевидно, записывал их слова. 3) В «Апостольских Правилах», 85-м, говорится, что «Апостольские Постановления» написаны Климентом. 4) В IV веке уже не было гонений на христиан, а из самой книги явствует, что она была написана во времена гонений, и этому вопросу уделяется довольно много внимания, например: «Гонимых за веру и бегающих из города в город, памятуя слова Господа, принимайте; ибо, зная, что дух бодр, а плоть немощна, они бегают и позволяют расхищать имение свое, чтобы соблюсти в себе имя Христово без отречения. Подавайте им нужное, исполняя заповедь Господню» (кн. 8/45). А также: «Если по причине неверных невозможно идти в церковь, то ты, епископ, сделай собрание в доме, чтобы благочестивый не вошел в церковь нечестивых, ибо не место освящает человека, но человек место. Если же место удерживают нечестивые, то ты должен бегать его, потому что оно осквернено ими…» (кн. 8/34); «Если какой христианин за имя Христово и за любовь к Богу и веру в Него осужден будет нечестивыми на зрелище, или на съедение зверям, или на рудокопни, то не презирайте его, но от труда и от пота вашего пошлите ему, чем питаться ему... Ибо кто осуждается за имя Господа Бога, тот – святой мученик, брат Господа... » (кн. 5/1; ср. также кн. 5/2–4, 6, 8). 5) Вся книга написана высокодуховно, в духе твёрдой веры, как мог написать только святой человек. Написана же книга от лица Апостолов. Как же можно представить, чтобы кто-то из христиан IV века написал такую святую книгу, но в то же время пронизал бы всю её ложью? Ведь в книге, кроме приведенных упоминаний о гонениях, есть множество таких мест: «Далее, Симон, встретившись со мною, Петром, сначала в Кесарии стратоновой, где верный оный Корнилий, язычник, уверовал чрез меня в Господа Иисуса, покушался низвратить слово Божие. Со мною были тогда священные чада: Закхей, прежде мытарь, и Варнава, Никита и Акила, братья Климента, епископа и гражданина римского, наученного и Павлом, соапостолом и сотрудником нашим в благовествовании» (кн. 6/8).
93 Беседа 37 на Крещение. 94 В «Апостольских Постановлениях» упоминается о людях, «окачивающих людей заговоренною водою» (кн. 8/32), чтобы они, если хотят быть приняты в Церковь, оставили это занятие. 95 Заклинания ведьм и колдунов – дьявольская противоположность и подражание молитвам Церкви. 96 Колдовские ритуалы – дьявольская противоположность и подражание священнодействиям и молитвам церковным. 97 См. всю цитату в гл. 19, абз. 85. 98 Интересно заметить, что число куполов с крестами на православных Храмах имеет своё символическое значение. 1 крест означает единого Бога, единую веру и единую Церковь. 2 креста на Храме устанавливаются в утверждение догмата о двух природах Христа, Божественной и человеческой. 3 креста говорят верующим о Троице. 4 купола с крестами обозначают четырёх евангелистов (а также четыре стороны света, что значит, что Церковь есть Вселенская, для всего мира); если же в середине между этими куполами находится 5-й (обычно больший), то это обозначает Христа и четырёх евангелистов. 6 крестов символизирует благодать священника, который совершает шесть Таинств, а 7 устанавливается в честь семи Таинств Церкви. 8 крестов проповедуют людям о Царствии Божием, о будущем веке, ибо число 8 обозначает бесконечность. 9 куполов напоминают христианам о девяти ангельских чинах и девяти Христовых заповедях блаженства; 10 – о десяти заповедях Божиих. 11 куполов указывает на одиннадцать верных Апостолов (без Иуды); 12 – на двенадцать Апостолов (с Матфием); 13 – на Христа и двенадцать Апостолов. 99 Разве что в последнее время они стали устанавливать кресты на своих домах молитвы, и иногда изображать его на книгах, о чём ниже ещё будет сказано. 100 История ЕХБ в СССР. Изд. ВСЕХБ, 1989. С. 64. 101 См. «История ЕХБ в СССР», с. 66, также: В. Трубчик. Вера и традиция. Глава 9 «Крест». 102 Именно этими словами Е. Пушков и начинает главу «О ношении крестика и осенении себя крестным знамением» в своей книге «Не смущайся». 103 См. «История ЕХБ в СССР», с. 66, также: В. Трубчик. Вера и традиция. Глава 9 «Крест». 104 Мечь духовный. М.: Ковчег, 2003. С. 457. 105 В. Трубчик, например, ясным намеком обвиняет православных даже не в том, что они поклоняются кресту наряду со Христом, а именно в том, что они поклоняются кресту вместо Христа: «Что или Кого мы теперь будем восхвалять, позорное орудие казни, на котором претерпел смерть Иисус Христос, или самого Иисуса Христа, Который совершил наше искупление? » 106 О разнице между одним и другим поклонением будет ещё сказано ниже в 4-й главе, в абз. 192–237. 