Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 11. Об употреблении вина 5 страница




415

Aqud. Harduin. Act. Concil. Т. I. Часть I, с. 1329.

416

Хрестоматия по сравнительному богословию: Учебное пособие. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. С. 583.

417

Хрестоматия по сравнительному богословию: Учебное пособие. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. С. 583–584.

418

Нужно заметить, что рогозинские суждения об именах «Иисус» и «Христос» – самые огульные и произвольные. «Иисус» буквально значит «Иегова спасает», и именно это имя было бы правомернее считать именем Божиим. «Христос» же значит «помазанник», и это слово более земное, так как помазанниками «христами» были многие цари и пророки Израильские.

419

Откуда всё это появилось? Гл. «Молитва святым угодникам и Деве Марии».

420

Четвертый Вселенский Халкидонский Собор 451 г.

421

Этот факт ещё раз показывает то, как сильна безумная неприязнь протестантов к Церкви, которой они подражают и которой себя противопоставляют, что им даже страшный ересиарх Несторий дорог только потому, что и он противился Церкви.

422

«Матерью Господа» называется Дева Мария и в «Апостольских постановлениях» (кн. 3/6; 8/2).

423

Против ересей. Книга 3. Гл. 21/10.

424

Против ересей. Книга 5. Гл. 19/1.

425

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 108.

426

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 108.

427

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 108.

428

Против Ариан. Слово III, 33; III, 14; V, 32.

429

Св. Ефрем Сирин. Творения. Т. II. Гл. 32: «Слово на Преображение Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа».

430

Слово на Сретение Господа нашего и Спасителя. Раздел 2; Поучение огласительное десятое. Раздел 19.

431

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 109.

432

Прямое подтверждение того, что в древней Церкви были жертвенники, как и сейчас у православных, чего в помине нет у протестантов.

433

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 109.

434

Игнатий Брянчанинов. Собрание сочинений. Т. IV, с. 484.

435

Гомилия на успение, II/15.

436

Беседа «О святой Деве и Богородице Марии».

437

Если в русском языке причастие «рожденных» не имеет рода и может означать «из рождённых мужчин и женщин», то в греческом языке это слово здесь имеет род, и означает «из рождённых мужчин» (ο ύ κ ε γ ή γ ε ρ τ α ι ε ν γ ε ν η τ ο ι ς γ υ ν α ι κ ω ν ).

438

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 29.

439

Цит. по: Хрестоматия по сравнительному богословию. С. 590.

440

Против ересей. Книга 5. Гл. 19/1.

441

Доказательство Апостольской проповеди. Раздел 33.

442

См., например, вечерние молитвы: 4-я св. Макария и 7-я св. Иоанна Златоуста.

443

Е. Пушков. Не смущайся. Глава «О почитании девы Марии».

444

Г. Вязовский. Ветхая днями и крепкая ложью.

445

2-е письмо к Гаю Ферапевту.

446

Откуда всё это появилось? Гл. «Молитва святым угодникам и Деве Марии».

447

Православные помнят эту молитву в церковно-славянском звучании: «не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве тебе, Владычице».

448

С. В. Санников. Начатки учения. С. 187.

449

Нужно заметить, что Церковь возлагает свою надежду только на Бога, а на святых она надеется лишь потому, что это есть часть надежды на Бога, так как через святых Сам Христос действует.

450

Кондак 9.

451

По церковно-славянски: «яко вси по Бозе к тебе прибегаем».

452

Беседа «Против еретиков, и о святой Богородице». Гл. 2.

453

О власти священства прощать грехи будет сказано в гл. 16.

454

О том, как нужно понимать подобные библейские обетования, будет сказано в главе 13, абз. 99–108.

455

Хочу заметить, что человеку, которому протестанты рассказали свою модель спасения и показали нужные им места Писания со своими толкованиями, но который не знает учения Церкви, весьма трудно и почти невозможно бывает выявить всю лживость и искажённость данного взгляда.

