Допрофессиональная подготовка
КЕРАМИКА
Обучение изготовлению керамических изделий является логическим продолжением занятий лепкой. Здесь используются все те базовые навыки, которые дети приобрели на занятиях по предметно-практической деятельности, художественному творчеству, работая с пластилином, глиной и другими пластичнымиматериалами. Глина обладает целым рядом свойств, делающих ее очень удобной для работы с детьми с различного рода нарушениями. Необходимо помнить, что в занятиях керамикой выделяются два аспекта: творческий и технический. При работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями важными являются оба. Акцент может быть сделан как на творческой стороне процесса (и тогда главной становится задача целостного воздействия на личность ребенка), так и на технической стороне, с помощью которой можно развивать самые разные умения. Целью обучения керамике, как предмету допрофессиональной подготовки является формирование умений изготавливать керамические изделия. Дети осваивают приемы изготовления керамических изделий, развивается интерес Учащихся к процессу их изготовления, обучаются создавать художественные творческие работы. Возможные керамические изделия: подсвечники, изразцы, подвески, цветочные горшки, вазы и другие работы. Продукты труда учащихся Могут использоваться в качестве декоративных элементов Для украшения помещений, выставочных экспонатов, сувениров для продажи. Конечный результат доставляет радость детям, способствует развитию уверенности в себе, повышав! интерес к труду.
1. Подготовка глины к работе: • отщипывание кусочка от большого куска; • разминание пальцами; • отбивание.
2. Изготовление заготовок для изделий: • катание колбаски; • катание шарика;
• раскатывание скалкой; • вырезание по контуру шилом заданную фигуру; • выдавливание формой; • заполнение формы изнутри; • обработка (сглаживание) обрезанного края пальцем, смоченным водой. 3. Нанесение декоративных деталей: • нанесение рисунка пальцем; • нанесение рисунка стекой; • нанесение рисунка штампом; • приклеивание мелких деталей на изделие. 4. Работа с глазурью: • подбор цвета глазури; • покрытие изделия глазурью методом погружения; • покрытие изделия глазурью с помощью кисти.
5. Определение степени готовности изделия к обжигу (просохло \не просохло). 6. Обжиг: • установка в печь; • вынимание из печи.
БАТИК Батиком называется техника росписи ткани. Способов росписи ткани существует множество. Рассмотрим один из них, так как он является очень простым, доступным для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. При изготовлении батика учащиеся работают с необычными для них материалами (воск, красители), да и само рисование по ткани является, необычным для большинства детей. Целью занятий является обучение изготовлению батика. В ходе обучения решается ряд актуальных для ребенка задач. Дети учатся соблюдать последовательность операций при изготовлении батика; знакомятся со свойствами материалов (ткань, воск, краски, красители); учатся соблюдать технику безопасности при работе с воском и глажении; учатся готовить рабочее место и убирать его; развивают творческое отношение к работе. Изготовление работ в технике «батик» представляет собою определенную последовательность отдельных операций. Ход обучения, соответственно, следует технологическому процессу. То есть ребенок осваивает весь цикл от начала до конца, но с разной степенью самостоятельного участия в выполнении операций. Первый круг является больше наблюдательным для ученика, степень его участия в каждой операции незначительна. С каждым следующим кругом степень участия взрослого уменьшается, а самостоятельность ученика возрастает.
Обучение техническим приемам изготовления батика идет параллельно с решением другой важной задачи: развитием у учащихся творческого отношения к работе. Ученики максимально вовлекаются в процесс обсуждения будущего Рисунка: что рисуем, какими цветами, каков размер рисунка, ученик сам выбирает цвет красителя.
