Часть III. О Священном Писании и Священном Предании 1 страница
Часть III. О Священном Писании и Священном Предании Мы подошли в определённом смысле к самому главному вопросу православно-протестантской полемики – авторитета веры. Кто определяет истину? Т. е. чему, какому слову, и каким книгам мы должны доверять – действительно основополагающий вопрос. К сожалению, даже в таком важнейшем вопросе протестанты принципиально расходятся с православными. Первые признают авторитетом только Писание, вторые – Писание и Предание. К тому же, в протестантской Библии 66, а в православной – 77 книг. Кто же прав, и какой состав Библии правильный – ответу на эти вопросы и посвящается настоящая часть книги.
Глава 19. «Только Писание» или «Писание и Предание»? Протестанты считают Библию единственным основанием своей веры: «мы верим в совершенность, достаточность и абсолютный авторитет святой Библии, состоящей из шестидесяти шести книг Ветхого и Нового Заветов»1276, говорят баптисты, и это мнение разделяют все протестанты. «Sola Scriptura» (только Писание) был, как известно, главным лозунгом Реформации, и он до сих пор является главным догматом протестантской веры. «Библия самодостаточна»1277 (и в вопросах догматики, и в вопросах устройства церкви, и для спасения) убеждены и любят повторять протестанты, и никакие предания и добавления к ней не нужны. Потому, само слово «предание» имеет в протестантизме исключительно отрицательный смысл1278. Православные же кроме Священного Писания признают авторитетным в вопросах веры также Священное Предание. Итак, какой же тезис истинен: протестантский – «только Писание» или православный – «Писание и Предание», и что православные вообще понимают под Св. Преданием?
Начну с заявления: протестантский лозунг «только Писание» хотя состоит всего из двух слов, но содержит в себе (в протестантском его толковании) как минимум три лжи: 1) Библия является самодостаточной и предание не нужно; 2) у протестантов нет предания; 3) каждый человек имеет: а) способность правильно понять смысл Писания и б) право толковать его по-своему. Поэтому главной своей задачей в данной главе я ставлю, прежде всего, изобличение такого тройного заблуждения, а также, раскрытие смысла понятия «Священное Предание», о чём протестанты, как правило, имеют крайне искажённые представления. Итак, «только Писание». Если этот тезис верен, то и сам он, безусловно, должен быть основан на Св. Писании. Где же Библия говорит о своей самодостаточности? Где она утверждает свой исключительный авторитет в области веры и истины? Для начала рассмотрим свидетельства Библии о самой себе, которые и приводят протестанты для подтверждения своего догмата. Нав. 1: 8: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно». Данный стих говорит о великой важности чтения и исполнения написанного в Св. Писании, но он вовсе не утверждает того, что Писание есть единственный авторитет. Кроме того, что об этом ничего не говорится в самом тексте, понимать этот стих как свидетельство исключительности авторитета Писания нельзя и потому, что здесь под «книгой закона» имеется в виду Пятикнижие Моисея. Протестанты же признают авторитетными ещё 61 книгу Библии. Если же даже понимать так, что Дух Святой здесь вкладывал тот смысл, что не только книги Моисея, но и всё Св. Писание, которым надлежало быть написанным после них, то есть вся Библия, есть наибольший авторитет, то православные всей душой с этим согласны. Об этом ярко свидетельствует тот факт, что на самом святом месте храма, в алтаре посреди престола, лежит одна-единственная книга – Евангелие1279, которое священник (или диакон) читает и целует на каждом Богослужении, которым священник благословляет народ и начало литургии, которое выносится из алтаря в храм как великая святыня для лобызания верным. Никакую другую книгу – ни книгу правил, ни книги отцов Церкви, ни богослужебные книги так не чтят православные, как Евангелие, но это не даёт оснований не признавать истинными и полезными и другие духовные книги1280 (в том числе, и другие книги Св. Писания), и не поучаться также и в них.
