Речь о достоинстве человека
⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18
...И установил, наконец, лучший творец, чтобы для того, кому не смог дать [после создания мира] ничего собственного, стало общим все то, что было присуще отдельным творениям. Тогда принял бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: «Не дадим мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные». О, высшая щедрость Бога-отца! О, высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет!.. Рождающемуся человеку Отец дал семена и зародыши разнородной жизни, и соответственно тому, как каждый их возделывает, они вырастут и дадут в нем свои плоды. И если зародыши растительные, то человек будет растением, если чувственные, то станет животным, если рациональные, то сделается небесным существом, а если интеллектуальные, то станет ангелом и сыном Бога. <…> Если ты увидишь кого-либо, ползущего по земле на животе, то видишь не человека, а кустарник, и если увидишь... кого-либо, ослепленного пустыми миражами фантазии, охваченного соблазнами раба чувств, то это ты видишь не человека, а животное. И если ты видишь философа, все распознающего правильным разумом, то уважай его, ибо небесное он существо, не земное...
Губительное и чудовищное убеждение, что заниматься философией надлежит немногим, либо вообще не следует заниматься ею, поразило все умы. Никто не исследует причины вещей,.движение природы, устройство вселенной, замыслы бога, небесные и земные мистерии (тайны), если не может добиться какой-либо благодарности или получить какую-либо выгоду для себя....И действительно, так как их [философов] жизнь проходит в поисках денег или славы, то они даже для самих себя не размышляют над истиной. Я не постыжусь похвалить себя за то, что никогда не занимался философией иначе, как из любви к «философии, и ни в исследованиях, ни в размышлениях своих никогда не рассчитывал ни на какое вознаграждение или оплату, кроме как на формирование моей души и на понимание истины, к которой я страстно стремился. Это стремление было всегда столь страстным, что, отбросив заботу обо всех частных и общественных делах, я предавался покою размышления, и ни зависть недоброжелателей, ни хула врагов науки не смогли и не смогут отвлечь меня от этого. Именно философия научила меня зависеть скорее от собственного мнения, чем от чужих суждений, и всегда думать не о том, чтобы не услышать зла, но отом, чтобы не сказать или не сделать его самому.
(Практикум по истории Средних веков
(Практикум по истории Средних веков. Для студентов-заочников исторических факультетов педагогических институтов./ Составители М.Л. Абрамсон, С.А. Сливко, М.М. Фрейденберг. М., 1967. С. 50 – 61)
Учебники, учебные и учебно-методические пособия 1. Васильевский В.Г. Лекции по истории Средних веков / В.Г. Васильевский.– СПб.: Алетейя, 2008.– 646 с.
2. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: учеб. пособие для ист. фак. ун-тов по специальности «История» – 032600: в 5 кн. Кн. 1: Авторская программа курса. Практикум/ под ред. С.А. Васютина. – М.: Книжный дом Университет, 2008. – 407 с. 3. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: учеб. пособие для ист. фак. ун-тов по специальности «История» – 032600: в 5 кн. Кн. 2: Лекции по раннему Средневековью/ под ред. С.А. Васютина. – М.: Книжный дом Университет, 2008. – 408 с.; 4. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: учеб. пособие для ист. фак. ун-тов по специальности «История» – 032600: в 5 кн. Кн. 3: Лекции по классическому и позднему Средневековью/ под ред. С.А. Васютина. – М.: Книжный дом Университет, 2008. – 352 с. 5. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: учеб. пособие для ист. фак. ун-тов по специальности «История» – 032600: в 5 кн. Кн. 4: Авторская программа курса. Планы семинарских занятий. Хрестоматия/ под ред. С.А. Васютина.– М.: Книжный дом Университет, 2008.-304 с. 6.Учебно-методический комплекс по истории Средних веков:
Электронные ресурсы 1. Библиотека Гумер. История. Всеобщая история [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/History/INDEX_HISTORY.php 2. Журнал «Средние века». [Электронный ресурс] – Режим доступа. – http://www.srednieveka.ru/ 3. Исторические источники по истории Средних веков в Интернете (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова). [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/mediev.htm 4. Публичная историческая библиотека. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – http://www.istmira.com/
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................................ 3 Тема 1. Средневековый город под властью феодального сеньора (по данным Первого городского права Страсбурга конца XII в.).................................................................... 44 Тема 2. Цеховое ремесло в средневековых городах Западной Европы XIII–XV вв. 26 Тема 3. Французское и английское крестьянство развитого средневековья 51 Тема 4. Великая хартия вольностей............................................... 98
Тема 5. Человек классического западноевропейского сред- Тема 6. Итальянский гуманизм XIV–XV вв........................................... 122 Учебники, учебные и учебно-методические пособия..................... 142 Электронные ресурсы........................................................................ 142
Учебное издание ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (модуль 2. XI – XV вв.) Практикум Подписано к печати 26.02.2014. Формат 60x84 1/16. Бумага ксероксная. Уч.-изд. л. 9,1. Усл. печ. л. 9. Тираж 30 экз.
