Глава 11. Об употреблении вина 4 страница
280 Ср. Втор. 26: 14 (абз. 47). 281 Н. Варжанский приводит один интересный археологический факт, касающийся надгробий древних христиан: «В Иерополе доныне хранится камень, чудесно перенесенный из Рима по желанию равноапостольного Аверкия, скончавшегося около 167 года. Под этим камнем похоронен равноапостольный Аверкий, и на камне выбиты слова святителя, в которых он просит помолиться о нем весь синод» (Доброе исповедание, М.: Благовест, 1998 г., с. 308). Это ещё одно свидетельство того, что древняя Церковь молилась за усопших. 282 Поразительно само существование многих древних литургий, которые представляют собой последовательность молитв, которые нужно произносить за Богослужением. Протестанты же не только не имеет литургии; они, как правило, даже не знают такого слова – и это те, которые постоянно заявляют о том, что они вернулись к вере и жизни древней Церкви. 283 Собрание древних литургий восточных и западных. Анафора: евхаристическая молитва. М.: Даръ, 2007. С. 108. 284 Собрание древних литургий восточных и западных. Анафора: евхаристическая молитва. М.: Даръ, 2007, с. 112. 285 Собрание древних литургий восточных и западных. Анафора: евхаристическая молитва. М.: Даръ, 2007, с. 139. 286 Собрание древних литургий восточных и западных. Анафора: евхаристическая молитва. М.: Даръ, 2007, с. 151. 287 Собрание древних литургий восточных и западных. Анафора: евхаристическая молитва. М.: Даръ, 2007, с. 156. 288 Собрание древних литургий восточных и западных. Анафора: евхаристическая молитва. М.: Даръ, 2007, с. 160. 289 Собрание древних литургий восточных и западных. Анафора: евхаристическая молитва. М.: Даръ, 2007, с. 418–419. 290 Один из семидесяти апостолов. 291 Собрание древних литургий восточных и западных. Анафора: евхаристическая молитва. М.: Даръ, 2007, с. 519–522.
292 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 559–560. 293 Бескровная Жертва – то есть Евхаристия, таинство Причастия. Кстати, православные до сих пор называют Евхаристию Бескровной Жертвой. Протестанты же понятия не имеют о том, что это значит – как далеко отошли они от жизни христиан первых веков. 294 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 558. 295 Настольная книга священнослужителя. Изд. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2003. Т. VIII, с. 37. 296 Об этом подробнее будет сказано ниже, в абз. 129–155. 297 Баптисты из новолуганской общины, в которой я около 1, 5 года служил в качестве миссионера и проповедника, узнав о моем переходе в Православие, обвинили меня, кроме прочего, в спиритизме, поскольку, по их мнению, молитва к святым и Ангелам является вызыванием духов, то есть – спиритизмом. 298 Протестанты если и не всегда противятся, то и не учат, и не проповедуют, и, как правило, не хотят ничего знать об Ангеле Хранителе, который приставляется Богом к каждому человеку, тем более к святому, – хотя в Библии ясно об этом говорится: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33: 8); «Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих» (Пс. 90: 11, 12); «не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? » (Евр. 1: 14). Из этих мест Св. Писания следует, что возле каждого Божьего человека постоянно находится, по крайней мере, один Ангел, «избавляющий», «охраняющий» и «служащий» ему, которого в Православии называют Ангелом Хранителем. Эту истину всегда признавали христиане. Так, об Ангеле Хранителе с полной ясностью говорится в одной из древнейших (I век) и очень авторитетной в Церкви христианских книг «Пастырь»: «Сын же приставил Ангелов для сохранения каждого из людей…» (кн. 3, подобие 5, п. 6). «Два Ангела с человеком: один добрый, а другой злой» (кн. 2, заповедь 6, п. 2). «Я послан от достопоклоняемого Ангела, чтобы жить с тобою (Ермой) остальные дни твоей жизни (... ) Пока он говорил, вид его изменился, и я узнал, что это тот (Ангел), которому я препоручен» (кн. 2 «заповеди», пролог). Также и св. Иоанн Златоуст говорит: «…при каждом из нас находится ангел» (14-я беседа на послание к Евреям).
