Глава 18. О Таинстве Брака 1 страница
Вопрос Брака, как и Елеопомазания, в православно-протестантском диспуте не имеет такой остроты, как другие вопросы. Протестанты в данном вопросе не согласны с православными по большому счёту лишь в том, что брак нужно считать Таинством. Один баптистский пастор говорил мне, что брак у них не считается таинством, так как он не имеет прямой связи со Христом, как крещение и хлебопреломление. На самом же деле брак имеет самую прямую связь с Господом, ибо он есть прообраз брака Жениха Христа и Невесты Церкви: «наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» (Откр. 19: 7). В Еф. 5: 31–32 христианский брак напрямую связывается с браком Христа и Церкви, причём брак буквально называется тайной (таинством), по греч. μ υ σ τ ή ρ ι ο ν – мистирион: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». Посему своей брачной жизнью христианские муж и жена должны пророчествовать и самим делом проповедовать об отношениях Христа и Церкви: как Христос любит Церковь, так муж должен любить жену (Еф. 5: 25); как Церковь повинуется Христу, так жена должна повиноваться мужу (Еф. 5: 24). Вот эти святейшие отношения муж и жена и призваны явить Церкви, ангелам и миру. И поскольку задача эта весьма сложная и самому человеку непосильная, то для этого в Таинстве Брака и подаётся брачующимся особая благодать. Таинством называли брак не только ап. Павел, но и церковные писатели – Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст и блаж. Августин. Так, первый пишет: «Диавол, стараясь извратить истину, подражает в языческих мистериях самим даже божественным таинствам: он и крестит некоторых, как своих последователей, обещая им очищение грехов через купель, и запечатлевает потом на челе воинов своих, и торжественно совершает приношение хлеба.., и даже поставляет верховного жреца при браке». Очевидно, что поставляя брак наряду с Крещением, Миропомазанием и Евхаристией, Тертуллиан относит брак к «божественным таинствам». Второй, имея в виду срамные песни и пляски, бывающие при некоторых браках, говорит: «Зачем бесчестишь всенародно честное таинство брака? ». Третий утверждал: «В Церкви предлагается не только союз брачный, но и таинство», а также: «В нашем (христианском) браке более имеет силы святость таинства, нежели плодородие матери»1270.
Кроме того, христианский брак считается Таинством, поскольку он относится к нему по самому определению, ибо он: 1) является весьма важным священнодействием; 2) совершается священнослужителями Церкви – епископами и пресвитерами; 3) имеет внешнюю, видимую сторону, посредством которой приступающим к Таинству сообщается особая невидимая, освящающая и благословляющая, благодать Божия. К видимой стороне Таинства относится: возложение на главы жениха и невесты венцов, одевание обручальных колец, троекратное хождение вокруг аналоя с иконой (что символизирует, как и кольца, вечность и нерасторжимость брачного союза), троекратное поочерёдное испитие брачующимися одной чаши вина, что указывает на то, что теперь супруги будут делить между собой одну долю на двоих, как радость, так и горе – и другие священнодействия; 4) установлен Богом. Господь освятил брак ещё при сотворении мира (Быт. 1: 27–28; 2: 22–24), и затем неоднократно подтверждал святость брака (Быт. 9: 1, 7; Лев. 20: 10; Втор. 7: 14; 22: 22; 28: 11; Мф. 19: 4–6). Но до рождения Церкви брак, хотя и освященный Богом, естественно, не мог быть ещё церковным Таинством, и не имел той святости и того высокого назначения, какое он получил в Церкви – только здесь муж и жена стали венчаться во образ Христа и Церкви. И хотя в Евангелии нет прямого предписания освящать брак, тем не менее, протестанты не будут спорить с тем, что Церковь всегда особым образом благословляла своих чад, вступающих в брак. Здесь можно привести высказывание св. Игнатия Богоносца: «подобает женящимся и выходящим замуж, чтобы союз их совершался по благословению епископа, – да будет брак о Господе, а не по вожделению»1271. Напомню, что св. Игнатий был учеником Иоанна Богослова, от которого он и научился вере. Поэтому нет сомнения, что благословлять брак повелел Апостолам Сам Господь. О священническом благословении брака говорят также: св. Амвросий: «…брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим…»; св. Василий Великий: «сие иго (брачное общение) возложенное с благословением, да будет единением для вас»; св. Григорий Богослов: «…ты чист и по вступлении в брак. Я на себя беру ответственность; я (епископ) сочетатель, я невестоводитель»; св. Иоанн Златоуст утверждает, что для заключения брака нужно «позвать священников, и через молитвы и благословения заключить союз супружества, чтобы умножалась любовь жениха и сохранялось целомудрие невесты.., чтобы они, соединяемые благодатью Божьей, провождали жизнь приятную»; Карфагенский собор (398 г. ): «Жених и невеста… должны быть благословляемы от священника»1272.
Итак, посредством Таинства Брака вступающим в супружество передаётся особая Божья благодать и благословение. И протестанты с этим, по сути, согласны, хотя и не считают брак таинством. Но в связи с этим возникает вопрос: если посредством молитвы пастыря Церкви подаётся особое Божье благословение, которое никто, кроме Церкви, даровать не может (в это веруют и протестанты), то почему протестанты не благословляют тех, кто к ним приходит из мира, кто заключил брак без церковного благословения? Ведь если их члены заключат брак без церковного благословения, то их отлучат – так высоко протестанты ценят благословение брака церковью. Но если оно так важно, то почему же они, повторю, не благословляют супругов, пришедших к ним из мира? Разве им не нужно благословение церкви? Здесь у протестантов явное недомыслие. Православная же Церковь, если супруги поженились без венчания, но потом воцерковляются и начинают приступать к Таинствам Исповеди и Причастия, непременно венчает их, даже если они прожили в браке и 30 лет.
Здесь хочу прояснить1273 одну важную деталь в отношении к невенчанным бракам. Убеждая супругов повенчаться, православные часто говорят, что «невенчанный брак как блуд». Эта формулировка истинна, если её правильно понимать, а именно в том смысле, что венчанный брак своей святостью так возвышается над браком невенчанным, как возвышается обычный человеческий брак над блудом1274. И так действительно можно говорить супругам для побуждения их повенчаться скорейшим образом. Но, к сожалению, некоторые по неразумию делают из этого выражения слишком далеко идущие выводы, что невенчанный брак действительно, на самом деле является блудом1275. А из этого делается следующий вывод, что жену в таком браке можно, или даже нужно, оставить (особенно, если она не желает венчаться), как оставляют блудницу, и жениться на другой. Но это совершенно неверно, и является большим искажением мысли, вложенной в выражение «невенчанный брак как блуд». Ведь то, что и невенчанный брак есть истинный и законный брак пред Богом, нетрудно понять из Священного Писания. Во-первых, до явления Христовой Церкви и Таинства Брака в этом мире брак существовал, и Бог благословил его. Люди, не только иудеи, но и язычники женились, и если человек брал себе жену по обычаю своего народа и честно жил с ней, храня ей верность, то это был истинный брак, и совсем не то же, что общение с блудницами. Во-вторых, в Писании часто говорится о прелюбодеянии, например: «кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5: 32). Прелюбодеяние – это не блуд. Блуд есть вступление в половые связи лиц, не связанных браком. Прелюбодеяние же есть не что иное, как супружеская измена. Запрещалось же прелюбодеяние и в Ветхом Завете; такое понятие было и у других народов ещё до установления Таинства Брака. Посему, если вне Церкви есть прелюбодеяние, то вне Церкви есть и брак.
