Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 11. Об употреблении вина 1 страница




Хорошо известно, что Православие позволяет употребление вина, в то время как многие протестанты, в частности менониты и постсоветские баптисты, категорически запрещают винопитие. Баптисты прямо говорят: «Употребление хмельных напитков, даже в незначительном количестве, противно христианскому учению»725. О том же пишет и Е. Пушков: «В заключение раздела хочется убедить читателя, что не толь­ко «упиваться», но и «выпивать» – грех»726. Также и методисты требуют «не пробовать ни глотка любого вида спиртного, если это не предписано врачом»727. Итак, в настоящей главе нам нужно ответить, в общем-то, на один простой вопрос: позволительно ли христианам употребление вина и спиртных напитков?

Нужно напомнить, что протестанты не просто заявляют – они кричат о том, что основывают всё своё учение на Библии. Поэтому для начала нужно рассмотреть, что говорит Св. Писание о данном вопросе.

Неемия свидетельствует, что за его столом, когда он кормил строителей Иерусалимских стен, «издерживалось множество всякого вина» (Неем.   5: 18).

Пророк Давид говорит вовсе не в осудительном смысле о том, что «вино веселит сердце человека» (Пс.   103: 15; ср. Еккл.   10: 19), поставляя вино в список даров Божиих человеку.

К дарам и благословениям Божиим Библия относит вино и в других местах, например, во Втор.   7: 13: «и возлюбит тебя, и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей, и хлеб твой, и вино твое» (ср. 33: 28; Ис.   55: 1).

Соломон сравнивает уста своей возлюбленной с отличным вином (Песн.   7: 10, ср. 1: 1), а значит, он не только был не против употребления вина, но и хорошо разбирался в его качестве. Заметим: ни один баптист никогда и ни о чем не скажет, что эта вещь хороша как отличное вино, что говорит о том, что в данном вопросе его мышление не библейское.

Лемуил в своих притчах делает призыв: «Дайте сикеру (крепкий спиртной напиток) погибающему и вино огорченному душею» (Притч.   31: 6). Баптистам настолько не нравится этот стих, что они вынуждены извращать его смысл и придумывать такое толкование: «погибающий» это грешник, которому нужно дать присущее ему, но что никак нельзя давать благочестивому христианину. На самом деле, здесь речь идёт не о духовно погибающем грешнике, а о погибающем под гнётом различных жизненных трудностей, об «огорчённом душой», ибо дальше говорится: «пусть он выпьет, и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании» (Прит.   31: 7), потому что «вино веселит сердце человека».

В Числ.   6: 3–4 говорится, что назорей «... должен воз­держаться от вина и крепкого напитка: во все дни назорейства своего... ». Из этого ясно, что не назореям, т. е. всем остальным иудеям, позволялось употреблять вино и крепкие напитки. (В этой связи возникает интересный вопрос. Протестанты обычно силятся доказать, что когда Библия говорит о вине, она имеет в виду виноградный сок. Но тогда получается, что назореям запрещалось пить сок – каков же в этом смысл? )

Пророк Даниил так описывает свой пост: «Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои» (Дан.   10: 3). Отсюда опять же понятно, что в другое время, не в пост, Даниил пил вино.

Итак, в Ветхом Завете употребление вина и других крепких напитков вполне позволялось – Новый же Завет нигде не отменяет этого. Напротив, Господь наш Иисус Свои чудеса начал с превращения воды в вино на браке в Кане Галилейской (Ин.   2: 1–11). Протестанты, как упоминалось, говорят о том, что речь здесь идёт не о вине, а о виноградном соке. Но, кроме того, что Св. Писание прямо говорит о вине, а не о соке, весь контекст повествования совершенно недвусмысленно подтверждает тот факт, что Христос сотворил из воды именно вино, ибо, если под вином понимать сок, то каков будет смысл слов распорядителя пира: «всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе»? Если в этих словах вместо слова «вино» поставить слово «сок», то будет полная бессмыслица. Итак, ясно, что речь идёт о вине, вкус которого действительно лучше ощущается, когда человек совершенно трезв, а уже опьяневший не так чувствует разницу между хорошим и худшим вином.