2Тим. 3: 15–16: «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Здесь утверждается, что Св. Писание истинно, богодухновенно и полезно, но где здесь говорится, что кроме Св. Писания нет более истинных, богодухновенных и полезных книг? То, что слова Апостола нельзя понимать исключительно, доказывает хотя бы тот факт, что он, когда писал эти строки, имел в виду, прежде всего, Ветхий Завет, но после него, как мы знаем, появились и другие богодухновенные и полезные Писания – новозаветные. То есть, логика здесь проста. Если учитель укажет ученику на хорошую книгу и скажет, что она истинна и полезна (или даже, что эта книга самая истинная и полезная), то это вовсе не значит, что учитель считает таковой только одну эту книгу, и что, кроме этой, нет больше истинных и полезных книг. Здесь важно заметить, что протестанты мыслят в данном вопросе очень примитивно: книга в их понятии может быть или богодухновенна, или нет. На самом же деле, у богодухновенности, как и у даров и плодов1281 Духа, есть степени, и если Св. Писание в высшей степени богодухновенно, то это не значит, что нет уже других книг богодухновенных, хотя и в меньшей степени. Православие же, подчёркивая высший авторитет и богодухновенность Евангелия, считает и многие другие книги (прежде всего все богослужебные книги, постановления Соборов и писания святых отцов), богодухновенными, хотя и в различной степени.
2Петр. 1: 19: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших». Смысл этих стихов всё тот же: пророческое слово (пророки Ветхого Завета) называются вернейшим, к которому ап. Пётр призывает обращаться. Но где здесь говорится об исключительном авторитете этого слова, что помимо ветхозаветных пророков нет больше верного и истинного Божьего слова? Итак, как правильно заключает Джон Уайтфорд «в Библии имеется множество мест, где говорится о ее богодухновенности, авторитетности, полезности, – но в Библии нет ни одного места, где бы сообщалось, что Писание является единственным авторитетом для верующих»1282. Но, кроме того, что Библия нигде не утверждает, что она есть единственный авторитет в вере – т. е. она никак не подтверждает протестантского тезиса «только Писание» – она положительно свидетельствует также об авторитете Предания, заповедуя держаться его: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор. 11: 2). «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес. 2: 15), а в следующей главе Апостол наказывает «удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (3: 6). Тимофея ап. Павел также увещевает: «Храни преданное тебе» (1Тим. 6: 20). Во всех этих местах под преданием ап. Павел имеет в виду отнюдь не только свои послания, но, прежде всего, учение, переданное Апостолами верующим устно, ибо они несравнимо больше говорили, чем писали, как свидетельствует о том ап. Павел: «Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян. 20: 31). Вся же книга Деяний Апостольских заканчивается словами: «И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно». Поэтому отнюдь не всё Христово-апостольское учение было записано в Новом Завете, как считают протестанты. Многое передавалось христианами из уст в уста, по преданию, и многое из этого предания ученики Апостолов впоследствии записали, или просто упоминают по разным случаям в своих писаниях, и таковых цитат в моей книге приводится немало. Вот этому преданию и призывает следовать Св. Писание, но протестанты противятся Слову Божию.