И наконец, в-третьих, ап. Павел пишет: «если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее» (1Кор. 7: 12). Поскольку жена названа неверующей, то значит она и не крещена и не венчана с верующим братом, т. е. речь здесь идёт о невенчанном браке. Тем не менее Апостол называет такую жену женою, а не блудницей, и повелевает верующему не оставлять её, чего он никак не мог бы сказать, если бы считал невенчанный брак блудом в абсолютном смысле, ибо как он мог призывать жить в блуде? Из этого очевидно, что и невенчанный брак есть брак, а не блуд. Просто в Таинстве Церкви обычный брак получает особое Божье предназначение, смысл и благословение, и освящается во образ Христа и Церкви. Итак, Брак по праву считается Таинством, и невенчанные браки хотя и не нужно считать блудом, но их непременно нужно освящать церковным благословением, во образ Христа и Церкви, и почему протестанты, считающие себя Церковью, этого не делают – непонятно. * * * 741 Видимая сторона таинства Крещения – это погружение в воду; таинства Миропомазания – помазание миром; Евхаристии – вкушение освященного хлеба и вина; Священства – возложение епископских рук с молитвой; Исповеди – разрешительная молитва (а также возложение священником епитрахили на голову исповедующегося и благословение его крестным знамением); Елеопомазания – помазание елеем; Брака – возложение венцов на голову брачующихся и одевание колец (а также троекратное хождение вокруг аналоя и троекратное испитие вина). 742 Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 82/4. 743 Правда, в католицизме есть одна только видимая сторона таинств, никому не передающая невидимой Божьей благодати, ибо из-за многих своих ересей западная Церковь в 1054 г. перестала быть Церковью. 744 В гл. 1 (абз. 53) уже была высказана мысль о том, что католичество пошло путём нововведений и прибавлений к Апостольской Вере, – которую доныне содержит Православная Церковь, – человеческих преданий, а протестанты, решив избавиться от преданий человеческих, отвергли вместе с ними много из предания Божественного и апостольского. При занятиях сравнительным богословием и, в особенности, при изучении отцов Церкви первых веков трудно не согласиться с тем, что православные имеют все основания так думать. 745 Лютер писал: «Я отвергаю, что существует семь таинств, и в настоящее время утверждаю, что их существует три: крещение, покаяние и хлеб». Но со временем он изменил своё мнение и стал признавать только два таинства: «…строго говоря, в Церкви Божией существует всего два таинства – крещение и хлеб». Алистер Мак-Грат. Введение в христианское богословие. Изд. Богомыслие и Библия для всех, 1998. С. 437.
746 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 315. 747 Причём, Цвингли менял своё мнение о таинствах, как пишет о том Мак-Грат: «Он утверждал, что основным значением этого термина является «клятва», и первоначально считал, что таинства крещения и евхаристии… служат знаками Божьей верности Церкви и Его милостивым обетованием прощения… Однако, позднее Цвингли стал рассматривать таинства как обозначения приверженности верующих Церкви, а не обетований Божьих верующим…» Введение в христианское богословие». С. 438.. 748 м 749 Пол Р. Джексон. Доктрины и устройство баптистских церквей. Изд. Христианское просвещение, 1993. С. 55. 750 Пол Р. Джексон. Доктрины и устройство баптистских церквей. Изд. Христианское просвещение, 1993. С. 55. 751 Алистер Мак-Грат. Введение в христианское богословие. С. 448. 752 Об этих словах будет ещё сказано в главе 13, сноска 20. 753 Последние два слова используется, например, в книге: «Доктрины и устройство баптистских церквей», с. 56–57. 754 Например, в книге Пола Р. Джексона «Доктрины и устройство баптистских церквей» раздел, где рассматриваются темы крещения и Вечери Господней, называется «Установления Господни», где прямо говорится: «Мы не считаем их таинствами… это видимый знак, символ…» (с. 55). 