Джен Ягер выделяет шесть основных принципов:
1. Пунктуальность (делайте все вовремя). 2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). 3. Любезность, доброжелательность и приветливость. 4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе). 5. Внешний облик (одевайтесь как положено). 6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком).
18. Инвариантный образ мира — психологическое понятие, абстрактная устойчивая модель, описывающая общие черты и видения мира различными людьми и характерная для этих лиц. Инвариантный образ мира непосредственно соотнесён со значениями и другими социально выработанными опорами, а не с личностно-смысловыми образованиями как таковыми. При этом у каждого человека может быть n-ое количество таких образов и они могут образовывать устойчивую систему внутри его собственного субъективного образа мира. С теоретической точки зрения инвариантных образов мира может быть сколько угодно — это зависит от социальной структуры социума, культурных и языковых различий в нём и т. д. Понятие инвариантного образа мира ввёл в современную психологию А. А. Леонтьев. В качестве примера он приводит «профессиональный образ мира», который складывается у людей, обучившихся одной и той же профессии. А сам процесс обучения им понимается как формирование инвариантного образа мира, который служит человеку опорой для социально и когнитивно адекватного восприятия мира и эффективной деятельности в нём. Специфика профессионально-педагогического образа мира обнаруживается в наличии у него, кроме свойственных физической реальности координат пространства и времени, дополнительного квазиизмерения - системы смыслов, воплощающей в себе результаты предшествующего развития педагогики. В основе индивидуального образа мира лежит субъективный социокультурный опыт учителя. Он динамичен, не является застывшим, выступает в качестве интегратора взаимодействия педагога с действительностью.
Профессиональный образ мира нельзя сформировать. Он не может быть "задан", так как глубоко индивидуален. В отличие от профессиональной картины мира, он эмоционально наполнен, уникален, поскольку принадлежит конкретному человеку, его создавшему. Чтобы помочь детям самоопределиться и обрести себя, каждый из нас, взрослых, по мнению Г. С. Батищева, должен научиться искать и находить свое подлинное личностное ядро. Это значит, что построение педагогической деятельности на основе профессионального образа мира ни в коем случае не может замыкаться на учебном предмете. Ее основной направленностью является взаимодействие участников образовательного процесса. Учебный предмет из цели превращается в средство педагогической деятельности как взаимодействия с Другим. Профессиональный образ мира в статике, по Ю. В. Сенько, включает 1) ценности и смыслы образования (аксиологическая составляющая), 2) представление о взаимодействии "учитель-ученик", "преподаватель-студент" (онтологическое основание), 3) стиль педагогического мышления (методология). Три источника профессионально-педагогического образа мира обусловливают и дополняют друг друга. Таким образом, в профессиональной педагогической деятельности составляющие образа мира педагога (ценности и смыслы, онтологические основания, методология) активно влияют на оценку наличной социокультурной ситуации, в которую педагог включен, "вычерпывание" из нее педагогической задачи, поиск и реализацию путей ее решения, анализ полученных результатов, выдвижение новой цели. Важнейшей составляющей и важнейшим регулятором трудовой деятельности является образ мира профессионала, который у разнотипных профессионалов складывается по-разному и по-разному влияет на мироощущение профессионалов, а также на образ своего места в мире. Индивидуальный образ мира детерминируется не условиями жизни и деятельности, а структурой индивидуальной активности, то есть совокупностью реализуемых в этих условиях деятельностей (образом жизни). При этом отмечается, что большинство специалистов не только трудятся на своем посту, но и ведут профессионально специфичный образ жизни. Многие «объективно» сложные и даже экстремальные условия жизни или профессиональной деятельности трансформируются в образе мира субъекта в положительные, если субъект находит смысл пребывать в этих условиях.
Взаимовлияние индивидуального образа мира и образа жизни является психологическим механизмом их развития. Соответствие структур образа мира и образа жизни обеспечивается их адекватностью окружающим условиям жизни, а рассогласование, возможно, является психологическим механизмом различных когнитивных, личностных, операциональных и профессиональных затруднений. Согласно модели деятельностной структуры образа мира, включающей в себя, соответственно, мотивационный и целевой слои образа мира и слой внутренних условий, интегральная система значений человека структурирована индивидуальной иерархией мотивов и мотивационно-целевыми связями 19. Е.А. Климов выделил следующие значения употребления понятия "профессия": область приложения сил человека (как субъекта труда); общность людей-профессионалов; подготовленность человека, позволяющая выполнять определенную работу; деятельность, сам процесс реализации трудовых функций. Позднее Е.А. Климов выделяет более конкретные аспекты понятия "профессия": 1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни. 2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога. 3. Профессия как деятельность и область проявления личности. 4. Профессия как исторически развивающаяся система. 5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда (например, самим психологом). Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов.
"Формула профессии". Схема анализа профессии и варианты ее использования в групповой работе и в индивидуальной профконсультации Сама "Формула профессий" рассматривается как основа построения "Схемы анализа профессий". В традиционной "Формуле профессии" выделяются следующие обобщенные характеристики профессий, позволяющие в закодированном виде представлять разные профессии и специальности (см. Климов, 1990): типы профессий выделяются по предмету труда: природа - П; техника - Т; человек - Ч; знаковые системы - З; художественный образ - Х; классы профессий - по целям труда: гностические - Г; преобразовательные - П; изыскательные - И; отделы профессий - по средствам труда: ручные - Р; механические - М; автоматические - А; функциональные, т.е. возможности и функции организма, а также - теоретические средства - Ф; группы профессий - по условиям труда: бытовой микроклимат - Б; открытый воздух - О; необычные - Н; моральная ответственность - М; экстремальные условия - Э. Например, с помощью "Формулы профессий" можно было бы так "закодировать" профессию "повар": предмет труда - природа (П) и художественный образ (Х), цели труда - преобразовательные (П) и изыскательные (И), средства труда - ручные (Р) и функциональные (Ф), условия труда - необычные (Н). К сожалению, при практическом использовании "Формулы профессий" в традиционном варианте в классе иногда возникали недоразумения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|