Глава 18. О Таинстве Брака 4 страница
1102 По выражению П. Рогозина (Откуда всё это появилось? Глава «Евхаристия». ), и это – мнение большинства протестантов. 1103 Доктрины и устройство баптистских церквей. С. 56. 1104 Доктрины и устройство баптистских церквей. С. 61. 1105 Мнение, что «участие в хлебопреломлении каким-то образом производит в них (участниках) особую святость или даже спасает» баптисты называют «распространённым заблуждением», причём наибольшим: «не может быть большего заблуждения»( Доктрины и устройство баптистских церквей. С. 61. ). 1106 Баптисты хоть и не часто, но используют это слово для обозначения хлебопреломления (см. «Доктрины и устройство баптистских церквей», с. 60). 1107 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 44. 1108 Слова и речи. Т. III, с. 192–193. 1109 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 368–369. 1110 М.: Соваминко, 1990. С. 80. 1111 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 387. 1112 Е. Пушков. Не смущайся. Гл. «О причастии». 1113 Е. Пушков. Не смущайся. Гл. «О причастии». 1114 Нужно понимать, что соблазны есть отрицательные, полагаемые дьяволом и людьми грешными, которые служат для немощных в вере препятствием для спасения, а есть положительные, установленные Самим Богом для отделения людей верующих от неверующих, плотских от духовных. Так, главнейший Божественный соблазн – это Христос, распятый на кресте: «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор. 1: 23). (Соблазн здесь в том, что человек, распятый позорной смертью, не смогший спасти Самого Себя, есть Спаситель мира. ) И соблазн этот, естественно, положен Богом, как написано: «вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна» (Рим. 9: 33). Также и учение Церкви о Троице – великий соблазн для многих, например, для мусульман и расселистов. Но разве не понятно Е. Пушкову и всем протестантам, что Церковь никоим образом не должна ради прекращения этих соблазнов перестать проповедовать о Христе распятом или о Троице? Вот так и о Таинстве Причастия: Она не должна прекращать проповедовать о нём (или искажать это учение в угоду немощи человеческого ума) из-за того, что эта проповедь соблазняет плотских людей.
1115 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 388–389. 1116 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 182–183. 1117 В этом выражении, безусловно, есть и тот образный смысловой оттенок, что как хлеб состоит из многих зёрен, так и Тело Христа, Церковь, состоит из многих членов. Но это никоим образом не даёт оснований думать, что ап. Павел считал хлеб Евхаристии обычным хлебом, а не «хлебом, сшедшим с небес». 1118 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 381. 1119 Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 397. 1120 Книга. 4, гл. 18/4–5. 1121 Против ересей. Книга 5, гл. 2/2–3. 1122 Цит. по: В. Экземплярский. Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. Киев: Пролог, 2007. С. 108. 1123 Апостольское предание. Гл. 37–38. 1124 Возможно, впервые это слово употреблено в «Апостольских Постановлениях», где Апостолы повествуют о Тайной Вечере: «Преподав же нам вместообразные тайны драгоценного тела и крови Своих…» (кн. 5/14). 1125 Шесть слов о священстве. 1126 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 391. 1127 Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 382. 1128 Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 382. 1129 Тайноводственное поучение третье. Гл. 3. 1130 Тайноводственное поучение четвёртое. Гл. 9. 1131 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 382–383. 1132 Тайноводственное поучение четвёртое. Гл. 1–6. 1133 Толкование на Ев. Иоанна. Кн. 10, гл. 2. 1134 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 395.
