Глава 18. О Таинстве Брака 3 страница
Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 341. 971 Обратим параллельно внимание на то, как понимают само крещение эти святые: св. Киприан называет его таинством; св. Кирилл ясно говорит, что «кто не примет Крещения, тот спасения не имеет»; св. Василий также понимает, что для спасения нужно креститься, а св. Григорий словами «не оскверняется новыми нечистотами» выявляет свою веру в то, что в крещении человек очищается от всякого греха и нечистоты (но потом, часто, по своей слабости, человек опять согрешает и «оскверняется новыми нечистотами). 972 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 341. 973 Слово о человеке. Гл. 2. 974 Творения святителя Игнатия. Изд. Сретенский монастырь, 1998. Т. II, с. 378. 975 Архиеп. Сергий Страгородский. Православное учение о спасении. Казань, 1898 (репринт М.: 1991). С. 213. 976 История ЕХБ в СССР. С. 57. 977 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 317. 978 Православие – протестантизм. Штрихи полемики. Глава «Крещение». 979 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 161–162. 980 По преданию, Николай отпал от Церкви и стал основателем лжеучения, которое осудил Сам Иисус Христос (см. Откр. 2: 6). 981 Только в одном Новгороде небольшая группа людей не захотела креститься, но этот частный и единственный случай враги Церкви выставляют так, как будто вся Русь была крещена насильно. 982 В апреле 2012 года перед Пасхой Сергий, слава Богу, крестился. 983 О том же, по сути, говорит и св. Ипполит Римский (170–235 гг. ): «Вода должна быть проточная из источника или текущая с высоты. Пусть это совершается таким образом, если нет какой-нибудь другой необходимости. Если же есть постоянная и срочная необходимость, пользуйся водой, которая есть» (Апостольское предание. Гл. 21).
984 Двадцать веков христианства. Т. I, с. 146. 985 Письмо 76. 986 Так, в книге «Доктрины и устройство баптистских церквей» осуждается практика крещения через окропление (Церкви III века) даже тяжелобольных, «тех, кто был прикован к постели» (с. 56). Здесь вообще форме крещения уделяется огромное внимание: из 9 страниц, отведённых вопросам крещения и Вечери Господней, 2 посвящается форме крещения (сс. 56–58). 987 Учение протестантов о том, что в крещении человек присоединяется не к невидимой Церкви Христа (Его Тела), а лишь к поместной общине, не имеет никакого подтверждения ни в Писании, ни в вере древней Церкви. 988 Г. Добровольский. Во свете Писания. Калифорния: Наши дни, 1967. С. 34. 989 Можно заметить, что Дух Святой сошёл на собрание из ста двадцати человек (Деян. 1: 16; 2: 1), и почти невероятно, чтобы среди них (или с ними) не было ни одного ребёнка. Ведь во все времена, как православные, так и протестанты приводят на собрания своих детей. 990 О том, что Дух Святой передаётся в наши дни именно через миропомазание, будет сказано в следующей главе. 991 Мф. 11: 28: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». 992 Ин. 6: 37: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон». 993 Лк. 18: 16–17: «Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне, и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие; истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». 994 Евр. 3: 6: «А Христос, как Сын, в доме Его; дом же Его мы... ». 995 Этот вывод подтверждается и «Апостольскими Постановлениями» (см. абз. 42). 996 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 139–141. 997 Который в своём лице прообразует и Христа, и проповедников Евангелия. 998 Слова ап. Павла «все крестились в Моисея в облаке и в море» говорят о том, что при крещении верующие крестятся во Христа (которого прообразовал Моисей), в море, то есть в воде, и в облаке, то есть, что крещение совершает Сам Бог (который шёл с Израилем именно в виде облака), и что крещающиеся крестятся не только во Христа, но и во всю Троицу – и Отца и Духа.
