Основные направления коррекционной работы воспитателя
Ø Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Выполняется в течение дня 3-5 раз. Ø Пальчиковая гимнастика. Выполняется в комплексе с артикуляционной – 3-5 раз в день. Ø Коррегирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы. Выполняется ежедневно после сна. Ø Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей, содержание занятий определено программой: q проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук; q повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов; q упражнения в звуко-слоговом анализе и синтезе; q повторение лексико-грамматических упражнений; q упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. Ø Фронтальные занятия по программе ДОУ (в соответствии с календарным планом логопедической работы). Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия. Ø Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.
Работа воспитателя и логопеда при коррекции звукопроизношения
Поэтапная работа логопеда и воспитателя по лексической теме
Разграничение функций Логопеда и воспитателя в процессе работы по лексической теме
Содержание логопедических пятиминуток (преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя) Тема: ___________________________________________________________________ Дата: __________________________
1. Игры на развитие зрительного и слухового восприятия: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Игры на развитие фонематических представлений: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Лесика, грамматика: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Речь с движениями: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Связная речь: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации воспитателю По использованию лексико-грамматических тем в старших логопедических группах
Третья неделя сентября
Тема: «Овощи». Словарь: огород, грядки, вкус, поливать, полезны, витамины, вредители-гусеницы, жуки, урожай, цветы, цвета овощей; расти, зреть, собирать, заготавливать, зрелый, незрелый, сладкий, кислый, горький, круглый, овальный. Грамматика: 1. Образование существительного множественного числа (огурец – огурцы). 2. Составление предложений из 3-4 слов (без предлогов). 3. Образование родительного падежа существительных.
Четвертая неделя сентября Тема: «Фрукты. Сад». Словарь: яблоки, груши, сливы, апельсин, лимон, гранат, хурма, части дерева, вкусные, румяные, сочный, спелый, незрелый, собирать, поливать. Грамматика: 1. Образование множественного числа имен существительных (яблоко-яблоки). 2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (яблоко-яблочко). 3. Употребление родительного падежа имен существительных единственного падежа (яблоко-яблока).
Первая неделя октября Тема: «Деревья». Словарь: ствол, ветви, листья, береза, корни, дуб, ель, сосна, клен, тополь, рябина, шишки, желуди, кисти, гроздь, шелестеть, склоняться, могучий, тонкая, стройная, плакучая, роща. Грамматика: 1. Упражнения в образовании прилагательных (дуб – дубовый). 2. Упражнения в употреблении родительного падежа имен существительных (лист слетел с осины).
Вторая неделя октября Тема: «Грибы». Словарь: белый, подберезовик, лисички, подосиновик, бледная поганка, съедобный, несъедобный, ядовитый, полезный, пластинчатый, сушить, варить, жарить, консервировать, лукошко. Грамматика: согласование существительных с прилагательным. Связная речь: описание грибов.
Третья неделя октября Тема: «Золотая осень». Словарь: прохладно, ветрено, сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, холодно, пасмурно, моросит, заморозки, сырой, промозглый, пожухли. Грамматика: согласование существительных с прилагательным. Связная речь: составление рассказа по сюжетным картинкам и вопросам воспитателя.
Четвертая неделя октября Тема: «Перелетные птицы». Словарь: перелетные птицы: грачи, скворцы, лебеди, ласточки, дикие утки, ласточки, водоплавающие птицы; оперение, насекомые, юг, зимующие птицы, перелет, клин, косяк. Грамматика: 1. Употребление существительных единственного и множественного числа в родительном падеже. 2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Первая неделя ноября Тема: «Наше тело. Предметы гигиены». Словарь: части тела: руки, ноги, туловище, голова, глаза, уши, нос, локоть, плечо, колено, подбородок; нюхать, слушать; полный, толстый, худой, карие, волнистые, волосы.
Грамматика: использование винительного и творительного падежей имен существительных (Дети моют руки. Зубы чистят щеткой.) Связная речь: описание человека.
Вторая неделя ноября Тема: «Посуда. Труд повара». Словарь: посуда: столовая – глубокие, мелкие тарелки, ложки, вилки, ножи, блюдца; чашки, чайник; кухонная – кастрюли, сковородки, стеклянная, деревянная, железная, глиняная. Грамматика: 1. Образование творительного падежа имен существительных. (Ест ложкой. Режет ножом); 2. Согласование существительных с местоимениями мой, моя, мое. 3. Подбор антонимов (горячий – холодный).
