Понятие профессионально важных качеств (ПВК).
Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами - ПВК. Формирование подсистемы профессионально важных качеств (ПВК) исходит из следующих посылок: 1) у человека уже есть °пределенные качества, и при освоении профессий происходит Их перестройка в соответствии с особенностями данной профес-сиональной деятельности; 2) общая логика такой перестройки Деятельности: а) перенастройка качеств в соответствии с проф-ной деятельностью; б) появление и развитие новых качеств и способностей; в) формирование индивидуального си деятельности, что как бы «венчает» развитие профессионала.
22. Кризис проф.стан-ния -изм-ние темпа и вектора проф-ого развития л-ти. Факторы детерминирующие кризисы: 1.возростные психофизиолог.изм-ния 2.изм-ние соц-проф.ситуации (неудовлет.статусом) 3.качет-ная перестройка способов вып-ия проф.д-ти 4.тотальная погруженность в соц-проф.среду 5.соц-экон.условия ж/д-ти 6.служебные и жизненноважные события. Проф.кризис протекает 3 фазы (Выгодский): 1. предкритическая фаза обнаруживается неудовл-сть проф.статусом, содер-ем д-ти,межличн.отн-ниями.Она не всегда осознается но прояв-ся в психол-ом дискомфорте,раздражит-сти. 2. собственно критич.фаза отлич-ся осознанной неудовл-стью проф-ной сит-цией.Намечаются вариенты ее разрешения,усил-ся психич.напряж-сть.Пр/речия усугубляются и возникает конфликт. Типы конфликтов в про.развитии л-ти: -мотивационный(утрата перспектив) -когнитивно деятельностный(неудов-ть содер-ем и способами осущ-ния д-ти)
-поведенческий (пр/речия межличн-х отн-ний,неудов-ть своим статусом) 3. посткритическая фаза сопровождается разрешением конфликта КРИЗИСЫ ПРОФ,СТАН_ИЯ (Зеер) 1.кризис учебно-проф-ной ориентации (14-15,16-17) 2.кризис проф-ого выбора (16-18) 3.криз проф-ых экспектаций (ожиданий) (18-20) 4.криз.проф.ротса (23-25) 5. криз.проф-ной карьеры (30-33) 6.криз.соц-проф-ной самоактуал-ции (40-42) 7.кризис утраты пр.д-ти(55-60) 8.криз соц-проф-ной адекватности (65-70) Понятие проф.д-ти.Основные подходы к определению ее структуры. Трудовая деятельность представляет собой единство внешних легко различимых элементов (предметно-действенный аспект): организованное рабочее место, орудия труда, действия, последовательность операций и т.д. и внутренних открытых элементов (психологический аспект): осуществление поставленной цели, проявление способностей, воли, характера и т.д. Главным отличием понятия профессиональная деятельность от трудовой деятельности является наличие специальной подготовки человека (теоретической и практической). В дополнение к этому приводят еще один признак: наличие значительного практического опыта. В н.вр.в пс-гии проф.д-ти сложилось 2 осн.подхода к опр-ию стр-ры проф.д-ти: ПОДХОД Структурно-морфолог-й. Проф.д-ть рассм-тся как уровневое строение.Осн.стр-ным компонентом яв-ся дей-вие.Теория Леонтьева базир-ется на 2 осн.положениях: -общая стр-ра д-ти образ-на кач-но зазличными уровнями формами акт-ти чела. -эти уровни иерархически соподченены и обр-ют целостн.систему Различают 3 осн.ур-ня орг-ции д-ти:операции-дей-вия-д-ть. Дей-вие предст-ет собой произвольную преднамеренную акт-сть,к-ая напр-ена на достижение осозн-ной цели.Дей-ие обладает 2 атрибутивными хар-ками: 1.любое дей-ие имеет не т.цель,но и цель обяз-но не совпадающую с общими целями всей д-ти 2.дей-ие состоит из осознаваемости и приозволь-ти
К содержанию и структуре деятельности существует два основных подхода: Основные характеристики понятия "действие": 1. Сознательный акт (в виде постановки и удержания цели) 2. Поведенческий акт, то есть само движение. 3. Принцип активности (Активность находится в самом субъекте в форме цели). 4. Действие. Его вводит человек в предметный и социальный мир. Они не ограничиваются, конечно, только биологическими потребностями. 2ПОДХОД Существует еще и второй подход: Функционально-динамический. Он считается более современным. Д-ть в силу своей сложности не м.строиться на к-либо одном компоненте.Она предпол-ет необх-сть неск-ких кач-енно разнородных психол-х компонентов,к-ые зак/мерно связаны м/у собой и образ-ют целос-ную психол-ую стр-ру д-ти.Эта стр-ра динамична,а ее функ-ние и есть пр-с д-ти. Совок-сть осн.компон-ов д-ти обозач-ся понятием «инвариативной психол-кой стр-ры д-ти». ЕЕ осн. компоненты: мотивация,целеобраз-ние,информат-ая основа д-ти,антиципирование рез-тов д-ти(антиципация-способность чела к предвосхищению),принятие решения,планирование и программирование,контроль,коррекция,оперативный образ объекта д-ти,система инд-ых качеств субъекта,совок-сть использовательских дей-вий. Все комп-ты предст-ны в реал. д-ти в виде скоординир-ой д-ти.Благ-ря цели все компоненты предстают как единая система 24. Профессиональные деструкции - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|