299 Молитвослов. Утренние молитвы. 300 Для моего протестантского читателя, – которому может показаться соблазнительным, что православные просят о таких великих вещах не Бога, а кого-то иного, – замечу, что ап. Иоанн, по разуму Церкви, может помочь нам не сам по себе, не своею силою, а силою и благодатью Божией, а также тем, что помолится Богу и испросит у Него просимые блага. 301 Если судить духовно, то не молитвенное общение с Ангелами и со святыми, а общение с сектантами, в том числе и протестантами, имеет большое сходство со спиритизмом, ибо спиритизм, как уже было замечено, имеет две составляющие: 1) незаконное общение с мёртвыми; 2) бесообщение. Общение же с сектантами есть, по сути, то же самое, ибо таковое общение является: 1) общением с мёртвыми, поскольку протестанты духовно мертвы, так как не рождены в Божьей семье, не возрождены святым Крещением, и 2) бесообщением, так как сектанты водятся бесовскими богохульными духами и творят их дела и волю (хотя часто и бессознательно). И пусть не гневаются на меня мои бывшие единоверцы за это юродивое и суровое слово и не считают его оскорблением, ибо это правда, и для вас – правда спасительная, если вы её примете. А действительным и страшным оскорблением для Бога являются как раз протестантские сравнения молитв святым и Ангелам с гнусным спиритизмом. 302 Поэтому, воскрешение четверодневного Лазаря было таким великим чудом, ибо Христос не только вернул душу в тело, но и вызвал её из преисподней. 303 Откуда всё это появилось? Гл. «Молитва святым угодникам и деве Марии». 304 В древнерусском слово «труд» значит «печаль». Ясно, что в таком смысле святые не трудятся и не испытывают никакой печали, которую испытывает человек в теле при многом труде. 305 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 230–233.
306 Откуда всё это появилось? Гл. «Молитва святым угодникам и деве Марии». 307 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей, с. 234. 308 Откуда всё это появилось? Гл. «Молитва святым угодникам и деве Марии». 309 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей, с. 237. 310 Можно заметить, что буквально Библия не называет Иисуса Христа единым Ходатаем, а только единым Посредником. Но богословски совершенно правильно считать и называть Сына Божия и единым Ходатаем, потому что, во-первых, «посредник» и «ходатай» – это слова синонимы; во-вторых, в таких выражениях, как: «Он есть Ходатай нового завета» (Евр. 9: 15; ср. 8: 6; 12: 24), или: «мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника» (1Ин. 2: 1; ср. Ис. 53: 12), как общебиблейский, так и непосредственный контекст этих слов бесспорно подразумевает то, что Ходатай Этот – единственный в Своём роде. 311 Слова из православной заупокойной службы. 312 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей, с. 229. 313 Исключение составляют Енох и Илия, которые не умерли и не сошли в шеол, а были взяты живыми на небо (Быт. 5: 24; 4Цар. 2: 11). Как же тогда примирить этот факт со словами Христа, что «никто не восходил на небо»? Видимо, Христос имеет в виду высшие небеса, на которых живёт Сам Бог, а Енох и Илия были взяты на другие, более низкие небеса, на которых находятся Ангелы. А на то, что небеса не одни, а имеют несколько уровней или же ступеней, указывает нам ап. Павел, когда говорит, что он «восхищен был до третьего неба» (2Кор. 12: 2). Возможно, у небес больше, чем три уровня, на каждом из которых находится свой ангельский чин (Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Начальства, Власти, Силы, Архангелы и Ангелы); Бог же пребывает выше всех и «обитает в неприступном свете» (1Тим. 6: 16). Вот туда никто, кроме Христа, не восходил. 314 В верхней потому, что в библейском мировоззрении, чем выше, тем лучше. Когда богач разговаривал с Авраамом, то «он поднял глаза свои» (Лк. 16: 23), а значит – грешники находились в нижней части ада, а праведники – в верхней. 315 Со многими верными доказательствами. Изд. Германия.
