Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Речь о достоинстве человека




 

...И установил, наконец, лучший творец, чтобы для того, кому не смог дать [после создания мира] ничего собственного, стало общим все то, что было присуще отдельным творениям. Тогда принял бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: «Не дадим мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные». О, высшая щедрость Бога-отца! О, высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет!.. Рождающемуся человеку Отец дал семена и зародыши разнородной жизни, и соответственно тому, как каждый их возделывает, они вырастут и дадут в нем свои плоды. И если зародыши растительные, то человек будет растением, если чувственные, то станет животным, если рациональные, то сделается небесным существом, а если интеллектуальные, то станет ангелом и сыном Бога. <…>

Если ты увидишь кого-либо, ползущего по земле на животе, то видишь не человека, а кустарник, и если увидишь... кого-либо, ослепленного пустыми миражами фантазии, охваченного соблазнами раба чувств, то это ты видишь не человека, а животное. И если ты видишь философа, все распознающего правильным разумом, то уважай его, ибо небесное он существо, не земное...

Губительное и чудовищное убеждение, что заниматься философией надлежит немногим, либо вообще не следует заниматься ею, поразило все умы. Никто не исследует причины вещей,.движение природы, устройство вселенной, замыслы бога, небесные и земные мистерии (тайны), если не может добиться какой-либо благодарности или получить какую-либо выгоду для себя....И действительно, так как их [философов] жизнь проходит в поисках денег или славы, то они даже для самих себя не размышляют над истиной. Я не постыжусь похвалить себя за то, что никогда не занимался философией иначе, как из любви к «философии, и ни в исследованиях, ни в размышлениях своих никогда не рассчитывал ни на какое вознаграждение или оплату, кроме как на формирование моей души и на понимание истины, к которой я страстно стремился. Это стремление было всегда столь страстным, что, отбросив заботу обо всех частных и общественных делах, я предавался покою размышления, и ни зависть недоброжелателей, ни хула врагов науки не смогли и не смогут отвлечь меня от этого. Именно философия научила меня зависеть скорее от собственного мнения, чем от чужих суждений, и всегда думать не о том, чтобы не услышать зла, но отом, чтобы не сказать или не сделать его самому.

 

(Практикум по истории Средних веков
для студентов-заочников исторических факультетов. С. 82 – 83.)

 

(Практикум по истории Средних веков. Для студентов-заочников исторических факультетов педагогических институтов./

Составители М.Л. Абрамсон, С.А. Сливко, М.М. Фрейденберг.

М., 1967. С. 50 – 61)

 

Учебники, учебные и учебно-методические пособия

1. Васильевский В.Г. Лекции по истории Средних веков / В.Г. Васильевский.– СПб.: Алетейя, 2008.– 646 с.

2. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: учеб. пособие для ист. фак. ун-тов по специальности «История» – 032600: в 5 кн. Кн. 1: Авторская программа курса. Практикум/ под ред. С.А. Васютина. – М.: Книжный дом Университет, 2008. – 407 с.

3. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: учеб. пособие для ист. фак. ун-тов по специальности «История» – 032600: в 5 кн. Кн. 2: Лекции по раннему Средневековью/ под ред. С.А. Васютина. – М.: Книжный дом Университет, 2008. – 408 с.;

4. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: учеб. пособие для ист. фак. ун-тов по специальности «История» – 032600: в 5 кн. Кн. 3: Лекции по классическому и позднему Средневековью/ под ред. С.А. Васютина. – М.: Книжный дом Университет, 2008. – 352 с.

5. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: учеб. пособие для ист. фак. ун-тов по специальности «История» – 032600: в 5 кн. Кн. 4: Авторская программа курса. Планы семинарских занятий. Хрестоматия/ под ред. С.А. Васютина.– М.: Книжный дом Университет, 2008.-304 с.

6.Учебно-методический комплекс по истории Средних веков:
в 5 кн. Книга 5. Ридер: учебное пособие /под ред. В.А. Ведюшкина. – М.: КДУ, 2008. – 296 с.

 

Электронные ресурсы

1. Библиотека Гумер. История. Всеобщая история [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/History/INDEX_HISTORY.php

2. Журнал «Средние века». [Электронный ресурс] – Режим доступа. – http://www.srednieveka.ru/

3. Исторические источники по истории Средних веков в Интернете (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова). [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/mediev.htm

4. Публичная историческая библиотека. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – http://www.istmira.com/

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение............................................................................................ 3

Тема 1. Средневековый город под властью феодального сеньора (по данным Первого городского права Страсбурга конца XII в.).................................................................... 44

Тема 2. Цеховое ремесло в средневековых городах Западной Европы XIII–XV вв. 26

Тема 3. Французское и английское крестьянство развитого средневековья 51

Тема 4. Великая хартия вольностей............................................... 98

Тема 5. Человек классического западноевропейского сред-
невековья.......................................................................................... 114

Тема 6. Итальянский гуманизм XIV–XV вв........................................... 122

Учебники, учебные и учебно-методические пособия..................... 142

Электронные ресурсы........................................................................ 142

 

Учебное издание

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

(модуль 2. XI – XV вв.)

