Синдром эмоционального выгорания проявляется в:
а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); б) дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); в) негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства. Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания — личностный, ролевой и организационный Личностный фактор. Проведенные исследования показали, что такие переменные, как возраст, семейное положение, стаж данной работы, никак не влияют на эмоциональное выгорание. Но у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин, у них отсутствует связь мотивации (удовлетворенность оплатой труда) и развития синдрома при наличии связи со значимостью работы как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом. Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Организационный фактор. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания — дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера.
Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания — наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки и т.д.) Стадии эмоционального выгорания В развитии синдрома эмоционального выгорания М. Буриш выделяет следующие стадии или фазы. Предупреждающая фаза а) Чрезмерное участие: б) Истощение: Снижение уровня собственного участия а) По отношению к сотрудникам, пациентам: б) По отношению к остальным окружающим: в) По отношению к профессиональной деятельности: г) Возрастание требований: • потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях; • чувство переживания того, что другие люди используют тебя; • зависть. Эмоциональные реакции а) Депрессия: б) Агрессия: Фаза деструктивного поведения а) Сфера интеллекта: ригидность мышления, отсутствие воображения. б) Мотивационная сфера:отсутствие собственной инициативы; в) Эмоционально-социальная сфера: избегание тем, связанных с работой; Психосоматические реакции и снижение иммунитета; неспособность к релаксации в свободное время; зависимость от никотина, кофеина, алкоголя. Разочарование и отрицательная жизненная установка; чувство беспомощности и бессмысленности жизни;
56. Профессионально-этические нормы — это требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми (клиентами). Рассматриваемые требования сформулированы в ряде принципов. Принцип соблюдения тайны.
Этот принцип означает, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, должностным или частным лицам, в том числе родственникам, друзьям и т.д. Принцип ненанесения ущерба. Он предполагает, что психолог не должен распространять информацию и специальные психологические знания, которые могут быть использованы для манипулирования людьми, ухудшения отношений между ними. Психолог обязан: -уважать личную неприкосновенность работников, их право на участие или неучастие в исследованиях, на психологическую консультацию без присутствия третьих лиц; -разъяснять цели и задачи психологических исследований, порядок использования полученной информации; - не использовать методик и процедур, оскорбляющих личное достоинство человека; -оценивать любую профессиональную ситуацию с этической точки зрения и информировать руководителей, других лиц об этических требованиях, предъявляемых к ней и собственной этической позиции; -предоставлять испытуемому результаты психологического обследования в форме, доступной для его понимания. Принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов. Данный принцип требует, чтобы методы и средства, применяемые психологом, были валидными и надежными, т.е. давали такие результаты, которым можно вполне доверять. Принцип комплексной диагностики и психологической помощи. Этот принцип предполагает сочетание различных методических приемов придиагностике одного и того же психического свойства. В ходе оказания психологической помощи должна быть вскрыта система причин, обусловливающих предложенную психологу-консультанту ситуацию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|