Схема обследования детей с алалией
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________ Дата рождения ____________ Дата обследования ______________ Возраст _____________ Домашний адрес, телефон ______________________________________________________ Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район) ________________________ Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа) ________________________________________ Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии ______________________ Сведения о семье: Мать _________________________________ Отец __________________________________ Жалобы родителей _____________________________________________________________ Наследственные заболевания ____________________________________________________ Общий анамнез _______________________________________________________________ От какой беременности ребенок _________________________________________________ Характер беременности: токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция Крик: был, нет Асфиксия: белая, синяя Резус-фактор: отрицательный, совместимость Вес и рост ребенка при рождении ___________ Вскармливание: к груди приложили на ____ день, грудь взял активно, не взял, с помощью; сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания ___________________________; вскармливание грудью до ___; последующее вскармливание: смешанное, искусственное Выписка из родильного дома на ___ день Дополнительное пребывание в роддоме, причины __________________________________ Раннее развитие Держит голову с ___ мес. Сидит с___ мес. Стоит с ___ мес. Ходит с ___ мес. Первые зубы с ___ мес. К 1 году зубов ___ Перенесенные заболевания До 1 года _____________________________________________________________________
После 1 года __________________________________________________________________ Инфекции ____________________________________________________________________ Ушибы _______________________________________________________________________ Травмы головы ________________________________________________________________ Судороги при высокой температуре ______________________________________________ Речевое развитие Гуление с ___ мес, характер гуления ________, лепет с ___ мес, характер лепета ________ Первые слова, их характеристика ________________________________________________ Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих ___________________________________________________________________ Отношение к своей речи ________________________________________________________ Речевая среда: дефицит речевого общения, норма __________________________________ Занимался с логопедом: нет, где, когда, результат _________________________________ Исследование импрессивной речи: ü понимание связной речи: ответы на вопросы по прослушанному рассказу ______________________________________________________________________ ü понимание распространенных предложений по сюжетным картинкам («Покажи девочку, которая ловит бабочку», «Покажи девочку, которая держит мяч», «Покажи девочку, которая подметает пол»); ü понимание различных грамматических форм: а) понимание конструкций с различными падежными формами («Чем девочка ловит бабочку?», «Кого ловит девочка?» «Кто ловит бабочку?»); б) понимание предложных конструкций с предлогами на, в, под. за. над, около и др. (задания: «Положи мяч под стол», «Нарисуй дерево около дома»); в) дифференциация единственного и множественного числа существительных («Покажи, где на картинке мяч. Где мячи?» и др.); г) дифференциация глаголов с различными приставками (показать на картинках, где мальчик вышел из дома, перешел через улицу, подошел к дому, вошел в дом и т.д.). ü понимание сложноподчиненных предложений: а) показать на картинках: «Лена потеряла карандаш, который был у Вовы. Чей это был карандаш?" б) ответить на вопрос: «Дети пошли в лес за грибами после того, как прошел дождь. Когда дети пошли за грибами: до дождя или после дождя?»
