Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Допуски формы валов и корпусов




Класс точности подшипника Допуски, круглости и профили продольного сечения Допуски непостоянства диаметров
0; 6
5; 4
 

2. Шероховатость посадочных поверхностей валов и корпусов

Таблица 19

Шероховатость поверхностей

  Поверхности Класс точности подшипника Диаметры поверхностей
до 80 мм 80 … 500 мм
, мкм
  Валы   1,25 2,5
6 и 5 0,63 1,25
Отверстия (корпус подшипника)   1,25 2,5
6, 5 и 4 0,63 1,25
Опорные торцы валов и корпусов   2,5 2,5
6, 5 и 4 1,25 2,5

 

3. Допуски торцевого биения опорных торцевых поверхностей заплечиков валов и отверстий корпусов должны соответствовать указанным значениям в Таблицах 20 и 21.

 

Таблица 20

Допуски торцевого биения заплечиков вала

Интервал размеров, мм Класс точности подшипников
     
Допуск торцевого биения заплечиков вала, мкм
10…18      
18…30      
30…50      
50…80      
80…120      

Таблица 21

Допуски торцевого биения заплечиков корпуса

Интервал размеров, мм Класс точности подшипников
     
Допуск торцевого биения заплечиков корпусов, мкм  
30…50      
50…80      
80…120      
120…180      

Примеры указания требований к посадочным поверхностям валов и отверстий под подшипники качения (см. Рис.26) приведены на Рис. 26 а) и 26 б).

а) б)

Рис. 26. Требования к посадочным поверхностям.

Общие рекомендации по выбору посадок

1. Посадки назначаются по аналогии с ранее известными конструк­циями.

2. Для наиболее ответственных соединений посадки рассчитываются.

3. Посадки, как правило, выбирают в системе отверстия либо в системе вала.

4. Больший допуск (более грубый квалитет) задается для отверстия.

5. Как правило, допуска отверстия и вала различаются не более, чем на два квалитета.

6. Посадки и поля допуска выбираются в первую очередь из предпоч­ти­тельного ряда, а далее – из основного набора.

Квалитеты 01, 0 и 1 предусмотрены для изготовления эталонов, например, плоскопараллельных концевых мер длины, а квалитеты 2, 3 и 4 – для калибров. Размеры деталей высокоточных ответственных соединений, например, подшипников качения, шеек коленчатых валов, деталей, соединяемых с подшипниками качения высоких классов точности и другие, выполняют по 5 и 6 квалитетам. Квалитеты 6, 7 и 8 являются наиболее распространенными. Они предусмотрены для размеров точных ответствен­ных соединений в приборостроении и машиностроении. Квалитеты 9 и 10предназначены для размеров деталей общего машиностроения, не требующих точного центрирования. Квалитеты 10 и 12 предназначены для неответственных соединений. Квалитеты 14…18 предназначены для несопрягаемых (свободных) размеров.

Посадки с натягом

для тонкостенных втулок, испытывающих небольшие нагрузки;

кондукторные вилки, шатунные шейки шатунов дизеля;

применяют при средних нагрузках;

- применяются при очень больших нагрузках.

Посадки с зазором

назначается в том случае, когда сопряженные детали в рабочем положении не должны иметь относительного смещения, но оно необходимо при установке и регулировке, а именно: сменные шестеренки станков, корпус подшипника качения, сменные кондукторные втулки;

применяется при пониженной точности центрирования;

дает гарантированный минимальный зазор, для соединений повышенной точности;

для точных подвижных соединений, которые требуют гарантированного зазора;

«ходовая посадка» - применяется при свободном вращении одной детали относительно другой, в соединениях с движением качания одной поверхности относительно другой, в подшипниках скольжения, в шестернях, свободно вращающихся на валах, или в шестернях, включаемых муфтами.

обеспечивают легкоподвижное сопряжение при жидкостном трении, а также для валов, вращающихся с частотой не более 500 об/мин.

при малых скоростях вращения и невысокой точности;

дает большой гарантированный зазор;

для сопряжений, детали которых имеют неодинаковый коэффициент линейного расширения (например, сталь – алюминий).

Переходные посадки

Эти посадки занимают промежуточное положение между подвижными и посадками с натягом. Рекомендуется для неподвижных, но разъемных сопряжений, квалитеты 4…8.

самый большой средний натяг из всех переходных посадок. Применяется в соединениях, передающих значительные усилия, удары, вибрации, а также для крепления тонкостенных деталей. Сборка производится с помощью пресса.

применяется при больших статических и небольших динамических нагрузках, например при посадке червячного колеса на вал.

дает зазоры, близкие к нулю, что обеспечивает хорошее центрирование, например шестерни цилиндрические и конические, передающие крутящий момент на вал через шпонку.

в основном, дает зазоры и применяется для узлов, когда затруднена сборка и для часто разбирающихся узлов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...