Третья неделя ноября Тема: «Продукты питания». Словарь: молочные: молоко, творог, кефир, сыр, масло, ряженка, варенец, йогурт, мясные: мясо, колбаса; хлебобулочные изделия: хлеб, батон, баранки, бублики; пирожные, торт, печенье, шоколад, кондитер, пекарь, печет, варит, жарит. Грамматика: 1. Согласование существительных с местоимениями мой, моя, мое, мои. 2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (сыр – сырок, творог – творожок).
Четвертая неделя ноября Тема: «Одежда. Обувь». Словарь: виды одежды, обуви: рукав, воротник, пуговицы, петелька, застежка, манжеты, подошва, летний, осенний, меховой, кожаный, вязаный, резиновый, железные, пластмассовый. Грамматика: 1. Образование относительных прилагательных (мех-меховой). 2. Согласование существительных с местоимениями.
Первая неделя декабря Тема: «Дом. Мебель». Словарь: одноэтажный, многоэтажный, дом, подъезд, квартира, лестница, лифт, ступеньки, балкон, лоджия, этаж, мебель, электроприборы, пылесос, утюг, микроволновая печь, тостер, холодильник, торшер, бра, удобный, мягкий, деревянный, кожаный, уютная. Грамматика: 1. Согласование существительного с прилагательным. 2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. 3. Составление предложений с предлогами в, на, под.
Вторая неделя декабря Тема: «Домашние животные, детеныши». Словарь: домашние животные: кошка, котята, собака, щенята, свинья, поросята, лошадь, жеребята, корова, телята, баран; овца, ягненок, верблюд, верблюжонок, ослы; ходят, бегают, скачут; верблюжья колючка, пустыня, будка, сарай, конюшня, овчарня. Грамматика: 1. Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (кошка – котенок). 2. Упражнения в употреблении предложного падежа имен существительных (в конюшне, в свинарнике). Связная речь: составление описательного рассказа о домашних животных.
Третья неделя декабря Тема: «Домашние птицы». Словарь: домашние птицы: петух, курица, цыпленок, гусь, гусыня, гусенок, селезень, утка, утенок, индюк, индюшка, индюшонок, клевать, щипать, щипок, гоготать, оперение, водоплавающие. Грамматика: 1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. 2. Употребление родительного падежа имен существительных единственного и множественного числа. Связная речь: составление рассказа по сюжетной картинке «Птичий двор».
Четвертая неделя декабря Тема: «Игрушки». Словарь: пластмассовые, деревянные, резиновые, плюшевые, меховые, стеклянные, бумажные, музыкальные заводные, спортивные, ломать, исправить, механические, дружно, скучно, слаженно, игрушечный. Грамматика: 1. Образование относительных прилагательных. 2. Согласование существительных с числительными один, два в числе и роде. Связная речь: составление описательного рассказа «Моя любимая игрушка».
Первая неделя января Тема: «Новогодний праздник». Словарь: украшения; гирлянда, мишура, вьюга, конфетти, елочный, вьюга, морозный, стеклянные, морозит, пурга, метель, морозно, Снегурочка, Дед Мороз, радостно. Грамматика: 1. Образование относительных прилагательных. 2. Упражнения в употреблении предлогов на, под, около. Связная речь: составление рассказа по сюжетной картине на новогодние темы.
Вторая неделя января Тема: «Дикие животные». Словарь: звери, дикие животные, шерсть, лапы, клыки, рога, место обитания, запасают, зимуют, линяют, впадают, спячка, пушистая, хитрая, юркая, шустрая, бурый, неуклюжий, вперевалочку. Грамматика: 1. Упражнения в употреблении косвенных падежей имен существительных. 2. Образование приставочных глаголов (выбежал, подбежал, ускакал). Связная речь: составление рассказов о животных (комментированное рисование).
Третья неделя января Тема: «Животные жарких стран». Словарь: зоопарк, Африка, лев, тигр, слон, обезьяна, зебра, носорог, крокодил, бегемот, кенгуру, скачет, крадется, прыгает, лазает, хищные, травоядные, лианы, баобаб, ананас, банан. Грамматика: 1. Упражнения в образовании множественного числа имен существительных (лев – львы, львята). 2. Работа с антонимами (добрый – злой). Связная речь: составление рассказа «Путешествие в тропический лес» с опорой на игрушки и предметные картинки.