316 О душе и теле и страстях Господних, п. 12. 317 Доказательство апостольской проповеди, п. 39, 78. 318 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 227. 319 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей, с. 220. 320 Не важно, происходит это по одной лишь Божьей милости или с помощью молитв Церкви. Сейчас нам важен сам факт! 321 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей, с. 223–224. 322 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 227. 323 Об этом подробно будет говориться в 13–16 главах. 324 Предназначенная для престола. Чикаго: SGP, 1990. С. 80. 325 Пробуждение, в котором мы нуждаемся. Гл. 1. 326 Предназначенная для престола. С. 79. 327 На возражение о том, что вывести из ада грешного человека – не справедливо, нужно сказать, что, во-первых, каждый спасающийся спасается не по справедливости, а по милости и благодати Божией (см. Еф. 2: 8–9); во-вторых, грешники, согрешившие грехом к смерти, никогда не выводятся из ада, а только те грешники, в которых найдено нечто доброе, и которые не вполне отвергли благодать Божию. 328 Ф. М. Достоевский. Бесы (приложение). 329 Об этом важном духовном законе уже говорилось (гл. 1, абз. 141–143) несколько в другом контексте. 330 Не смущайся. Гл. «О молитвенном общении земной и небесной церквей». 331 Об извращённом отношении протестантов к употреблению крепких напитков будет сказано в главе 11. 332 В еврейском словоупотреблении «рог» обозначает славу, честь и силу (см., напр., 1Цар. 2: 1; Пс. 88: 18; 111: 9). 333 «Песнь Возрождения». № 508. 334 Больше об обожении будет сказано в гл. 15, абз. 93–96. 335 Цит. по церковно-славянскому переводу – буквальному переводу Септуагинты. 336 Общение, конечно же, молитвенное. Это еще одно важное свидетельство того, что Церковь с самого начала молилась святым. 337 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 548. 338 Двадцать веков христианства. Т. I, с. 148. 339 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 548. 340 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 560. 341 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 551. 342 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 548–549. 343 Полную цитату см. в гл. 1, абз. 91. 344 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 549–550. 345 Far East Broadcasting Company, P. O. Box 1, La Miranda, California 90637. Приложение к книге Откровения. С. 63. 346 «Толковая Библия» Лопухина так объясняет личность явившегося: «Откровение сообщено было через Ангела Господня, явившегося в виде мужа с обнаженным мечом. Принятый за обыкновенного воина, явившийся открыл себя через объявление своего ангельского чина: вождь воинства Господня и указание на святость места». 347 Здесь имеется в виду, во-первых, предстоятель – епископ Церкви, а, во-вторых, и Ангел, который есть у каждой поместной Христовой Церкви. Своего епископа православные до сего дня именуют «Ангелом Церкви». Почему так? Ангел, как известно, есть посланник Божий. Епископ также есть Божий посланник, ибо Христос послал в мир Своих Апостолов, а Апостолы послали своих преемников – епископов. В любом случае, как бы ни понимать данное место, для нашего разговора принципиально важно одно: Христос не только не против поклонения Ангелу (и/или) человеку, но Он Сам добьётся того, чтобы таковое поклонение произошло.
348 Несмотря на то, что сама Библия свидетельствует о благочестивом поклонении Ангелам, баптистский пастор П. Рогозин лжёт, что Ангелам стали поклоняться только с V в. (см. его «Хронологию»). На самом деле, кроме библейских примеров поклонения Ангелам, известно, что в древней Церкви таковое поклонение было распространено, что признаёт У. Баркли: «в ранней церкви существовала почти неизбежная тенденция поклоняться Ангелам – тенденция, которая так никогда и не была изжита» (толкование на Откр. 19: 9, 10а). Заметим: 1) в Церкви издревле было поклонение Ангелам; 2) П. Рогозин опять противоречит истине и даже своим единоверцам протестантам. 349 В «Домострое», знаменитом литературном памятнике XVI века, говорится: «Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся…» (гл. 5). И о том, что русские люди действительно так поступали, мы находим у классиков множество свидетельств, например, у И. С. Тургенева: «Староста… поклонился барину в пояс», или: «Лаврецкий молча им поклонился; и они ему поклонились молча». 350 В «Домострое» заповедуется «подчиняться ему (духовному отцу) во всем, и почитать его, и бить челом ему низко» (гл. 6). На Руси также священник или диакон начинал разговор с епископом с земного поклона. Сейчас же обычно совершается поясной поклон. 