1. Развитие слуховых ориентировочных реакций.
Стр 1 из 19Следующая ⇒
В пособии предлагается система педагогической помощи детям раннего возраста с отставанием и отклонениями в развитии. Она предусматривает пошаговое обучение ребенка, уровень развития которого соответствует 0-4 годам, независимо от его реального возраста. Система работы включает в себя: развитие слуховых и зрительных ориентировочных реакций, мышления, памяти, понимания речи; формирование предпосылок для развития активной речи, развитие ручной моторики, действий с предметами, орудийной, игровой, конструктивной деятельности. Система индивидуальных коррекционных занятий рассчитана на последовательное использование предложенных заданий, вариативность методов и приемов для достижения поставленной цели, гибкость в подборе материала. Пособие адресовано работникам домов ребенка, родителям, психологам, логопедам и воспитателям детских учреждений. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................... 4 I. РАЗВИТИЕ СЛУХОВЫХ ОРИЕНТИРОВОЧНЫХ РЕАКЦИЙ.................................... 15 II. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ, МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ, НА ОСНОВЕ ОБОГАЩЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ (Рп)................................................................. 18 III. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ, АКТИВИЗАЦИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛОВАРЯ, ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНЫХ ФРАЗ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ (Ра)............................................................................................................................................... 37 IV. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОРИЕНТИРОВОЧНЫХ РЕАКЦИЙ, ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ, ОРИЕНТИРОВКИ
В ВЕЛИЧИНЕ, ФОРМЕ, ЦВЕТЕ............................................................................................ 48 V. РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ МОТОРИКИ, ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ, ОРУДИЙНОЙ, ИГРОВОЙ, КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................................................................. 61 ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................................................... 78 Приложение 1 Вопросы для воспитателей по анализу проводимой индивидуальной работы (для коллективного совещания)................................................................................................. 78 Вопросы для учителя-дефектолога по анализу проводимой индивидуальной работы...................................................................................................... 78 Приложение 2 Учет эффективности совместной работы учителя и воспитателя с детьми группы за квартал......................................................................... 79 Приложение 3 Памятка по определению начального занятия по каждому разделу программы....................................................................................... 80 Приложение 4 ПРИМЕРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ (1)...................................................................................... 84 Приложение 4 ПРИМЕРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ (2)...................................................................................... 87
Терпение и настойчивость, стимулируемые любовью к ребёнку и подкрепленные научными знаниями, могут... способствовать реализации права каждого человеческого существа на свою долю счастья и благополучия. Д. В. Колесов ВВЕДЕНИЕ Уровень развития ребенка раннего возраста определяет путь его дальнейшего развития. Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Чем раньше начата активная работа по стимуляции развития ребенка, тем выше обучающий эффект. В условиях учреждений интернатного типа, в частности в домах ребенка, где с первых месяцев жизни воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, система ранней педагогической помощи детям имеет особое значение. Ведь именно здесь большая часть детей имеет различные отклонения. Развитие детей, находящихся в домах ребенка, обусловлено сочетанием биологических факторов риска с неблагоприятными социально-психологическими факторами.
Являясь составной частью комплексной реабилитационной медико-педагогической работы в доме ребенка, система педагогической работы с детьми направлена на профилактику раннего отставания, на коррекцию отклонений, на формирование личностного и интеллектуального потенциала ребенка. Доказано, что дети, воспитывающиеся в домах ребенка, могут успешно развиваться при условии хорошей организации педагогической работы, в центре которой - индивидуальное общение взрослого с ребенком. Индивидуальную работу в доме ребенка можно рассматривать как особое, специальное направление в общей системе воспитательного процесса, предусматривающее коррекцию и профилактику отклонений в развитии детей. В данном пособии вниманию специалистов предлагается система индивидуальных коррекционных занятий, составленная с целью обеспечить каждому ребенку адекватные для него темп и способы усвоения навыков, знаний. Материал, представленный в пособии, предусматривает пошаговое обучение ребенка, уровень развития которого соответствует 0-4 годам, независимо от его реального возраста. Для реализации этой цели поставлены следующие задачи. 1. Организация полноценного и удовлетворяющего детей общения, 2. Компенсация у детей трудностей развития, вызванных отсутствием семьи. 3. Осуществление дифференцированного подхода к детям, имеющим разные степени задержек в психическом развитии и помещенным в одну группу. 4. Обеспечение условий для накопления речевого опыта каждым ребенком. 5. Создание условий для благоприятного эмоционального самочувствия и развития способностей детей. 6. Формирование осознания каждым ребенком своей индивидуальности и нужности. 7. Осуществление действенной преемственности в работе дефектолога и воспитателя при проведении индивидуальной работы с детьми.
В основе данной работы лежат следующие принципы. 1. Постепенное усложнение программного содержания занятий в каждом разделе программы. 2. Индивидуально-дифференцированный подход. 3. Развивающая деятельность. 4. Связь диагностики и коррекции развития. 5. Повторяемость программного материала. В результате реализации этих принципов создаются условия, способствующие обеспечению механизмов общения, постепенному переходу к более высокой форме общения. При составлении программы использованы имеющиеся рекомендации по работе с детьми раннего возраста, собраны и систематизированы упражнения, игры из многочисленных литературных источников по раннему и дошкольному воспитанию, по логопедической работе с детьми. Использован материал: «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» под редакцией Э. Л. Фрухт, К. Л. Печоры, Г. В. Пантюхиной; «Диагностика нервно-психического развития детей с четырех до шести лет» под редакцией К. Л. Печоры; «Методические рекомендации по содержанию индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка» Ю. А. Разенковой и др. Большинство игровых заданий переработано автором. Во многих занятиях наряду с поставленной целью указаны основные методические приемы: вопросы и задания. В некоторых занятиях даны пояснения. Учитывая особенности, структуру и многообразие трудностей в развитии детей, воспитывающихся в доме ребенка, материал пособия сгруппирован таким образом, чтобы воспитатель и дефектолог могли легко в нем ориентироваться, чтобы его можно было использовать как в работе с детьми, имеющими отклонения или задержку в развитии, так и в работе со здоровыми детьми. Пособие состоит из 5 разделов. 1. Развитие слуховых ориентировочных реакций. Этот раздел самый короткий по содержанию. Предложенные 9 занятий являются базовыми для дальнейшего формирования у ребенка понимания обращенной речи. Посредством этих занятий можно в значительной степени устранить некоторые нарушения слухового восприятия при условии, что дефектолог и воспитатель объединяют свои усилия, опираясь на метод, основанный на активном развитии сохранных функций и последовательном формировании нарушенных. Только после усвоения последнего занятия в этом разделе можно переходить к работе по развитию у ребенка понимания обращенной к нему речи. Работа по развитию слухового восприятия на этом не заканчивается. Углубление и расширение задач этого раздела должно быть отражено в плане работы дефектолога. Учитель планирует эту работу в зависимости от характера нарушения и возможностей ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|