Протестанты же не могут поверить написанному чёрным по белому и вопреки ясному смыслу евангельского повествования заявляют, что того не могло быть, ибо Христос не присутствовал бы среди пьянствующих. Но здесь протестанты являются просто детьми умом (ср. 1Кор.   14: 20) и не понимают того, что у опьянения бывает допустимая (не греховная) степень – когда человек чувствует лёгкость и веселие, но при этом он не теряет разума и контроля над собой. Для протестантов же любая степень опьянения является грехом, и в этом их главное заблуждение.

Другое важное новозаветное свидетельство о том, что и Сам Христос пил вино, находится в Мф.   11: 16–19: «Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее» (ср. Лк.   7: 33–34). Протестанты, извращая и это место Писания, заявляют, что Христос здесь просто повторяет то, что говорили о Нём другие люди, Его враги, но это была клевета и на самом деле вина Он не пил. Для баптистов «одно предположение, что Христос употреблял крепкие напитки и был, следовательно, в какой-то стадии опьянения – святотатство»728. На самом деле, весь контекст речи Христа говорит об обратном, что Он вполне признавал данное свидетельство истинным. Приводя в пример историю с детьми, Господь как раз таки говорит о том, что иудеям, как товарищам этих детей, не угодишь: они не откликаются ни на плачевные, ни на радостные песни. С плачевными и радостными песнями Христос сравнивает жизнь Иоанна Крестителя и Свою собственную. Иоанн был строгим постником, никогда не пившим вина, а Христос и Его ученики пили вино и не постились (за что фарисеи их и осуждали, и причину чего Христос объяснил так: «доколе с ними жених, не могут поститься» – см. Мк.   2: 18–20), но иудеям не угодил ни Иоанн, ни Христос, и обоих они отвергли. Чада же Божии (чада премудрости) напротив, приняли и оправдали Божью премудрость, т. е. и один и другой путь. Поэтому, весь смысл слов Христа как раз ясно говорит о том, что Он пил вино.

Но, сколько ни приводи баптистам подобных мест Писания, они игнорируют или извращают их, и действительно убеждены, что Библия запрещает пить вино, являя в этом вопросе упорство и ставя своё человеческое предание выше слова Божия.

Теперь давайте рассмотрим документы древней Церкви, чтобы убедиться в том, что христиане первых веков никогда, как баптисты, не запрещали употребление вина.

В Апостольских Постановлениях (I век) мы читаем: «Во дни пасхальные поститесь, начиная со второго, до Пятницы и Субботы, шесть дней, употребляя в пищу только хлеб, соль и овощи, а в питье – воду; от вина же и мяса воздерживайтесь в эти дни, ибо это дни сетования, а не празднества» (кн. 5/18). Из этих слов совершенно понятно, что не во время поста, а в дни обычные, и особенно в дни праздников, христианам позволялось употребление вина, ибо в Новом Завете природа человека не изменилась, и вино по-прежнему служит для веселия и свойственно празднованию.

Далее в этой книге (8/44) говорится: «Будучи пресвитерами и диаконами Христовыми, вы всегда должны быть трезвы и для себя, и для других, чтобы могли вы вразумлять бесчинных. Писание же говорит: «сильные гневливы, вина пусть не пьют, да напившись, не забудут мудрости, и право судить не смогут»; а пресвитеры и диаконы, после Бога Вседержителя и возлюбленного Сына Его, подлинно суть сильные Церкви. Говорим же это не для того, чтобы они не пили (ибо не пить значит оскорблять созданное Богом для веселия), но для того, чтобы они не упивались; ибо Писание не сказало: «не пить вина», но что говорит: «не пей вина в пьянство»; и опять: «терния произрастают в руке пьяницы». Говорим также это не о тех только, которые в клире, но и о всяком верном христианине, на котором наречено имя Господа нашего Иисуса Христа; ибо и народу сказано: «у кого плачь? у кого ругань? у кого огорчения и ссоры? у кого синие глаза? у кого напрасные раны? Не у пребывающих ли в вине и высматривающих, где пиры бывают? " ». Мысль данных слов предельна ясна: вино можно пить, но в разумной мере – запрещено же лишь упиваться, «пребывать в вине».

