Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 18. О Таинстве Брака 2 страница




822

Данные правила (о возрасте пресвитеров и епископов) допускают, конечно же, исключения, и в истории Церкви было немало случаев, когда епископами становились люди моложе 50-ти лет. Не все эти случаи нужно считать непростительным нарушением церковных правил, ибо сами же правила позволяют иногда делать исключения их них. Так, в самих «Апостольских Постановлениях» после указания возраста епископа, 50 лет, говорится: «Если же в какой-нибудь малой области не оказывается пожилого человека, сожители которого одобряли бы его, как достойного епископства, но есть там человек молодой, так мудрый, что может быть поставлен в епископа, как показавший в молодости кротость и благонравие старческие, то, по испытании, все ли так отзываются о нем, да будет поставлен он в мире». Также нужно заметить, что правила и требования к священству есть безусловные, не допускающие никаких исключений (например, что священник должен быть православной веры, крещённым и мужчиной), а есть правила, допускающие по каким-то веским причинам исключения (например, о возрасте священнослужителя, о том, чтобы он не был из новообращённых, и о его достаточной образованности).

823

Заметим, что слово «его» ясно указывает на подчинённость и в некотором смысле принадлежность пресвитеров и диаконов епископу.

824

Изд. Протестант, Москва, 1992 г., с. 55.

825

О прескрипции [против] еретиков. Гл. 32.

826

Откуда всё это появилось? Глава «Священство».

827

Письмо к монаху Демофилу.

828

Строматы, VI/13.

829

Апостольское предание. Гл. 4.

830

О крещении. Гл. 17.

831

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 219.

832

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 223.

833

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 223.

834

То есть, через рукоположение поставлять священников.

835

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 226.

836

Св. Епифаний Кипрский писал так: «Аэрий говорит, что епископ и пресвитер – одно и то же. Как же это возможно? Сан епископов рождает отцов Церкви, а сан пресвитерский, будучи не в состоянии рождать отцов, рождает чад для Церкви… И как можно поставлять пресвитеру, не имеющему права рукоположения» (Против Аэрия. Цит. по: «Библейское и святоотеческое учение о сущности священства», с. 96).

837

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 220.

838

Такое же заключение делает и священник Александр Мень, которого любят и уважают многие протестанты и которому, при всех его недостатках, нельзя отказать в искренности и блестящем знании церковной истории. Так вот, он утверждает, что «с первых веков в Церкви установлено три степени священства: епископ, священник, диакон» (А. Мень. Православное богослужение. С. 139).

839

К траллийцам. Гл. 3.

840

К филадельфийцам. Гл. 3.

841

К Смирнянам. Гл. 8.

842

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 216.

843

Эта мысль, что «каждый должен пребывать в данном ему чине и не преступать пределов» (кн. 8/46), утверждается в «Постановлениях» многократно. Там же приводятся примеры нечестивых Дафана, Корея и Авирона, Озии и Саула, которые дерзнули совершать священнодействия, им не позволительные.

844

О том, что Онисим, о котором ап. Павел писал Филимону, стал впоследствии епископом, упоминается и в 82 Правиле Апостолов: «Не позволяем в клир производить рабов без согласия господ, к огорчению владельцев их. Ибо от этого происходит расстройство в домах. Если же какой раб будет достоин поставления в степень церковную, каким явился и наш Онисим, и господин разрешит, да будет произведен».

845

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 215.

846

Письмо к Магну. Цит по: Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. С. 86.

847

Письмо к Магну. Цит по: Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. С. 132.

848

В этом нет никакого противоречия с 1-м апостольским правилом (см. абз. 92), поскольку в нём говорится о том, что епископ как минимум должен быть поставлен двумя или тремя епископами, а если большим числом, то это ещё лучше, и в Церкви всегда, когда есть возможность, во епископа рукополагает большое число епископов.

849

Письмо 43-е к Антониану. Цит по: там же. С. 83.

850

Письмо к Киприану. Цит по: там же. С. 87.

851

Первое каноничеcкое послание к епископу Амфилохию Иконийскому.

852

Против коллиридиан. Гл 5. Цит. по: Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. С. 96.

853

Hiеrоn. ер. 42. n. 3.

854

Апостольские Постановления. Кн. 3/10.

855

А. В. Карев, К. В. Сомов. История христианства. ФРГ, «Библейская миссия», 1990. С. 327.