999 Девочки входили в завет с Богом без обрезания, так как оно было по плоти. Для того же, чтобы заключить Новый Завет со Христом по Духу, должны креститься все. К тому же, обрезание было для девочек физически невозможным, а крещение возможно. Поэтому, то обстоятельство, что ветхозаветное обрезание совершалось только над мужским полом, не мешает ему (обрезанию) быть прообразом крещения. 1000 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 135. 1001 В своей официальной «Истории ЕХБ в СССР» баптисты пишут: «…Ф. Онищенко обратился в 1858 году и в том же году на некоторое время присоединился к верующим колонистам, которые именовали себя братьями. Они имели сходство с бессарабскими сепаратистами-назарянами; в церковь не ходили и были детокрещенцами»; «…немецкие штундисты, будучи по вероисповеданию детокрещенцами…» (с. 57, 62). 1002 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей.. С. 143. 1003 Богословская мысль Реформации. Одесса: Богомыслие, 1994. С. 180. 1004 О церковной иерархии. VII, 3/11 1005 По обычаю и необходимости того времени, многим мужчинам нужно было иметь при себе перстень-печать, на котором св. Климент рекомендовал изображать только христианские символы – рыбу, якорь, корабль с парусами и пр. 1006 Педагог. Кн. 3/11. 1007 Против ересей. Кн. 2, гл. 22/4. 1008 Выше, в первой части главы, из цитат св. Иринея можно легко понять, что возрождение для него есть именно крещение. 1009 Апостольское предание. Гл. 21. 1010 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 338. 1011 Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 338–339. 1012 Слово на Крещение. 1013 См. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 339. 1014 См. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 340. 1015 Богословская мысль Реформации. С. 225. 1016 Доктрины и устройство баптистских церквей. С. 58. 1017 Ближайший же смысл настоящего стиха таков: если и Сам Господь Бог никогда не отвергает ходатайств Ангелов о вверенных их попечению детях (именно это значит гебраизкое (еврейское) выражение: «всегда видят лице Отца Моего Небесного»), то тем более человек не имеет никакого права презирать малых сих. (Прим. Д. Чуйков).
1018 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 145–150. 1019 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 153–154. 1020 Св. Григорий Нисский рассуждал по этому вопросу так: «преждевременная смерть младенцев не даёт ещё мысли, чтобы так оканчивающий жизнь был в числе несчастливых; равно как и чтобы наследовал одинаковую участь с теми, кои в сей жизни очистили себя всякою добродетелию». Подобное мнение мы находим и у св. Григория Богослова: «последние (некрещёные младенцы) не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны; потому что, хотя не запечатлены, однакоже и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий, недостойный чести, достоин уже наказания» (Православно-догматическое богословие. Том II, с. 337–338). 1021 Баптист, 1912. № 2, с. 17. 1022 Откуда всё это появилось? Глава «Крещение», раздел «Что говорит о крещении детей Слово Божие? ». 1023 При этом, для православных важно, что он не крещён, а для протестантов, что он не верующий (как они думают). 1024 Это исключение из правил до сих пор действует в Церкви, и в случае смертельной опасности диакон и даже обычный христианин, мужчина или женщина, могут совершить крещение. 1025 О крещении. Гл. 17. 1026 Откуда всё это появилось? Глава «Крещение», раздел «Ведёт ли обычай крещения детей своё начало от апостолов? ». 1027 Св. Иоанн Златоуст писал об этом: «Так, грехи, совершаемые после (крещения), делаются вдвое и вчетверо тяжелее. Почему? Потому что, сподобившись чести, мы являемся неблагодарными и злыми» (Беседа 1/6 на Деяния Апостольские). 1028 Исповедь. Кн. 2/8. 1029 Беседы на Деяния Апостольские. Беседа 1/7 1030 Двадцать веков христианства. Т. I, с. 146. 1031 Беседы на Деяния Апостольские. Беседа 1/6. 1032 По крайней мере, спасением в Церкви. О том, какое ещё бывает спасение, будет сказано в гл. 21, абз. 180–183. 1033 Нужно заметить, что многие протестанты, например – консервативные баптисты, в среде которых я вырос, с большой неохотой признают или вообще не признают уединённое покаяние, и часто в таких случаях требуют, чтобы покаявшийся произнёс молитву покаяния ещё раз официально, на собрании в молитвенном доме, выйдя вперёд к кафедре, как это требовалось и от меня. Это делается для того, чтобы, во-первых, покаяние человека услышала вся община, и, во-вторых, чтобы пастор и вся община помолились о нём. Таким образом, уча на словах о том, что покаяние есть личное дело человека и Бога, на деле многие протестанты тяготеют к тому, чтобы в этом процессе непременно было посредство и участие пастора и общины.