Важным фактором, повышающим интерес детей, является то, что все работы изготавливаются либо для подарков, либо для продажи, либо для украшения помещения. Для эмоционального, социального развития учащихся значимо знание, для чего и для кого они делают ту или иную работу и получают удовлетворение от того, что доставят радость другому человеку. Виды работ зависят от возможностей школы и от фантазии детей и педагога. Это могут быть открытки к различным праздникам (1 сентября, Новый Год, 8 Марта, Пасха, день рождения и др.), картины на самую разную тематику, это может быть декоративное оформление матерчатых сумок, салфеток, скатертей, элементов одежды. Примерное содержание обучения. 1. Освоение последовательности операций при изготовлении батика: 1. Натягивание ткани на рамку (закрепление кнопками); 2. Раскрашивание красками внутри контура или отпечатывание штампов:
• подбор краски нужного цвета; • смешивание их; • нанесение нужного количества краски на ткань; • нанесение ее на штамп; • отпечатывание штампа. 3. Подготовка воска к работе: • измельчение свечи ножом; • растапливание воска; • определение готовности его к использованию. 4. Покрывание ткани воском: • нанесение горячего воска кисточкой на ткань; 5. Сминание ткани, покрытой воском; 6. Разведение красителя в воде:
• подбор цвета красителя; • наливание определенного количества воды в емкость • (ведро, бак, таз); • размешивание порошка в воде. 7. Окрашивание ткани: • опускание ее в краситель; • выдерживание ее в красителе определенное время; • доставание ее из красителя; • ополаскивание ее в проточной воде;
• отжим.
8. Сушка ткани; 9. Глажение ткани через газету:
• укладывание на гладильный стол толстого слоя газет; • раскладывание на газете изделия; • накрывание изделия газетой; • глажение; • определение излишек воска; • смена газеты. 2. Подготовка к работе и уборка рабочего места: 1. Надевание халата или фартука, 2. Подготовка материалов для работы (кисточки, краски, стаканчики, газеты); 3. Мытье кисточек, стаканчиков для красок после работы; 4. Мытье столов после работы; 5. Мытье рук. Замечания: • ткань для работы предварительно стирается, она не • лучше всего работать с тканями из хлопка; • фломастер должен быть специальный для рисования • краски используются специальные для ткани; расписанную ткань можно после просушки стирать
ТКАЧЕСТВО Занятия ткачеством можно рассматривать как предмет допрофессиональной подготовки и как предмет художественного творчества. Обучение элементам ручного плетения развивает творческие способности детей, фантазию, способствует эмоциональному развитию. Перенесение рисунка, сделанного карандашом или красками на бумаге, на ковер из ниток, успешный подбор необходимых вспомогательных материалов, использование своего жизненного опыта, воображения дают ребенку возможность самовыражения. Ткачество, как профессиональная деятельность формируется в ходе специально организованных занятий. При обучении ткачеству происходит перенос ранее приобретенных знаний и умений на другую деятельность, и приобретение новых навыков работы с различными инструментами и материалами. На занятиях ручного плетения дети и подростки знакомятся с устройством ткацкого станка, учатся готовить нити и другой материал, осваивают разные способы работы челноком. Среди возможных изделий ткачества: ковры с сюжетным рисунком, основы для панно, коврики (полосатые дорожки) различной формы, элементы для украшения одежды и сумок, подставки для цветов и другие изделия. Полученные изделия служат украшением помещений, являются выставочным материалом, часто продаются. В последнем случае учащиеся, изготавливающие изделия, получают часть денег в качестве зарплаты, что способствует осознанию значимости своего труда и формированию мотивации трудовой деятельности.
В процессе обучения развивается внимание, усидчивость, способность терпеливо достигать запланированного результата. В ряде случаев, например, когда ребенок перевозбуждается в группе, занятия ткачеством можно использовать в терапевтических целях.
Оборудование и материалы, необходимые для обучения ткачеству: /. Оборудование: • стационарный ручной ткацкий станок; • переносные ткацкие станки (настольные); • металлические и деревянные обручи, используемые 2. Инструменты: • челноки разных размеров; • иглы с тупым концом; • ножницы; • расчески с разной частотой зубьев. 3. Материалы: • нитки, ткань, ленты, веревки, природный материал, Примерное содержание обучения. /. Знакомство с устройством ткацкого станка и челнока. • определение вида станка (стационарный, переносной, • выделение отдельных его частей (рамка, гвозди для
• выделение на челноке прорези для нитки. • подбор их по цвету, толщине; • разматывание их с мотка на клубок; • наматывание на челнок; • связывание нитей различными узлами (простой, для 3. Работа с челноком: • подбор челнока нужного размера; • правильное его удержание с нитками в правой и левой • перекладывание его из одной руки в другую; • движение челноком в горизонтальном направлении • движение челноком от себя к себе по основе изделия, • слева направо с захватом определенного количества • плетение последующих рядов с захватом определенного • соединение деталей рисунка ковра разными способами: • соединение уточных* нитей встык; • соединение уточных нитей вокруг общей основной нити; • определение направления движения челнока по расположению уточной нити. 4. Ориентация на основе изделия: • определение: — горизонтального, вертикального направления нити, — верхнего, нижнего и боковых краев изделия, — начала, середины и конца ряда. • плетение до обозначенного места:
— по рисунку, — по метке на основе.