1135 Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 82. 1136 Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. С. 117–118. 1137 Библейское и святоотеческое учение о сущности священства.. С. 112. 1138 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 400. 1139 Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 398. 1140 Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. С. 113–114. 1141 Цит. по: Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 393. 1142 Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 398. 1143 Цит. по: Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 395–396. 1144 У католиков, после их отпадения от Церкви в XI веке, в действительности нет Таинства Причастия, нет пресуществления, нет Тела и Крови Христа; их причастие только мнимое, но я говорю здесь не об этом, а о том, как веруют сами католики. 1145 Интересно, впрочем, заметить, что в одном месте Лютер высказывается о Евхаристии практически православно: «Что касается меня, я не могу объяснить, каким образом хлеб становится Телом Христовым, однако, я подчиняю свой разум Христу и, придерживаясь Его простых слов, твёрдо верю не только в то, что в хлебе присутствует Тело Христово, но что хлеб есть Тело Христово. Моим оправданием в этом служат слова, которые гласят: «приимите, ядите, сие (то есть хлеб, который Он взял и преломил) есть Тело Мое» (1Кор. 11: 23–24)» (цит. по: «Введение в христианское богословие», с. 448). Однако лютеране придерживаются того взгляда, что хлеб и вино не пресуществляются, не претворяются в Тело и Кровь Христовы, а что они присутствуют на Евхаристии вместе с хлебом и вином. 1146 По учению расселистов, участвовать в хлебопреломлении могут только 144000 избранных, которые родились до 1914 года. Таким образом, «причащается» у них ничтожное число их членов. 1147 Для этого они, кстати, в своём «Переводе нового мира» исказили Деян. 2: 42, 46; 20: 7, где говорится о частом «преломлении хлеба» первыми христианами, на выражения: «ели», «принимать пищу», «поесть», внушая, что здесь речь идёт об обычной пище. 1148 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 174. 1149 Воспоминание самое обычное, рациональное и человеческое, вовсе не такое, о котором будет сказано ниже (в абз. 81–83). 1150 Данные пункты взяты из книги «Доктрины и устройство баптистских церквей», с. 62.
1151 Доктрины и устройство баптистских церквей. С. 61. 1152 Алистер Мак-Грат. Введение в христианское богословие. Одесса: Богомыслие, 1998. С. 442. 1153 Е. Пушков. Не смущайся. Гл. «О причастии». 1154 Проскомидия значит: приношение. Это первая часть литургии, когда приносится хлеб и вино и совершается, посредством молитв и различный священнодействий, подготовка к собственно литургии. 1155 Слова и речи. Т. III, с. 189–190. 1156 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 172–173. 1157 Откуда всё это появилось? Глава «Евхаристия». 1158 Е. Пушков. Не смущайся. Гл. «О причастии». 1159 Доктрины и устройство баптистских церквей. С. 61. 1160 Слова и речи. Т. III, с. 188–189. 1161 Здесь Апостол говорит, конечно же, и о небесном жертвеннике (см. Откр. 11: 1; 14: 18 и др. ), который мистически связан с земными жертвенниками Церкви, и с которого, единого духовного жертвенника, и переносится в известный момент литургии на земные жертвенники вечная Жертва Христа. И от этого небесного жертвенника в высшем смысле и питаются верные. 1162 Св. Афинагор, христианский апологет II века, говорит всё о том же: «Ему нужно приносить жертву безкровную и служение разумное» (Прошение о христианах, гл. 13). 1163 Против ересей. Кн. 4, гл. 17/5. 1164 Пс. 50: 19: «Жертва Богу – дух сокрушенный». К таким жертвам относятся и другие духовные жертвы, например, «жертва хвалы» (Евр. 13: 15). Но и не о ней (прежде всего) пророчествует Малахия, ибо и она приносилась и прежде ветхозаветными святыми. Точнее сказать, данное пророчество имеет в виду (во-вторых) и духовные жертвы христиан, как жертвы новые в том смысле, что в новозаветном качестве (в Духе Пятидесятницы, в Духе Церкви) эти жертвы не приносились Богу в Ветхом Завете, ибо Духа Святого, живущего в человеке и производящего в Нём хвалу, благодарение и всякое «хотение и действие по Своему благоволению» (Фил. 2: 13) у ветхозаветного человека не было (эта мысль раскрывалась в гл. 10, абз. 3). Но и эти духовные жертвы, как было объяснено (абз. 5), теснейшим образом, неразрывно связаны в Новом Завете с вкушением Плоти и Крови Христа, т. е. с жертвой евхаристической.