107 Столь же большее затруднение для протестантов заключается и в том, чтобы понять, как можно поклоняться не Богу, а вещи – материальной святыне, и Ангелам и людям (хотя об этом и говорится в Библии многократно). 108 Двадцать веков христианства. Изд. Одесса-СПб, 2002. Т. I, с. 158. 109 Подробнее о Великом Посте и постах в среду и пятницу можно прочесть в гл. 8. 110 Это разночтение может быть объяснено тем, например, что жезл Иакова стоял у возглавия его постели, и таким образом, Иаков поклонился на свой жезл и на возглавие постели одновременно. Технически же происхождение этого разночтения может объясняться и тем, что древние евреи, как известно, писали в словах только согласные буквы. Слова же «постель» (мита) и жезл (матэ) имеют одни и те же согласные буквы, и соответственно писались одинаково – мт. Потому и прочесть это слово по-еврейски можно и как постель, и как жезл. Но важно то, что 72 образованных еврейских переводчика Септуагинты, представители благодатной и ещё не отвергнувшей Христа Ветхозаветной Церкви, а в дальнейшем и ап. Павел (см. Евр. 11: 21), растолковали и перевели это слово именно как жезл. Слово же «постель» использовали иудеи уже в 9-м веке, когда они делали огласовку текста и вставляли в текст гласные буквы. Из этих фактов должно быть понятно, что даже если признавать полную не случайность всех двусмысленных слов в Библии; если даже считать, что Сам Дух Святой желал, чтобы оба эти смысла присутствовали в Быт. 47: 31 в указанном еврейском слове, тем не менее, слову «жезл» должно отдавать предпочтение. 111 Многие протестанты, конечно же, чтобы не остаться в безответном постыжении, могут для видимости на это что-то говорить и колебать воздух звуками, но вот только по сути вы ничего не можете на это сказать. Об этом хорошо писал св. Иоанн Златоуст: «Где господствует наглость, там заботятся лишь о том одном, чтобы что-нибудь сказать; не о том, чтобы сказать что-нибудь разумное, а – лишь бы что-нибудь сказать». Толкование на книгу Деяний Апостольских, Беседа IV/3.. 112 Невозможно представить, чтобы Моисей держал свои руки строго вертикально (как школьники, делающие зарядку). Он держал их молитвенно, то есть вверх и немного в стороны, то есть так, как были расположены руки Христа на Кресте. 113 Минуций Феликс. Октавий. Гл. 29. 114 Использование такой возвышенной формы прообразования креста при совершении богослужения Церковь предписывает сейчас только епископам и священникам. Мирянам же Православная Церковь утвердила использовать, по крайней мере, при общественной молитве, несколько иную форму прообразования креста – крестное знамение. Приступая же к причастию, православные используют ещё одну форму воздевания рук, изображающую крест – сложение рук на груди в виде креста. 115 Кстати, протестанты сейчас повторяют на Церковь те же обвинения, которые возводили на неё древние язычники, что ясно показывает, на чьей они стороне. 116 Минуций Феликс. Октавий. Гл. 29. 117 Апология 1, п. 60. 118 Б. Араповича и В. Маттелмяки, хотя большинство знают эту Библию не по именам составителей, а по синей обложке с изображением Рождества. 119 Подробнее об этом толковании будет сказано в гл. 19, абз. 73. 120 Кстати, это утверждение, которое повторяют многие протестанты – наглая ложь, которая уже была обличена (см. гл. 1, сноска 3). 121 Данный православный аргумент В. Трубчик цитирует по книге «Меч духовный». Глава «О почитании святого Креста». 122 Эта книга – часть православной Библии. О каноне Библии читать в гл. 20. 123 В еврейском, как и в греческом, языке слова «правда» и «праведность» – одно и то же слово. 124 Интересно здесь заметить, что в апокалиптических апокрифах не редко прямо говорится о том, что Второму Пришествию Христа предшествует явление Креста на небе. К примеру, в «Апокалипсисе Илии» сказано: «…Он шествует на облаке небесном, знак креста движется пред Ним…». О том же говорится и в «Апокалипсисе Петра»: «Крест Мой будет идти пред лицем Моим, и так приду Я во славе Моей» (1: 6). 125 http: //www. leaderu. com/theology/burialcave. html; http: //khazarzar. skeptik. net/books/sukenik. pdf 126 Этот город находится в нескольких километрах от Путеол, где на время прибытия в него ап. Павла уже были христиане (см. Деян. 28: 13–14), а значит, они вполне могли быть и в Помпеях и Геркулануме. 127 Об этом кресте подробнее можно прочесть на сайтах: http: //www. btrudy. ru/resources/BT10/59_Antony. pdf; http: //supernovum. ru/public/index. php? doc=139. См. также работы: Maiuri Amadeo. La Croce di Ercolano. // Rendiconti della Pontificia Accademia Romana di Archeologia. Vol. XV, 1939. P. 193–218; также: Sukenik E. L. The Earliest Records of Christianity. // American Journal of Archaeology. Vol. 51 (4), 1947. P. 364–365; Holladay W. L. 128 См., например, том I, с. 55, 71, 122, 123. 