Нельзя упустить из виду и тот факт, что Апостолы, призывая держаться истинного предания, и сами пользовались иудейским преданием и не считали только 39 книг Ветхого Завета единственным авторитетным источником откровения. Так, ап. Павел в 2Тим. 3: 8 (в той же главе, кстати, где он пишет о важности Писания, на что так любят ссылаться протестанты) говорит о том, что Ианний и Иамврий противились Моисею, хотя в Ветхом Завете (эта история описывается в Исх. 7–8 гл. ) мы не находим этих имен – они передавались иудеями по преданию, и упоминаются, например, в апокрифической иудейской книге «Вознесение Моисея». На эту же книгу ссылается и ап. Иуда в своём послании (ст. 9), говоря: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь" ». И хотя эта информация взята не из Библии, а из предания, но она тоже истинна. Также и в 14 ст. своего послания ап. Иуда цитирует практически дословно книгу Еноха 1: 9 как авторитетный источник, хотя и этой книги нет в Ветхом Завете. Матфей же в родословии Иисуса Христа говорит, что «Салмон родил Вооза от Рахавы» (Мф. 1: 5), хотя в Библии нет этой информации, и он опять же пользуется здесь ветхозаветным преданием. Итак, Библия не только нигде не подтверждает тезиса «только Писание», но положительно говорит нам и об авторитете Св. Предания, и сама использует его. Теперь посмотрим, как относилась к Преданию древняя Церковь. Св. Папий Иерапольский, живший во время Апостолов и многих их учеников (70–155 гг. ), писал: «Я не премину изложить тебе, что хорошо узнал от старцев1283 и хорошо запомнил и присоединил объяснения для подтверждения истины, потому что держался я не тех, которые подобно многим, говорят много, а тех, которые учат истине; я соображался не с теми, которые припоминают чужие заповеди, а с теми, которые держатся заповедей, преданных от Господа для веры и происходят от самой истины. Если мне случалось встречать кого-либо, обращавшегося со старцами, то я заботливо расспрашивал об учении старцев, например, что говорил Андрей, что Петр, что Филипп, что Фома или Иаков, что Иоанн или Матфей или кто другой из учеников Господа, что Аристион1284 или пресвитер Иоанн, ученики Господни. Ибо я полагал, что книжные сведения не столько принесут мне пользы, сколько живой и более внедряющий голос»1285. Итак, первые христиане знали и признавали не только писания Апостолов, но и устное их учение (предание), и ставили его, как видим, никак не ниже писанного апостольского слова. Это учение, которое св. Папий «хорошо узнал от старцев», т. е. Апостолов, он и излагал в своих трудах. Так же поступали и ученики Апостолов, и ученики их учеников. Какое же есть у протестантов основание отвергать и так презирать апостольское предание, и относиться к нему совершенно иначе, чем древняя Церковь?
Св. Ириней Лионский († 202 г. ): «Когда обличают (еретиков гностиков) из Писаний, то они обращаются к обвинению самых Писаний, будто они неправильны, не имеют авторитета, различны по изложению, и (говорят), что из них истина не может быть открыта теми, кто не знает предания. Ибо (говорят) истина предана не чрез письмена, но живым голосом, и потому будто Павел сказал: мы говорим премудрость между совершенными, премудрость же не мира сего (1Кор. 2: 6). И этою премудростью каждый из них называет изобретенный им самим вымысел, так что, по их понятию, истина находится то в Валентине, то в Маркионе, то в Керинфе, а потом в Василиде, или в каком другом противоречащем им (учителе), который не мог ничего сказать, относящегося ко спасению. Ибо каждый из них, будучи совершенно превратного направления, не стыдится, искажая учение истины, проповедовать себя самого. Когда же мы отсылаем их опять к тому преданию, которое происходит от Апостолов и сохраняется в церквах чрез преемства пресвитеров, то они противятся преданию, говоря, что они премудрее не только пресвитеров, но и апостолов, и что они нашли чистую истину. Ибо (говорят) апостолы к словам Спасителя примешали нечто от закона, и не только апостолы, но и Сам Господь говорил то от Демиурга, то от средины, а иногда от высоты (Плиромы), они же несомненно, неповрежденно и чисто знают сокровенное таинство: бесстыднейшее богохульство против Творца! Итак, выходит, что они не согласны ни с Писаниями, ни с преданием»1286. Из этих слов совершенно понятно, что древняя Церковь признавала авторитетным для веры как Писание, так и Предание, и никоим образом не мыслила в категории «только Писание». В следующей главе своего сочинения св. Ириней продолжает: «При таких доказательствах не должно искать у других истины, которую легко получить от Церкви, ибо Апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в нее все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни (Откр. 22: 17). Она, именно, есть дверь жизни, а все прочие (учители) суть воры и разбойники. Посему должно избегать последних, но с величайшим тщанием избирать то, что относится к Церкви, и принимать предание истины. Что же? Если бы возник спор о каком-нибудь важном вопросе, то не надлежало ль бы обратиться к древнейшим церквам, в которых обращались Апостолы, и от них получить, что есть достоверного и ясного относительно настоящего вопроса? Что если бы Апостолы не оставили бы нам писания? Не должно ли было следовать порядку предания, преданного тем, кому они вверили церкви? Этому порядку следуют и многие племена варваров, верующих во Христа, которые имеют спасение свое без хартии или чернил, написанное в сердцах своих Духом, и тщательно блюдут древнее предание, веруя во Единого Бога, Творца неба и земли и всего, что в них, чрез Иисуса Христа Сына Божия, Который, по превосходной любви к своему созданию, снизошел до рождения от Девы, чрез Себя Самого соединяя человека с Богом, пострадал при Понтии Пилате, воскрес, во славе взят (на небо) и со славою придет, как Спаситель спасаемых и Судия осуждаемых, и пошлет в вечный огонь исказителей истины и презрителей Его Отца и пришествия Его. Принявшие эту веру без письмен суть варвары относительно нашего языка, но в отношении учения, нрава и образа жизни они по вере своей весьма мудры и угождают Богу, живя во всякой правде, чистоте и мудрости. И если бы кто стал проповедовать этим людям еретические измышления, говоря с ними на их собственном языке, – тотчас бы, зажимая уши, убежали как можно далее, не терпя даже слышать богохульную беседу. Таким-то образом, вследствие того древнего апостольского предания, они даже не допускают в ум свой чудовищной речи еретиков, так как у них не было ни (церковного) собрания, ни установленного учения»1287. Опять, совершенно очевидно, что св. Ириней вполне признаёт авторитет неписанного апостольского учения (предания). Св. Ипполит Римский (II-III вв. ) в своей книге, которую так и назвал «Апостольское предание», описывает учение, проповеданное Апостолами, начиная её такими словами: «Теперь, по любви Божией ко всем святым, мы подошли к самому истоку предания, которое мы достойно получаем в Церкви для того, чтобы хорошо подготовленные люди сберегли для нас сохраненное до нашего времени предание, зная которое они пребудут в большой скромности». Итак, св. Ипполит вполне признавал апостольское устное предание. Св. Иоанн Златоуст (IV в. ) утверждает, что «…Апостолы всегда заняты были делами нужнейшими, и что главная забота их состояла не в том, чтобы писать книги, так как они многое сообщили и посредством неписанного предания»1288. Особо замечательно также свидетельство св. Василия Великого (IV в. ) о значении и важности Предания: «Из соблюденных в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые приняли от апостольского предания, по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и сему не станет противоречить никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных. Ибо ежели отважимся отвергать неписаные обычаи, как будто не великую важность имеющие, то неприметно повредим Евангелию в самом главном или, паче, от проповеди апостольской оставим пустое имя. Например, упомянем прежде всего о первом и самом общем: чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменовались образом креста, кто учил писанием? К востоку обращаться в молитве какое послание нас научило? Слова призывания в преложении Хлеба Евхаристии и Чаши Благословения кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, которые Апостол или Евангелие упоминает, но и прежде их, и после произносим и другие, как имеющие великую силу для Таинства, приняв оныя от неписаного учения. По какому также писанию благословляем и воду Крещения, и елей Помазания, еще же и самого крещаемого? Не по умолчанному ли и тайному преданию? Что еще? Самому помазыванию елеем какое написанное слово научило нас? Откуда и троекратное погружение человека, и прочее, относящееся к Крещению; отрицаться сатаны и ангелов его из какого взято писания? Не из сего ли необнародываемого и неизрекаемого учения, которое отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании, будучи основательно научены молчанием охранять святыню Таинств? Ибо, какое было бы приличие писанием оглашать учение о том, на что некрещеным и воззреть не позволительно? »1289. Итак, ни