Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 17. О Таинстве Елеопомазания




В православно-протестантском противостоянии вопрос о елеопомазании или же соборовании1262 находится по большому счёту на периферии – он никогда не привлекал к себе такого внимания, как вопросы Крещения, детокрещения, Евхаристии, иконопочитания, почитания святых и молитв к ним, почитания мощей и пр. Тем не менее, и здесь есть очевидное несогласие между сторонами, поскольку большинство протестантов не просто не признают Елеопомазания Таинством (в чём нет ничего особенного, поскольку они пять из семи Таинств Церкви отвергают, да и оставшиеся два также, чаще всего, не считают и не называют таинствами, о чём говорилось во введении ко II части), но и не совершают какого бы то ни было помазания елеем в каком бы то ни было качестве1263. Следовательно, моя задача показать библейские и исторические основания для совершения елеопомазания, и объяснить, почему оно считается Таинством.

заповедует Священное Писание: «Болен кто из вас? Пусть позовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.   5: 14–15). В православном определении Таинств (см. Введение, абз. 2), говорилось, что к ним относятся только те священнодействия, которые установлены Господом. И хотя совершать помазание елеем заповедует нам ап. Иаков, а не Христос, тем не менее, нет ни малейшего сомнения в Божественном происхождении этой заповеди, ибо Апостолы ничего не проповедовали и не устанавливали от себя, а только то, чему научились от Христа и Духа Святого (см. Мф.   28: 20; Ин.   16: 13; Гал.   1: 11–12). И начали Апостолы совершать помазание маслом больных для исцеления ещё при жизни Христа, что видно из Мк.   6: 12–13: «Они пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли».

Почему же протестанты не исполняют конкретную заповедь Апостола, которую он передал для всей Церкви, что подчёркивается ещё и тем, что послание его называется соборным, то есть для всех церквей? На это протестанты говорят, либо 1) что данная заповедь носит характер не повеления, а совета, либо же 2) что ап. Иаков здесь просто призывал больных не отвергать медицинскую помощь и прибегать к лечению. О елее же он написал только потому, что мазать больного елеем было обычным средством лечения в то время – нам же необходимо прибегать к современным средствам лечения, не обязательно к помазанию елеем.

Нелепость таких объяснений очевидна. Относительно первой точки зрения нужно сказать, что ап. Иаков выражает здесь не свой личный совет, а повеление: «пусть призовёт». Хотя верно то, что не всякий больной непременно обязан призывать к себе пресвитеров для помазания елеем, но здесь даётся такая возможность, и в Церкви всегда этой возможностью пользовались и пользуются многие больные. Большинство же протестантских деноминаций совершенно не практикует елеопомазания, и у них никогда ни один больной за столетия их существования не призывал к себе пресвитеров для помазания елеем. То есть если даже протестанты считают помазание елеем не заповедью, а советом и возможностью (как они понимают пост, что это личное дело каждого), то почему они никогда не елеопомазываются (как они, хотя и нечасто, но всё же постятся)? Значит, протестанты не принимают данную заповедь ап. Иакова, даже как совет, и совершенно её игнорируют. Ясно, что не такого отношения к своим словам ожидал Апостол (и Сам Господь), когда их писал.

Не менее неразумно и второе объяснение. Если суть данной заповеди в том, что в болезни необходимо не пренебрегать лечением, то для чего помазывать елеем нужно церковным пресвитерам – ведь это могут сделать и многие другие? Кроме того, здесь у ап. Иакова помазание елеем тесно связанно с молитвой веры и прощением грехов. Таким образом, совершенно очевидно, что речь идёт не об обыкновенном лечении, а об особом церковном священнодействии, как пишет Димитрий Чуйков: «Помазание елеем, как известно, и в Новозаветные времена, и гораздо раньше, широко применялось в иудаизме для лечения самых различных заболеваний. Но при желании нетрудно понять, что Христос – не мирской целитель-учитель, и Апостолы Его – ученики особые; и для обычного целебного помазания елеем, конечно, нашлись бы в Иудее и другие; и от простого помазания не было бы столь громких исцелений. К тому же елей, сам по себе, не может исцелять от всех болезней; Апостолы же через елеопомазание исцеляли «всякую болезнь и всякую немощь» (Мф.   19: 1) – как и повелел им Христос…»1264.

Важно, что и в данном вопросе, как и в других, мы находим подтверждения тому, что Церковь с древности совершала Таинство Елеопомазания.

