А.К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкций:
1. отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами; 2. несформированность профессиональной деятельности; 3. дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие - нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты; 4.низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация; 5.рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает; 6.свертывание ранее имевшихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, ослабление профессионального мышления; 7.искажение профессионального развития, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонения от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности; 8.появление деформаций личности; 9.прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности. Уровни профессиональных деструкций: 1. Общепрофессиональные деструкции, типичные для работников данной профессии. Например: для врачей - синдром "сострадательной усталости" 2. Специальные профессиональные деструкции, возникающие в процессе специализации. 3. Профессионально-типологические деструкции, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. 4. Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств или акцентуаций.
25. ПСИХ. ТРУДА( в шир.смысле)-комплекс научн.дисциплин о труде как о кул-ной и соц-ной акт-сти чела,выступающего в кач-ве его субъекта ПСИХ.ТРУДА( в узк.смысле)-отросль психол-кой науки,к-ая изучает условия,пути и методы научнообоснованного решения практ-ких задач в обл-ти функ-ния и форм-ния чела как субъекта труда (климов) предмет психологии труда – процессы,психол.факты и закономер-сти,порождаемые труд.д-тью,возм-сти и ограничения чела в реал-ции труд.задач,законы и мех-змы взаимной адоп-ции чела и орудия труда. Под объектом труда понимается труд как соц.акт-сть чела в кач-ве субъекта труд.д-ти ЗАДАЧИ ПС.ТРУДА: 1. Теоретические - иссл-ние особ-тей псих.пр-сов как регуляторов труд.д-ти и их развитие в д-ти. - изучение осн.психич.св-в субъекта труда и их стр-ры как факторов орган-ции труд.д-ти и ее эфф-сти - из-ние особ-тей и стр-ры функ-ных состояний труд.д-ти - иссл-ние закономер-тей развития л-ти в тр-ом пр-се - из-ние проблемы мотивации тр.д-ти,разработка псих-ки обоснованной системы стимулировнаия труда - из-ние эмоц-волевой сферы л-ти как регул-ра труд.д-ти,раскрытие мех-змов устой-сти л-ти к экстремальным усл.труда. 2. Практические - разработка теор.и прикладных процедур проф.отбора,аттестации обр-ния - разраб-ка оптимальных режимов труда и отдыха для разн.видов и типов труд.д-ти - разработка норм,процедур техн.безоп.,содействие снижению проф.травматизма и проф.заболеваемости. - развитие разработок по проблеме проф.ориентации.
26. Специальность конкретизируется в профессии. Соответственно, профессия - это группа родственных специальностей (например, профессия - врач, специальность - врач-терапевт; профессия - учитель, специальность - учитель физкультуры). Квалификация - это уровень профессионального мастерства. Традиционно выделяют: 1) формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях и 2) реальную квалификацию, т.е. тот уровень мастерства, который данный человек может действительно проявить. Нередко рассогласование между реальной и формальной квалификацией конкретного работника лежит в основе многих производственных конфликтов.
Должность является более размытым и путаным понятием, поэтому определить это понятие сложнее. Например, иногда под должностью понимают разновидность руководящей работы. Иногда должность совпадает с пониманием квалификации. Более распространенное понимание должности - это любая фиксированная работа и профессия. Климов выделяет более конкретные аспекты понятия "профессия": 1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия все-таки накладывает свой "отпечаток" на всю жизнь человека). 2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога. Здесь также решается вопрос, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал. 3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет "производить" какие-то товары или услуги, но, прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала. 4. Профессия как исторически развивающаяся система. 5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов.
27. Труд.д-ть -это пр-с реал-ции чел-х ресурсов,к-ые м.б.разными и меняются в завис-ти от возраста,проф.подготов,состояния зд-я. Труд – целесообразная д-ть чела,яв-щаяся одним из видов осозн-ной акт-ти чела,направ-ная на преобраз-ние окр.мира д/удовлет-ия потреб-ей чела,созданиематер.и дух.ценностей,личного достатка.
Ф-ции труда: познаватель,преобразоват,ценностно-ориентировочная,коммуникативная,создания и потребления разл.ценностей. Тр.д-ть представлена двумя планами: внеш и внут. ВНЕШНЯЯ хар-ка д-ти осущ-ся ч/з понятия объекта,предмета и субъекта труда,условий и средств д-ти. Предмет труда:совок-сть вещей,пр-сов и яв-ний,с к-ми субъект в ходе д-ти практически/мысленно вз/дей-ет. Средства труда: совок-сть орудий,способных усилить возмож-ти чела респознавать особ-сти предмета труда и воздей-ать на него. ВНУТРЕННЯЯ хар-ка д-ти предпол-ет описание пр-сов и мех-змов ее психич.регул-ции,стр-ры и содер-ния,а также опре-х средств ее реал-ции. К.Маркс заложил основу совр.понимания тр.д-ти.К осн.хар-кам труда он относил: целенапр-сть,д-ть носит практ.хар-р,труд материал-ся в предмете труда,труд носит общест.хар-р. На основании представлений Маркса о специф-сти труда чела Шадриков выд-ет 3 вз/св аспекта тр.д-ти: предметно-действенный,физиологический,психологический
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|