• определение места на основе для отдельных элементов • определение места для декоративного материала на готовом изделии. 5. Подготовка и уборка рабочего места: • подготовка и уборка инструментов и материалов; • протирание станка от пыли и остатков ниток; • сматывание и хранение ниток в специально отведен • подметание пола. * Уточная нить — нить на челноке.
КРОЙКА И ШИТЬЕ Одним из направлений допрофессиональной подготовки является обучение элементам кройки и шитья, которое включает в себя ручное шитье, кройку и шитье на электрической швейной машине. На занятиях дети учатся применять ранее сформированные представления, умения и навыки, например: разрезание ниток и ткани ножницами, обведение шаблонов, видение контура, использование понятий (мерка, метка, длинный — короткий, толстый — тонкий, одинаковый, форма предметов, площадь), ориентировка в пространстве (верх — низ, право — лево, начало, конец, середина) и т. д. Современные швейные электрические машины достаточно безопасны, но для работы на них должны быть сформированы необходимые навыки и умения. В процессе обучения подростки, в зависимости от особенностей их психофизического развития, осваивают доступные операции работы с тканью с использованием различных инструментов и материалов, в частности учатся элементам кроя, сборки изделия, подготовке электрической швейной машины к работе и шитью на ней. Среди возможных пошивочных изделий: салфетки, мешочки, сумки, нагрудники, кухонные принадлежности (прихватки, варежки), фартуки, юбки несложных фасонов и другие вещи. Осознание своей причастности к работе на электрической машине, изготовление нужных и красивых вещей для себя, для подарков или на продажу, изготовление авторских работ предоставляют возможность самовыражения, делают труд интересным для подростков, способствуют развитию чувства уверенности в себе и самоуважения.
1. Оборудование: • электрическая швейная машина. 2. Инструменты: • ножницы, иглы, булавки, линейка или мерка-шаблон, 3. Материалы: • ткань, нитки, подсобный и декоративный материал Примерное содержание обучения. Ручное шитье. 1. Подготовка к шитью: • отмеривание ниток, вдевание нитки в иголку, отреза 2. Выполнение шва «вперед иголка» (наметочного шва): • прокалывание бумаги, ткани иглой; • выполнение серии горизонтальных стежков; • вышивание по контуру. 2. Кройка и шитье на электрической швейной машине. 1. Подбор ткани и ниток: • по цвету; • по толщине. 2. Элементы кроя изделия или отдельных деталей: • определение лицевой и изнаночной стороны ткани; • определение долевой и поперечной нити ткани; • раскладывание ткани на горизонтальной поверхности; • нахождение на ткани места для выкройки; • закрепление выкройки на ткани (английскими булавками, удержание рукой); • обведение выкройку мелом; Допрофессиональная подготовка • снятие выкройки с ткани; • вырезание ножницами по намеченному контуру. 3. Сборка изделия: • определение места каждой детали изделия в целом изделии; • соединение деталей изделия друг с другом (английскими булавками, наметочным швом). 4. Подготовка электрической швейной машины к работе: • включение в сеть; • установка педали под ногой; • наматывание нити на шпульку при открученном винте • закручивание винта разъединителя махового колеса; • вставление шпульки с нитками в шпульный колпачок; • вставление шпульного колпачка в челнок; • заправка верхней нити; • вывод челночной нити наверх. 5. Шитье на электрической швейной машине: • опускание и поднимание иголки, вращением махового • опускание и поднимание лапки при помощи рычажка; • подведение ткани под лапку и вытаскивание ткани из- • регулировка ткани руками во время строчки; • определение начала и конца строчки; • нажатие ногой на педаль и отпускание ее; • соотнесение силы нажатия на педаль со скоростью • вытягивание нити при поднятой игле; • обрезание нити ножницами в определенном месте; • строчка:
— сшивание деталей изделий, — обработка края изделия швом «зигзаг».