755 Греческая приставка α ̉ ν τ ί (анти) значит 1) против и 2) вместо. Как антихрист 1) противится Христу и в то же время 2) подражает Ему и выдаёт себя вместо Христа, так и всякая секта потому антицерковь, что 1) противится Церкви и 2) подражает Ей, выдавая себя вместо Неё. 756 А некоторые протестанты также мажут больных елеем. 757 Хочется заметить, что у Православия и протестантизма есть не только разногласия, но и единые убеждения, и к ним относится и вопрос о наличии в протестантизме таинств. Здесь православные полностью разделяют убеждение протестантов и считают, что в протестантизме действительно нет таинств – истинных и спасительных. 758 Отсюда наши слова мистерии, мистика, мистический, которые протестанты, как правило, знают и используют только в отрицательном смысле. 759 Подробнее об этом будет сказано в гл. 14. 760 Например, в баптистском сборнике «Песнь Возрождения» под номером 1549 находится псалом (который мне в своё время очень нравился и который мы исполняли своей «группой прославления» на собраниях баптистов в г. Артёмовске), в котором есть такие слова: «Отец, и Сын, и Дух Святой – Святая Троица… Тебя мы славим в этот час Святая Троица» – С. К. 761 Димитрий Чуйков. Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 43–44. 762 Димитрий Чуйков. Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 39–41. 763 Впоследствии мне баптисты часто говорили, что я предал свою семью и опозорил отца. 764 Так я думал в то время по своей еще наивности. Я не понимал ещё того, что протестанты не просто не доросли до Православия, а что они духовные непримиримые враги Православия, что они приняли совершенно иного духа. Они не просто не имеют святынь, икон и т. д., а активно хулят, поносят и отвергают истину. Сейчас бы для того, чтобы оставить баптизм, мне вполне бы хватило одного того факта, что все протестанты, например, иконоборцы! 765 Слово «мирянин» не значит мирской, в смысле «не духовный» (в противоположность духовным священникам). Это слово означает: 1) живущий в мире (в противоположность священникам и монахам, находящимся при храмах и монастырях), а также 2) умиротворённый, живущий в мире с Богом. 766 «Клир» (греч. κ λ η ρ ο ς – клирос) значит: жребий, удел, доля, достояние. Это слово неоднократно используется в Евангелии, например, в Деян. 1: 17, когда говорится о Матфии: «он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего». Таким образом, клирик Церкви это тот, кому выпада доля (жребий) от Бога нести в Церкви епископское, священническое или диаконское служение. Блаженный Иероним, например, писал о клириках так: «Клирик, посвятивший себя на служение Церкви Христовой, должен прежде всего вникнуть в значение своего имени, узнав же его, должен на самом деле оправдать его. Греческое слово kleros значит «достояние». Клирики называются так или потому, что составляют достояние Господа, или потому, что Сам Господь есть достояние или доля клириков. В том и другом случае клирик должен вести себя так, чтобы и самому можно было обладать Господом, и Господь мог бы обладать им» (Настольная книга священнослужителя. Свято-Успенская Почаевская Лавра», 2003. Том VIII, с. 39). 767 Евангельские возражения православию. 768 Протестанты по своему стремлению к равенству и упрощению не употребляют слово «чин» к своим пресвитерам и диаконам, хотя слово «чин» значит просто «порядок», и раз у протестантов в руководстве заведён вот такой порядок, то его по самой сути можно называть чином. 769 Вопросы данного раздела имеют скорее косвенное, а не прямое отношение к Таинству Священства, и в первых изданиях моей книги эти вопросы обсуждались отдельно в главе «Об отношении прихожан к священнику». Но т. к. эти три пункта всё же достаточно тесно связаны с темой священства, было решено оговорить их вместе, чтобы не разбивать разговор о священстве на две отдельные главы. 770 Откуда всё это появилось? Глава «Священство». 771 Димитрий Чуйков. Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 26. 