856

Цит. по сайту: http: //artvie. ru/vte-paistodwip/Методизм

857

Читая официальную «Историю ЕХБ в СССР» (изд. ВСЕХБ, Москва, 1989 г. ) можно заметить, что её составители часто и, скорее всего, сознательно уклоняются от освещения вопроса о том, кем были рукоположены первые их пресвитеры. Так, в этой книге мы часто встречаем такие указания: «В Карловке пресвитером был избран Т. Хлыстун; в Любомировке пресвитерствовал Рябошапка» (С. 63), но были они только избраны в пресвитеры общиной или ещё и рукоположены, и кем – этого не уточняется. Скорее всего, они были только избраны, и если и были впоследствии кем-то рукоположены, то, по крайней мере, первое время священнодействовали без всякого рукоположения. В другом месте ещё более ясно видно, что первые протестантские служители на Руси дерзали священнодействовать даже без какого бы то ни было пресвитерского рукоположения: «Возник вопрос, кто может преподать первое крещение. До 1860 года на Украине такого служителя не было. Первое крещение по вере полным погружением состоялось 23 сентября 1860 года в водах реки Курушан… Служители общины Яков Беккер и Генрих Бартель, на которых для выполнения акта крещения были предварительно молитвенно возложены руки (заметим, что руки на них возложили не рукоположенные пресвитеры и даже вовсе не крещённые люди! ), в присутствии многих братьев и сестёр вошли в воду и крестили друг друга», то есть, стали священнодействовать даже без пресвитерской хиротонии (с. 54). Иногда же «История ЕХБ» указывает нам имена тех, от кого приняли рукоположение их пресвитеры: «Летом 1868 года эту же (Эйнлагскую) общину посетил диакон баптистской церкви в Пруссии Карл Бенцин. При его участии в общине были избраны пресвитер, диаконы и проповедники… 16 сентября… эти места посетил основатель баптизма в Германии И. Онкен… в Эйнлаге он рукоположил пресвитера общины А. Унгера, наставника А. Леппа и двух диаконов» (С. 65). Но кто такой И. Онкен, и от кого сам он принял рукоположение? О нём сами баптисты свидетельствуют так: «Вечером 21 апреля 1834 г. Онкен вместе с шестью своими единомышленниками был крещен в реке Эльбе баптистским профессором литературного и богословского института в Гамильтоне (США) Барнабом Сэрсом, который прибыл из Америки в Германию для научных занятий и чтобы привести в исполнение желание Онкена. На следующий день после крещения была основана первая немецкая баптистская община, и «брат» Онкен через рукоположение был посвящен (по всей вероятности, тем же профессором) в проповедника» (Баптист. 1911. № 42. С. 330). Таким образом, мы вновь убеждаемся в том, что многие первые протестантские служители не имели даже пресвитерского рукоположения. И. Онкен был рукоположен не пресвитером, а профессором, да и рукоположен он был не в пресвитера, а в проповедника, хотя, что это за новшество? Никакого рукоположения в проповедника Церковь никогда не знала. Таким образом, в вопросах рукоположения и преемственности у протестантов полный беспорядок: даже пресвитерской преемственности от западных реформаторов многие протестанты не имеют, хотя, повторю, и она ровным счётом ничего не даёт.

858

Известный пуританский проповедник и писатель XVII века Томас Ватсон, например, высказывался о католиках совершенно определённо: «Римская Церковь, которая от альфы до омеги является идолопоклонской, осуждена и проклята»; «Не ходите на их богослужения (католические)… Некоторые ходят посмотреть на их идолослужение… Не вступайте в брак с язычниками (т. е. католиками)» (Десять заповедей. Гл. «Вторая заповедь». 2002. С. 101).

859

Этот вопрос поднимал Уиклиф, которого можно считать одним из предтеч протестантизма. Он учил, что для совершения таинств нужен не только законно поставленный священник, но и ещё лично благочестивый. Ранее же подобным образом мыслили еретики и сектанты донатисты, валденсы и албигенсы.

860

«Произошло огорчение» (39 ст. ) – так очень мягко синодальный перевод толкует греческое слово пароксисмос, которое значит – «раздражение» и даже «озлобление» и «раздор» (см. греч. -рус. словарь Вейсмана).

861

Слово на Св. Крещение. Цит по: Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. С. 142.

862

Беседы на Евангелие от Иоанна. Беседа 86/4.