456

О том, что в Царстве Христа отнюдь не все спасённые входят в число Церкви, будет сказано в 21 главе, абз. 180–183.

457

О пункте втором – о необходимости Таинств для спасения – будет сказано ниже (абз. 45–47) и ещё подробнее во второй части книги.

458

Некоторые русские баптисты, например, иногда не склонны (в том числе и из-за влияния Православия) так оголтело заявлять о своей спасённости. Но и они, хотя и более спокойно, но учат тому, что если человек уверовал во Христа как своего Спасителя, то он должен веровать в свою спасённость на основании лишь этой веры.

459

Двадцать веков Христианства. Т. I. С. 169.

460

Протестанты очень часто используют это выражение во многих случаях. Что им ни скажи о неправильности их веры, они часто отвечают: «на спасении это не влияет».

461

Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 298.

462

Важно заметить, что «спасение» в греческом языке значит «целостность».

463

Хотя и такую борьбу испытывали многие (как и сам Ф. Достоевский), особенно во время распространения атеистических идей, в XIX-XX веках.

464

Если же человек, живя на земле, не слышал о Христе, то всё равно каждая душа знает Христа внутренне, то есть она имеет в себе свой логос, подобный Божественному Логосу, Которым она и была сотворена, и имеет совесть, которая свидетельствует душе, что есть добро и зло. И если человек следовал своей совести и избирал то, что он считал добрым, он спасётся, по своей вере в этот Божественный Логос. Только таковые не войдут в славу Церкви – о спасении вне Церкви подробнее будет сказано в 21 главе.

465

Очень немаловажно понимать, что не все спасённые будут у Бога в одной славе, чести и близости к Нему. В ближайшем с Ним обращении будут только самые великие святые, наиболее Его возлюбившие и уподобившиеся Ему, и всей душой принявшие и усвоившие Евангелие. Далее от Христа будут находиться менее святые, затем ещё менее и так до самых последних, которые не принесли Богу плода и едва лишь сами спаслись, о которых пишет ап. Павел: «А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1Кор.   3: 15). Так же и в геенне огненной погибшие будут испытывать весьма различную степень мучения – величайший грешник, антихрист, будет испытывать наибольшие муки, меньшие грешники – меньшие муки, и так до наименьших грешников. Учение же это, о различной степени блаженства и мучений святых и погибших, раскрывается во многих местах Писания. Например, в Откр.   2: 23 и подобных местах, где говорится о том, что Бог воздаст каждому по его делам. И так как дела у людей различные, у одних их больше и сами дела более святые, а у других иначе, то и получат они разное воздаяние. Или в 1Кор.   3: 8, где говорится, что «каждый получит свою награду по своему труду», то есть соответственно своего труда. Награда же эта и будет выражаться, естественно, не в золоте или лавровых венках, а в близости человека к Богу. Или в Мф.   13: 8, где приточно сказано о том, что одни люди принесли Богу плод во сто крат, другие – в шестьдесят, а третьи – в тридцать, и пр.

466

Некоторые протестанты, например штундисты, утверждали, что они буквально не грешат. Баптисты объясняют так, что верующий не грешит (большими грехами), но согрешает в мелочах. Но ведь у Иоанна сказано, что пребывающий во Христе даже не согрешает! Причем, для разделения понятий «грешить» и «согрешать» нет основания, ибо в оригинале везде в указанных местах употребляется одно и то же слово.

467

Заповедуя быть совершенными, как Отец Небесный, Христос вовсе не имеет в виду, что нам нужно или возможно, особенно в этом мире и этой плоти, достичь Божественных качеств – всезнания, вездеприсутствия, всемогущества и пр. Совершенство нужно здесь понимать как полное соответствие своей природе: как Отец полностью соответствует Своей Божественной природе и нисколько от неё не уклоняется, так и мы должны полностью соответствовать своей человеческой природе – быть истинным образом и подобием Божиим, не уклоняясь от неё ни в какой грех.

468

О пункте втором будет сказано ниже, в абз. 71–86.

469

Я очень хорошо помню, что когда я принял Православие и нечистый дух протестантизма стал отступать от моей души, то один из самых ярких моих впечатлений было именно ощущение и осознание того, что в моей душе, оказывается (! ), есть сочувствие и склонность почти ко всем грехам! То есть, мне, по милости Своей, Господь, хотя и отчасти, показал, что в моей душе есть на самом деле. До этого же я искренно считал, что я чужд большинства грехов. И так думают о себе, как правило, все протестанты, ибо дух обольщения, в котором они находятся, не даёт им увидеть себя и свои страсти.

470

Хотя протестантам и не приятно такое читать о себе, но теоретически они могут согласиться с тем, что можно и ходить на собрания, и проповедовать, и изучать Библию не по воле Божией и во вред себе, как делают это «свидетели Иеговы» и прочие сектанты.

471

Об этой своей уверенности они не устают утверждать в своих песнопениях, например: «Я новое небо и землю увижу по слову Творца, и славу от Бога приемлю, я буду счастлив без конца. Там поют с торжеством, ожидают меня пред Христом… и мне скажут «ты Богом принят» (Песнь Возрождения, № 508)»; «готово место для меня в стране небес святой» (№ 179); «Пусть земля вся утверждает, что Тобой я не спасён, дух мой песню воспевает: «принят раб твой на Сион». Радуйтесь со мною люди! Нет сомненья: «я спасён! ». Пусть весь мир твердит иное: знаю я, Христом спасён! » (№ 166), и т. д.

472

Правда, когда они говорят о Православии, они не хотят понимать этой разницы, или, по крайней мере, полностью убеждены, что Православие проповедует о спасении не по делам веры, а по делам закона.

473

Потом, впрочем, или он сам или его последователи всё же признали послание Иакова.

474

Слова «истина», «истовый» связано с литовским словом «естина». Таким образом, истина это то, что есть – есть в действительности.

475

Кстати, Вера Православная то и значит: правая, правильная; правильно исповедующая и славящая Бога.

476

У протестантизма именно иной, чем у Церкви бог, которому они молятся и который слышит их молитвы и отвечает на них (подробнее об этом будет сказано в гл. 21, абз. 123–136, см., в частности, сноску 34). Оттого так и ощущается та полная враждебность и непримиримость между духом Православия и протестантизма.

477

Говорю «главным образом» потому, что есть и другие пути принятия благодати Божией, такие как молитва, пост, милость и прочие добродетели, что также служит человеку во спасение. Или, можно сказать, молитва и все добродетели лишь помогают лучше усвоить спасительную и освящающую благодать, подаваемую в Таинствах.

478

Беседа с Н. Мотовиловым «О цели христианской жизни».

479

Двадцать веков христианства. Т. I. С. 151.

480

Кстати, христиане с древности уподобляли Церковь кораблю, плывущему по волнам житейского моря. Этот образ мы встречаем уже в «Апостольских Постановлениях», где епископу говорится: «Когда же соберешь Церковь Божию, то, как бы кормчий великого корабля, со всем знанием приказывай составлять собрания, повелевая диаконам, как бы матросам, чтобы назначали места братьям, как бы пловцам, со всем тщанием и степенностью. Прежде всего, здание да будет продолговато, обращено на восток, с притворами по обеим сторонам к востоку, подобное кораблю» (кн. 2/57). Поэтому, многие Храмы Церкви с древности строятся именно в виде корабля.

481

Если он говорил, что в конце времен ему надлежит воскреснуть и открыть всемирную проповедь покаяния, что, безусловно, исполнится, то, конечно, он твёрдо знал, что будет со Христом во спасении.

482

Настольная книга священнослужителя. Изд. «Свято-Успенская Почаевская Лавра», 2003. Т. V. С. 728.

483

Перечень ересей протестантизма и его отступлений от веры древней Церкви см. в конце книги.