Ориген (II-III вв. ) перечислив различные средства к прощению грехов – крещение, мученичество, пламенная любовь к Богу и пр., продолжает: «есть ещё седьмое, впрочем тяжкое и трудное, отпущение грехов чрез покаяние, когда грешник омывает слезами ложе свое (Пс.   6: 7), и бывают ему слёзы хлебом день и ночь (Пс.   41: 4), и когда он не стыдится исповедать свой грех пред священником Господним и просить у него врачевства…». И добавляет: «в сём исполняется и то, что сказал апостол Иаков: «болен кто из вас? Пусть позовет пресвитеров Церкви и да возложат на него руки1265, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" »1266. То, что Ориген об Исповеди и Елеопомазании говорит нераздельно, указывает на древнюю практику Церкви, соблюдаемую и поныне – соединять Таинства Исповеди и Елеопомазания.

Св. Иоанн Златоуст (IV в. ) сравнивая плотских родителей с отцами духовными, то есть священниками, пишет: «Эти не могут защитить своих детей и от телесной смерти, даже не всегда могут изгнать из тела их вторгнувшуюся болезнь: те, напротив, часто спасали болезненные души, долженствовавшие погибнуть, то подвергая их кроткому наказанию, то удерживая при самом начале от падения, не только учением и наставлением, но и помощью молитв. Ибо они имеют власть отпущать грехи не только тогда, когда возрождают нас (т. е. в крещении), но и после, как сказано: «Болен кто из вас? Пусть позовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" »1267.

Св. Кирилл Иерусалимский (IV в. ): «Когда у тебя подвергнется болезни какая-либо часть тела, и если ты веришь в сии слова: Господь Саваоф и другие, усвояемые Божественным Писанием Богу, как свойственные Его природе: тогда ты произноси эти слова, воссылая за себя молитвы. Ты поступишь гораздо лучше, нежели они (т. е. обращающиеся к волхвованию): ибо будешь воздавать славу не духам нечистым, но Богу. При этом напоминаю тебе ещё слова Божественного Писания: «Болен кто из вас? Пусть позовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне…" »1268. Важно заметить, что св. Кирилл не устанавливает, а только напоминает о возможности призвать в болезни пресвитеров для совершения Елеопомазания, что говорит о том, что это Таинство было известно и совершалось в Церкви и раньше.

Относит же Церковь Елеопомазание к Таинствам потому, что оно имеет все его существенные признаки, ибо оно 1) установлено Господом; 2) совершается священнослужителями Церкви; 3) «за видимой своей стороной (то есть, посредством помазания елеем с молитвой) сообщают верующему особую невидимую и спасительную благодать Божию», то есть, благодать исцеления и прощения грехов; 4) является важным священнодействием.

Всегда ли при Елеопомазании происходит исцеление? Нет, ибо если бы человек всегда получал в сём Таинстве исцеление, то он бы вообще не умирал, а промысел Божий заключается не в этом. Кроме того, Церковь хорошо знает, что Господь многих спасает именно скорбями и болезнями. Многие люди, пока они здоровы, склонны забывать Бога, строить суетные планы на жизнь и не думать о вечности. Но как только у них случится болезнь, так сразу им мир становится далёк, и они обращаются к Богу, к вере, к молитве, и в итоге спасаются. Поэтому, таковым людям, ради их же спасения, Бог и не подаёт в Елеопомазании исцеления, хотя часто даруется облегчение и душевные силы для благодушного перенесения болезни, о чём свидетельствуют многие, испытавшие это на себе. Иногда же для исцеления есть воля Божья, но для этого у больного или священников не достаёт веры, ибо исцеление в этом Таинстве происходит не без «молитвы веры». Но бывают и случаи чудесных исцелений от Таинства Елеопомазания, о чём есть много свидетельств.

Итак, несомненно, что помазание елеем заповедано Духом Святым, что и исполняет Церковь с самой древности и поныне. Поэтому баптисты и другие протестанты, не совершающие елеопомазания, противятся Евангелию и отвергают ясную Божественную заповедь, в чём их обличают даже их же собратья, например, некоторые харизматы и отделённые баптисты, практикующие помазание елеем1269. Одним словом, Церковь утверждена на семи столбах (см. Введение, абз. 17–19), и если у протестантов не было бы одного лишь Таинства Елеопомазания, то только по этой причине они не могли бы быть Церковью.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...