ü пассивный словарь: а) понимание обобщающих слов с деталями: для детей 5 лет – части тела, детали одежды; для детей 6 лет – детали мебели, транспорта; б) понимание названий детенышей домашних и диких животных (для подготовительной группы): у кошки – котенок, у лошади – жеребенок, у собаки – щенок, у коровы – теленок, у белки – бельчонок, у тигра – тигренок и т.д.; в) понимание слов с противоположным значением (для подготовительной группы): входит – выходит, высокий – низкий, открывает – закрывает, большой – маленький, влетает – вылетает, длинный – короткий, подходит – отходит, широкий – узкий и др.). Исследование экспрессивной речи: ü общая характеристика речи: есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь _________________________________________; ü исследование звукопроизношения: - гласные звуки: [ а ], [ о ], [ у ], [ ы ], [ и ], [ э ]; - свистящие: [ с ], [ с `], [ з ], [ з `]; - шипящие: [ ш ], [ ж ]; - аффрикаты: [ ц ], [ ч ], [ щ ]; - сонорные звуки: [л], [л`], [р], [р`], [м], [м`], [н], [н`]; - йотированные звуки: [я], [е], [ё], [ю], [й]; - звонкие и глухие звуки: [т], [т`], [к], [к`], [к], [к`], [в], [в`], [ф], [ф`]; Отметить: состояние звукопроизношения в отраженной и самостоятельной речи ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ ü исследование активного словаря: Ø объёма словаря: а) назвать предметы, картинки по темам (игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, части тела, животные, растения, люди разных профессий, картины природы); б) назвать предметы по описанию («Как называется предмет, которым расчесывают волосы?»); в) назвать действие по предъявленному предмету (ручкой пишут, ножом режут и т.д; игра «Кто как передвигается»: щука – плавает, ласточка –..., кузнечик –..., змея – … и др.); г) подобрать определения к словам (туча, небо, город, книга и т.д.); д) подобрать антонимы словам (холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, острый, робкий, мокрый, просторный и т.д.); е) подобрать родственные однокоренные слова (земля, радость, скорость, след, красить). Ø характеристика активного словаря: звукоподражания, лепетные слова, наличие глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных;
Ø точность употребления слов; ü воспроизведение: Ø слоговой структуры слова, звуконаполняемость (пуговица, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, температура, свисток, скворечник, милиционер, аквариум); Ø предложений (Ребята слепили снеговика. Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают в парикмахерской. Милиционер едет на мотоцикле). ü исследование грамматического строя речи: Ø состояние функции словоизменения: а) изменение по падежам: У меня есть карандаш. У меня нет... (карандаша). Я рисую... (карандашом) б) преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное число (стол – столы, кукла – куклы, дерево – …, ухо – …, рот – …, рукав – …, лист – …, глаз – …, окно – …, пень – …, стул – …, воробей – … и др.); в) образование форм имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа (шар – шара – шаров, окно – окна – окон, мяч – …, дом – …, дерево –…, улица – … и т.п.). г) согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде (шар голубой, глаз – …, чашка – …, ведро – …, платье – …, машина –...); г) образование глаголов движения с помощью приставок при, у, до, пере, вы (подготовительная группа): ходить – …, бежать – …, летать – … и др. Ø характер употребления предложных конструкций: а) спросить ребенка, где лежит карандаш (на столе, в коробке, под книгой); б) вставить предлоги в предложения (лампа висит... столом; мяч упал... пол; яблоко упало... ветки). Строение артикулярного аппарата: губ, зубов, челюстей, неба, языка _______________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Исследование общей моторики: ü выполнить задания: пройти по начерченной на полу линии, попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед; попрыгать попеременно на одной ноге и на другой; ударить ладонью по мячу об пол; перебрасывать мяч из одной руки в другую и т.д. Отметить: нарушение силы движений, их точности, объема, темпа, координации, переключения от одного движения к другому ________________________________
_______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Состояние речевой моторики. Выполнить движения: ü губами: вытянуть вперед, растянуть в улыбке, хоботок влево-вправо; ü языком: показать широкий, узкий язык, поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю; коснуться кончиком языка углов рта; ü мягким небом, нижней челюстью: широко открыть рот, покашлять с открытым ртом, осторожно подвигать челюстью вправо-влево. Отметить: наличие или отсутствие движения, замену заданного движения другим, тонус, объем движений, активность, длительность удержания органов в заданном положении, темп движения, лишние движения при выполнении заданного _______ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ Состояние слуха, слуховых дифференцировок и внимания: ü данные о состоянии биологического слуха взять из медицинской карты __________ ü показать, какая игрушка звучала: барабан, погремушка, бубен, дудочка, металлофон, гармошка. Состояние