484

Насколько, кстати, на этом фоне кажутся нелепыми утверждения протестантов, что баптистом быть – это так трудно, это такой тернистый путь, а в Православии свечку поставил, «пропуск» в гроб положили – и все, больше ничего делать не нужно, как пишет, например, Г. Добровольский: «Омылся, или окропился, или, в крайнем случае, напился этой освященной воды, и готов для рая. Никакого труда, ни борьбы – все легко и просто и дешево» («Во свете Писания»). На деле же нет более трудного пути, чем предлагает Православие. Как бы человек ни верил, какие бы ни являл плоды покаяния и веры – никто при жизни (кроме редких исключений) не даст ему гарантию, что он точно будет спасен; даётся только добрая надежда. Кстати, здесь мы видим пример того, как протестанты умудряются обвинять Православие одновременно в двух противоположных грехах. С одной стороны, они обвиняют православных в том, что оно предлагает такой лёгкий путь спасения – водой святой окропился и ты спасён, а с другой, они постоянно говорят, что православные предлагают неоправданно тяжёлый путь спасения, требуя соблюдения строгих постов, воздержания, долгого стояния на службах, различных добрых дел, отвергая спасение даром, по благодати. Так что протестантам нужно хотя бы определиться в своих претензиях к Православию: за лёгкий или тяжёлый путь спасения вы его обвиняете? Хотя протестанты в отношении к Православию руководствуются не здравым смыслом и Божественным Логосом, а в основном чувством глубокой неприязни и желанием обвинять Церковь в чём только можно, ибо для того они и поставлены своим хозяином.

485

Диалог с Трифоном Иудеем. Гл. 116.

486

Интересно здесь отметить, что православные нередко говорят о спасении так: «она ушла в монастырь, спасаться». Для протестантов это звучит крайне соблазнительно и странно. Они говорят: «чтобы спастись не нужно идти в монастырь, можно на всяком месте призвать имя Христа и получить спасение». На самом же деле, православные под такими выражениями понимают именно довершение спасения – «она пошла в монастырь совершать (довершать) своё спасение». Спасение значит «целостность», и всякий грех мыслится в Православии как нарушение этой целостности, как болезнь. Поэтому, если человек преодолевает свои грехи и пороки и исцеляется от них (освящается), то можно с полной справедливостью сказать, что делая это, он спасается. То есть, освящаться и спасаться это одно и то же.

487

Конечно, при гибком уме на всё можно придумать, что сказать, лишь бы не остаться безответным. Можно сказать, что написано «спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием», и всю суть дела сместить на слова «если пребудет в вере». Но всё это не может объяснить того, почему сказано, что «спасётся через чадородие», а не просто «спасётся, если пребудет в вере»? Какое отношение имеет чадородие к спасению женщины по вере? Для православных же здесь нет вопроса, поскольку веру они понимают, как было сказано, шире, как исполнение воли Христа. А поскольку Божья воля в отношении женщины та, чтобы она рождала детей, и поскольку деторождение и забота о детях развивает в женщине любовь, жертвенность, надежду на Бога, отвлекая её от различных страстей – болтливости, праздности, блудных мыслей и пр., иначе говоря – приводит к вере, к христианским добродетелями, то потому она и спасается через чадородие.

488

Я сам видел их в ДХУ на лицах американцев при разборе этого стиха, ибо западным протестантам, у которых к уверенности в своей спасённости по вере во Христа примешана устойчивая убеждённость в «равноправии» женщины и мужчины, эти слова действительно кажутся юмористическими.

489

Поэтому на каждой службе и в частных молитвах православные часто просят Бога о своей блаженной кончине: «Об оставшемся времени жизни нашей, о том, чтобы скончаться нам в мире и покаянии, у Господа просим»; «Господи Иисусе, напиши меня раба Твоего в книге жизни и даруй мне конец благой».