Св. Ипполит Римский († 235 г. ) в своей книге «Апостольское Предание» (гл. 28) говорит: «Когда же вкушаете и пьете, то делайте это благопристойно и не до опьянения и чтобы не надсмеялся или чтобы не опечалился кто-либо пригласивший вас за вашу шумливость, но молился бы, говоря, что сделал достойное и что к нему вошли святые». Из сего опять же ясно, что древним христианам позволялось пить вино, но только умеренно, не до непристойного опьянения.

Св. Ириней Лионский († 202 г. ): «Ибо как кровь гроздьев (т. е. вино) не человек делает, а создает Бог и веселит пьющих его, так и воплощение Его и кровь Его производит не человек, а Бог. Господь Сам дал знамение Деве, т. е. Эммануила, Который (должен родиться) от Девы, Который также веселит пьющих Его, т. е. тех, которые получают Его Духа в вечную радость»729. Здесь св. Ириней признаёт вино созданием Божиим, данным человеку для веселия, видя в нём некий прообраз большей – небесной, вечной радости.

Марк Минуций Феликс († 210 г. ), древний апологет Церкви, пишет: «Что касается до того, что мы не едим жертвенного мяса и не вкушаем жертвенного вина, это не есть выражение нашего страха, а доказательство нашей свободы. В самом деле, всякое произведение природы как ненарушимый дар Божий, не оскверняется никаким употреблением, но мы воздерживаемся от ваших жертв, чтобы кто не подумал, будто мы уступаем демонам, которым они были принесены…»730. Как видим, древние христиане воздерживались не от вина как такового, как баптисты, а лишь от идоложертвенного вина.

Св. Василий Великий († 379 г. ) упрекает лицемерно постящегося: «Воздерживаешься от вина (в пост), но не удерживаешь себя от обид»731. Опять же понятно, что христиане IV века, как и пророк Даниил (см. абз. 9) и первые христиане (см. абз. 15), употребляли вино, но воздерживались от него во времена постов.

Итак, и древние иудеи, и Сам Христос, и древние христиане пили вино. Пьют вино и многие западные протестанты. Но, несмотря на всё это, часть протестантов не хотят этого признавать и настаивают, что пить вино в любых количествах – грех. И вот какие возражения против употребления вина они изобрели.

Возражение 1. В Библии сказано: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф.   5: 18) и: «пьяницы… Царства Божия не наследуют» (1Кор.   6: 10).

Ответ на этот вопрос более чем очевиден: «не упивайтесь» не значит «никогда не употребляйте вина даже «в незначительном количестве" ». «Не упивайтесь» означает «не пейте чрезмерно», «не напивайтесь». Но с этим никто не спорит и, как мы видели, Церковь с древности осуждала пьянство и предостерегала от него, как и сейчас предостерегает. Ведь как справедливо то, что нельзя напиваться, так же справедливо и то, что нельзя пресыщаться, ибо чревоугодие, как и пьянство, также запрещает Библия (см. Рим.   16: 18; Фил.   3: 19); Христос одинаково предостерегает как от одного, так и от другого: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством…» (Лк.   21: 34); чревоугодники, так же, как и пьяницы, не наследуют Царствия Божия. Но ведь это не значит, что употребление пищи совсем запрещено, даже вполне умеренное. Точно так же грехом является и злоупотребление сном: в православных вечерних молитвах, например, есть просьба о прощении за то, что я «безгодно спах», т. е. спал лишнее время, ради неги, а не сколько необходимо телу для отдыха. Но если излишний сон есть грех, то это не значит, что грехом является всякий сон. Существует также грех многословия, но это не значит, что говорить вообще грех. Посему, как заповеди «не объедайтесь» и «не служите чреву», «не спите без надобности», «не многословьте» и т. п. не предполагают запрета на умеренные сон, разговоры и употребление пищи, так и заповеди «не упивайтесь» и «не пьянствуйте» не запрещают употребление вина в разумных пределах.