351 У древнего церковного писателя св. Климента Александрийского (150–215 гг. ) мы находим замечательную историю об Иоанне Богослове и юноше, который после крещения стал разбойником, но которого Апостол, по великой к нему любви, вернул к покаянию. Так вот, умоляя его оставить грешную жизнь, «старец пал на колена, целовал очищенную раскаянием руку его и таким образом возвратил отпавшего от веры в Церковь» («Кто из богатых спасётся», гл. 42). Так же и у Ф. Достоевского в «Братьях Карамазовых» мы читаем о том, как иеромонах, старец Зосима, поклонился Димитрию Карамазову, который был далеко не безгрешен. 352 Нужно заметить, что если человек известен своим нечестием, то его уже чаще всего не следует почтить и малым кивком головы, как пишет ап. Иоанн: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» (2Ин. 2: 10), в том числе, естественно, и поклоном. Так, Мардохей не захотел преклониться пред нечестивым князем Аманом (Есф. 3: 5). Евреи не всегда кланялись язычникам, считая их за нечестивцев и безбожников, хотя поклонялись своим царям и пророкам. 353 Аскетические опыты. Краматорск: Тираж-51, 2001. Т. I, с. 138. 354 Эти два пункта относятся и к вещественным святыням. 355 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 550. 356 Хотя в тексте Деяний прямо не сказано о том, что жители Листры поклонились апостолам Павлу и Варнаве, но бесспорно, что если первые готовы были принести вторым жертвы, то они готовы были и поклоняться им. 357 Василий Трубчик. Вера и традиция. Кобрин: Союз ЕХБ в респ. Беларусь, 2007. С. 149. 358 Толкование на Откр. 19: 9, 10(а). 359 Многие протестанты привыкли к тому, что с большой буквы пишутся (кроме, естественно, названий, имён и прочих случаев, оговоренных грамматикой) только слова, обозначающие Бога и Его местоимения: такой обычай соблюдается, по всей видимости, всеми христианскими издательствами Библии. Поэтому, протестантов может смутить, что личные и указательные местоимения, относящиеся к Марии, и другие слова, такие как Дева, Матерь, Богородица и пр., православные также пишут с большой буквы. Сей факт не нужно толковать в том смысле, что православные чтят Марию как Бога: это просто знак глубокого почтения. Например, в многотомных толкованиях на Новый Завет У. Баркли на русском языке, изданных «Всемирным союзом баптистов», Мария также называется «Матерью» с большой буквы (равно как и слово «Крест»). Смотреть, например, толкование на Ин. 19: 25–27. 360 Присно – всегда; приснодева значит: всегда (вечно) дева. 361 «Честнейшая Херувимов» значит: «превосходящая по чести Херувимов». 362 П. Рогозин. Откуда всё это появилось? Глава «Непорочное рождение самой девы Марии». 363 Толкование на Ин. 19: 25–27. 364 Изд. Свет на востоке, 1991. С. 255. 365 Так как Слово Божие заключает в себе великую Божественную мудрость и неисчерпаемую глубину, то один стих Библии нередко может иметь не одно простое значение, а содержать большой охват мысли. 366 Против еретиков, и о святой Богородице. Гл. 1. 367 Августин. О Деве. IV. 368 Можно ли сомневаться в том, что все, касающееся пришествия в этот мир Иисуса Христа, было под особым водительством Духа Божия? 369 По Протоевангелию Иакова, Иосиф говорит о себе: «у меня есть сыновья, и я стар» (9: 7). 370 Впрочем, причина эта в большей степени только предлог. Действительная же и не осознаваемая протестантами причина отвержения данного предания – дух противления Церкви, самость и нелюбовь к Истине. 371 Этот тезис будет подробно разбираться в 19 гл. 372 Кстати, если этот факт не взят из Библии, то откуда же? Православные, говоря о том, что Иосиф на момент обручения с Марией был пожилым вдовцом, основывают своё мнение на свидетельствах древних христианских источников. На чём же, как не на голом предположении, основана протестантская теория о том, что Иосиф на момент обручения был юношей? 373 Цит. по: Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. СПб., 1869. С. 261–263. 374 Цит. по: Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. СПб., 1869. С. 261–263. 375 Здесь Писание явно называется вечно девственным по аналогии с вечно девственной Марией. 376 Строматы. Кн. 7, гл. 16. 377 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 72. 378 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 69. 379 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 69. 380 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 70. 381 Толкование на Евангелие от Матфея. Беседа 4/3. 382 Выше уже было объяснено, что утроба Девы Марии «открылась» без повреждения и разрушения даже на короткое время, лишь метафизически. 383 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 70, 76. 384 Преп. Ефрем Сирин. Творения. Слово 42 на еретиков. 