6. Выворачивание изделия: • на лицевую сторону через незашитую часть; • расправление углов, округлых частей изделия пальцем; линейкой, тонкой палочкой, длинной иглой и т. д. 7. Глажение (см. «Уход за вещами»). 8. Подготовка и уборка рабочего места: • вынимание / опускание машины из отверстия стола или из чемодана; • вытирание швейной машины от пыли и ниток; • подкладывание кусочка ткани под лапку; • подготовка / уборка инструментов и материалов в специально отведенное место; • подметание пола.
ПОЛИГРАФИЯ
Современное полиграфическое оборудование позволяет выпускать качественную продукцию, и при этом большинство операций не требуют высокой профессиональной подготовки. Простота обращения с аппаратурой, постоянный набор несложных операций и получаемый качественный продукт делают данную работу привлекательной и доступной для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Данная программа нацелена на обучение подростков с тяжелыми и множественными нарушениями выполнять доступные операции полиграфического производства. В процессе выполнения допечатных видов работ дети обучаются выбирать и фотографировать объекты, выполнять доступные операции на ПК и сканере. К печатным видам работ относятся копировальные работы. Послепечатные виды работ: ламинирование; обрезание на резаке; брошюровка. Среди возможных изделий полиграфической мастерской: визитки, календари, открытки, блокноты и другие печатные материалы. Примерное содержание обучения. /. Фотографирование: • обращение с фотоаппаратами (пленочным и цифровым); • выбор объектов для фотосъемок; • фотографирование; • различение качественных и некачественных фотографий; • отбор нужных снимков для дальнейшей обработки. 2. Выполнение доступных операций на компьютере и сканере: • включение и выключение ПК;
• пользование клавиатурой и мышкой; • загрузка программы и выход из нее; • набор текста на ПК; • сканирование изображения; • выполнение отдельных операций компьютерной обработки изображения; • распечатывание готового изображения. 3. Ламинирование: • включение и выключение ламинатора; • подготовка пакета для ламинирования; • вкладывание пакета в прибор и вынимание готового 4. Копировальные работы: • включение и выключение копировального аппарата; • вкладывание листа А-4 или А-3 для копирования; • различение и пользование главными кнопками на интерфейсе аппарата; • осуществление двустороннего копирования в формате 5. Пользование резаком для обрезания бумаги: • соблюдение техники безопасности; • правильное (по меткам) укладывание листов бумаги; • обрезание листов; • складывание обрезанных листов в стопку. 6. Пользование брошюровщиком при изготовлении • вставка гребня в переплетчик; • открывание и закрывание пластмассового гребня; • сортировка листов бумаги в соответствии с эталоном; • вставка их в переплетчик; • перфарирование листов; • вставка листов в гребень.
ДЕРЕВООБРАБОТКА Деревообработка имеет широкий диапазон различных видов деятельности, которыми могут заниматься люди с тяжелыми нарушениями развития. Среди доступных операций деревообработки можно выделить такие, как: шлифовка, пиление, сверление, соединение деревянных деталей и другие. Кроме того, инвалиды с менее выраженными опорно-двигательными и умственными нарушениями способны ассистировать мастеру при работе на деревообрабатывающих станках, а также освоить некоторые виды современного электрического и механического столярного оборудования, использование которого позволяет им получать качественный продукт.