863

Кстати, понимание этого принципа, по всей видимости, есть одна из важнейших причин, по которой епископ, обычно, поставляется не минимальным количеством епископов – двумя, а максимально возможным. И эта практика существует с древности, что мы видели из цитаты св. Киприана (абз. 144). Такое торжественное поставление большим собором епископов имеет кроме прочего тот смысл, что ставленнику в таком положении легче с полной верой принять благодать этого великого таинства, и с большей ответственностью и трепетом относится к своему посвящению и всему дальнейшему служению.

864

Толкование на 1Ин.   2: 12–14.

865

Дебольский Г. С., прот. Православная Церковь в её таинствах, богослужении, обрядах и требах. М.: Отчий дом, 1994. С. 414.

866

Десять заповедей. Dutch Reformed Tract Society, 2002. С. 201–202.

867

Хотя, повторю, на слова «учитель» и «наставник» баптисты этот запрет не распространяют.

868

«С маленькой буквы» имеется в виду по смыслу, а не формально-буквально, ибо в православной литературе нередко по уважению к св. отцам пишут с большой буквы «Отцы Церкви», не считая их при этом Отцами, равными Богу.

869

Кстати сказать, священников называют отцами, прежде всего потому, что они совершают Таинство Крещения, через которое человек и рождается духовно. Если же протестанты скажут: возрождает не священник, а Бог, то православные их здесь поправят, и ответят, что Бога и священника не нужно противопоставлять (т. е. не нужно для усечения истины постоянно использовать излюбленный сектантский приём с нелепым противопоставлением «не» и «а» – см. гл. 2, абз. 81–92), ибо Бог возрождает человека не Сам, а посредством священника. И как нелепо и богопротивно будет для человека сказать своему плотскому отцу: «меня не ты, а Бог родил и создал, поэтому я буду называть «отцом» только Бога», то так же неправедны протестантские заявления, что называть отцами священников отцами – грех.

870

Вера и традиция. Гл. 2.

871

Историческое учение об отцах Церкви. М.: 1996. С. XII.

872

Иными глазами. «Заключение».

873

Е. Пушков. Не смущайся. Гл. «Отношение к православию современного православного».

874

Е. Пушков, поставив своей задачей изобрести как можно больше обвинений против Православия, среди прочих приводит и такой: «Почему к Богу мы обращаемся на Ты, а к Патриарху положено обращаться на Вы»? (Не смущайся. Гл. «Отношение к православию современного православного»). Пушков хочет этим обвинить православных в том, что они патриарху воздают большие чести, чем Богу. Но тогда почему сами баптисты Богу говорят «Ты», а к старшим людям обращаются на «вы»? И не стыдятся баптисты своего безумия, приводя такие аргументы – так сильна их ненависть к Церкви!

875

А. Мень. Православное богослужение: таинство, слово и образ». М.: СП «Слово», 1991. С. 140.

876

Из фильма: «Почему я не могу быть православным».

877

Кто из богатых спасётся. Гл. 42.

878

Вовсе не нужно считать, что данный обычай есть незыблемый догмат Церкви. Часто священники при благословении дают людям целовать не руку, а крест, или вместо целования возлагают руку на голову. Многие священники стараются именно так делать особенно в тех случаях, когда благословения просит человек незнакомый, нецерковный или мало верующий, чтобы не смущать его слабую веру.

879

О позволительности употреблять вино христианам, в том числе и священникам, говорилось в 11 главе.

880

Октавий. Гл. 21.

881

Эти фотографии можно увидеть, например, в книге «История ЕХБ в СССР».

882

В понимании протестанта это именно момент: «возрождение происходит мгновенно и не является процессом» (Доктрины и устройство баптистских церквей. С. 165).

883

Пол. Р. Джексон. Доктрины и устройство баптистских церквей. Изд. «Христианское просвещение», 1993. С. 58–59.

884

Проповедь «Возрождение через крещение? ».

885

Современное толкование баптистского вероисповедания 1689 года. СПб.: Мирт, 2000. С. 399.

886

Откуда всё это появилось? Глава «Крещение».

887

Г. К. Тиссен. Лекции по систематическому богословию. СПб.: Логос, 1994. С. 352.

888

Основы богословия. М., 1997. С. 501.

889

История баптизма. Вып. 1. Одесса: Богомыслие, 1996. С. 451.

890

Доктрины и устройство баптистских церквей. С. 56.

891

История ЕХБ в СССР. С. 62.