385 Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди. Гл. 54. 386 Настольная книга священнослужителя. Изд. Свято-Успенская Почаевская Лавра. 2003. Т. V, с. 636. 387 Ambros de instit. Virgin. С. 6. 388 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 69. 389 Некоторые другие указания и цитаты из древних церковных писателей о приснодевстве Марии см.: Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 67–70, 76. 390 Исключением в древней Церкви был, пожалуй, лишь Тертуллиан, который к концу жизни ушёл в секту монтанистов, которые отвергали материальность плоти Христа. И именно на почве этой ереси Тертуллиан в трактате «О плоти Христовой» и отрицает приснодевство Марии. Но, безусловно, никакой разумный и любящий истину человек не предпочтёт мнение монтаниста единогласному голосу всей древней Церкви и множества Её святых. 391 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 72. 392 Впрочем, ради справедливости замечу, что ещё более значимой ложью протестантизма является его самое важное основополагающее утверждение, что он проповедует чистое Евангелие и основан на Библии. На самом деле протестантизм крайне искажает учение Библии, что я и показываю в каждой главе своей книги. Перечень главных ересей протестантизма см. в конце книги. 393 В Септуагинте, древнем переводе еврейских Писаний на греческий язык, в этом месте стоит именно слово έ ω ς – эос. 394 В еврейской Библии в этих местах стоит слово брат (евр. א ח – ах). Также и в Септуагинте используется слово α ̉ δ ε λ φ ό ς (аделфос), что значит брат. В церковно-славянском переводе, известном своей буквальностью, здесь также стоит именно слово «брат». 395 Определить в точности все родственные связи Христа пытались многие, но за 2000 лет это ещё никому не удалось сделать, поскольку по этому вопросу есть много противоречивых сведений и мнений. К примеру, есть данные о том, что Соломия была дочерью Иосифа, и таким образом сыновья её от мужа Заведея, Апостолы Иаков и Иоанн, были двоюродными братьями Христа по Иосифу. Другие источники говорят о том, что Соломия была сестрою Богородицы, и тогда Иаков и Иоанн были братьями Христу по Его Матери. Но с этим не согласуются данные о том, что Дева Мария была единственным ребёнком в семье. Также не совсем ясно то, в каком родстве был со Христом его брат Иаков. По одним данным он был сыном Иосифа от его первой покойной жены и приходился Христу сводным братом. По другим же данным Иаков был сыном дочери Иосифа Марии, и таким образом приходился Иисусу племянником. Последняя версия более правдоподобна, поскольку в Евангелии не раз упоминается Мария, «мать Иакова меньшего и Иосии» (Мк. 16: 1), называемой ещё «Марией Иаковлевой» (Мк. 15: 40), из чего явствует, что мать Иакова во времена служения Христа была жива и не могла быть первой женой Иосифа, умершей ещё до рождения Христа. Эту версию подтверждают и данные из жития Иакова о том, что принимая епископство в Иерусалиме ему было полных 33 года, т. е. он был одного возраста со Христом, чего не могло быть в случае, если бы он был сыном Иосифа. Итак, родственные связи Христа в точности не определены, и здесь высказываются различные предположения. И хотя тема эта весьма интересна для историка, в богословском (сотериологическом) отношении она не имеет никакого значения. Огромное значение имеет только один факт, что братья и сёстры Христа не были детьми Девы Марии. 396 Хотя незначительным протестанты считают этот догмат только на словах, и такое отношение к делу есть часть протестантской борьбы против почитания Богородицы. На деле же, они никогда не признают православного взгляда по этому вопросу, и никому не позволят в своих рядах держаться не протестантских убеждений о Божьей Матери, хотя теоретически считают названный догмат не важным. Почему это так? Потому, что если протестант сознательно и не понимает значимости вопроса о приснодевстве Марии, то он понимает его неосознанно, на духовном уровне. Иначе говоря, важность этого догмата хорошо понимают духи протестантизма, которые никогда не позволят человеку, ими пойманному, отступать от важнейших ересей, которые им удалось утвердить в протестантизме. 397 Да и как им понимать её после того, как главный их основатель, католический монах Лютер, отрекся от данных им обетов безбрачия и женился на монахине? 398 Толкование на Евангелие от Матфея. Беседа 5/3. 