490

Integrative Theology, ZondervanPublishingHous, Michegan, vol. 3, p. 29 (перевод С. К. ).

491

Как было сказано (в абз. 54), по мере освящения человека его надежда может перерастать в полную уверенность.

492

Молитва «Господи, помилуй» многократно повторяется при совершении всех православных служб и треб, в том числе частных, утренних и вечерних, молитв. Можно упомянуть хотя бы о том, что эта молитва, повторяемая 3 раза (а иногда ещё и 12 раз), является частью так называемых предначинательных молитв, с которых православные начинают всякую службу.

493

Лествица, 5/1.

494

Молодёжь у протестантов – это обычно особая группа, которая, кроме общих собраний, собирается отдельно и держится вместе.

495

Впрочем, хочу заметить, что святость и чистота души истинных православных, которых я встречал, многократно превосходит «святость» лучших протестантов.

496

Да и то, человек может не знать себя и не понимать, что в определённых условиях он вполне будет способен украсть, если от этого будет зависеть его благосостояние или жизнь.

497

П. Рогозин. Откуда всё это появилось? Глава «Монашество».

498

Не смущайся. Глава «Отношение к православию современного православного».

499

П. Рогозин. Откуда всё это появилось? Глава «Безбрачие священников».

500

Кстати, в качестве эпиграфа к своей главе о монашестве, он поставил стих из Захарии 13: 4: «... и не будут надевать на себя власяницы, чтоб обманывать», чем недвусмысленно назвал монахов обманщиками.

501

П. Рогозин. Откуда всё это появилось? Глава «Монашество».

502

Николай Тальберг, История Русской Церкви, Московский Сретенский монастырь, том 1, М. 2008, с 99.

503

Настольная книга священнослужителя. Изд. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2003. Т. VI, с. 534.

504

Таким исключением является святая гора Афон, где подвизаются монахи-мужчины. Да и то, туда закрыт доступ не всем, а только женщинам.

505

Лавра – большой и особо значимый для жизни Церкви мужской монастырь.

506

Двадцать веков Христианства. Одесса – С-Пб, 2001. Т. II, с. 455.

507

Украина, Донецкая область.

508

Говение – церковное понятие, которое включает в себя подготовку к причастию (пост, молитву и пр. ), Исповедь и само Причастие.

509

Да, протестанты творят милостыню – раздают гуманитарную помощь и продукты питания с Запада, но все такие акции связанны только с попыткой привлечь и обратить людей в свою веру. Когда немцы привозили баптистам одежду «second hand» для раздачи людям в одном посёлке, то мы её раздавали не иначе как тем, кто пришёл и побыл на нашем собрании.

510

«Иерей» по греч. священник (см. Евр.   7: 11, 15, 21). В Русской Православной Церкви священника часто называют также иереем. «Иеромонах» значит монах-священник.

511

Особенно при цитировании Писания, когда на одних местах Библии ставится огромный акцент, а другие вовсе не замечаются, что приводит к сильному искажению библейского учения.

512

Пробуждение, в котором мы нуждаемся. Гл. 2

513

Двадцать веков Христианства. Т. I, с. 214.

514

Так любят называть протестанты последнее повеление Христа, данное Апостолам перед Своим Вознесением на небеса: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.   28: 19–20).

515

Иоанн Креститель был именно пустынником, как написано «был в пустынях», и отшельником, ибо слово отшельник значит «отшедший» (от людей).

516

Для протестантов такое поведение соблазнительно. Православие же вмещает в себя огромную широту проявления и действия Духа Святого, понимая и одобряя такое полное посвящение себя молитве и безмолвию.

517

Прозорливость – благодатная способность знать человека, не общавшись с ним, и видеть его сокровенные мысли. Таким даром обладали особые Божии святые – пророки (см. 2Цар.   12: 10; 4Цар.   6: 8–12), Апостолы (см. Деян.   5: 1–11; 8: 23) и, конечно же, Сам Христос (см. Ин.   1: 48; 2: 25).