892

Лекции по систематическому богословию. С. 353.

893

О единственном исключении – Корнилии, который получил Духа Святого до крещения, будет подробно сказано в следующей главе, в абз. 25–33.

894

По-церковнославянски: «исповедую едино крещение во оставление грехов».

895

Протестанты уклонились также и от девятого члена Символа Веры, который гласит: «Верую… во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», о чём подробнее будет сказано в гл. 21, абз. 1–18.

896

http: //www. youtube. com/watch? v=m82M8s6Rvo8

897

В словаре, например, М. Ньюмана, которым чаще всего пользуются постсоветские протестанты, изучающие греческий язык, слово δ ι ά переводится через, посредством, с помощью, благодаря, из-за. Ной с семейством спасся посредством воды в том смысле, что, во-первых, вода носила ковчег и спасла его от потопа, а во-вторых, вода истребила нечестивцев, среди которых жить Ною было весьма тяжело. Конечно, здесь использована необычная богословская логика, ибо нам проще понимать, что Ной спасся не посредством воды (не через воду, не с помощью воды, не благодаря воде, не водою), а от воды. Потому здесь синодальные (и многие другие) переводчики отказались от буквального перевода в пользу перевода более удобопонятного.

898

Если какой-нибудь протестант скажет, что слово «спасает» относится не к слову «крещение», а к «обещание», то таковому нужно знать, что в греческом оригинале на этот счёт нет никакой возможности для двойного толкования (хотя его нет и в синодальном переводе для грамотного человека), ибо там эти слова стоят рядом: «спасает крещение». И в церковнославянском переводе, известном своей буквальностью, в этом месте написано «нас спасает крещение». Так же и в английском переводе короля Иакова сказано: «save us – baptism», т. е. «спасает нас – крещение».

899

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 324.

900

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 332.

901

Об этом говорит, например, Е. Пушков: «главным условием входа в Царствие Божье Христос называет рождение свыше, от воды (Слова Божьего)» (Не смущайся. Глава «О причастии»). Для подтверждения данной мысли протестанты часто приводят тот аргумент, что Христос не мог говорить с Никодимом о крещении, так как церковное крещение еще не было установлено, и что Христос не стал бы говорить Никодиму того, чего он не мог бы понять. На самом деле, Христос часто отнюдь не заботился о том, насколько хорошо понимают его слушающие, и многократно говорил людям как бы нарочно то, что им трудно и, казалось бы, даже невозможно было понять (см., напр., Лк.   2: 50; 9: 45; 18: 34; Ин.   2: 19; 6: 53–60, 66; 8: 27). Этим, можно думать, Господь подтягивал людей, возвышал их, заставлял их трудиться душой и усиленно обдумывать и искать смысл в Христовых словах. Иисус часто говорил и действовал так, что люди могли понять и поверить Ему не сразу, а со временем, уже вспоминая Его слова и дела. Так, умывая ноги Петру, Он говорил: «что Я делаю, теперь ты не знаешь, но уразумеешь после» (Ин.   13: 7; ср. Мф.   26: 75; Лк.   24: 6–8; Ин.   2: 22; 12: 16; 16: 4). При этом Господь рассчитывал также на Духа Святого, Который, по Его словам, «научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.   14: 26). Кроме того, Христос по необходимости часто говорил о том, чего ещё нет, например, о Церкви, о Духе Святом, о Своей смерти и воскресении и т. п., так что Его слова могли быть поняты только со временем, когда всё Им предсказанное совершится. Вот так же Христос говорил и с Никодимом, не обращая внимания на то, что тот Его не до конца понимает, и рассчитывая на то, что когда придут времена Церкви и будет совершаться крещение, Никодим вспомнит, поверит и лучше поймёт Его слова. Ведь даже если бы Христос говорил о возрождении в протестантском понимании, то Никодим всё равно этого не мог понять этого до конца, а только тогда, когда сам после сошествия Духа Святого возродился бы. Таким образом, Христос в любом случае говорил Никодиму о том, что он не мог до конца сразу понять.

902

Данные слова баптисты поют сразу по крещении человека; эта традиция взята ими из Православия, ибо петь эти слова ап. Павла сразу после крещения человека определяет православный требник, существовавший задолго до появления протестантов. Нужно признать, что данную традицию (как и многие другие, например, на Пасху трижды приветствовать друг друга «Христос воскрес» и отвечать «Воистину воскрес»), протестанты переняли у православных, но на самом деле они вовсе не веруют, что во время крещения человек действительно таинственно погружается и облекается во Христа и в Его праведность. По их убеждению, всё это с крещаемым уже давно произошло, когда он уверовал и покаялся. В этом – очередная бессмысленность и противоречие баптизма и всего протестантизма вообще.