[1] Парижский ливр = 20 су; су=12 денье [2] Тонлье – побор с товара, взимаемый в пользу государства. [3] Ременщики изготовляли ременные пояса [4] Олдермен – городской старшина. [5] Марка= 13 шилингам 4 пенсам; шиллинг= 12 пенсам [6] Чепи – район Лондона [7] День св. Мартина – 11 ноября, сретение – 2 февраля. [8] В Германии и Франции существовали и специальные женские цехи, в частности шелкопрядильные и шелкоткацкие. В них мастерами, подмастерьями и ученицами были только женщины. [9] Намек на введение машины для сучения шелка. [10] Кельнская марка=13 шиллингам. [11] День св. Иоанна – 24 июня, день св. Варфоломея – 24 августа. [12] То есть в августинском монастыре. [13] Мастера намеревались запретить подмастерьям быть посредниками при найме их мастерами на работу, установить определенный размер вычета из заработной платы за прогул или уход с работы и пр. [14] Альбус – вайспфеннинг. [15] Бальи и прево – должностные лица, управляющие отдельными округами в домене короля. [16] Гостиза – участок свободного поселенца, госпита. [17] Арпан – земельная мера, равная около ½ га [18] То есть хлебным амбаром. [19] Талья – одна из основных повинностей французского крестьянства. Существовала произвольная талья, размер которой определяли волей сеньора, и фиксированная, устанавливавшаяся при освобождении крестьян от личной зависимости. [20] Риптон – манор в 8 км к юго-западу от Рамзея, графство Гентингдоншир. [21] 2 октября 1252 г. [22] Falda – загородка, куда загоняли скот на ночь. Лорду принадлежало право на весь остававшийся там навоз.
[23] В Бротоне (Broughton) у аббата была курия для свободных держателей из всех его маноров [24] Тут перечислены государственные и земские налоги, [25] Сакрист – ризничий – должностное лицо в монастыре. [26] В большей части Англии население было разделено на десятки (tithings), объединенные круговой порукой, т. е. обязательством представлять властям своих членов, совершивших какое-нибудь преступление. Дважды в год шериф объезжал все сотни графства и производил проверку круговой поруки (visits franci plegii, view of frankpledge), сопровождавшуюся расследованием о совершенных в десятках правонарушениях. Иногда право проверки круговой поруки принадлежало сеньору. В десятки было объединено главным образом несвободное население. [27] Heysyre – плата за пользование усадьбой. [28] Сельдяные деньги – взнос, заменивший обязанность доставлять сельдей к столу шерифа во время его объезда. [29] Wodehac – сбор на приобретение леса для постройки королевских крепостей и прочих государственных сооружений. [30] Меркет – вилланский побор, уплачивался лорду майора при выдаче замуж «дочерей вилланов». Также считался одним из признаков вилланского состояния. [31] Leyrwit – штраф, взимавшийся с дочерей вилланов за прелюбодеяние [32] Гериет – плата в случае смерти держателя, обычно взимался натурой в виде лучшей головы скота. [33] Gersuma – допускная плата, вносившаяся наследником при вступлении во владение наделом. Впрочем, это слово употреблялось в весьма различных значениях. [34] Hokeday – вторник на фоминой неделе (вторая неделя после пасхи). [35] Selio – обычно 1/4 акра. [36] Некоторые дополнительные работы назывались lovebones, т. е. добровольные исполняемые, из «любви» к господину. Тем не менее они были обязательны. [37] Benemede – луг, который косили в виде помощи, сверх обычных барщинных работ. [38] Готон – манор в 6 км к юго-востоку от Риптона. [39] Во время жатвы хлеб срезали серпом очень высоко, а оставшуюся солому потом косили. [40] Foddercorn – корм скоту. [41] Эта повинность в рамзейских майорах обычно была «по воле господина», т.е. размеры ее не были определены. [42] Сент-Айвс – местечко на реке Аузе, в 6 и к юго-востоку от Риптона. Там у аббата были манор и ярмарка. Гентингдон главный город графства, в 5 км к югу от Риптона. [43] Обратить особенное внимание на это обстоятельство. [44] Дело идет о ярмарочных сооружениях в Сент-Айвсе. [45] Forland, или forerda, – неудобно расположенный уголок земли, не вошедший в нарезку пахотных полос; обычно эти земли сдавались мелкими клочками в аренду крестьянам. [46] В данном случае мы имеем не совместное владение виргатой, а искусственное соединение двух отдельных наделов в одну виргату с целью более удобного распределения барщинных повинностей: два держателя совместно несут столько повинностей, сколько лежит на одной целой виргате.