772 Употреблённое здесь греческое слово π ρ ο ι σ τ α μ έ ν ο υ ς (проистамэнус) происходит от глагола π ρ ο ΐ σ τ η μ ι (проистими), что значит: стоять впереди (во главе), начальствовать, управлять, защищать, заступаться, посредничать. И православные священники действительно выполняют все эти функции и являются стоящими впереди не только духовно, но и буквально: на службе все молящиеся обращены на восток, к алтарю, а впереди всех стоит и молится Богу священник. Для протестантов же термин «предстоятель» совершенно чуждый (как раз потому, что он ярко указывает на различие между священством и рядовыми верующими), и они используют его, пожалуй, только тогда, когда цитируют данное место Библии. Да и то, в своих переводах Библии русскоязычные протестанты обычно убирают это слово (например, в «Современном переводе» и переводе «Слово жизни»). В древней же Церкви, как и поныне в Православии, слова «предстоятель», «предстательство» употребляется очень часто. Св. Иустин Мученик использовал его как обычное название для пресвитера. Описывая богослужение своего времени, он писал: «Потом… предстоятель посредством слова делает наставление и увещание подражать там прекрасным вещам. Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы. Когда же окончим молитву, тогда, как я выше сказал, приносится хлеб, и вино, и вода; и предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько он может. Народ выражает свое согласие словом «аминь», и бывает раздаяние каждому и приобщение даров, над коими совершено благодарение, а к небывшим они посылаются через диаконов. Достаточные же и желающие, каждый по своему произволению, дают, что хотят, и собранное хранится у предстоятеля…» (Апология 1, п. 67). 773 Священниками, кстати, постоянно называются пресвитеры в «Апостольских Постановлениях». 774 Димитрий Чуйков. Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 26. 775 Литургия – это такая церковная служба, на которой совершается евхаристический канон и происходит Таинство Причастия. Баптистское подобие евхаристического канона происходит раз в месяц, когда пресвитер после некоторого времени после начала собрания подходит к столу с хлебом и вином и начинает читать известные отрывки Св. Писания и совершать, так сказать, чин хлебопреломления. 776 Хотя буквально здесь говорится, что мужа и жену «Бог сочетал», а не пресвитер, но и православные и протестанты согласны с тем, что в Церкви верных Бог сочитывает посредством пресвитера. 777 В. Экземплярский. Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. Киев: Пролог, 2007. С. 90. 778 Письмо к Юбаяну. Цит. по: Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. С. 133. 779 Об этом подробно будет сказано дальше в гл. 14. 780 Эта мысль повторяется и дальше: «Если Аарон назван пророком потому, что объявлял слова фараону от Моисея, а Моисей – богом фараона, как царь и вместе первосвященник, как говорит к нему Бог: «Я поставил тебя богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком»; то почему и вам не считать посредников слова вашего пророками и не почитать епископов богами? Ныне место Аарона занимает у вас диакон, а место Моисея – епископ. Итак, если Моисея назвал Господь богом, а Аарона пророком; то и вы чтите епископа, как бога, а диакона, как пророка его» (кн. 2/29). 781 Е. Пушков, выражая мнение баптистов, пишет: «Почему архиереев величают, как Бога: «Владыко Святый»? » (Не смущайся. Гл. «Отношение к православию современного православного»). Св. Игнатий отвечает на этот вопрос. И православные, называя епископа «владыко святый», не считают его Богом, и не чтят наравне с Богом. Епископ есть владыка, потому что владычествует, то есть имеет власть в Церкви. Владыкой называет Библия не только Бога, но и людей, имеющих власть, например, Иосифа (Быт. 45: 8), Соломона (3Цар. 11: 34) и Езекию (4Цар. 20: 5). Святый же епископ потому, что посвящён (отделён) для высочайшего в Церкви служения. Е. Пушков также рассказывает о Рябошапке, как он, когда вошёл владыка (епископ), о котором заранее объявили, бросился перед ним на колени и стал молиться: «Владыко, Боже, сотворивший небо и землю и всё, что наполняет её…». Епископ прервал его словами: «изыди, окаянный, я не тот владыка». На это ему Рябошапка ответил: «а какой ты? я знаю двух владык: на небе Владыку, на земле – дьявола, а ты откуда взялся? » (http: //blagovam. org/media. php? tid=1812, 11-я мин. 1-й лекции). И такое бесовское юродство Рябошапки, героя их веры, кажется баптистам чем-то ошеломляюще премудрым. На самом деле Рябошапка просто не знал даже буквы Писания – он невнимательно его читал и не заметил, что в Библии, кроме Бога и его врага, встречаются и другие владыки – люди, и явил Рябошапка не мудрость, а лишь своё невежество, как являют его и те протестанты, которые умиляются от подобных историй. 782 Против ересей. Кн. 5, гл. 20/1. 783 Напр., кн. 3, гл. 2/2; кн. 4, гл. 26/2, 5. 784 Имеется в виду Евхаристия, которую православные именуют «бескровной жертвой». 785 Главным из высоких служений священника есть совершение Богослужения. Св. Григорий Богослов (IV в. ) писал об этом так: «Где и кем совершалось бы у нас таинственное и к горнему возводящее богослужение…, если бы не было священства? » (Настольная книга священнослужителя. Т. VIII, с. 32). 786 Настольная книга священнослужителя. Т. VIII, с. 32–33. 787 Против тяготящихся церковными наказаниями. Цит. по: Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. С. 94. 788 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 496. 789 Св. Ефрем говорит здесь о том даровании Духа, которое получили Апостолы через дуновение Христа. 790 Двадцать веков христианства. Одесса-СПб, 2002. Т. I, с. 141. 791 Заметим, что как в Православии, так и в протестантизме право проповедовать и учить имеют не только рукоположенные служители. В Православии есть учителя и богословы, которые, не имея сана, пишут книги и преподают в семинариях, уча даже священников. Но совершать Богослужение и священнодействия и у протестантов и у православных могут только рукоположенные служители. 792 Один мой близкий родственник рассказывал мне случай из своей практики, как однажды на одном собрании пастора долго не было, и он начал его сам, и как сильно и долго его потом за это ругали пастор и братья. Хотя это было 1) сельское, небольшое собрание, и 2) он был не простым верующим, а помощником пастора и главным проповедником, и 3) дерзнул ведь он не крестить или бракосочетать кого-то, а всего лишь начать собрание молитвой! О том же, чтобы рядовой верующий совершил у протестантов хлебопреломление, крещение, сочетание или рукоположение, не может быть и речи! 793 Корей был левитом, но левиты не имели права самостоятельно священнодействовать в храме, а только помогать священникам. 794 «Сугубый» буквально значит «двойной». 795 Изд. Пролог, 2007 г., с. 50. 796 О девстве. Гл. 23. Цит. по: Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. С. 55–56. 797 От слова «таинство». Имеется в виду сугубое священство, которое имеет полномочия на совершение Таинств. 798 О девстве. Гл. 23. Цит. по: Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. С. 60. 799 Хотя я помню, что один пастор, бывший в баптизме как бы моим духовником, называл себя священнослужителем. 800 Беседы на Деяния Апостолов, XIV/3. 801 Беседы на 2 послание к Тимофею. Беседа 2. 802 Об этих девяти ангельских чинах пишет, например, Дионисий Ареопагит: «Слово Божие все небесные Существа для ясности обозначает девятью именами. Наш Божественный руководитель разделяет их на три тройственные степени. Находящиеся в первой степени всегда предстоят Богу (Ис. 6: 2–3. Иез. 1) теснее и без посредства прочих с Ним соединены: ибо святейшие Престолы, многоочитые и многокрылатые чины, называемые на языке евреев Херувимами и Серафимами, по изъяснению Священного Писания, находятся в большей и непосредственнейшей пред другими близости к Богу. О сей-то тройственной степени наш славный Наставник говорит как о единой, единокупной и истинно первой Иерархии, которой нет Богоподобнее и ближе к первому озарению от первоначального Божественного света. Вторая степень содержит в себе Власти, Господства и Силы; третья и последняя в небесной Иерархии содержит чин Ангелов, Архангелов и Начал» (Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Гл. VI/2). 