399 Обратим внимание, что во время общественного служения Христа об Иосифе ничего не говорится в Евангелии, а только о Матери и братьях. Это обстоятельство наводит на мысль, что Иосиф уже к тому времени умер, и протестанты согласны с этим. Но ведь этот факт, опять же, отлично согласуется с церковным преданием о том, что Иосиф был уже в преклонных годах, когда обручился с Девой Марией, и до выхода Христа на служение уже не дожил, а с преданием протестантским согласуется плохо, заставляя предполагать преждевременную смерть Иосифа, что намного менее вероятнее смерти своевременной, по старости. 400 Богу также посвящался всякий первородный из скота, и он назывался первенцем независимо от того, будет ли его матка еще рождать, или нет. 401 Это выражение передает мысль о том, что, будучи невестой Бога, она осталась в то же время девственной, «неневестной». 402 В Новом Завете не случайно уточняется, что в гроб, который положили Иисуса, был «новый, в котором еще никто не был положен» (Ин. 19: 40). 403 Престол Христа огромный и на нём со Христом восседают многие святые (см. Откр. 3: 21; 4: 6; 5: 6), но, бесспорно, что на высочайшем месте, на месте Самого Христа никто не может сидеть. 404 Сергий Страгородский по этому поводу замечает: «Значит, став однажды Матерью воплотившегося Сына Божия, Дева Мария потом повела обычную семейную жизнь и даже имела детей от Иосифа. В этой совершенно не приемлемой и даже кощунственной для православного сознания мысли возражатели (протестанты) не видят ничего несообразного» (Хрестоматия по сравнительному богословию: Учеб. Пособие. М.: Подворье свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. С. 608). 405 Игнатий Брянчанинов. Собрание сочинений. Изд. Тираж-51, 2001. Т. IV, с. 504. 406 С. В. Санников. Начатки учения. Изд. Одесской библейской школы, 1991. С. 186. 407 Откуда всё это появилось? Гл. «Молитва святым угодникам и Деве Марии». 408 Непониманию этому служит, конечно же, не сложность самого догмата о Богородице, а нежелание его понимать, или, если сказать ещё правильнее, активное и страстное желание не понимать и превратно толковать учение Церкви. На этой страсти зиждется весь протестантизм в целом и каждая его ветвь в частности, ибо если протестанты не будут постоянно преподносить учение Церкви как жуткое язычество и безумную ересь, то в глазах протестантов пропадёт сам смысл и моральное право на их существование (как протестантов). Ведь если Церковь учит правильно, то почему тогда мы не вместе с Ней, и зачем враждуем против неё? Для того чтобы русскому баптисту, например, оправдывать и одобрять в своей душе появление и существование его «церкви», он должен всегда думать о Православии, от которого откололся баптизм, плохо, и толковать его учение только негативно. Это обстоятельство нужно хорошо понимать, ибо оно является ключевым для разумения того, почему во многих случаях протестанты так упорно, вопреки, казалось бы, самым очевидным аргументам и свидетельствам Библии, веры древней Церкви и здравого смысла, так упорно противятся догматам истины. И тот факт, что баптисты ставят вопрос так, как будто бы православные утверждают, что Дева Мария родила Бога по самой Его природе, от вечности, является одним из многочисленных примеров того, как протестанты принципиально не хотят понимать догмата, о котором проповедует Церковь, и представляет его в извращённом и еретическом виде, а затем уже с удовольствием разбивают эту ими же самими придуманную ересь, чем оправдывают свой раскол и пребывание в секте: ведь если Православная Церковь учит такой ереси, то разве не правильно я сделал, что отделился от этого нечестия? Такова главная суть духовного состояния баптиста и его отношения к Православию. Потому православным с таким трудом приходится порой объяснять протестантам простейшие вещи, и доказывать, что православные чужды тех ересей, которые им баптисты приписывают. 409 Заметим, от одного Отца, а не Отца и Марии Девы. 410 Откуда всё это появилось? Гл. «Молитва святым угодникам и Деве Марии». 411 Протестанты часто представляют дело так, что Третий Вселенский Собор именно ввёл как новшество термин «Богородица». Так, в приложении к одному изданию протестантской Библии сказано: «На 3-ем Вселенском соборе (431 г. по Р. Х. ) в городе Ефесе было утверждено молитвенное почитание… Его Матери, Которая названа Богородицей (FAR EAST BROADCASTING COMPANY, P. O. Box 1, La Miranda, California 90637. Приложение к книге Откровения). Но на самом деле, этот Собор не вводил термин «Богородица» как новшество, а только своим авторитетом подтвердил правильность уже давно существующей церковной практики именовать этим словом Деву Марию, в чём ниже мы полностью убедимся. 412 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 45. 413 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 109–110. 414 Theodoret, Haer. fab. comp. lib. IV, p. 12. Творения. Т. IV, с. 245.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|