518

Подробнее об этом можно прочесть в моей книге «Ленин – антихрист из Апокалипсиса, который был, и нет его, и явится».

519

Толкование на Ин.   16: 1–4.

520

В Апостольских Постановлениях говорится: «Итак, мы не позволяем женщинам учить в церкви, но только молиться и слушать учителей. Сам Учитель наш и Господь Иисус, послав нас двенадцать учить народ и племена, никогда не посылал женщин на проповедь, хотя и не было в них недостатка, ибо были с нами Матерь Господа и сестры Его, также Мария Магдалина и Мария Иаковлева, и Марфа и Мария, сестры Лазаря, Саломия и некоторые другие. Ибо, если бы необходимо было, чтобы учили женщины, то Сам Господь первый повелел бы, чтобы и они вместе с нами оглашали народ. И если глава жены есть муж, то несправедливо, чтобы над главою начальствовало прочее тело» (кн. 3/6).

521

Двадцать веков христианства. Т. I, с. 450.

522

А тот факт, что христианские монахи появились позже языческих, ни о чём не говорит, поскольку дьявол знал по пророчествам о скором пришествии Христа и появлении Церкви и конечно же понимал, по крайней мере в главном, как Она будет устроена. Вот потому заранее в подражание и противление будущей Церкви он и побуждал своих людей на посвящение ему девства.

523

Послушание – ёмкое православное понятие, связанное в большей степени с монашеством, обозначающее в подобных случаях смиренное исполнение порученного дела или служения, которое монах принял на себя не сам, а по благословению от наместника монастыря или духовника. Исполнение возложенных поручений, как учат Отцы Церкви и что понятно по самой сути, тем полезно и спасительно для души, что приучает человека к кротости, смирению и послушанию, отсекает в нём своеволие и избавляет его от постоянных смущений и сомнений относительно того, тем ли он занимается, чем действительно должно ему заниматься именно сейчас.

524

Об этой излюбленной протестантской формулировке говорилось в предыдущей главе.

525

Церковный – то есть тот православный христианин, который, в противоположность номинальному и не церковному, регулярно посещает Храм, исповедуется и причащается, знает и постоянно изучает свою веру, молится Богу, читает Библию и духовные книги и т. д.

526

Залог, как известно, например, при покупке дома, даётся в уверение того, что вскоре будет отдана и остальная часть денег за дом. Так и верные получили «залог Духа» в уверение того, что вскоре Бог даст им Духа во всей полноте. Но при этом не следует думать, что верные имеют только часть Духа Святого, ибо личность Его не может быть разделена. В Таинствах Крещения и Миропомазания человек погружается во Христа, и в него входит вся личность Духа Святого. Просто в этом мире по причине смертного, грубого тела, а также грехов человека, Дух Святой не может раскрыть Себя во всей полноте. Это можно понять хотя бы так, что если бы человеку Господь дал прочувствовать всю радость и сладость Царствия Небесного, то человек тут же умер бы. Наше тело просто не в состоянии эмоционально перенести такую радость и такие чувства.

527

Это выражение я впервые услышал на лекциях в ДХУ, и мне, помнится, оно сразу очень понравилось, ибо довольно удачно выражает евангельскую истину о будущем, и в то же время уже пришедшем Царствии Божием.

528

Над этими словами блаж. Августин рассуждал так: «Куда идет Агнец, идет так, что с Ним могут идти только души девственные? Какие это жилища покоя? Это места, где удовольствия бесконечно более высокие, чем суетные, безвкусные, обманчивые наслаждения мира. Это даже не те места покоя, которые будут даны в Царствии Божием недевственникам: это совсем другие жилища. Радостью девственников будет Сам Иисус, радость через Иисуса и в Иисусе. Это радость особого рода, не общая с радостью других святых. Другие святые, которые не будут следовать за Агнцем, будут видеть сопутствие девственников Агнцу, но не станут завидовать им. Они будут радоваться их счастью. Они не будут петь песни, а станут слушать и в драгоценном преимуществе, которым те будут наслаждаться, найдут свою радость. Блаженный Августин (цит. по: Настольная книга священнослужтеля. Т. V. С. 634).