[47] Сторожевые деньги – плата, являющаяся коммутацией сторожевой службы. [48] Фирма – денежный платеж. [49] То есть как держатель виргаты. [50] Вилланы на землях старинного домена короля имели ряд привилегий, в том числе право жаловаться в королевский суд, если лорд захватывал их наделы или требовал повышенных повинностей сверх обычных. [51] Талья – побор, который платили только вилланы; размеры его устанавливались по воле лорда. [52] Лично свободный человек не платил меркета. [53] Жан де Венетт (1307–1371), монах-кармелит, очевидец событий Столетней войны. [54] Диоцез – епархия, церковный округ. [55] Речь идет о жене дофина Карла, герцогине Нормандской, которая укрылась со своими приближенными в крепости Мо, на Марне. [56] Монжуа – боевой клич французских рыцарей. [57] Прямое указание на Жакерию. [58] Речь идет о специальном налоге на нужды войны – подушной подати. [59] Имеются в виду некоторые представители палаты лордов и палаты общин. [60] Сенешал – майордом крупного феодала, ведавший его поместьями. [61] Графства в административно-судебном отношении делились на сотни. [62] Речь идет о суде королевской скамьи – высшем суде по уголовным делам. [63] Так автор хроники называет восставших крестьян. [64] То есть ордена госпитальеров или иоаннитов. [65] Саусверк – предместье Лондона. [66] В данном случае – главный смотритель тюрьмы. [67] Темпль – квартал Лондона, на территории которого размещалась школа законоведов. [68] Савой – дворец герцога Ланкастерского. [69] Палата шахматной доски – высшая счетная палата, ведавшая финансами. [70] Уинчестерский закон (1285 г.) предусматривал усиление борьбы с грабежами и убийствами. [71] Нищенствующие монашеские ордена [72] Судьи королевского суда. [73] В 1208 г. на Англию папой был наложен интердикт (запрет церковных служб). [74] После неудачного похода Иоанна во Францию и разгрома его союзников в битве при Бувине. [75]2 февраля 1215 г [76] Объявил себя крестоносцем, дал обет отправиться в крестовый поход. [77] Долина Реннимед, где была подписана королем «Великая хартия вольностей». [78] Рельеф – выкуп, уплачиваемый сеньору наследником феода. [79] Судьи королевского суда. [80] Шериф – королевский чиновник, стоящий во главе графства, бейлиф – в данном случае его помощник, ведавший сбором налогов и управлением в сотне (графство в административном отношении делилось на сотни). [81] Феод. [82] 1 фунт стерлингов=20 шиллингам. [83] Суд общих тяжб – королевский суд, который ведал разбором гражданских дел. [84] Королевский двор. [85] Таким местом был определен Вестминстер. [86] Статьи указывают на необходимость рассмотрения дел о нарушении феодальных прав непосредственно в графстве. «Представление на приход» – право лорда выдвигать своего кандидата на должность священника в церковь поместья. [87] В данном случае – судебные иски по указанным выше делам. [88] То есть сообразно проступку. [89] Начальник замка. [90] Приказ короля, который давал право вассалу требовать от сеньора возврата незаконно отобранного фригольда через шерифа, минуя феодальную курию. [91] То есть об уголовном преступлении. [92] Речь идет о феодальном обычае репрессалий. [93] Петрарка имеет в виду Аристотеля и его последователей. [94] См.: Платон. Государство, I, 345. Ср.: [95] Цицерон. Об обязанностях, I, VII. [96] Бруни перевел «Политику» в 1438 г., а «Никомахову этику» – в 1417 г. [97] Речь идет об античных философах разных направлений. [98] Бруни имеет в виду Гомера, Гесиода и других крупнейших поэтов древности. [99] Гуарино да Верона (из Вероны, 1374–1460)–гуманист, особенно прославившийся своей школой нового типа в Ферраре. [100] Квинтилиан (35–96) – римский теоретик ораторского искусства. Поклонник античной культуры, собравший большую библиотеку античных авторов. [101] В Сент-Галленском монастыре (Швейцария).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|