Упражнения, предшествующие «печатанию» букв, слогов и слов
• Правильная посадка во время письма (индивидуально, с учетом двигательного статуса). • Смена динамических поз во время занятия: сидя — во время письма, стоя, лежа и др. — во время выполнения других заданий. • Игровые упражнения на активизацию движений кистей рук, пальцев («пальчиковая гимнастика»). • Рисование на нелинованной бумаге линий в различном • Рисование вертикальных линий разной длины: - Свободное рисование вертикальных линий. - Рисование вертикальных линий по заданию учителя («Нарисуй столько же линий; нарисуй линии такого же цвета; нарисуй линии другого цвета; нарисуй линии в правой части листа; нарисуй линии длиннее» и др.). - Рисование комбинации из вертикальных линий воспроизводимой по памяти («Запомни и нарисуй столько же линий»; «Нарисуй линии такого же цвета»; «Запомни и нарисуй линии в том же порядке»). • Рисование вертикальных линий от начальной точки: - без внимания к длине линий; - линии одинаковой длины; - длиннее или короче образца (по заданию педагога). • Рисование горизонтальных линий (последовательность • Рисование горизонтальных линий от начальной точки: - разной длины «Покати мяч по дорожке. Какой мяч у тебя укатится дальше других?»; А одинаковой длины («Расческа»); А длиннее или короче образца. • Рисование вертикальных и горизонтальных линий по
• Произвольное рисование наклонных линий в разных • Рисование прямых наклонных линий в разных на • Рисование прямых наклонных линий в заданном на
(«Ветки дерева при порыве ветра», «Ежик»). • Рисование прямых наклонных линий по двум точкам («Елочка»). • Дорисовывание предметов знакомыми линиями. • Рисование предмета из прямых линий по совместному - По замыслу учителя, с совместным анализом, копированием действий учителя, выполняемых у доски. - По замыслу учителя, с совместным анализом, самостоятельным выполнением в альбоме. - По коллективному замыслу, с совместным анализом и самостоятельным выполнением. - По замыслу, с индивидуальной помощью учителя. • Вычерчивание на нелинованной бумаге фигур и ком • Использование разнообразных материалов: мел, карандаш, акварельные краски, фломастеры. • Знакомство с режимом работы в тетради: письмо слева • Рисование бордюров из изученных линий и геометрических фигур. • Рисование изученных печатных букв (по заданию учи
«Математическая азбука» является основой овладения детьми элементарными математическими представлениями и навыками счета. В этой части коррекционной работы мы рекомендуем выделить следующие три этапы обучения. На первом этапе происходит формирование начальных пространственно-временных понятий, представлений о размере, форме, цвете предметов окружающей среды (на доступном уровне восприятий). На первом этапе необходимо усилить внимание к развитию общей и мелкой моторики. Можно проделать следующие упражнения. • Работа с красками в пальчиковой технологии, рисование вертикальных и горизонтальных линий, раскрашивание фона для аппликаций (небо, трава и др.),
• Обводка, штриховка, соединение точек с использование фломастера, карандаша. • Работа с пластилином: размазывание, раскатывание • Наклеивание готовых форм в аппликативных видах • Захват, перекладывание мелких предметов. • Работа с клеем, крупой, другими сыпучими материалами. На втором этапе — происходит закрепление усвоенных пространственных и временных представлений, а также понятий о размере, цвете, форме предметов, закладываются основы количественных представлений, навыков счета в доступных пределах числового ряда, умения использовать их в бытовой ситуации1. Третий этап, как и предыдущие, ориентирован на индивидуальный уровень достижений детей, поэтому на этом этапе'(См. приложение «Основы счета» (с. 105)) для каждого ребенка составляется программа, учитывающий уровень его возможностей, а также темп усвоения материала. В указанный период может быть предусмотрено знакомство детей со счетом в пределах заданного числового ряда, с простейшими арифметическими операциями: сложение и вычитание, правилами работы с калькулятором, деньгами — монетами и бумажными купюрами, а также с календарем, основными единицами измерений длины, времени, массы, стоимости. К практическим видам упражнений данного этапа можно отнести: • работу с календарем: определение количества дней в • определение времени с помощью игрушечных часов, • оплату небольшой покупки в продуктовом магазине, • изготовление простых изделий нужного размера. Примерное содержание первого этапа обучения: Пространственные представления: Ориентация в схеме собственного тела. Узнавание, показ, называние частей тела. Пространственная ориентация в группе (классе), здании, на улице. Расположение предметов в пространстве (на плоскости): впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, близко, далеко, над, под, в и др.
Временные представления Утро, день, вечер, ночь. Наблюдение за сменой дня и ночи. Режимные моменты в разное время суток. Времена года: зима, весна, лето, осень. Наблюдения в течение года за изменениями в природе. Проекты «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Поделки из природного материала, аппликации, рисунки. Понятие о цвете: Основные цвета (красный, зеленый, синий, желтый, белый, черный). Узнавание основных цветов. Соотнесение предметов по цвету. Выбор цвета по словесной инструкции. Закрепление названий цветов в подвижных, дидактических играх, изодеятельности, конструировании и др. Понятия о размере: Большой -- маленький. Выполнение инструкций педагога (принести, дать, поставь на место большую/маленькую игрушку и др.). Длинный — короткий, толстый — тонкий, высокий — низкий. Закрепление размеров в игровых, бытовых ситуациях, в трудовой деятельности. Организация игр, изобразительная деятельность. Понятие о форме предметов: Узнавание объемных форм: шар, крыша (треугольная призма), кубик (куб), брусок (прямоугольный параллелепипед). Выполнение простейших построек из модулей — домик, ворота, башня и др. Узнавание геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат. Конструирование: солнце, цветок, дом, елка, машина, др. Второй этап обучения Количественные представления: Много, мало, один. Сравнение групп предметов: больше, меньше. Основы счета: Узнавание и показ цифр 1—9. Практические задания по закреплению образа цифры: раскрашивание, размазывание пластилином по контуру цифры, показ цифр на телефонном аппарате, пульте управления, бытовых приборах.
Соотнесение числа с количеством предметов в пределах изучаемого числового ряда — сервировка стола по количеству детей в группе (классе) и др. Знакомство с монетами, распознавание монет 1 р., 2 р., 5 р., бумажной купюрой — 10 р. Оборудованные игры на закрепление умений совершать покупку (продажу) с использованием денег.
Переход на третий этап осуществляется с учетом предыдущих этапов, но следует напомнить о том, что третий этап может оказаться доступным лишь отдельным детям из той или иной возрастной группы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|