903

Разница между «пришедший» и «приходивший» – велика, ибо приходивший, например, гость, – это тот, кто пришёл и ушёл, которого уже нет; пришедший же – это тот, кто пришёл и остаётся, который до сих пор находится у нас в доме. Христос есть не приходивший, а именно пришедший водою, что значит, что Он таинственно оставил Себя в воде и остаётся в ней до сего дня. В этого Христа и погружается крещаемый, потому слова «все вы во Христа крестившиеся» для Церкви имеет самый прямой, а не символический смысл. Но не всякий, погружаемый в воду, погружается во Христа, ибо только Церковь, Её священство, имеет ключи, которыми Она может открыть человеку в крестильной воде Христа и погрузить в Него. (Прим. С. К. )

904

Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 111–114.

905

С оглашёнными верным запрещается даже молиться вместе (кн. 8/34).

906

Пастырь. Книга II, заповедь 4/3.

907

Пастырь. Книга I, видение 3/3.

908

Т. е. людские души – ср. 1Пет.   2: 5.

909

Крещение называется печатью и в «Апостольских Постановлениях», когда говорится, что и Симон волхв получил «печать о Господе» (кн. 2/14), то есть крестился.

910

Пастырь. Книга III, подобие 9/16.

911

Послание Варнавы. Гл. 11.

912

Беседа с Трифоном. Гл. 14.

913

Беседа с Трифоном. Гл. 44.

914

Апология 1. Гл. 61.

915

Апология 1. Гл. 66.

916

К Автолику. Кн. 2/16.

917

Крещение и Миропомазание совершается в Православии как единый акт, так что между этими двумя Таинствами проходит несколько минут. Поэтому, Дух Святой буквально подаётся человеку «при крещении».

918

Апостольское предание. Гл. 21.

919

А. Л. Катанский. Догматическое учение о семи церковных таинствах. М.: Паломник, 2003. С. 355.

920

Здесь Тертуллиан замечательно использует доказательство от противного – если бесы через воду оскверняют, заражают и губят человека, то в этом они подражают и противятся Богу, который через воду Крещения освящает, исцеляет и спасает человека.

921

Которого получают верные как раз после Крещения в Таинстве Миропомазания.

922

О Святом Духе. Гл. 10. Цит. по: Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 337.

923

Этими словами святой учитель Церкви, во-первых, обнаруживает свою веру в то, что Крещение есть Таинство, так как при видимом схождении человека в воду, невидимо действует, то есть погружает человека в Тело Христово, Сам Дух Святой; во-вторых, он выявляет свою веру в то, что Крещением человек спасается, а не просто свидетельствует о своём уже совершившемся спасении.

924

Заметим, что св. Кирилл понимает, что сначала человек крестится, а потом получает Духа Святого.

925

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 324, 336.

926

Православно-догматическое богословие. Т. II, С. 334.

927

Св. Амвросий обратил к вере и крестил блаженного Августина, о котором последний не раз упоминает в своей «Исповеди».

928

Православно-догматическое богословие. Т. II, С. 337.

929

Православно-догматическое богословие. Т. II, С. 332, 324.

930

Беседы на Евангелие от Иоанна. Беседа 25/2.

931

Беседы на Евангелие от Иоанна. Беседа 34/3.

932

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 332–333.

933

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 82/4.

934

Беседы на Деяния апостольские. Беседа 1/5–6.

935

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 319.

936

Т. е. через Таинство Рукоположения.

937

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 226.

938

См: Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 318.

939

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 332.

940

Двадцать веков христианства. Т. I, с. 146.

941

Беседа на Евангелие от Иоанна. Беседа 25/2.

942

Христианское богословие. СПб.: Библия для всех, 1999. С. 933.

943

Православие – протестантизм. Штрихи полемики. Глава «Крещение».