Практикум

Подписано к печати 26.02.2014. Формат 60x84 1/16.

Бумага ксероксная. Уч.-изд. л. 9,1. Усл. печ. л. 9. Тираж 30 экз.

 

 

 
Отпечатано: РИО ВоГУ, г. Вологда, ул. С. Орлова, 6


[1] Парижский ливр = 20 су; су=12 денье

[2] Тонлье – побор с товара, взимаемый в пользу государства.

[3] Ременщики изготовляли ременные пояса

[4] Олдермен – городской старшина.

[5] Марка= 13 шилингам 4 пенсам; шиллинг= 12 пенсам

[6] Чепи – район Лондона

[7] День св. Мартина – 11 ноября, сретение – 2 февраля.

[8] В Германии и Франции существовали и специальные женские цехи, в частности шелкопрядильные и шелкоткацкие. В них мастерами, подмастерьями и ученицами были только женщины.

[9] Намек на введение машины для сучения шелка.

[10] Кельнская марка=13 шиллингам.

[11] День св. Иоанна – 24 июня, день св. Варфоломея – 24 августа.

[12] То есть в августинском монастыре.

[13] Мастера намеревались запретить подмастерьям быть посредниками при найме их мастерами на работу, установить определенный размер вычета из заработной платы за прогул или уход с работы и пр.

[14] Альбус – вайспфеннинг.

[15] Бальи и прево – должностные лица, управляющие отдельными округами в домене короля.

[16] Гостиза – участок свободного поселенца, госпита.

[17] Арпан – земельная мера, равная около ½ га

[18] То есть хлебным амбаром.

[19] Талья – одна из основных повинностей французского крестьянства. Существовала произвольная талья, размер которой определяли волей сеньора, и фиксированная, устанавливавшаяся при освобождении крестьян от личной зависимости.

[20] Риптон – манор в 8 км к юго-западу от Рамзея, графство Гентингдоншир.

[21] 2 октября 1252 г.

[22] Falda – загородка, куда загоняли скот на ночь. Лорду принадлежало право на весь остававшийся там навоз.

[23] В Бротоне (Broughton) у аббата была курия для свободных держателей из всех его маноров

[24] Тут перечислены государственные и земские налоги,

[25] Сакрист – ризничий – должностное лицо в монастыре.

[26] В большей части Англии население было разделено на десятки (tithings), объединенные круговой порукой, т. е. обязательством представлять властям своих членов, совершивших какое-нибудь преступление. Дважды в год шериф объезжал все сотни графства и производил проверку круговой поруки (visits franci plegii, view of frankpledge), сопровождавшуюся расследованием о совершенных в десятках правонарушениях. Иногда право проверки круговой поруки принадлежало сеньору. В десятки было объединено главным образом несвободное население.

[27] Heysyre – плата за пользование усадьбой.

[28] Сельдяные деньги – взнос, заменивший обязанность доставлять сельдей к столу шерифа во время его объезда.

[29] Wodehac – сбор на приобретение леса для постройки королевских крепостей и прочих государственных сооружений.

[30] Меркет – вилланский побор, уплачивался лорду майора при выдаче замуж «дочерей вилланов». Также считался одним из признаков вилланского состояния.

[31] Leyrwit – штраф, взимавшийся с дочерей вилланов за прелюбодеяние

[32] Гериет – плата в случае смерти держателя, обычно взимался натурой в виде лучшей головы скота.

[33] Gersuma – допускная плата, вносившаяся наследником при вступлении во владение наделом. Впрочем, это слово употреблялось в весьма различных значениях.

[34] Hokeday – вторник на фоминой неделе (вторая неделя после пасхи).

[35] Selio – обычно 1/4 акра.

[36] Некоторые дополнительные работы назывались lovebones, т. е. добровольные исполняемые, из «любви» к господину. Тем не менее они были обязательны.

[37] Benemede – луг, который косили в виде помощи, сверх обычных барщинных работ.

[38] Готон – манор в 6 км к юго-востоку от Риптона.

[39] Во время жатвы хлеб срезали серпом очень высоко, а оставшуюся солому потом косили.

[40] Foddercorn – корм скоту.

[41] Эта повинность в рамзейских майорах обычно была «по воле господина», т.е. размеры ее не были определены.

[42] Сент-Айвс – местечко на реке Аузе, в 6 и к юго-востоку от Риптона. Там у аббата были манор и ярмарка. Гентингдон главный город графства, в 5 км к югу от Риптона.