529

«Без развлечения» иначе «без отвлечения».

530

Нужно отметить, что в истории Церкви и до сего дня нередки случаи, когда муж и жена по достижении определённого духовного совершенства по обоюдному согласию (которое необходимо – ср. 1Кор.   7: 5) решают прекратить супружеские отношения и жить как брат и сестра, или же вообще разойтись по монастырям. Такое «брачное безбрачие» также относится к скопечеству.

531

«Монах» происходит от греческого слова «монос», то есть «один».

532

П. Рогозин. Откуда всё это появилось? Глава «Безбрачие священников».

533

В главе «О почитании Девы Марии», как помнит мой читатель, были приведены веские аргументы и свидетельства о том, что Матерь Христа есть приснодева.

534

Св. Ефрем Сирин (IV в. ) писал: «Тебя, (девство) возлюбил и святой евангелист Иоанн и за это удостоился возлежать на груди Господа славы. (…) За это ему более других апостолов была открыта дверь к таинствам небесным» (цит. по: Настольная книга священнослужителя. Т. V. С. 636). Девственником признавал Иоанна и Златоуст: «…почему Петра и Иоанна посылает? Чтобы было видно, что одинаково досточтим дар честнаго супружества и девства, и участниками пасхи становятся как состоящие в браке, так и подвизающиеся в девстве» (беседа «О предательстве Иудой Спасителя»). Христиане из начала знали, что ап. Иоанн был девственником, о чём есть и другие упоминания у христианских писателей первых веков.

535

Иначе – воздержники. Имеются в виду безбрачные, живущие в целомудрии.

536

С. Санников пишет об Игнатии: «Григорий Великий называет его учеником Петра, другие ранние писатели утверждают, что он учился у Апостола Иоанна Богослова, а некоторые относят его ученичество к деятельности Апостола Павла. Вполне возможно, что все свидетельства правильны, ибо в Антиохии в разное время трудились все три указанных Апостола» (Двадцать веков христианства. Т. I. С. 180).

537

С. Санников говорит: «В христианстве первых веков все эти послания (Игнатия) повсеместно пользовались глубоким уважением» (Двадцать веков христианства. Т. I. С. 181).

538

Церковная история. Кн. IV/23.

539

Октавий, 31.

540

Настольная книга священнослужителя. Т. V, с. 638.

541

Настольная книга священнослужителя. Т. V, с. 638.

542

Настольная книга священнослужителя. Т. V. С. 636.

543

Настольная книга священнослужителя. Т. V, с. 638.

544

Настольная книга священнослужителя. Т. V, с. 638.

545

Настольная книга священнослужителя. Т. V. С. 637.

546

Настольная книга священнослужителя. Т. V. С. 637.

547

Настольная книга священнослужителя. Т. V. С. 636.

548

Настольная книга священнослужителя. Т. V. С. 635–636.

549

Настольная книга священнослужителя. Т. V. С. 636.

550

Один проповедник нашей артёмовской баптистской общины говорил, что слова Христа «кто может вместить, да вместит» нужно понимать так: кто не импотент и может входить к женщине, тот пусть и входит. На самом же деле Христос говорит о способности вместить «слово сие», то есть о скопчестве, а не о мужской способности. Другая нелепость, которую также можно иногда услышать от баптистов, в том числе и от пасторов, это что ап. Павел на самом деле имел жену, и что его слова: «Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? » (1Кор.   9: 5) как раз об этом и говорят. На самом же деле, ап. Павел говорит о том, что имея власть иметь жену и жить за счёт благовествования, он не пользовался своей властью (см. 1Кор.   9: 12). Подобных частных глупых толкований и мнений в протестантизме очень много.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...