Четвертая неделя января Тема: «Животные холодных стран». Словарь: север, белый медведь, пингвин, Антарктида, песец, морж, олень, стройный, ветвистые рога, неуклюжий, пушистый, лохматый, хищный, холодно, мерзлота, айсберг, ледоколы. Грамматика: 1. Употребление имен существительных единственного и множественного числа в родительном падеже. 2. Согласование имен существительных с именем прилагательным в роде, числе, падеже. 3. Работа с синонимами (неуклюжий, неповоротливый и т. д.). Связная речь: составление рассказа по сюжетной картине по выбору воспитателя.
Пятая неделя января Тема: «Зимующие птицы». Словарь: корм, кормушка, холод, голод, воробей, ворона, синица, снегири, дятел, сорока, сова, клевать, чирикать, нахохлился, каркать, зимующие, выжить, ветрено, морозно. Грамматика: 1. Упражнения в употреблении предлогов на, у, в, с, около. 2. Согласование имен существительных с глаголом прошедшего времени. Связная речь: инсценирование стихотворения «Где обедал воробей?»
Первая неделя февраля Тема: «Зима. Зимние забавы». Словарь: зимние забавы, холод, стужа, январь, февраль, декабрь, замерзнуть, зябко, поземка, дуть, завывает, лепить, съезжать, пушистый, белый, искрится, гладкий, твердый. Грамматика: 1. Упражнения в употреблении однородных определений (снег пушистый, мягкий). 2. Работа с антонимами (холодно – тепло). Связная речь: составление рассказа по картине и из личного опыта «Зимние забавы».
Вторая неделя февраля Тема: «Почта». Словарь: почтальон, конверт, марки, заказное письмо, газеты, журналы, телеграмма, телефон, телеграф, посылочный, отдел, отдел доставки, адрес, бланк, бросил, опустил, доставил, бандероль, вовремя, внимательно. Грамматика: 1. Работа над родственными словами. 2. Образование относительных прилагательных. 3. Согласование имени существительного с местоимением в роде, числе и падеже. Связная речь: составление рассказа из личного опыта «Что я видел на почте?» (после экскурсии).
Третья неделя февраля Тема: «Наземный транспорт». Словарь: экскаватор, самосвал, троллейбус, автобус, трамвай, электровоз, машинист, тракторист, шофер, водитель, вагоновожатый, рельсы, пути, наземный, специальный, пассажир, быстро, удобно, вежливо, вовремя. Грамматика: 1. Употребление имен существительных единственного и множественного числа. 2. Усвоение приставочных глаголов: у-, в-, на-, с-, под-. Связная речь: составление предложений по схемам с предлогами к, за, около, на, из-за.
Четвертая неделя февраля Тема: «Водный, воздушный транспорт». Словарь: самолет, вертолет, ракета, корабль, парусник, лодка, яхта, теплоход, летчик, космонавт, капитан, матросы, моряки, пассажиры; у самолета – крылья, кабина, фюзеляж, хвост; эскадрилья, аэропорт, аэродром; у корабля – каюта, палуба, борт, порт; пограничник, танкист, ракетчик. Грамматика: 1. Образование глаголов с помощью приставок (улетел, прилетел, залетел). 2. Согласование имен существительных с числительными 1-10.
Первая неделя марта Тема: «Семья». Словарь: взрослые, дети, поколение, помощник, март, старший, младший, пожилой, женский день, любимая, нежная, оберегать, защищать, помогать, дарить, поздравлять, братья, сестры. Грамматика: 1. Употребление косвенных падежей имен существительных в предложениях. 2. Образование прилагательных от наречий (нежно – нежная). Связная речь: составление рассказа «Моя семья» (из личного опыта с опорой на свой рисунок).
Вторая неделя марта Тема: «Больница». Словарь: больница, поликлиника, врач, доктор, медсестра, рецепт, аптека, шприц, градусник, лекарство; больной, здоровый, лечить, выздоравливать, забинтовывать, шпатель, фонендоскоп, чуткий. Грамматика: 1. Образование относительных прилагательных от существительных. 2. Согласование имени существительного с местоимениями мой, моя, мое, мои.
Третья неделя марта Тема: «Дорожное движение». Словарь: пешеход, переход, тротуар, светофор, мостовая, регулировщик, дорожные знаки, правила поведения, переходить, объезжать, обгонять, внимательно. Грамматика: 1. Образование глаголов с помощью приставок (ехал – наехал, заехал). 2. Употребление существительных с притяжательными местоимениями. Связная речь: составление рассказа «Я – пешеход».