129 Минуций Феликс. Октавий. Гл. 9, 12. 130 Апология. Гл. 16. 131 Прошение о христианах. Гл. 3. 132 Минуций Феликс. Октавий. Гл. 8. 133 Забегая наперёд, хочется отметить, что данный факт есть важный аргумент в пользу реальности, а не символичности причастия. 134 Двадцать веков христианства. Т. I, с. 118. 135 Известно, что св. Иустин обратился ко Христу после того, как на берегу моря повстречался и имел беседу с почтенным старцем-христианином, которым и был, по преданию, Поликарп Смирнский, ученик Иоанна Богослова. По крайней мере, Евсевий и Мефодий свидетельствуют, что этим старцем был муж Апостольский. Мужами же Апостольскими называются ранние отцы Церкви, которые лично видели и слышали Апостолов, и оставили после себя письменные сочинения. К ним относятся: Климент Римский, Игнатий Богоносец, Поликарп Смирнский, Папий Иерапольский, Ерм, Варнава, Кодрат Афинский. 136 Апология 1, п. 55. 137 О душе и теле и страстях Господних. Гл. 14, 21. 138 Другие переводят название этого труда «Изложение апостольского учения». 139 Приведенный аргумент был в моей книге и в предыдущих изданиях, и Е. Пушков в своей ответной книге «Не смущайся» даёт на него такое опровержение: «Заверение на восемнадцатой странице, что литургия служилась уже в I веке и там есть слова: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыка», неубедительно, так как не подтверждается Священным Писанием. Сам же автор книги будет потом приводить данные, что первые литургии составили Василий Великий и Иоанн Златоуст (середина и конец IV века). Иаков, брат Господень, написать литургии не мог. Согласно свидетельству историка Иосифа Флавия, он был убит за несколько лет до разрушения Иерусалима в 70-м году. Сын плотника вряд ли мог знать правила гармонии и композиции». Предлагаю моему читателю проанализировать эту цитату и посмотреть, сколько в ней противоречий и неправды. 1) «Заверение на восемнадцатой странице, что литургия служилась уже в I веке и там есть слова: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыка», неубедительно, так как не подтверждается Священным Писанием». Если такие требования протестанты будут предъявлять к самим себе, то сколько их собственных заявлений можно по такому критерию отбросить как «неубедительные»? С таким же успехом тогда можно сказать: «Заявления баптистов о том, что И. С. Проханов сочинил много песнопений и ввёл в употребление среди евангельских христиан сборник «Гусли», в котором есть такие-то слова и песнопения, неубедительно, так как не подтверждается Священным Писанием»; или: «заявление баптистов о том, что «Е. Цимбал был приглашён в Любомирку, где он крестил Ивана Рябошапку» неубедительно, так как не подтверждается Священным Писанием», и т. д. до бесконечности. Если мы станем читать любую историю баптистов, то мы там обнаружим тысячи подобных фактов и утверждений, которые «не подтверждаются Священным Писанием». Протестантизм, нужно заметить, вообще очень плохо и неправильно понимает место и роль Священного Писания в жизни Церкви, часто приписывая и требуя от него того, для чего оно не предназначено (подробнее об этом будет сказано в 19 гл. ). 2) «Сам же автор книги будет потом приводить данные, что первые литургии составили Василий Великий и Иоанн Златоуст (середина и конец IV века)». Е. Пушков прибегает здесь просто к наглой лжи, совершенно сознательно вводя своего читателя в заблуждение. Место, которое имеет в виду Е. Пушков, находится в 5-й главе старой редакции моей книги, и там я писал так: «…литургия служилась в Церкви с самого первого века. Иерусалимская Церковь служила по чину ап. Иакова; римская – по чину ап. Петра. Известны и др. древние чины богослужения. В 4-м веке Василий Великий лишь укоротил службу Ап. Иакова и создал для удобства единый чин для всей Церкви. Несколько позже Златоуст еще немного укоротил службу Василия Великого, которая и по сей день служится в Церкви наиболее часто». То есть, в моей книге не только не говорилось о том, что Василий Великий и Иоанн Златоуст составили первые литургии – там положительно утверждалось противоположное, что в Церкви издревле служились другие, более древние литургии, одну из которых (ап. Иакова) указанные святые отцы сократили. Зачем же Е. Пушков сознательно лжесвидетельствует? Очевидно, ему, как и многим баптистам, истина (и даже своя честь) не нужна: им любой ценой нужно только одно – удовлетворить потребность своего духа (и бесов баптизма) в хуле на Церковь! 