в Библии, ни в писаниях древних христиан мы не встречаем догмат «только Писание»: напротив, в них положительно говорится об авторитете Св. Предания – устного апостольского неписанного учения. Протестанты полагают, что они вернулись к учению древней Церкви, и что их вера – тождественна ему. Это ложь – древние христиане никогда, как протестанты, не считали авторитетом для себя «только Писание»: этот догмат – изобретение и предание реформаторов! Какой парадокс! Думая избавиться от человеческих преданий, протестанты сами основали всю свою религию на человеческом предании. И как же может выстоять их строение, если в самом его основании заложена неправда и противоречие, которого протестанты даже не осознают? Здесь хочу привести замечательное заявление (если не сказать прозрение) известного протестантского богослова У. Баркли, где он сознательно или нет касается вопроса «только Писание»: «…у Божественного откровения нет конца. Некоторые люди ошибаются, когда ограничивают Божественное откровение только тем, что написано в Библии. В таком случае нужно заключить, что после 100 года, когда последняя книга Нового Завета была написана, Бог перестал говорить. Но ведь Дух Божий постоянно действует и постоянно открывает Себя людям. Верно, что Его высшее и непревзойдённое откровение пришло в Иисусе, но Иисус не книжный персонаж, а живая личность, через которую Божественное откровение продолжается постоянно. Бог всё ещё ведёт нас к более высокому познанию Иисуса. Он не перестал говорить в 100 году. Он всё ещё открывает Свою истину людям»1290. И вот это постоянное действие Духа Святого в Церкви и является источником Предания Церкви! Далее. Сказанное относится к первому слову протестантского тезиса «только Писание»: данный лозунг, повторю, не учение Библии и древней Церкви, а изобретение реформации, предание человеческое. Но и второе слово сего тезиса – «Писание», есть также предание! Ведь если авторитетно только Писание, то значит, только оно может обозначить само себя, то есть оно само должно назвать свой состав, книги, из которых оно состоит. Но Библия не указывает нам этого. Канон Библии – это предание Церкви. Иначе говоря, откуда протестанты знают, что такое Библия, какие книги к ней относятся, а какие нет? Кто дал им Библию, кто назвал её Священным Писанием, кто определил её состав? Церковь – ветхозаветная и новозаветная. Из многих книг Она, по вдохновению от Духа, избрала несколько, и назвала их Священным Писанием, каноном. Эти книги Она особенно тщательно сохраняла, переписывала и передавала новым поколениям, заповедуя чтить именно эти книги как Св. Писание. Таким образом, признавая богодухновенность Библии, протестанты признают богодухновенным и предание Церкви о библейском каноне. Более того, преданием является не только канон, т. е. список книг Библии, но и сама Библия в широком смысле является преданием Церкви. «Предание» буквально значит: «то, что передано» (ниже, в абз. 115, будет ещё дано более подробное определение церковному Преданию). В таком смысле, Писание есть часть Предания Церкви, которое Она передаёт своим чадам от поколения к поколению. Поэтому само разделение Св. Писания и Св. Предания есть лишь условное: на самом деле, у Церкви есть одно (выраженное в разных формах) Божественное Предание, важнейшей частью которого является Св. Писание. Ведь что принёс Христос на землю: Писание или Предание? На этот вопрос Он сам отвечает в молитве к Своему Отцу: «Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли…» (Ин. 17: 8). То есть Христос принял от Своего Отца слова, учение, которое Он должен был возвестить миру. Принял Он его не письменно, и передал его Своим ученикам в устном виде. Так же, преимущественно, передавали учение Христа и Его Апостолы. Потом одну часть этого учения записали сами Апостолы, другую часть – их ученики, а многое продолжало передаваться устно, по преданию. Кстати, так же всё происходит и в протестантизме: многие его верования, обычаи, традиции, правила поведения и пр. передаются устно. Итак, тезис «только Писание» в каждом своём слове противоречит самому себе, и сам себя опровергает! Реформаторы (не Библия, и не древняя Церковь! ) изобрели догмат «Sola Scriptura». Их последователи приняли этот тезис и передают его другим поколениям как предание. Обратим на это особое внимание: для православного человека понятие «только Писание» чуждо и даже не понятно. Для каждго же протестанта это базовое и более чем хорошо известное понятие. Откуда же он его получает? Из устного и письменного протестантского