Четвертая неделя марта Тема: «Весна. Прилет птиц». Словарь: весна, март, апрель, май, капель, почки, гнезда, пригревает, пашут, вьют, сеют, набухают, щебечут, пробиваются, день длиннее, ярко, ночь короче. Грамматика: 1. Согласование имен существительных с глаголами настоящего и прошедшего времени. 2. Работа с антонимами (короче – длиннее; тепло – холодно). Связная речь: составление сложных предложений с предлогом потому что.
Первая неделя апреля Тема: «Весна. Труд земледельцев». Словарь: хлебороб, механизатор, тракторист, мельник, пекарь, комбайн, жатва, озимые, пашут, боронуют, сеют, молотят, скашивать, беречь, урожайный, полевые работы, садовые работы, секатор, обрезают. Грамматика: 1. Согласование существительных и прилагательных среднего рода. 2. Употребление косвенных падежей имен существительных. Связная речь: составление рассказа по сюжетным картинкам, по опорным таблицам; пересказ текстов по выбору воспитателя.
Вторая неделя апреля Тема: «Космос». Словарь: ракета, космонавт, космодром, скафандр, космический корабль, тренажер, планета, управлять, приземляться, стремительно, выносливый, ввысь. Грамматика: 1. Составление простых распространенных предложений по опорным словам и вопросам. 2. Согласование слов в предложении.
Третья неделя апреля Тема: «Библиотека. Сказки». Словарь: библиотекарь, стеллажи, переплет, обложка, страницы, автор, название, писатель, поэт, формуляр, писать, читать, добро, зло, сказочник, устное народное творчество, волшебство, чудесные вещи. Грамматика: употребление существительных единственного и множественного числа в винительном, родительном падежах. Связная речь: придумать сказку о чудесных вещах.
Четвертая неделя апреля Тема: «Родина. Родной город». Словарь: Россия, столица, Москва, улица, площадь, набережная, аллея, заводы, простор, части света, герб, гимн. Грамматика: 1. Употребление существительных в предложном падеже. 2. Составление предложений по схеме и вопросам. Связная речь: составление рассказа из личного опыта «Я в городе этом живу».
Первая неделя мая Тема: «Стройка». Словарь: строитель, маляр, каменщик, плотник, стройка, подъемный кран, бульдозер, мастерок, раствор, стружки, опилки укладывать, вставлять, настилать, ловко, слаженно, прочно, аккуратно. Грамматика: 1. Творительный падеж имен существительных (красят кистью). 2. Согласование слов в предложении. Связная речь: составление предложений по сюжетным картинкам.
Вторая неделя мая Тема: «Рыбы». Словарь: карась, щука, лещ, ерш, сом, дельфин, акула, кит, окунь, плавники, чешуя, аквариум, икра, речные, морские, аквариумные, жарить, сушить, жабры. Грамматика: 1. Образование прилагательных от существительных (аквариум – аквариумные). 2. Употребление имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе (карась – карасик, карасики).
Третья неделя мая Тема: «Цветы». Словарь: полевые: ромашки, колокольчики, одуванчик, мак; садовые: розы, гвоздика, тюльпан, пион, нарцисс; комнатные: герань, бальзамин, бегония, аспарагус; цветут, пахнут, вянут, ухаживать, поливать, рыхлить, ароматный, яркий, цветущий. Грамматика: 1. Согласование существительного с прилагательным в роде, числе, падеже. 2. Работа с синонимами. Связная речь: составление рассказа «Необыкновенный цветок» (комментированное рисование).
Четвертая неделя мая Тема: «Насекомые». Словарь: кузнечик, жуки, шмель, пчела, бабочки, комар, гусеница, стрекоза, летать, жужжать, жалить, стрекотать, вредные, полезные. Грамматика: 1. Использование существительных единственного и множественного числа в родительном и винительном падежах. 2. Согласование существительных с глаголом настоящего и прошедшего времени. Связная речь: пересказ рассказов, сказок (по выбору воспитателя); составление описательных рассказов.
Примерный план взаимосвязи коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (старшая группа) (материалы предоставлены директором «Начальная школа-детский сад компенсирующего вида № 72» г. Краснодара К.А. Хашабовой,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|