1034 Об одном таком исключении свидетельствовал, например, один баптистский пресвитер, который вырос в семье пастора и по обычаю принял в своё время крещение (ибо никто из членов общины не возражал, естественно, против крещения сына пастора), но возрождение он получил, по его словам, уже после крещения. Такому свидетельству протестанты, конечно же, готовы поверить. И так как возрождение, как правило, связывается у протестантов не с чем иным, как с получением Духа Святого, то подобные истории можно считать теми редкими исключительными случаями, когда многие протестанты могут согласиться, что Духа Святого человек иногда может получить не до, а после крещения. 1035 Нужно заметить, что единственная, наверное, конфессия протестантского толка (которая, однако, не относит себя к протестантам), признающая правильную последовательность в крещении и получении Духа Святого, это новоявленная так называемая «церковь Христа» (которая уже успела разделиться на «церковь Христа» и «церковь Христову»). В вопросе крещения они веруют не так, как остальные протестанты, и признают, что сначала нужно покаяться, потом креститься во оставление грехов, и затем только человек может получить Духа Святого (впрочем, без миропомазания). 1036 Таким исключением православное богословие считает случай получения Духа Святого до водного крещения домом Корнилия, для чего была весьма веская причина, о чём ниже будет подробно сказано. 1037 Таинство Миропомазания состоит из двух важнейших священнодействий: 1) из приготовления и освящения самого мира, в котором участвуют многие епископы, и 2) из помазания священником освящённым миром крещёного. 1038 Здесь я сознательно не учитываю предание Церкви о том, что Апостолы были крещены (см. гл. 13, абз. 114) и исхожу только из евангельского повествования. 1039 Говорю «равному служению двенадцати Апостолов» потому, что апостолами в Евангелии называются, кроме Двенадцати, также ближайшие сотрудники Апостолов, такие как Варнава (Деян. 14: 14), Силуан и Тимофей (1Фес. 2: 7, ср. 1: 1). Кроме того, тех семьдесят учеников Христа, которых Он избрал и посылал на проповедь (Лк. 10: 1, 17), Церковь также именует апостолами «от семидесяти»; и в этом нет ничего не допустимого, ибо «апостол» значит «посланный»: раз их Христос послал на проповедь, то значит они апостолы. Многие из них, к тому же, и были теми ближайшими сотрудниками и помощниками Двенадцати. Есть в Церкви, также, несколько святых, именуемых «равноапостольными». К ним относится, например, просветители славян Кирилл и Мефодий и наш киевский князь Владимир и бабка его княгиня Ольга, благодаря которым была обращена ко Христу огромная страна, и которые по этой причине справедливо так именуются, так как проповедь и обращение народов в христианство есть миссия апостольская. Но, имея столько апостолов, Церковь всегда особо выделяет двенадцать Христовых Апостолов, считая одного только ап. Павла по достоинству во всём им равным. Более того, ап. Павла Церковь не только приравнивает к Двенадцати, но и называет его вместе с ап. Петром «первоверховным Апостолом».
1040 Нужно заметить, что Библия действительно содержит одно непротиворечивое и ясное учение, но только понять и разобрать всю его премудрость человек не может сам – без посредства «учителей», «пророков, и мудрых, и книжников» (Еф. 4: 11; Мф. 23: 34), которых Христос поставил в Своей Церкви и, естественно, без Самого Духа Святого, наставляющего на всякую истину (Ин. 16: 13), получить Которого человек может только в Церкви, и Которому человек должен ещё посредством своего личного подвига дать место в душе, и научиться слышать Его голос, и отличать от голосов иных духов. Поэтому, без Церкви, в коей обитает Дух Святой и в коей Бог поставляет Своих учителей, мудрецов и книжников, человек не может истинно постичь и познать то, чему на самом деле учит Библия. Можно сказать так, что если человек исследует Библию, но не присоединился к истинной Христовой Православной Церкви, то это есть важнейшее свидетельство того, что он не понимает главного, чему учит и к чему призывает Библия. 1041 Г. К. Тиссен. Лекции по систематическому богословию. Изд. Логос, 1994г. С. 352. 1042 О том, что выбор протестантских догматов и отвержение догматов православных не есть предпочтение Св. Писания преданию человеческому, как кажется протестантам, а только выбор одного толкования Библии (как раз таки человеческого и ложного) и отвержение другого толкования (как раз таки Божественного и истинного), я показываю всей своей книгой. 1043 По преданию, Анания на момент обращения Савла был рядовым верующим, и стал епископом уже после этого случая. 1044 На то, что Христос есть Спаситель сначала евреев, а потом и язычников, указывает ап. Павел, когда говорит, что благовествование Христово «есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину» (Рим. 1: 16; ср. 2: 10). Также и Христос, в ответ на просьбу язычнице об исцелении её дочери, ответил: «дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мр. 7: 27). 1045 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 77–78. 1046 Право крестить при крайней необходимости с древних времён имеют не только священники, о чём говорил ещё Тертуллиан: «Впрочем, даже и мирянам в крайнем случае дозволено крещение» («О крещении», гл. 17). Совершать же таинство Духа (во всей полноте) могут только епископы. 1047 Для придирчивого протестантского читателя, которому причина простой милости Божией для получения Духа Святого евнухом непосредственно от Бога покажется малоубедительной, замечу, что в большинстве древних рукописей Деян. 8: 39 читается так: «Когда же они вышли из воды, Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжил путь, радуясь». То есть, в большинстве рукописей фразы «Дух Святой сошёл на евнуха» в 39 стихе вообще нет, и западные протестанты в своих Библиях не имеют этих слов; они знают только о двух, а не о трёх случаях, описанных в Деяниях, когда Дух Святой был дан Богом без посредства руковозложения Апостолов. 1048 Конечно, нельзя сказать, что ап. Пётр только в этот момент начал постигать тайну язычников, ибо раньше он в своей известной и вдохновенной проповеди возвестил о том, что обетование дара Духа Святого принадлежит и «всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш» (Деян. 2: 39), под которыми Дух Святой, Которым говорил ап. Пётр, подразумевал не только иудеев рассеяния, но и язычников. Но очевидно, что ни сам ап. Пётр, ни слышавшие его евреи отнюдь не сразу поняли полный смысл этих вдохновенных слов. 1049 Толкование на Евангелие Иоанна Богослова. Беседа 80/1. 1050 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 83. 1051 Нам не следует судить за это Апостолов и первых христиан-иудеев слишком строго, ибо мы не можем представить себе того, насколько глубоко на протяжении многих веков евреи были проникнуты убеждением о том, что только Израиль есть избранный народ Божий, а все остальные народы пред Богом – ничто, и обречёны Им на истребление. И такому пониманию явно способствовали многие св. Писания, которые евреи постоянно читали: «Вот народы – как капли из ведра, и считаются как пылинка на весах… Все народы пред Ним как ничто; менее ничтожества и пустоты считаются у Него» (Ис. 40: 15, 17). Или: «О прочих же народах, происшедших от Адама, Ты сказал, что они ничто, но подобны слюне, и все множество их Ты уподобил каплям каплющим из сосуда. И ныне, Господи, вот, эти народы, за ничто Тобою признанные, начали владычествовать над нами (евреями)…» (3Ездр. 6: 56–57). А также: «…Я совершенно истреблю все народы, среди которых рассеял тебя, а тебя не истреблю… Я истреблю все народы, к которым Я изгнал тебя, а тебя не истреблю» (Иер. 30: 11; 40: 28). В евангельском повествовании мы видим, например, что книжники и фарисеи не входили к Пилату по тому, что он был язычником, и он сам должен был выходить к ним. То есть, даже желая склонить Пилата на свою сторону, они всё равно не преступали постановления о том, чтобы иудеям не входить в дом к язычникам, не боясь даже того, что для Пилата и для всех остальных римлян такое поведение было оскорбительным, ибо они понимали, что они не входят к ним, чтобы не оскверниться. И конечно, впитав такое отношение к язычникам, как говорится, с молоком матери, многим иудеям весьма трудно было отказаться от своей веры, которая была, по их понятиям, дана им от истинного Бога на все века. Это можно сравнить с тем, как если бы сейчас христиане, веками воспитанные, например, на понятиях о святости брака и греховности прелюбодеяния, услышали бы, что теперь Бог позволяет многожёнство. Такого, конечно же, нет в Божьем промысле в отношении христиан, но на этом примере можно хорошо прочувствовать то, как трудно было первым евреям-христианам поверить и принять проповедь ап. Павла о тайне язычников; о том, что во Христе теперь «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания» (Кол. 3: 11), ведь для них общение с язычниками было духовным прелюбодеянием. 