1165 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 416–417. 1166 Откуда всё это появилось? Глава «Евхаристия». 1167 Е. Пушков. Не смущайся. Гл. «О причастии». 1168 Как воспевает Церковь (в тропаре на Преображение): «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавший учеником Твоим славу Твою якоже можаху…», т. е. настолько, насколько они могли её увидеть. 1169 Лонгином звали сотника, пронзившего Христа копьём. По свидетельству Евангелия, он, «видя землетрясение и все бывшее», устрашился и сказал о Христе: «воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27: 54). По преданию, он стал христианином, окончил жизнь мученически и был причислен Церковью к лику святых. 1170 Смысл этого в том, что в каждой малейшей частице Причастия находится не часть Христа, а весь Христос, во что твёрдо верует Церковь: «Хотя тело и кровь Господа раздробляются в Таинстве Причащения и разделяются; но собственно это бывает только с видами хлеба и вина, в которых тело и кровь Христовы и видимы и осязаемы быть могут, а сами в себе они совершенно суть целы и нераздельны. Ибо Христос всегда один и неразделим: нераздельно соединены в Нем человеческая душа с телом; нераздельным и всегда целым остаётся и Его тело вместе с кровью, как тело живое, которое, «воскреснув из мертвых, уже не умирает» (Рим. 6: 9), тело прославленное (1Кор. 15: 43), духовное (44), бессмертное. А потому мы веруем, что в каждой части – до малейшей частицы – предложенного хлеба и вина находится не какая-либо часть тела и крови Господней, но тело Христово всегда целое и во всех частях единое, и в каждой части – до малейшей частицы – присутствует весь Христос по существу Своему, т. е. с душою и божеством, или совершенный Бог и совершенный человек… Эту веру свою Церковь вселенская издревле выражает в чинопоследованиях литургии, когда говорит: «раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и николиже иждиваемый, но причащающияся освящаяй" » (Макарий, митр. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 400–401). 1171 Цит. по сайту: http: //simvol-veri. ru/xp/lanchanskoe-chudo. html. О ланчанском чуде можно прочесть также на сайте: http: //palomniki. su/countries/it/g13/lanchano/cerkov-evharisticheskogo-chuda. htm, и других. 1172 По православному толкованию, с которым согласны и большинство протестантов, один из трёх мужей, пришедших к Аврааму, был Христос, а другие два – Ангелы. 1173 См. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 399. 1174 С. И. Фудель. Об о. Павле Флоренском. Париж: YMSA-Press, 1988. С. 15. 1175 Откуда всё это появилось? Глава «Евхаристия». 1176 Церковь знает об этом Таинстве только то, что может знать, и что Бог Ей открыл.
1177 Е. Пушков. Не смущайся. Гл. «О причастии». 1178 Андрей Кураев, диакон. Протестантам о Православии. Киев: Киево-Печерская Лавра, 1998. С. 171. 1179 Эта тема уже затрагивалась в гл. 4, абз. 178. 1180 Догматическое Богословие. Гл. 14 «Воплощение». 1181 Сергий (Страгородский), архиепископ. Православное учение о спасении. М.: Просветитель, 1991. С. 69, 103. 1182 Лекции по систематическому богословию. СПб.: Логос, 1994. С. 357. 1183 Откуда всё это появилось? Глава «Евхаристия». 1184 Доктрины и устройство баптистских церквей. С. 61. 1185 Эти же возражения против учения о пресуществлении приводит и Тиссен: «Лекции по систематическому богословию», с. 356. 1186 Е. Пушков. Не смущайся. Гл. «О причастии». 1187 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 177–179. 1188 Откуда всё это появилось? Глава «Евхаристия». 1189 Откуда всё это появилось? Глава «Хронология». 1190 Букв. «перебрасывать». Идея здесь та, что Господь в Таинстве Причастия перекладывает (мгновенно, потому и используется слово «перебрасывать») и заменяет хлеб и вино на Свои Тело и Кровь. Это слово использовал, например, св. Кирилл (см. абз. 49). 1191 Π ο ι έ ω (пойео) букв. «делать». Таким образом, мэтапойео букв. значит: переделывать, перетворять (творить заново). Это слово использует св. Григорий, абз. 62. 1192 Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 397. 1193 Откуда всё это появилось? Глава «Евхаристия». 1194 См. 46-е правило. Открылся Карфагенский Собор в 393 г. 1195 Между этим толкованием и тем, что вода, истекшая из бока Христа, символизирует ещё и крещение, о чём было сказано во введении ко 2-й части книги, нет никакого противоречия, ибо Бог в Своё Слово вложил весьма глубокий и широкий смысл. 1196 Хотя при этом они не желают принимать православного изложения данного догмата и терминов, наподобие «преложение» или «пресуществление». 1197 «Прежде всего» потому, что не только Исповедь, но и другие Таинства, так или иначе, установлены для прощения грехов (см. гл. 12, абз. 24). 1198 Ниже, в абз. 80, об этих стихах будет сказано подробнее. 1199 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 188–191. 