Итак, Библия запрещает пьянство, чрезмерное употребление вина, а не вообще винопитие. «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом» (Притч.   23: 20). Баптистам ясно, что мясо есть можно, но нельзя пресыщаться им. Вот так и вино – его можно пить, но нельзя им упиваться. «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином» (Ис.   5: 11). Опять же – горе не тем, кто иногда умеренно употребляет вино, но пьющим его чрезмерно, которые «с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином». Но баптисты не хотят понимать очевидное: для них, что горькие пьяницы, что в меру изредка употребляющие вино – одно и то же, преступники. Разницу баптисты усматривают только в степени преступления, как есть разница между вором, который «вытянул бы сто долларов», и другим, укравшим «один рубль»732. Но так мыслить, как было показано, это всё равно, что считать всякое вкушение мяса и другой пищи, всякий сон и всякий разговор грехом, только большим или меньшим.

Возражение 2. Е. Пушков против употребления вина, в частности священниками, приводит Лев.   10: 8–9: «И сказал Господь Аарону, гово­ря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши», и Иез.   44: 20–21: «…И вина не должен пить ни один священник, когда идет во внутренний двор»733.

Ответ и на этот вопрос совершенно очевиден и находится в самом тексте: священникам запрещалось пить вино не вообще и не всегда, а только перед совершением Богослужения – «когда входите в скинию собрания», «когда идет во внутренний двор». Так и сейчас православным священникам запрещено употреблять вино перед Богослужением, а с утра перед литургией они не только не пьют вина, но и воды, и ничего не едят.

Возражение 3. Е. Пушков говорит: «В Ветхом Завете мы находим повеление для назорея: «... Он должен воздержаться от вина и крепкого напитка... во все дни назорейства своего» (Числ.   6: 3–4). Кто внимательно читал преды­дущие страницы, тот вспомнит, что, говоря о «длинноволосом ба­тюшке" », С. Кобзарь доказывал, что «батюшка – тоже назорей" »734.

Священники (и монахи) действительно назореи у Бога (т. е. особо, сугубо Ему посвящённые), но они уже назореи не ветхозаветные, а новозаветные. Назореям ветхозаветным запрещалось не только пить вино, но и приближаться к мёртвым (Числ.   6: 6). В Новом Завете такого запрета уже нет: православные священники и монахи уже могут как приближаться и прикасаться к умершим, так и пить вино, как Сам Христос, Который хотя и был назорей, но пил вино и касался мёртвых (Лк.   7: 14), ибо был уже назореем новозаветным. Но волосы Христос, как и ветхозаветные назореи, не стриг. Вот так поступают вслед за Ним и новозаветные назореи. И сами баптисты прекрасно знают, что из Ветхого Завета Новый Завет оставил далеко не всё, а то, что соответствует Духу Новозаветной Церкви.

Возражение 4. Баптисты часто говорят о том, что евреи имели обычай разбавлять вино водой. Из этого факта они хотят сделать тот вывод, что евреи на самом деле пили не вино, а вот такой разбавленный и не алкогольной напиток.

Древние евреи, как и многие другие, особенно восточные древние народы, действительно разбавляли вино водой – для лучшего её сохранения и лучшего утоления жажды. Э. Нюстрем пишет: «По всей вероятности, евреи обычно пили вино, смешанное с водой. Древние греки и римляне разбавляли его водой следующим образом: на три части воды 1 часть вина, или на 5 частей воды 2 части вина… По Талмуду, евреи также разбавляли вино водою. Иногда увеличивали крепость вина добавлением пряностей (ср. Пс.   75: 9; Притч.   9: 2, 5; Песн.   7: 3)»735. Но, во-первых, если, к примеру, 12-ти градусное вино разбавить с водой один к трём, то получится 4-х градусное вино, а не безалкогольный напиток. Протестанты же никогда не пьют (и считают это грехом) и слабоалкогольные напитки даже в самых небольших количествах. Во-вторых, разбавив вино, евреи пили его уже не как вино, а как воду736, т. е. в больших количествах, и выпить такого напитка в течение дня два литра, сколько в среднем нужно человеку воды, всё равно, что выпить хорошую чашу неразбавленного вина. В-третьих, если евреи разбавляли вино для повседневного употребления, то это никак не значит, что они пили только разбавленное вино, а неразбавленного не пили. Итак, приведенный факт говорит именно в пользу позволительности употребления вина, а не против этого.