3) «Иаков, брат Господень, написать литургии не мог. Согласно свидетельству историка Иосифа Флавия, он был убит за несколько лет до разрушения Иерусалима в 70-м году». Е. Пушков утверждает, что Иаков не мог написать литургии потому, что рано умер (в 62 году). От сошествия Духа Святого в день Пятидесятницы до 62 года прошло около 30 лет, и этого, по мнению Е. Пушкова, ап. Иакову было недостаточно, чтобы написать литургию. Да, аргумент весьма «силён» и просто «неопровержим»: ведь, действительно, как ап. Иаков мог написать литургию за «каких ни будь» 30 лет? Всем же известно, что литургии пишутся не меньше, как 50 лет!.. С. В. Санников говорит, например, что свою большую двухтомную историю, причём со многими иллюстрациями, он писал 12 лет. Почему за такое же время и ап. Иаков не мог написать литургию, для чего не нужно было перечитывать массу литературы и совершать огромную исследовательскую работу, как при написании истории, а необходимо было, в основном, только Божественное вдохновение? 4) «Сын плотника вряд ли мог знать правила гармонии и композиции». Здесь Е. Пушков просто не владеет предметом. Он, видимо, думает, что под литургией подразумевается всё Богослужение со всеми песнопениями и нотными партиями, и, имея музыкальное образование и понимая, как не просто написать музыку и расписать все нотные партии, Е. Пушков и сомневается в том, что Иаков мог это сделать. На самом же деле, в литургии даются только тексты молитв и песнопений. Мелодии же для этих песнопений могли быть сочинены другими людьми, и мелодии эти менялись с течением времени, и изобретались новые, так что некоторые песнопения литургии можно исполнять на разные мотивы. И неужели Иаков, известный в Церкви именно как великий молитвенник, не мог написать молитвы для литургии? И какое место даёт Е. Пушков действию Духа Святого? Ап. Пётр и Стефан также были людьми простыми, но как первый удивлял силой своей речи людей книжных (см. Деян. 4: 13), более того – написал такие мудрые и великолепные даже с литературной точки зрения послания, так и «мудрости и Духу» второго эти же книжники и учёные «не могли противостоять» (Деян. 6: 10). Поэтому, можно ли до неверия удивляться тому, что сын плотника Иаков мог написать литургию? Итак, контраргументы, приводимые баптистами в лице Е. Пушкова, удивляют не просто своей лживостью и безосновательностью, но более всего – концентрацией стольких нелепостей в таком маленьком отрывке. И что самое важное: обвинения протестантов Православия очень часто именно такого качества, ибо трудно им идти против рожна (ср. Деян. 9: 5), и Истине они, как и все остальные, отвергающие её, могут противопоставить только ложь, причём которую они часто, как мы видим, даже не пытаются ничем прикрыть. 140 Кресты без Распятия водружаются чаще всего на куполах, кладбищах и при дорогах. 141 Заметим, что этой фразой св. Златоуст даёт понять, что Кресту достойно оказывать поклонение (естественно, как святыне, а не как Богу). 142 В начале главы (абз. 2) говорилось, что крест употребляется в Православии во множестве случаев и на всякой службе. Так же было и во время св. Иоанна Златоуста, что очередной раз показывает, что православные, а не протестанты, сохраняют верность устройству древней Церкви. 143 Заметим: Крест в глазах св. учителя знак победы, а не мерзкое орудие убийства Спасителя. 144 Указание на крестное знамение. 145 Очередное подтверждение того, что древние христиане совершали крестное знамение. 146 Крест, как уже говорилось, из древности представляется в Православии именно мечём и оружием против диавола. В одной из самых известных песнопений о Кресте Церковь поёт: «Господи, против диавола Ты дал нам оружие – Крест Твой, ибо он (диавол) трепещет и трясётся, не терпя взирати на силу его». 147 Указание на то, что посредством креста в Церкви происходили чудеса, как происходили они в Ветхом Завете от вещественных святынь. Упоминая об «угрызениях зверей» св. Иоанн, конечно же, напоминает и о том, что в древние времена ещё прообраз креста – знамение Моисея – избавляло от смертоносных укусов змей. 148 С любовью обними Крест, а не с отвращением отбрось подальше, как учат протестанты. 149 Заметим, что в контексте речи святого, поклонение Распятому и поклонение Кресту – одно и то же (см. нижеследующую цитату, абз. 54). Это ещё раз подтверждает то, что православные поклоняясь Кресту, поклоняются не идолу, а Распятому Христу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|