1200 Вот текст этой молитвы: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит тебе чадо (имя) все согрешения твои, и я, недостойный иерей, властию Его мне данной, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь». 1201 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 67. 1202 Сергий Нилус. Великое в малом. Глава «О том, как православный был обращен в Православную Веру». 1203 «Предстоятелей» – в греческом π ρ ο ι σ τ α μ έ ν ο υ ς (проистамэнус), от глагола π ρ ο ΐ σ τ η μ ι (проистими) – стоять впереди, во главе, начальствовать, управлять, защищать, заступаться, ходатайствовать, посредничать. Прим. Д. Ч. 1204 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 67–68. 1205 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 68–69. 1206 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 66. 1207 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 434. 1208 То есть протестант уверен, что Бог его простил потому, что ему об этом свидетельствует его душа; он чувствует уверенность в прощении. Но именно это чувство часто бывает обманчиво, тем более у протестантов, которые находятся в прелести и власти обманувшего их дьявола. 1209 Собрание сочинений. Изд. Тираж-51, 2001. Т. I, с. 108–109. 1210 Хотя даже в этот один раз в жизни далеко не все протестанты объявляют и конкретно называют свои грехи; многие каются в общих словах: «прости меня, Господи, за все мои грехи». 1211 Как говорил старец Зосима (в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы»), что убедить в существовании Бога нельзя, а убедиться можно. 1212 Будучи баптистом, я слышал от одного пастора о так называемой молитве пяти пальцев: «Господи, покажи мне, каков Ты», и «Господи, покажи мне. каков я», хотя молитвы эти не имеет большого распространения среди протестантов. В этих молитвах можно усматривать некий отголосок православной аскетики, но проблема в том, что пока человек находится в протестантизме, пока он не крещён истинным Крещением, пока он не имеет Духа Святого, держится многих ересей и находится в стане врагов Христа, Бог не может показать ему ни Себя, ни его истинное состояние души и его греховность. Т. е. если протестант искренне начнёт просить Бога открыть ему Себя и свои грехи, то Бог первым делом будет обличать его в протестантских ересях и богохульствах, а потому уже во всём остальном. Если же протестант говорит, что его Бог обличает во грехах, но не уводит из протестантизма, то пусть таковой знает, что с ним просто играется дьявол в духовные игры. 1213 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 442. 1214 Православно-догматическое богословие.. Т. II, с. 441. 1215 Цит. по: Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 445. Здесь же, на стр. 444–445, митр. Макарий приводит и другие подобные высказывания святых отцов и целых Соборов, которые понимают епитимии только как врачевание от греха. 1216 Православно-догматическое богословие.. Т. II, с. 446. 1217 Православно-догматическое богословие.. Т. II, с. 455. 1218 Так, в «Апостольских Постановлениях» (кн. 2/50) говорится: «…а если после отлучения он (согрешивший) попросит прощения, припадет к епископу и исповедует, что согрешил, то принимайте его»; принимать же следует епископам в присутствии диаконов и пресвитеров (см. кн. 2/47). 1219 Против ересей. Книга 1. Гл. 6/3; гл. 13/7. 1220 Апостольское предание. Гл. 3. 1221 Письмо к Юбаяну. 1222 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 427. 1223 Греч. ε ξ ο μ ο λ ό γ η σ ι ς – исповедание. Это слово используется, например, в Деян. 19: 18 и Мф. 3: 6 (см. абз. 15). 1224 Письмо к клиру. Гл. 2. Цит. по: А. Л. Катанский. Догматическое учение о семи церковных таинствах. М.: Паломник, 2003. С. 351. 1225 Письмо к народу. Гл. 2. Цит. по: Там же. С. 352. 1226 Письмо к Корнилию. Гл. 1–2. Цит. по: Там же. С. 356. 1227 Письмо к клиру. Гл. 1. Цит. по: Там же. С. 353. 1228 Письмо к Киприану епископа Фирмилиана. Цит. по: Там же. С. 87. 1229 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 434. 1230 О молитве. Гл. 28. Цит по: В. Экземплярский. Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. Киев: Пролог, 2007. С. 90. 1231 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 435–436. 1232 Слово о священстве. Цит. по: Библ. и святоот. учение о сущности священства. С. 137. 1233 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 427–428. 1234 О священстве. III/4–6. Цит. по: Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 428–429. 1235 Беседы на Евангелие от Иоанна. Беседа 34/3. 1236 Упоминание о двух человеках при исповеди, возможно, указывает на то же самое, о чём говорил св. Василий (см. абз. 48). 1237 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 438. 1238 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 468. 1239 Против Новата. Цит. по: Там же. Т. II, с. 427. 1240 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 429. 