[43] Обратить особенное внимание на это обстоятельство.

[44] Дело идет о ярмарочных сооружениях в Сент-Айвсе.

[45] Forland, или forerda, – неудобно расположенный уголок земли, не вошедший в нарезку пахотных полос; обычно эти земли сдавались мелкими клочками в аренду крестьянам.

[46] В данном случае мы имеем не совместное владение виргатой, а искусственное соединение двух отдельных наделов в одну виргату с целью более удобного распределения барщинных повинностей: два держателя совместно несут столько повинностей, сколько лежит на одной целой виргате.

[47] Сторожевые деньги – плата, являющаяся коммутацией сторожевой службы.

[48] Фирма – денежный платеж.

[49] То есть как держатель виргаты.

[50] Вилланы на землях старинного домена короля имели ряд привилегий, в том числе право жаловаться в королевский суд, если лорд захватывал их наделы или требовал повышенных повинностей сверх обычных.

[51] Талья – побор, который платили только вилланы; размеры его устанавливались по воле лорда.

[52] Лично свободный человек не платил меркета.

[53] Жан де Венетт (1307–1371), монах-кармелит, очевидец событий Столетней войны.

[54] Диоцез – епархия, церковный округ.

[55] Речь идет о жене дофина Карла, герцогине Нормандской, которая укрылась со своими приближенными в крепости Мо, на Марне.

[56] Монжуа – боевой клич французских рыцарей.

[57] Прямое указание на Жакерию.

[58] Речь идет о специальном налоге на нужды войны – подушной подати.

[59] Имеются в виду некоторые представители палаты лордов и палаты общин.

[60] Сенешал – майордом крупного феодала, ведавший его поместьями.

[61] Графства в административно-судебном отношении делились на сотни.

[62] Речь идет о суде королевской скамьи – высшем суде по уголовным делам.

[63] Так автор хроники называет восставших крестьян.

[64] То есть ордена госпитальеров или иоаннитов.

[65] Саусверк – предместье Лондона.

[66] В данном случае – главный смотритель тюрьмы.

[67] Темпль – квартал Лондона, на территории которого размещалась школа законоведов.

[68] Савой – дворец герцога Ланкастерского.

[69] Палата шахматной доски – высшая счетная палата, ведавшая финансами.

[70] Уинчестерский закон (1285 г.) предусматривал усиление борьбы с грабежами и убийствами.

[71] Нищенствующие монашеские ордена

[72] Судьи королевского суда.

[73] В 1208 г. на Англию папой был наложен интердикт (запрет церковных служб).

[74] После неудачного похода Иоанна во Францию и разгрома его союзников в битве при Бувине.

[75]2 февраля 1215 г

[76] Объявил себя крестоносцем, дал обет отправиться в крестовый поход.

[77] Долина Реннимед, где была подписана королем «Великая хартия вольностей».

[78] Рельеф – выкуп, уплачиваемый сеньору наследником феода.

[79] Судьи королевского суда.

[80] Шериф – королевский чиновник, стоящий во главе графства, бейлиф – в данном случае его помощник, ведавший сбором налогов и управлением в сотне (графство в административном отношении делилось на сотни).

[81] Феод.

[82] 1 фунт стерлингов=20 шиллингам.

[83] Суд общих тяжб – королевский суд, который ведал разбором гражданских дел.

[84] Королевский двор.

[85] Таким местом был определен Вестминстер.

[86] Статьи указывают на необходимость рассмотрения дел о нарушении феодальных прав непосредственно в графстве. «Представление на приход» – право лорда выдвигать своего кандидата на должность священника в церковь поместья.

[87] В данном случае – судебные иски по указанным выше делам.

[88] То есть сообразно проступку.

[89] Начальник замка.

[90] Приказ короля, который давал право вассалу требовать от сеньора возврата незаконно отобранного фригольда через шерифа, минуя феодальную курию.

[91] То есть об уголовном преступлении.

[92] Речь идет о феодальном обычае репрессалий.

[93] Петрарка имеет в виду Аристотеля и его последователей.

[94] См.: Платон. Государство, I, 345. Ср.:

[95] Цицерон. Об обязанностях, I, VII.

[96] Бруни перевел «Политику» в 1438 г., а «Никомахову этику» – в 1417 г.

[97] Речь идет об античных философах разных направлений.

[98] Бруни имеет в виду Гомера, Гесиода и других крупнейших поэтов древности.

[99] Гуарино да Верона (из Вероны, 1374–1460)–гуманист, особенно прославившийся своей школой нового типа в Ферраре.

[100] Квинтилиан (35–96) – римский теоретик ораторского искусства. Поклонник античной культуры, собравший большую библиотеку античных авторов.

[101] В Сент-Галленском монастыре (Швейцария).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...