803 Это не значит, что священники и все верующие будут и в Царствии Небесном в том же звании и положении, в котором они были на земле. Там Господь воздаст награду и честь каждому по его делам и достоинствам. Но важно то, что и в Царствии Небесном будет иерархия и преимущество чести. 804 Приведу один только пример. Как-то (по миссионерским причинам) мы с друзьями приехали в большую протестантскую церковь в г. Славянске, и их диакон показывал нам различные залы их здания. При этом он сказал своей жене открыть нам комнату на втором этаже, но когда мы поднялись туда, она была закрыта. Спустившись вниз, диакон спросил жену о том, почему она не открыла комнату, на что она ответила: «а что там смотреть? там одни стулья». То есть, эта женщина не считает себя обязанной слушаться своего мужа и диакона своей церкви даже при чужих людях, и это как раз и есть действие протестантского духа равенства и братства. 805 Настольная книга священнослужителя. Т. VIII, с. 41. 806 В. Экземплярский. Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. С. 141. 807 Так называются верующие в Православии. 808 Слово 3-е о священстве. Цит по: Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. С. 69. 809 Можно вспомнить хотя бы короля Генриха, который в 1077 г. простоял 3 дня босым на лютом морозе у стен замка папы, прежде чем тот впустил его и принял его покаяние. 810 Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. С. 152. 811 Из книги Чуйкова о разнице между Апостолами и епископами. 812 Кроме хиротонии священники также не имеют права и власти освящать миро и антиминс. 813 Двадцать веков христианства. С. 138, 177. 814 Настольная книга священнослужителя. Т. VIII, с. 28. 815 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 217–218. 816 Точно так, т. е. обобщённо, часто говорится о служителях Церкви и в «Апостольских Постановлениях». В этой книге неоднократно самым ясным образом разделяются все три священные чина Церкви, и описываются их обязанности и права. Тем не менее, иногда все служители Церкви называются лишь двумя или одним словом: епископами и диаконами (2/30), пресвитерами и диаконами (2/57), Апостолами и пресвитерами (кн. 1/1), пастырями с диаконами (кн. 2/42), начальниками (кн. 3/5). И как неразумно было бы на основании этих мест сделать вывод, что в Церкви было два, а не три чина, так неразумно делать такой вывод на основании того, что ап. Павел обращается к служителям Церкви, используя два, а не три слова. 817 В оригинале не священства, а буквально «пресвитерства», под которыми нужно, конечно же, подразумевать епископов в современном смысле слова, то есть представителей первой степени священства, ибо из ранней и поздней истории Церкви мы ничего не знаем о рукоположении, совершаемом пресвитерами, и даже знаем противоположное тому, что пресвитерам прямо отказывалось в праве совершать рукоположение. Здесь мы очередной раз видим то, как взаимозаменяемо использовались в Новом Завете слова «епископ» и «пресвитер»: пресвитеры назывались надзирателями (епископами), а епископы – пресвитерами (старцами), если были в возрасте. 818 Имеются в виду псаломщики, певцы, чтецы, пономари и прочие, которые служат при храме, но не являются священнослужителями. 819 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 499. 820 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 218. 821 В этой книге епископ неоднократно называется первосвященником, но и Христос именуется Первосвященником. Этим вовсе не уравнивается Христос с епископами, которые дадут Ему отчёт во всех своих делах: «вы будете судимы за неопытность вашу и за погибель овец» (кн. 2/19), или: «…не требуй у епископа своего отчета… ибо у него есть свой Требователь отчета…» (кн. 2/35). Ниже (абз. 184–194), на многих примерах, объясняется, как нужно понимать то, когда люди и Бог называются одними и теми же словами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|