1241 Логика св. Амвросия очень мудра: если новациане считают, что они (и вообще кто бы то ни было) не имеют права простить грех, то какое же они имеют право оставить грех и не простить его, отказывая кающимся в церковном общении и причастии? 1242 Т. е. особый дар Духа, который Христос передал священству через Своё дуновение. 1243 Амвросий Медиоланский. О покаянии. Кн. 1, гл. 2. 1244 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 430. 1245 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 429. 1246 Homil. in eos. qui alios acerbius judicant, in Opp. V. II. р. 137 Morel. 1247 Сравнить со 102-м правилом Шестого Вселенского Собора: «Приявшие от Бога власть разрешать и связывать, должны рассматривать качество греха и готовность согрешившего к обращению и так употреблять приличное недугу врачевание, дабы, не соблюдая меры в том и в другом, не утратить спасения недугующего». 1248 Это сказано, естественно, священноначалию Церкви, ибо все постановления Соборов обращены, прежде всего, к нему. 1249 Откуда всё это появилось? Гл. «Исповедь». 1250 Там же. Гл. «Хронология». 1251 Не смущайся. Гл. «О таинстве исповеди». 1252 Эти молитвы, как и почти все службы, молебны, требы и чины, начинаются с молитвы «Отче наш», где есть слова: «прости нам долги наши». Далее постоянно встречаются подобные просьбы: «прости мне грехи, которые сотворил в сей день делом, словом и помышлением» (молитва 1); «помилуй меня грешного и отпусти инее недостойному, и прости всё, в чём согрешил пред Тобою в день сей» (мол. 3); «прости мои согрешения, единый Безгрешный» (мол. 4); «Господи Боже наш, если согрешил во дне сем словом, делом и помышлением, прости мне, ибо Ты Благ и Человеколюбец» (мол. 5), и т. д. Заканчиваются же вечерние молитвы «Исповеданием грехов повседневным». И таким духом сокрушения и покаяния и исповедания грехов исполнены все православные молитвы. 1253 Хотя бывает и так, что человек раскаивается только уже в ходе самого таинства Исповеди и даже после него – такова сила этого таинства. 1254 Не смущайся. Гл. «О таинстве исповеди». 1255 «Современный перевод», «Перевод нового мира». 1256 «King James Version», «New King James Version», «New International Version», «New American Standard Bible», «New Century Version». 1257 В одном только произвольном и бездарнейшем харизматическом переводе «Слово жизни» это место звучит так: «Если вы будете прощать грехи другим, то они будут прощены и вам. И если вы не будете прощать, то и вам грехи не простятся». Но это не перевод греческого текста, а выражение того, как бы хотелось протестантам, чтобы звучало это место: таким способом особенно часто «переводят» неудобные места Библии расселисты. 1258 Не смущайся. Гл. «О таинстве исповеди». 1259 Не смущайся. Гл. «О таинстве исповеди». 1260 Мнение православных о протестантской проповеди, в общем, таково, что было бы во множество раз лучше, если бы протестанты вообще ничего не говорили и не распространяли свои ереси и яд своих учений. 1261 Хотя и Лютер, и Меланхтон считали Исповедь третьим таинством, после Крещения и Евхаристии. 1262 Елеопомазание называется соборованием потому, что, как правило, совершается собором священников, как сказано «да призовёт пресвитеров Церкви». 1263 Показательно, что Алистер Макграт, упомянув о соборовании и понимая, что многие протестанты ничего об этом не знают, вынужден в скобках объяснять, что это вообще такое: «" соборование» – это практика помазания тяжелобольных освящённым оливковым маслом» (Введение в христианское богословие, с. 436). 1264 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 46. 1265 Заменив этими словами слова Апостола: «и пусть помолятся над ним», Ориген видимо указывает на один из обрядов, доселе соблюдаемых при елеопомазании, возложении рук священнических на болящего (см. чин Елеосвящения). Прим. митр. Макария. 1266 Цит. по: Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 467–468. 1267 Цит. по: Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 468. 1268 Цит. по: Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 468–469. 1269 Об истинной причине такого разногласия в среде протестантов говорилось в предисловии к книге, абз. 27–28. 1270 Все цит. по: Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 482–483. 1271 Послание к Поликарпу. Гл. 5. 1272 Все цит. по: Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 481–482. 1273 Больше для православных, на злобу дня. 1274 Точно так же нужно понимать и слова Христа: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 25–26). Т. е. здесь речь о том, что любовь ко Христу должна быть настолько больше любви к родителям, жене и ко всему прочему, насколько обычная любовь больше ненависти. 1275 Если использовать такую же логику в отношении вышеприведенных слов Христа (сноска 2), то нужно было бы сказать, что родителей своих и детей нужно на самом деле ненавидеть.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|