Возражение 5. Е. Пушков пишет: «В Послании Апостола Павла к Тимофею есть такие слова: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1Тим.   5: 23). Использовать это место Священного Писания как доказательство, что в Новом Завете позволительно пить вино, нельзя. Сама логика подсказыва­ет: если бы христиане в то время пили вино, то зачем бы Апосто­лу Павлу давать такой совет Тимофею? Это разрешение как раз свидетельствует, что первые христиане вина уже не употребляли. Никто не осудит брата или сестру по вере, если в лечебных целях они употребят «немного вина», но пить вино для «поднятия тону­са», чтобы развеселить себя – это пьянство, а пьяницы Царствия Божия не наследуют (1Кор.   6: 10; Гал.   5: 19–21)»737.

Во-первых, то, что «первые христиане вина уже не употребляли» есть чистый домысел и ложь, и в вышеприведенных цитатах (абз. 15–20) было показано, что первым христианам никак не запрещалось пить вино в меру. Тимофей же не пил вина не потому, что это было запрещено, а по личному выбору, ради подвига воздержания. А ап. Павел лишь советует ему умерить свой подвиг ради своего здоровья.

Во-вторых, протестантам непонятно, зачем, если не в лечебных целях, вообще нужно пить вино? А зачем люди вообще едят и пьют? Зачем баптисты, например, пьют газированные и другие напитки? Они ответят: для утоления жажды. Но для этого можно пить простую воду. Или зачем они едят, например, весьма разнообразные блюда. Для насыщения и поддержания жизни? Но чтобы выжить достаточно есть простейшую пищу из немногих компонентов. Истинный ответ на эти вопросы очевиден: люди едят и пьют различные блюда и напитки для радости и приятности, ибо Бог посылает человеку разнообразные дары, подавая их «обильно для наслаждения» (1Тим.   6: 17). И исключать из них вино, один из важнейших даров Бога человеку (а вино сама Библия постоянно причисляет к таковым дарам), и считать его употребление грехом – ересь.

Протестанты говорят: разве нельзя обойтись без вина? Можно, как можно обойтись человеку и без мяса, и без многого другого в этом мире, и если кто желает, пусть обходится без вина. Человек может не есть мяса или не пить молока, как и многих других продуктов и напитков, если не желает или не имеет их. Человек, например, может не есть кролика, если его мясо ему не нравится, и это не будет грехом, но запрещать его вкушение в религиозном смысле, как делают это субботники, вот это уже страшный грех. В таком же положении, только в отношении вина, находятся и баптисты, не просто по личному выбору воздерживающиеся от него, а именно религиозно запрещающие его употребление. Блаж. Иероним в своём сочинении «О жизни клириков и священников» писал: «Пиров не води, остерегайся, чтобы от тебя никогда не пахло вином. Если и без вина пылает в тебе жар молодости и кровь твоя кипит, если тело твоё свежо и крепко, то можешь обойтись и без чарки…»738. Так вот, если кто-либо ради воздержания отказывается от вина, считая, что он и без него может обойтись, то это вполне допустимо. Но запрещать употребление вина и считать это грехом – отступление от веры.

Важно понять, что ключевое значение при оценке воздержания от вина или чего бы то ни было другого имеет мотив. Если человек воздерживается от чего либо по личному выбору или ради подвига воздержания, то это вполне допустимо и даже похвально, но если он воздерживаться от этого (и другим запрещает) потому, что считает это грехом, то это ересь. Так, Церковь всегда восхваляет монашествующих – тех, кто ради Христа и воздержания удаляется от брака. Она прославляет и тех, кто воздерживается от употребления мяса (как делают это многие монахи), от многоспания (как делали это многие аскеты, отводив на сон совсем немного времени, часто спя сидя), от вина, как многие подвижники. Но если кто-то станет воздерживаться от чего-либо, позволенного Богом, по причине гнушения, а не воздержания, то таковых Церковь не только не похваляет, а анафематствует (! ). Так, в «Апостольских Правилах» (51-м) мы читаем: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения739, забыв, что всё – хорошо весьма… или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от церкви. Также и мирянин». И далее (в 53-м): «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, во дни праздников не вкушает мяса и вина, гнушаясь, а не ради подвига воздержания: да будет извержен как сожжённый в собственной совести и бывающий виною соблазна многих». (В гл. 7, абз. 77 приводились и другие подобные правила насчёт брака). Так вот, если бы протестанты не пили вино ради воздержания, то это было бы похвально, но поскольку они объявляют грехом само по себе употребление вина, даже вполне умеренное на праздники, то за это они подпадают под анафему Церкви и являются великими еретиками – подобно, например, тем, которые воздерживаются от брака не ради воздержания, а потому, что считают его грешным делом.