1052 Возможно, Апостолы вначале не имели веры и на то, чтобы подавать Духа Святого и язычникам-прозелитам, что ещё больше объясняет причину, по которой евнух получил Духа Святого непосредственно от Бога. 1053 То есть, если бы ранней Церкви было присуще протестантское убеждение в том, что крестить нужно только уже имеющих Духа Святого, то 1) почему же самарян, не имеющих Духа, крестили? Разве крестили бы сейчас баптисты тех, кто не имеет, по их мнению, Духа Святого? И если правило заключается в том, чтобы верующим получать Духа Святого непосредственно от Бога, то 2) почему же Бог не подал самарянам Духа Святого перед крещением? И 3) для чего вообще нужно было посредство Апостолов? 1054 «Дар Духа Святого» означает Самого Духа Святого. Даром же Он называется потому, что Дух дарует Сам Себя верным. 1055 Важно, что при Миропомазании человек приемлет Духа Святого не просто от священника, но от епископов, освящащающих миро, которые являются преемниками Апостолов. Димитрий Чуйков по этому поводу замечает: «Теперь, благодать Святого Духа низводится Богом сначала на миро, через освящение его епископом (то есть Апостолом), после чего уже освященное миро распределяется по Церквам, и таким образом, как бы ни был далек епископ от новокрещенных, и как бы ни была велика численность их, а нужно учесть то, что пастыри Церкви (епископы, пресвитеры) поставляются числом, соразмерным численности паствы, – каждый новокрещенный имеет все ту же возможность получить дар Святого Духа через Апостола, то есть через освященное им миро, при помазании этим миром от священника» (там же, с. 72). Более того, всякий раз при освящении нового мира, – которое варится и освящается епископами по мере нужды, – добавляется часть старого мира, и так происходило в Церкви всегда. Таким образом, то миро, которым помазываются сейчас крещёные, содержит в себе часть того мира, которое было освящено ещё самими Апостолами. Поэтому, через Миропомазание православный человек получает Духа Святого не просто от священника и многих предшествующих и современных епископов, но и от самих Христовых Апостолов. 1056 Сравнить, также, 1Цар. 10: 1; 16: 13; 3Цар. 1: 39; 19: 16; Исх. 28: 41. 1057 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 72–74. 1058 Конечно, С. Санникову как баптисту трудно признать, что Миропомазание было установлено ещё раньше самими Апостолами. 1059 С. Санников, как баптист, совершенно не хочет признать, что по вере древней Церкви через Миропомазание подавался Дух Святой, и потому он и говорит, что помазание лишь «указывало» на Св. Духа, Которого крещаемый уже имел. На самом же деле, Церковь никогда не учила о том, что Миропомазание лишь указывает на уже имеющегося в человеке Духа Святого, а всегда верила (в чём можно без труда убедиться из множества нижеследующих цитат отцов Церкви), что через Миропомазание именно подаётся Дух Святой, как подавался Он через возложение рук Апостолов. 1060 Двадцать веков Христианства. Т. II, с. 146. 1061 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 86. 1062 Дион. Ареопаг. о церк. иерарх., VII, 4. 5; Кир. иерус. поуч. тайновод., III, 6. 7; Златоуст. на 2 Коринф. гл. 1, ст. 23; Амврос. De his, qui initiantur, c. 7; Феодорит. На 2 Коринф. гл. 1, ст. 23. (Прим. Митр. Макария. ) 1063 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 349. 1064 О церковной иерархии. Гл. 1/1. 1065 Важно заметить, что с самых древних времён в Церкви использовался крест. Интересно и то, что в Православной Церкви доныне крещеных миропомазывают именно посредством начертания креста. 1066 О церковной иерархии. Гл. 1, п. III/11. 1067 Ср. с выражениями: «даровали вам Св. Духа» (абз. 56); «наития Духа Святого» (абз. 62); «через возложение рук приемлют Св. Духа» (абз. 67); «получить Святого Духа» (абз. 68); «оное же есть Дух Святый» (абз. 75); «сделавшись общниками Христу и причастниками» (абз. 76); «дар Христа и Духа Святого» (абз. 77), «души спасение» (абз. 81) и др., которые говорят о том, что миропомазание (или возложение рук Апостолов или епископов) реально сообщает крещёному Духа Святого, а не просто указывает на Него. 1068 Послание к Автолику. Кн. 1/12. 1069 В таком названии мира нет никакой ошибки, так как миро содержит елей. Основа мира и есть собственно драгоценный елей, в который добавляется около тридцати других веществ. 1070 Какой богач спасётся. Гл. 42. 1071 Апостольское предание. Гл. 21. 1072 О крещении. Гл. 7. 1073 Цит. по: Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 482. 1074 Строматы. Кн. 11/3. 1075 Письмо к Иануарию. 