944

Протестанты очень не любят слово «обряд» – для них оно ругательное, и в обрядности они часто обвиняют православных, а о себе говорят, что у них нет обрядов: «Нет более неосновательного обвинения, как утверждение, что баптисты держатся обрядности и таинств. Они как раз их отрицают» (Православие – протестантизм. Штрихи полемики. Глава «Крещение»), говорится в основных принципах ЕХБ. Но в других случаях баптисты вынуждены признавать, что «в Церкви существует два ритуала: крещение и Вечеря Господня. Эти ритуалы называются обрядами или таинством... Чтобы избежать мистицизма и сакраментализма, характеризующегося выражением «таинства» (сакрамент), лучше было бы пользоваться словом «обряд» для определения этих двух ритуалов Церкви»( Православие – протестантизм. Штрихи полемики. Глава «Крещение». ). Магистр богословия М. В. Иванов о крещении и евхаристии говорит подобным образом: «(христианство) придерживалось двух обязательных церемониалов: Водного крещения и Вечери Господней»( Православие – протестантизм. Штрихи полемики. Глава «Крещение». ). И ещё: «Водное крещение и вечеря Господня... сами по себе не сообщают благодати. Они суть внешние символы»( Православие – протестантизм. Штрихи полемики. Глава «Крещение». ). Таким образом, если Крещение и Евхаристия в Православии не обряды, а Таинства, наполненные важнейшим смыслом и содержанием, то в протестантизме это именно обряды, символизирующие некую реальность. Поэтому, протестантам не нужно, во-первых, отрицать того, что и них есть обряды. Во-вторых, не нужно делать само слово «обряд» негативным, ибо различные обряды, как символические действия, имеют право на существование, и действительно существовали и существуют и в Ветхом Завете, и в Церкви, и в протестантизме. То есть если протестанты сами совершают обряды (символические действия, церемониалы, ритуалы) крещения и причастия, не считая эти ритуалы безжизненными и холодными только потому, что они являются лишь символами (понимая, что и символ имеет своё значение в духовной жизни), то не нужно осуждать и православные различные обряды, имеющие свою символику и своё значение.

945

Христианское богословие. С. 925.

946

Лекции по систематическому богословию. С. 351.

947

Против Праксея. Гл. 11.

948

Беседа на Евангелие от Иоанна. Беседа 25/2.

949

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 325.

950

Полную цитату см. в гл. 19, абз. 22.

951

Т. е. призывания имён Отца, Сына и Святого Духа при Крещении.

952

Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 328.

953

Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 327.

954

Выражение «крещение во Христа» можно понимать как «крещение христианским крещением», установленным Христом, в отличие от Иоаннова или иного крещения.

955

Реформация и вся эпоха Возрождения вообще очень не любила мистику, тайны и чудеса, придавая большое значение разуму и делая большой акцент на рациональном познании мира.

956

То есть, протестанты всю свою догматику выстраивают так, чтобы спасение никак не могло зависеть от Церкви и Её Таинств (в частности – Крещения), и в этом отрыве Христа и спасения от Церкви заключается сама суть протестантизма.

957

Вместе с Миропомазанием, в котором человек получает дар Духа Святого.

958

Доказательство апостольской проповеди. Гл. 46.

959

Доказательство апостольской проповеди. Гл. 46.

960

Христос, конечно, может всё, но Он сам определил, чтобы спасение совершалось по вере человека; точно так, как Христос всегда может творить чудеса, но Он, тем не менее, в отечестве Своём «не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф.   13: 58).

961

Заметим, что здесь даже не сказано «всякий, кто непрестанно будет призывать», а «кто призовёт», то есть хотя бы однажды призовёт.

962

Беседы на Деяния апостольские. Беседа 5/2.

963

В еврейском языке слово «имя» означает: 1) имя; 2) сущность; 3) личность (сущность же одушевлённого существа и есть его личность).

964

Ин.   14: 23: «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим».

965

Как всезнающий Бог слышит всех и всегда, но отнюдь не всех Он слушает и желает слушать, и не всем отвечает на их молитвы (см., напр., Прит.   15: 29; Ис.   1: 15; Иез.   8: 18).

966

Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 95–97.

967

Впрочем, в Церкви есть предание о том, что Христос крестил Петра, Пётр – Андрея, Андрей – Иакова и Иоанна, а они – остальных Апостолов. Но для протестантов такое свидетельство не может быть авторитетным. И на каком тогда основании баптисты утверждают, что «Апостолы крестились сразу же после своего обращения» (Доктрины и устройство баптистских церквей. С. 62) остаётся не известным: они, видимо, и здесь невольно следуют Преданию Церкви.

968

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 340.

969

Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 341.

970

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...