оптико-пространственного гнозиса и праксиса. Выполнить следующие задания: ü назвать предметы или их четкие изображения, контурные изображения, перечеркнутые, наложенные друг на друга; ü вытянуть (по образцу) 2-й и 3-й, 2-й и 5-й пальцы; сложить пальцы рук в кольцо попеременно, одновременно; выложить фигуру из спичек, мозаики; поставить стрелки на игрушечных часах по заданию логопеда. Состояние слухо произносительной дифференциации фонем: ü фонетически резко различающихся: [р]-[с], [л]-[п], [з]-[т]; ü фонетически близких: [м]-[н], [п]-[б], [т]-[д], [к]-[г]. Состояние фонематического анализа, синтеза, представлений: ü анализ: Ø выделение звука на фоне слова по картинкам и на слух (после показа логопеда); Ø выделение на слух ударного гласного в начале слова (удочка, Оля, искры, иней, апельсин, Аня, елка); Ø определение количества, последовательности и места звуков в слове (подготовительная группа); ü синтез: составить слово из звуков, произнесенных логопедом в ненарушенной последовательности: [н о с о с], [с ы р]; [л а п а]); ü фонематические представления: Ø отложить картинки, в названиях которых есть звук [с] или другой, заданный логопедом звук; Ø придумать слово с каким-либо звуком. Уровень представлений об окружающем и состояние интеллекта: ü состояние зрительного восприятия и внимания: назвать, что изменилось в ряду из 5 игрушек, какие игрушки поменялись местами, какой (каких) игрушки не стало;
ü знание цветов по названию: подобрать картинки к данному цветовому фону (лото "Цветные фоны"); ü состояние интеллекта: разложить 3, затем 4 картинки в последовательности изображенных на них событий. Речевая активность: __________________________________________________________ Отметить: самостоятельно вступает в контакт, с помощью, стремится к общению, негативен. Другие дефекты устной речи: Дислалия, дизартрия, заикание, ринолалия ________________________________________
Педагогическая характеристика связной речи: только при изменении диагноза _________ _____________________________________________________________________________ Уточненное логопедическое заключение (или диагноз)______________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дата _________________ Логопед ______________
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РЕЧЕВАЯ КАРТА[10]
ФАМИЛИЯ________________________________ ИМЯ ________________________________ ЛОГОПЕДИЧКСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ________________________________ _________________________________ ПРОТОКОЛ № __________ ОТ ________________
ЛОГОПЕД_______________________
АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ Фамилия, имя ребенка _________________________________________________________________________ Дата рождения ____________________ Возраст на 1.09._____г. ______________________________________ Домашний адрес ______________________________________________________________________________ Из какого ДОУ поступил _______________________________________________________________________ (№ ДОУ, район) Дата поступления в речевую группу _____________Протокол № __________ принят на срок ______________ Диагноз медико-педагогической комиссии ________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________
СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ Мать_________________________________________________________________________________________ (возраст при рождении ребенка) Отец_________________________________________________________________________________________ (возраст при рождении ребенка) Жалобы родителей ____________________________________________________________________________ Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников _________________________ Братья, сестры ________________________________________________________________________________ Взаимоотношения _____________________________________________________________________________
АНАМНЕЗ Наследственные заболевания ___________________________________________________________________ Возраст матери при рождении ребенка ___________ От какой беременности ребенок ___________________ Протекание беременности (токсикоз 1, 2 половины; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции) ________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) _________________________________ Стимуляция родов (механическая, химическая, электростимуляция) __________________________________ Когда закричал ребенок ________________________________________________________________________ Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) __________________________________________________________ Резус-фактор (отриц., положит., совместимый)_____________ Вес ____________ Рост ___________________ Первое кормление на ____________________вскармливание _________________________________________ Как взял грудь _________________ Как сосал ______________________________________________________ Наблюдались ли срыгивания, поперхивания _________________ Грудное вскармливание до ______________ Когда выписались из роддома _______________ Если задержались, то почему __________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|