Возражение 6. Е. Пушков говорит: «Все, кто стал алкоголиком, начинали с одной рюмочки. Народная мудрость гла­сит: «Нет молодца, который обманул бы винца: винцо обманывает всякого: и Петра, и Якова». Да и где та грань между «пить» и «упиваться»? »740.

Здесь баптисты опять показывают, что они дети умом, и мыслят примитивно, по формуле: «если что-то опасно, то нужно вообще от него отказаться». Они здесь мыслят именно как мать, которая боится за своего ребёнка и запрещает ему залезать на лестницу, чтобы он не упал. Да, лестница опасна, но взрослый человек ею пользуется. Опасен и автомобиль – многие попадают на нём в аварии и даже погибают, но люди, в том числе и христиане, всё же пользуются транспортом. Опасно и вкушение пищи – легко можно стать чревоугодником, сделав чрево своим богом (ср. Фил.   3: 19), но люди всё же едят. Опасно вступать в разговоры – легко можно дойти до многословия и пустословия, но люди всё же говорят. И даже баптисты понимают, что далеко не всякую опасность можно устранить, просто отказавшись от самой вещи, таящей опасность, ведь опасна не пища и не слово, а страсти человека, которые делают хорошее грехом. Вот так и с вином: самом по себе оно добрая вещь, но нужно умело и в меру его употреблять.

Е. Пушков говорит: «Все, кто стал алкоголиком, начинали с одной рюмочки». Да, но многие алкоголиками не стали и как употребляли, так и употребляют вино умеренно. Ведь справедливо и то, что все, страдающие ожирением, начинали с умеренного питания. Но почему-то далеко не все, кто употребляют вино, становятся алкоголиками, и не все кушающие набирают лишний вес. Очевидно, дело не в самом вине и пище, а в неумеренности отдельных людей. Поэтому и бороться нужно не с вином и едой, запрещая их употребление, а со страстями человека.

Далее Е. Пушков спрашивает: «Да и где та грань между «пить» и «упиваться»? ». А где грань между «есть» и «объедаться»? Где грань между «говорить» и «многословить» и «пустословить»? Где грань между сном умеренным и сном «безгодным»? Где грань между заботой о необходимом, и суетой и стяжательством, и т. п.? Часто грань между многими вещами очень тонкая, почти не уловимая (например, кто может, смотря на кушающего человека, сказать, что вот с этой ложки каши началось уже чревоугодие, и, слушая говорящего, указать, что вот с этого слова началось уже многословие? ), но её трудноуловимость не есть причина отказа от той или иной вещи. Т. е. баптисты говорят: «поскольку трудно установить грань между «пить» и «упиваться», то пить нельзя вообще». Но ведь это не решение вопроса (так может решить только отдельный человек для себя лично, особенно если он склонен к пьянству), поскольку по такой же логике можно сказать, что раз трудно уловить грань между есть и объедаться, то не будет есть вообще; раз с лестницы можно упасть, то не никогда не будем ею пользоваться.