предания! Таким образом, имея целью утвердить Библию как единственный авторитет и устранить Предание, этот тезис сам основан не на Св. Писании, а на двух преданиях – предании реформаторов – «только», и Предании Церкви – «Писание»1291. Какая непоследовательность! Теперь о втором утверждении протестантов, о котором говорилось выше (абз. 3). Поскольку протестанты свято верят догмату «только Писание», то само собой разумеется, что этим они утверждают, что у них нет предания, что следуют они только Писанию. На самом деле, это величайшая ложь и самообольщение протестантизма. В действительности, они следуют отнюдь не только Писанию, но и преданию, причём чаще всего не преданию Церкви, не преданию Апостолов, а преданию ложному, человеческому, преданию реформаторов и своих основателей – М. Лютера, Ж. Кальвина, У. Цвингли, Т. Мюнцера, М. Симонса и других. Вот главные примеры протестантского предания. 1) Большинство протестантов отмечают 9 праздников: Рождество, Крещение, Сретение, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Пасху, Вознесение, Троицу, Преображение – этот список дают, например, постсоветские баптисты в своих календарях. Вопрос: а кто установил отмечать эти праздники? Разве Библия? В Новом Завете описываются эти события, но где говорится, что нужно их отмечать и праздновать? Кстати, «свидетели Иеговы», которые не признают этих праздников, спрашивают протестантов: почему вы их празднуете? Они отвечают: так ведь эти события описаны в Новом Завете. На это вопрошатели задают довольно логичный вопрос: но ведь в Евангелии описаны и многие другие события. Почему вы их не празднуете? Почему вы не отмечаете другие события, например, обрезание Христово, сотворение Им первого чуда, воскрешение Лазаря, хождение по водам и пр. 1292? От таких вопросов протестанты только отмахиваются, потому что им действительно, основываясь на одной Библии, нечего на это ответить. Они могут сказать лишь, что другие события не так важны. Но опять же, кто определил, какие события важны, и какие нужно праздновать, а какие нет? Это определила Библия? Нет, не Библия, а Церковь1293! При изучении протестантских праздников легко понять их происхождение. Главный праздник Церкви – Пасха, называемый «праздников праздник и торжество из торжеств». За ним, по важности, следуют 12 важнейших праздников, называемых «двунадесятыми». Протестанты взяли эти церковные праздники, и, по своему сектантскому обычаю усекать Истину, удалили из них 4 – Рождество, Введение во храм и Успение Богородицы, а также Воздвижение Креста1294. Обратим особое внимание: отмечать эти праздники предписывает не Библия, а предание Церкви, которое протестанты приняли, «поправив» своим преданием. Кроме самих праздников, откуда протестанты знают дни, когда нужно их праздновать? Указывает ли Библия, что Благовещение произошло 7 апреля, что родился Христос 7 января, а крестился 19 января и т. д? Нет. Церковь знает это по преданию, и протестанты здесь следуют этому преданию. Особо интересно отметить здесь то, что протестанты отмечают Пасху вместе с православными (а на Западе – вместе с католиками). Они и здесь следуют преданию Церкви, у которой есть пасхалия – правила (естественно, не описанные в Библии), по которым высчитывается день Пасхи на каждый год. Протестанты ничего об этом не знают, но слепо следуют преданию Церкви. Постсоветские баптисты также широко отмечают праздник жатвы. Отмечать этот праздник предписано в Ветхом Завете (Исх. 23: 16). Но там описаны и многие другие праздники: почему баптисты их не празднуют? Определяет ли Библия, что христиане должны праздник жатвы оставить, а другие упразднить? Нет, это определяет баптистское предание. 2) У протестантов есть свой определённый ход служения. У баптистов, в среде которых я вырос, он примерно такой: молитва пастора, один псалом общим пением, проповедь, молитва, несколько песен общим пением, вторая проповедь, пение хора, пение или стихотворения желающих, общее пение, третья проповедь, молитва, общее пение, заключительное слово и молитва пастора, передача приветов, объявления. Вопрос: откуда взят этот чин богослужения? Баптисты ссылаются на 1Кор. 14: 26–31, где Апостол говорит о том, что делать христианам на их собраниях: «Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение… все сие да будет к назиданию… пророки пусть говорят двое или твое». Вот у нас всё так и есть, говорят баптисты. Да, некоторые элементы по форме у них совпадают с тем, о чём пишет ап. Павел. Но разве в общем ход протестантского служения соответствует описанному