1076 «Таинствами» и «святыней» называются Крещение и Миропомазание и в «Апостольских Постановлениях»: «Ибо он (готовящийся ко крещению) должен прежде воздерживаться от противного, а к таинствам приступать тогда, когда наперед очистит сердце свое от всякого злообычая, нечистоты и порока: тогда только он должен приступать к святыне» (кн. 7/40). 1077 Цит. по: Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 351. 1078 Цит. по: Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 351. 1079 Корнилий был единомышленник св. Киприана, который характеризовал первого как «тихого и скромного» пастыря. 1080 Цит. по: Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 351. 1081 Этот Собор известен созданием Символа Веры, который до сих используют православные и поют его на каждой литургии, и который признают и протестанты, впрочем, только на словах, ибо они отвергают девятый и десятый члены этого символа (см. гл. 13, абз. 8). 1082 Толкование на послание к Филипийцам. Беседа 3. 1083 Заметим, что и сами ветхозаветные прообразы говорят об одной и той же последовательности, которую отвергают протестанты – сначала омовение водой (крещение), а потом помазание елеем (сообщение Св. Духа). 1084 См. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 352–353. 1085 См. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 346–347. 1086 См. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 354. 1087 См. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 355–356. 1088 Формулу спасения в Православии можно выразить так: Христос, Церковь и я, а протестантизма – Христос и я. 1089 Это выражение, о котором уже говорилось прежде (особенно в гл. 6), не случайно является излюбленнейшей формулой спасения протестантов. 1090 Лекции по систематическому богословию. С. 337. 1091 Лекции по систематическому богословию. С. 353. 1092 Поэтому протестанты извратили сущность Крещения (о чём говорилось в гл. 13), придав ему смысл присоединения не ко Христу и Его Телу – Церкви, а присоединения к поместной церкви, а также стали учить, что Духа Святого человек должен получить сам, и непременно до крещения. 1093 По этой же причине протестантами было полностью искажено и умалено значение не только Крещения, но и Причастия, о чём подробно будет сказано в 15-й главе. Так как хлебопреломление, как и крещение, совершает священнослужитель, то причастие не может в протестантизме спасать и реально соединять со Христом; оно не может быть средством спасения, как в Православии: причастие, как и крещение, стали в протестантизме только символами, вовсе не обязательными для спасения. По той же причине протестантизм отвергает и таинство Исповеди, ибо если священство имеет власть прощать грехи, то опять получается, что моё спасение хоть как-то зависит от Церкви и Её священства. Всё это с очевидностью показывает, как протестантский дух ради своей идеи индивидуального спасения планомерно и очень последовательно исказил важнейшие учения Христа и древней Церкви, то есть весь Богом задуманный процесс спасения человека в Церкви и через Церковь. 1094 Точнее сказать, сами духи протестантизма замалчивают этот вопрос, и попросту не дают своим подопечным задаваться им. 1095 Откуда всё это появилось? Глава Хронология. 1096 Впрочем, если П. Рогозин решает вопрос существования в древней Церкви Миропомазания путём лжи, отнеся введение его к V веку и, соответственно, считая его по этой причине отступлением, то С. Санников, не решаясь как более объективный исследователь на такую ложь, не отвергает древность Миропомазания, но извращает истину другим способом, говоря, что оно лишь указывало (см. абз. 42) на Духа Святого, а не сообщало его. Таким образом, протестантские пастыри, отличаясь между собой в методах, всё же едины в своём стремлении уничтожить истину. 1097 Евхаристия возвышается над другими Таинствами 1) преизбытком таинственности, поскольку при крещении, например, вода не становится Христом, и при миропомазании миро не становится Духом Святым, а Святые Дары Евхаристии претворяются в Тело и Кровь Христовы; 2) преизбытком любви и благодати, ибо здесь Господь предлагает верным вкусить Самого Себя и наитеснейшим образом соединиться с Ним; 3) тем, что она кроме прочего есть умилостивительная жертва Богу, приносимая за всех – живых и умерших. 1098 Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 182. 1099 Послание восточных патриархов 1723 г. 1100 Блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан). Слова и речи. Киев, 1997. Том III, с. 48. 1101 Когда я объявил о своём уходе в Православие, то баптисты, кроме прочего, обвинили меня в каннибализме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|