Теперь нужно сказать об истинной причине того, почему часть протестантов так категорически запрещает пить вино. На этот вопрос очень хорошо отвечают «Апостольские Постановления»: «И одни из них (еретиков) учат безженству и неупотреблению мяса и вина, говоря, что и супружество и рождение детей и принятие снедей гнусно, чтобы мнимым воздержанием своим привлечь на сторону своего лукавого учения» (кн. 6/10). То есть, протестанты, объявляющие сухой закон, своим воздержанием от спиртного стараются привлечь к себе сочувствие и одобрение людей, заслужить себе славу трезвенников. И многие люди, например те, чьи сыновья пьянствуют, действительно соблазняются этим и приходят в баптизм и стараются привести туда своих детей лишь для того, чтобы они перестали пить – и это часто помогает, потому что у бесов пьянства есть договор с бесами протестантизма – об этом будет сказано в гл. 21, абз. 130. (И совершенно не случайно то, что не на Западе, а именно в России, где люди больше подвержены недугу пьянства, протестанты запрещают пить вино. Так решили протестантские бесы именно для того, чтобы лучше привлекать к себе сочувствующих. ) Это можно сравнить с тем, как если бы сейчас появилась христианская секта, которая, как древние еретики, объявила бы поедание мяса грехом, что непременно вызвало бы симпатию и приток к ней вегетарианцев. (А в древности некоторые секты объявляли грехом и супружеское соитие, приобретая тем самым себе последователей из тех, которые считали это гнусным). Такие шаги тактически очень понятны, но при этом сама истина отставляется в сторону.

Одним словом, протестанты, запрещающие пить вино, являются еретиками, которых осуждает Церковь во главе с ап. Павлом, глаголющим: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим  4: 1–5).

* * *

32

О лживости такого мышления будет сказано в главе 22.

33

Сейчас многие протестанты более или менее признают друг друга частью одной Христовой Церкви (то есть, например, пятидесятники – менонитов, а харизматы – баптистов), но православных не многие считают частью истинной, а не отступнической Церкви.

34

Хотя на практике они почитают некоторые материальные предметы, не понимая того, что таковое почтение полностью противоречит их богословию – об этом подробнее будет сказано ниже.

35

История евангельских христиан-баптистов в СССР. Изд. ВСЕХБ, 1989. С. 66.

36

В «Апостольских Постановлениях» говорится: «Если же место (собрания христиан) удерживают нечестивые, то ты должен бегать его, потому что оно осквернено ими; ибо как верные священники освящают, так нечестивые оскверняют» (кн. 8/34).

37

«Подножие Его» здесь значит скиния, ибо во времена Давида каменный храм ещё не был построен. Вообще же в Библии подножием Божиим называется как скиния (а затем и иерусалимский храм – ср. 1Пар. 28: 2; Пс.   131: 7; Ис.   60: 13; Иер.   2: 1; Иез.   43: 6, 7), так и земля (см. Ис.   66: 1; Мф.   5: 35; Деян.   7: 49). (Некоторые же места Ветхого Завета, говоря о подножии Божием, пророчествуют о Кресте, к которому пригвоздили ноги Бога-Христа – об этом будет сказано в гл. 2, абз. 25–26).

38

Несмотря на это и три вышеприведенных библейских свидетельства, В. Трубчик утверждает: «Ясно, что прямого повеления поклоняться кресту или еще каким-то вещественным предметам в Библии не найдешь…» («Вера и традиция», глава 9 «О кресте»). Для чего, кстати, В. Трубчик пишет о «прямом повелении»? Что, сами протестанты исполняют в Библии только то, что написано в форме прямого повеления? Ведь В. Трубчик вводит понятие «прямое повеление» только для того, чтобы умалить и сгладить значение приведенных мест Св. Писания. Протестанты не могут ни отвергнуть, ни опровергнуть, ни принять этих мест Библии. Поэтому остаётся только заявлять, что в этих местах нет прямого повеления поклоняться святыням. Но, во-первых, добрый, к тому же – библейский, пример есть достаточный повод для подражания, а во-вторых, не нужно врать: слова из Пс.   98: 5 «... поклоняйтесь подножию Его» написаны именно в форме прямого повеления, а Пс.   131: 7 содержит прямой призыв поклониться храму (то есть вещественной святыне).

39

Хотя до тех пор, пока этого не случилось, первые христиане, несмотря на то, что начался уже Новый Завет и ветхозаветные жертвы уже духовно были заменены жертвой чистого и непорочного Агнца Христа, продолжали посещать его и молиться в нем (см. Деян.   3: 1; 24: 11), в том числе и ап. Павел, который как никто другой проповедовал спасение по благодати и поклонение Богу в духе и истине, и который возгласил: «конец закона – Христос» (Рим.   10: 4).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...