Допуски формы валов и корпусов
Класс точности
подшипника
| Допуски, круглости и профили продольного сечения
| Допуски
непостоянства диаметров
|
0; 6
|
|
|
5; 4
|
|
|
|
|
|

2. Шероховатость посадочных поверхностей валов и корпусов
Таблица 19
Шероховатость поверхностей
Поверхности
| Класс
точности
подшипника
| Диаметры поверхностей
|
до 80 мм
| 80 … 500 мм
|
, мкм
|
Валы
|
| 1,25
| 2,5
|
6 и 5
| 0,63
| 1,25
|
Отверстия
(корпус подшипника)
|
| 1,25
| 2,5
|
6, 5 и 4
| 0,63
| 1,25
|
Опорные торцы валов
и корпусов
|
| 2,5
| 2,5
|
6, 5 и 4
| 1,25
| 2,5
|
3. Допуски торцевого биения опорных торцевых поверхностей заплечиков валов и отверстий корпусов должны соответствовать указанным значениям в Таблицах 20 и 21.
Таблица 20
Допуски торцевого биения заплечиков вала
Интервал размеров, мм
| Класс точности подшипников
|
|
|
|
Допуск торцевого биения заплечиков вала, мкм
|
10…18
|
|
|
|
18…30
|
|
|
|
30…50
|
|
|
|
50…80
|
|
|
|
80…120
|
|
|
|
Таблица 21
Допуски торцевого биения заплечиков корпуса
Интервал размеров, мм
| Класс точности подшипников
|
|
|
|
Допуск торцевого биения заплечиков корпусов, мкм
|
30…50
|
|
|
|
50…80
|
|
|
|
80…120
|
|
|
|
120…180
|
|
|
|
Примеры указания требований к посадочным поверхностям валов и отверстий под подшипники качения (см. Рис.26) приведены на Рис. 26 а) и 26 б).

а) б)
Рис. 26. Требования к посадочным поверхностям.
Общие рекомендации по выбору посадок
1. Посадки назначаются по аналогии с ранее известными конструкциями.
2. Для наиболее ответственных соединений посадки рассчитываются.
3. Посадки, как правило, выбирают в системе отверстия либо в системе вала.
4. Больший допуск (более грубый квалитет) задается для отверстия.
5. Как правило, допуска отверстия и вала различаются не более, чем на два квалитета.
6. Посадки и поля допуска выбираются в первую очередь из предпочтительного ряда, а далее – из основного набора.
Квалитеты 01, 0 и 1 предусмотрены для изготовления эталонов, например, плоскопараллельных концевых мер длины, а квалитеты 2, 3 и 4 – для калибров. Размеры деталей высокоточных ответственных соединений, например, подшипников качения, шеек коленчатых валов, деталей, соединяемых с подшипниками качения высоких классов точности и другие, выполняют по 5 и 6 квалитетам. Квалитеты 6, 7 и 8 являются наиболее распространенными. Они предусмотрены для размеров точных ответственных соединений в приборостроении и машиностроении. Квалитеты 9 и 10предназначены для размеров деталей общего машиностроения, не требующих точного центрирования. Квалитеты 10 и 12 предназначены для неответственных соединений. Квалитеты 14…18 предназначены для несопрягаемых (свободных) размеров.
Посадки с натягом
для тонкостенных втулок, испытывающих небольшие нагрузки;
кондукторные вилки, шатунные шейки шатунов дизеля;
применяют при средних нагрузках;
- применяются при очень больших нагрузках.
|
Посадки с зазором
назначается в том случае, когда сопряженные детали в рабочем положении не должны иметь относительного смещения, но оно необходимо при установке и регулировке, а именно: сменные шестеренки станков, корпус подшипника качения, сменные кондукторные втулки;
применяется при пониженной точности центрирования;
дает гарантированный минимальный зазор, для соединений повышенной точности;
для точных подвижных соединений, которые требуют гарантированного зазора;
«ходовая посадка» - применяется при свободном вращении одной детали относительно другой, в соединениях с движением качания одной поверхности относительно другой, в подшипниках скольжения, в шестернях, свободно вращающихся на валах, или в шестернях, включаемых муфтами.
обеспечивают легкоподвижное сопряжение при жидкостном трении, а также для валов, вращающихся с частотой не более 500 об/мин.
при малых скоростях вращения и невысокой точности;
дает большой гарантированный зазор;
для сопряжений, детали которых имеют неодинаковый коэффициент линейного расширения (например, сталь – алюминий).
Переходные посадки
Эти посадки занимают промежуточное положение между подвижными и посадками с натягом. Рекомендуется для неподвижных, но разъемных сопряжений, квалитеты 4…8.
самый большой средний натяг из всех переходных посадок. Применяется в соединениях, передающих значительные усилия, удары, вибрации, а также для крепления тонкостенных деталей. Сборка производится с помощью пресса.
применяется при больших статических и небольших динамических нагрузках, например при посадке червячного колеса на вал.
дает зазоры, близкие к нулю, что обеспечивает хорошее центрирование, например шестерни цилиндрические и конические, передающие крутящий момент на вал через шпонку.
в основном, дает зазоры и применяется для узлов, когда затруднена сборка и для часто разбирающихся узлов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: