III. Формирование предпосылок для развития активной речи, активизация, совершенствование словаря, грамматически правильных фраз и связной речи (ра)
III. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ, АКТИВИЗАЦИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛОВАРЯ, ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНЫХ ФРАЗ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ (Ра) 1. Улыбнись «Вызывать» ответную улыбку. Стимулировать голосовые реакции ребенка, ласково, напевно разговаривая с ним, улыбаясь ему. 2. Агу Вызывать у ребенка ответные голосовые реакции - гуканье, гуление; «перекликаться» с ребенком, поддерживая произносимые им звуки (г, к, а, а-а, у, гу, агы, у-у, агу и др. ) 3. Какие мы хорошие Стимулировать певучее интонированное гуление на эмоционально-речевом фоне. Вызвать «комплекс оживления» (а? а! а-а-а! а-а! гу? гу! агу! а-гу-гу! гы. а-гы-гы! а-гы-гы! у? ау! и др. ) 4. Барашки-барашки Вызывать громкий смех и радостные возгласы ребенка. Наклоняясь к лицу ребенка, Отдаляясь от него, ласково, с улыбкой, с разной интонацией произносить его имя, звуки гуления и лепета: гу, гы, ма, ба, па, бо, бу, а-ба? ба-ба-ба-ба! и др. 5. А-БА Стимулировать, вызывать первые слоги лепета (ба, ма, па). 6. А-БА-БА Вызывать повторные слоги лепета (ба-ба, мама, па-па). 7. Давай поговорим Стимулировать лепет, учить подражать простым слогам (ма, па, ба, дя). 8. Идет коза рогатая Вызывать новые слоги лепета (па, да, ля). Развивать и поддерживать стремление ребенка вступать в контакт со взрослым в играх: «Идет коза рогатая», «Догоню-догоню», «Сорока-сорока». Вступать в «перекличку» с новыми слогами лепета. 9. Дай-дай Учить ребенка произносить первые облегченные слова, обозначающие названия знакомых предметов и действий: «Собачка — ав-ав, кушать - ам-ам, кукла спит - бай-бай». Активно пользоваться словами: мама, папа, дядя, баба, дай, на, иди, бах, Катя, нет.
10. Кто там Расширять запас лепетных слов, облегченных слов, звукоподражаний, обозначающих знакомые предметы, действия («Ляля, Мотя, би-би, и-го-го, но, му, ку-ка-ре-ку, бам-бам, бом-бом, мяу, га-га, тик-так, ко-ко, э-э-э, ду-ду-ду, дон-дон, ме-ме, пи-пи и др. ) » Для повышения речевой активности ребенка обеспечивать ему положительное эмоциональное состояние, двигательную активность. Давать в руки ребенка то, что было использовано на занятии, стимулируя игровые действия с предметами и игрушками. Предъявляемое слово произносить медленно, певуче, с разными интонациями. 11. Что это, дом? Где дом? Формировать простое слово (без отработки слоговой структуры). Учить ребенка заменять звукоподражательные слова общеупотребительными; повторять за взрослым и произносить самостоятельно слова, обозначающие людей, знакомые предметы, игрушки, повторные действия (вот, кот, дом, так, гусь, мяч, мама; дядя, вата, Ляля, тетя, Коля, иду, бегу, вода, коза, часы, киса, Вова, машина, корова, собака, курица, голова, положи, Валера, стол, чашка, мячик, мишка и др. ) Отмечайте речевую активность ребенка и во время самостоятельной деятельности, и во время проведения занятий по другим разделам программы. Рассматривайте с ребенком картинки, показывайте игрушки из мешочка, из коробки, комментируйте действия и др. Вопросы и задания: «Дай, принеси, покажи, что это? » и др. 12. Иду-иду Формировать у ребенка однословную фразу. Добиваться единства движения и слова в форме побудительного предложения (сядь, иди, несу, пей, дай, спи, мои; иду-иду-иду, сижу-сижу, бегу, бегу-бегу, мою, пою и др. ). 13. Спи, ляля Формировать у ребенка двухсловную фразу на базе однословной (в процессе обыгрывания игрушек, показов, рассматривания картинок, изображающих простые Действия): а) «Несу куклу, мою куклу, даю куклу» («Что ты делаешь? Куклу несешь? Скажи: «Несу куклу», и т. п. );
б) «На, мой; на, пой; на, вези! на... » («Дай мыло. Скажи: «На, мой» и т. п. ); в) «Вот зая, вот пыль, вот дом, вот... » («Где зая? Покажи. Скажи: «Вот зая» и т. п. ); г) «На стуле, на полу, на машине... » («Сидишь на стуле? Скажи: «На стуле... » Где ты сидишь? »); д) «Спи, Катя; сядь, Ляля; вези, Ляля... » («Скажи Ляле... ») е) «Катя, спи; Ляля, стой; Ляля, иди... » («Скажи Кате... ») ж) «Катя спит, Ляля стоит, Вова сидит... » («Катя спит? Что Катя делает, спит? Что делает Катя? ») з) «Иди, киса - киса идет... » («Скажи кисе... Что киса делает? Что делает киса? ») и) «Я ем, я играю, я пою» («Что ты делаешь? Скажи... ») к) «Я пою - собачка поет, я иду - собачкаидет» («Что ты делаешь? А что делает собачка? ») 14. Постучим, похлопаем, скажем правильно (отработка слоговой структуры слов) Помочь ребенку усвоить ритмико-слоговой состав слов, допуская нарушение произношения только тех звуков, которые трудны для ребенка: а) машина, лопата, ворота, собака, корова, малина; б) утка, тыква, кофта, рыбка, ложка, кошка, ручка, мышка, палка; в) топор, замок, домик, зайчик, кубик, мячик, садик, ножик, зубик, петух, носик, голубь. 15. Что ты делаешь? Формировать трехсловную фразу на базе однословной и двухсловной. Учить ребенка правильно пользоваться местоимениями («я, ты, мы, вы, он»), наречиями («там, туда»). Использовать дидактические игры: «Магазин», «Кто что делает? », самостоятельную деятельность ребенка, картинки. а) «Я мою куклу. - Ты моешь куклу». б) «Мне купили куклу». (Кому купили куклу? ) в) «Я на стульчике сижу. - Мы на стульчиках сидим». г) «На кроватке я лежу. - На кроватке мы лежим». д) «Я рисую дом. - Мы рисуем дом». (Что ты делаешь? Что мы делаем? ) е) «Дудочка лежит там (указательный жест)». (Где лежит дудочка? ) ж) «Барабан поставлю туда». (Куда поставим барабан? )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|