ап. Павлом? Давайте прочтём весь указанный отрывок: «Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение». Где у баптистов говорящие языками? Где истолкователи? Или где у них исполняются слова Апостола: «если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи»? Да если кто-то из баптистов прервёт проповедника и скажет, что у меня откровение – это будет настоящее ЧП, о котором долго будут рассказывать баптисты друг другу. Такового они отчитают и поставят на замечание как бесчинника, или вообще исключат из членов церкви. Да и разве «у каждого» из приходящего на собрание протестанта есть псалом, поучение, язык, откровение или истолкование? Во-первых, из перечисленного баптисты, к примеру, признают только первые два явления (если под поучением понимать проповедь). Во-вторых, у них далеко не каждый имеет право спеть и сказать проповедь. И если у постсоветских баптистов в отдельных общинах, хотя и далеко не все, но многие ещё имеют возможность спеть псалом по желанию, то большинство протестантов, особенно западных, такого уже не практикуют, и поют у них только специальные «группы прославления» или хоры, а проповедует часто одни пасторы, причём говорят они не 3 проповеди, как баптисты, а одну большую в конце собрания. Поэтому, если взять ход служения, описанный ап. Павлом, и ход служения западных протестантов, то почти не будет совпадений. Таким образом, на самом деле протестанты одно из Библии взяли, другое – оставили, и дополнили это своими собственными установлениями и традициями. То есть баптисты установили вот такой ход служения и саму его продолжительность – два часа, и передали это другим, а те – другим, и так далее. Другие протестанты учредили свой ход служения. Многие западные протестанты, например, часто молятся сидя. Но каким бы ни был ход их собрания, по своей природе он являются их преданием: не Библия, а они его установили, и передают его своим последователям как предание. Преданием являются и другие обычаи баптистского богослужения: что после проповеди должны помолиться несколько человек, а проповедник своей молитвой должен закончить общую молитву; что при пении молитвенного псалма пастор должен встать, а за ним должны встать все остальные; что нужно проповедовать с кафедры (хотя Апостолы и первые христиане ею не пользовались); что можно использовать фисгармонии, фортепиано и синтезаторы, которых не было ни у древних евреев, ни в древней Церкви, и т. д. Кроме негласно установленного чина и обычаев Богослужения, у протестантов есть порядок и традиции в совершения и других служб и собраний. В Церкви есть чины для всех Богослужений, а также для совершения Таинств и других служб (треб). Чины эти не описаны в Библии; они установлены апостольской Церковью, и со временем несущественно менялись и дополнялись. Они являются частью общего церковного Предания, которое уже давно записано в богослужебных книгах – типиконе, служебнике, часослове, требнике и т. п. У протестантов, безусловно, тоже есть чинопоследования (хотя они несравнимо беднее православных) для своих служб – для хлебопреломления, для крещения, для погребения, для венчания, для благословения детей и пр. Взять, к примеру, крещение. У баптистов есть своя определённая последовательность проведения крещения, то есть чин; есть известные обычаи и правила поведения. Но разве этот чин описан в Библии? Где в Библии сказано, что крещаемым нужно облачаться в белые одежды? Где в Библии описана крестильная формула, которую используют баптисты? (Пастор: «дорогой брат, веруешь ли ты, что Иисус Христос есть Сын Божий»? Крещаемый: «верую». Пастор: «по вере твоей крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь»). Где сказано, что пастор в это время должен держать руку над головой крещаемого? Где в Библии написано, что после этого хор должен петь: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»? (Кстати, это предание баптисты взяли из православного требника. ) Где в Библии сказано, что погружать крещаемого нужно один раз1295, причём навзничь1296? Нигде. Всё это установили баптисты по своему усмотрению, и передают чин крещения и чины других служб своим последователям в качестве предания. И если какой-то пастор изменит эти правила и станет, например, погружать крещаемого три раза, или погружать его вниз, а не назад, то баптистское руководство будет требовать совершать всё по установленному порядку. Но вопрос: на основании чего они станут его поправлять? На основании Библии? Нет – на основании своего предания!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|