Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления педагогической работы




Содержание обучения в Центре лечебной педагогики основывается на переработанных и адаптированных к рос­сийским условиям направлениях работы специальных школ для детей с глубокими умственными и множественными на­рушениями Земли Северный Рейн-Вестфалия (Германия). Названные материалы опубликованы в книге «Основные направления и содержание обучения детей и подростков с особыми потребностями в лечебно-педагогическом цен­тре», которая рекомендована в качестве программно-мето­дических материалов для специальных учебных заведений Экспертным Советом Главного управления общего и про­фессионального образования Псковской области в 1999 г. Учитывая их важность и тесную взаимосвязь направлений с представленными в этом сборнике программами, перечис­лим их и кратко раскроем содержание. В качестве основных направлений обучения и воспитания в центре используются следующее:

• формирование представлений ребенка о себе;

• формирование умений позаботиться о себе и содейство­вать обеспечению своего существования;

• формирование представлений об окружающем мире и
ориентации в среде;

• развитие навыков коммуникации и общения в доступ­ных видах социальных отношений;

• познание предметного мира, участие в созидательной
деятельности.

 

 

Формирование представлений о себе включает: позна­ние собственного тела, распознавание своих психофизиче­ских ощущений и управление ими, познание себя как лич­ности, осознание границ своих возможностей. Так, в рамках работы над познанием учащимися собственного тела разви­вается восприятие своего тела, происходит формирование представлений о своей внешности, ориентировки в схеме собственного тела.

Обучение распознаванию психофизических ощущений и управлению ими осуществляется в процессе наблюдения ребенком за своим хорошим или плохим самочувствием. В частности, формируется умение соотносить свои ощущения с изменением среды: распознавать приятные/неприятные ситуации в ходе общения через обозначение невербальными или вербальными знаками; проявлять волевые усилия по преодолению чувства дискомфорта, самостоятельно нахо­дить способы переключения или обращаться за помощью к взрослым.

Познание себя происходит в процессе наблюдения за видимыми физиологическими изменениями: изменение веса, роста и др. Дети обучаются оценивать свои желания и управлять ими в соответствии с общепринятыми правилами поведения в процессе совместной деятельности. В ситуаци­ях, когда ребенок сталкивается с невозможностью самосто­ятельно решить ту или иную проблему, у него формируется осознание границ своих возможностей.

Формирование умения позаботиться о себе и содейство­вать обеспечению своего существования осуществляется в ходе обучения самообслуживанию и жизнеобеспечению, решению каждодневных жизненных задач, направленных на удовлетворение своих первоочередных потребностей. Содержание обучения включает в себя умение сообщать о своих потребностях; выполнять действия, направленные на их удовлетворение; соблюдать гигиенические нормы, содер­жать в чистоте окружающее пространство; соблюдать эле­ментарные правила безопасности жизнедеятельности.

Формирование представлений об окружающем мире включает: ориентацию в ближайшем окружении, развитие представлений о внешнем окружении, ориентацию во вре­мени. Так, ориентация в ближайшем окружении предпо­лагает получение представлений об окружающих объектах, связанных с реализацией первоочередных потребностей, ориентацию в пространстве: обозначение местонахождения предметов, помещений внутри дома, в центре.

Расширение представлений об окружающем мире проис­ходит в процессе знакомства с объектами общего пользова­ния, объектами и явлениями живой и йеживой природы.

Ориентация во времени включает в себя осознание после­довательной смены событий в течение какого-либо периода времени: дня, недели, года и т. д.; использование элементар­ных временных понятий в процессе совместной деятельно­сти, обозначение их знаками; выделение характерных при­знаков времен года; составление расписания деятельности, пользование часами и календарем.

Развитие навыков коммуникации и общения в доступ­ных видах социальных отношений происходит в процессе обучения умению вступать в контакт и поддерживать его по определенной схеме коммуникации (используя невербаль­ные и вербальные формы, технические средства), соблюдать общепринятые правила общения.

Умения включаться в социальные отношения и участво­вать в совместной деятельности формируются в ходе осво­ения доступных социальных ролей, соблюдения общепри­нятых правил поведения. Сначала дети учатся принимать помощь окружающих (физическую, вербальную), затем совмещенными действиями оказывать помощь другим. Учащихся стимулируют к проявлению самостоятельности в выражении своих потребностей и учету интересов окру­жающих при совместной деятельности. Детей обучают со­блюдению общепринятых правил поведения, освоению до­ступных социальных ролей в игре, повседневной жизни, специальных мероприятиях с привлечением сверстников и взрослых из других организаций.

Познание предметного мира и участие в созидательной деятельности происходит в процессе обучения предметно практической, игровой и доступной трудовой деятельности.

У детей формируются следующие навыки и умения: захва­тывать и удерживать предметы в руках; различать предме­ты по их внешним и функциональным свойствам; пользо­ваться предметами, в том числе доступным инструментом, по назначению; при выполнении действий руководствовать­ся алгоритмическим предписанием в виде последовательно расположенных предметов, фотографий, пиктограмм, слов или других знаков; распределять операции, выполняя ра­боту вместе с другими; соблюдать меры безопасности при самостоятельной работе; оценивать полученный результат, принимать вознаграждение или взыскание.

Формирование предметных действий и понятий проис­ходит в процессе предметных, ролевых, сюжетно-ролевых, подвижных и спортивных игр, познавательной и трудовой деятельности на занятиях художественным творчеством, музыкой, ЛФК, деревообработкой, растениеводством, тка­чеством, кулинарией и другим бытовым хозяйственным трудом.

При обучении предметно-практической, игровой и до­ступной трудовой деятельности развиваются такие качества эмоционально-волевой сферы: усидчивость, способность работать длительное время, качественно доводить начатое дело до конца.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...