- развитие интереса к работе по изготовлению деревянных изделий; - формирование представлений об основных столярных материалах и инструментах; - формирование навыков работы с деревянными заготовками; - обучение соблюдению техники безопасности при выполнении солярных работ и поддержанию порядка на рабочем месте. В ходе практического выполнения работ у детей формируется представление о производственном цикле, включающем различные операции от просушки досок до покраски готового изделия, а также о месте и значении тех операции, которые они сами выполняют. Большое значение для роста самооценки учащихся и осознания значимости своего труда является участие работ детей в выставках-продажах и получение детьми заработной платы за проданное изделие. Среди возможных изделий из дерева: разборные игрушки-пазлы, подставки под горячее, подсвечники, кубики и другие предметы. Примерное содержание обучения. 1. Знакомство с материалом и инструментом: • древесный материал (сырье): дерево (доски), ДСП, • крепежный материал: гвоздь, шуруп, скоба, клей; • покрасочный материал: краска, лак; • ручной инструмент: молоток, киянка, ножовка, угловая пила, отвертка, клещи, шило, струбцина, тиски, • электроинструмент: сверлильный станок, электролобзик вибрационный, дрель; • разметочный инструмент: мерка, шаблон, линейка, 2. Подготовка к работе и уборка: • использование и хранение рабочей одежды; • подготовка / уборка рабочего места (верстак, стол, стул и др.); • подготовка необходимого материала и инструмента. 3. Работа с заготовкой: 1. Подготовительная работа с заготовкой: • выбор заготовки; • разметка (нанесение метки, обведение контура и др.); • закрепление заготовки. 2. Приемы обработки деревянной заготовки: • пиление; • сверление; • шлифовка наждачной бумагой; • покраска. 3. Соединение деревянных деталей: • склеивание; • соединение гвоздями; • соединение шурупами; • соединение скобами.
РАСТЕНИЕВОДСТВО Занятия по растениеводству направлены на формирование у детей и подростков навыков работы с растениями. Дети работают на огороде, в теплицах и парниках, ухаживают за комнатными растениями. Учащиеся получают общие представления о растениях, учатся обращаться с садово-огородным инвентарем, осуществлять посадку и уход за растениями, собирать, перерабатывать, хранить урожай и участвовать в его продаже. Среди выращиваемых в учебных целях растений: салат, укроп, лук, петрушка, редис, бобы, чеснок, кабачки, тыква, мелисса, огурцы, томаты, картофель, георгины, бархатцы, различные комнатные растения. Осознание своей причастности к работе, возможности увидеть плоды своего труда, реализации сельхозпродукции, получение выручки способствуют развитию уверенности в себе, повышению заинтересованности в осуществлении трудовой деятельности и самоуважению. Примерное содержание обучения. 1. Общие представления о растениях • классификация растений (деревья, кустарники, травы); • среда роста (вода, земля, камни — горы); • строение цветковых растений (корень, стебель, лист, • условия, необходимые для жизни растений; • значение растений для человека. 2. Обращение с садово-огородным инвентарем: знакомство с разнообразием инвентаря для обработка земли: лопата, грабли, тяпка и др.; для полива: лейка, ведро, шланг и др.; для прополки: пропольник, тяпка и др. устройство инвентаря и функциональное значение каждой части (рабочая часть, ручка); • приемы использования инвентаря в работе с растениями; • ремонт инвентаря, хранение и уход за ним. 3. Выполнение работы: с почвой: • перекопка почвы, боронование почвы, удаление сорняков, внесение минеральных и органических удобрений (компост), изготовление почвенных смесей для комнатных растений и рассады, оформление грядок и с семенами: • узнавание семян (по цвету, величине, форме, запаху, по посадке растений: • разметка на грядке под будущие посадки, прокапывание бороздок и лунок на грядке, выкапывание ям под • посев семян; • пикировка; • высаживание рассады; • полив (мерка, лейка, шланг), определение влажности/ • подкормка; • обрезка сухих листьев и веток; • рыхление почвы, пересадка растений; • подсыпание земли в горшки, протирание листьев от
• мытье горшков и поддонов; • различение плодов овощных культур; • определение зрелости овощных культур; • способы уборки: (выкапывание, срезание и т. д.); по обработке, переработке и хранению урожая: • очищение от земли, обрезка ботвы, просушивание, по подготовке и использованию компоста: • организация специального места для хранения компоста; • сбор органических остатков (трава, ботва, пищевые от • утрамбовка компоста; • смачивание водой, внесение удобрений, укрытие плен
• определение готовности к использованию, определение времени внесения компоста в почву (весна, осень), • доставка компоста на грядки, перекапывание компоста с почвой. 4. Реализация сельскохозяйственной продукции: • подготовка к продаже (расфасовка, упаковка, пересаживание цветов в горшки и т. д.); • определение цены; • продажа; получение и распределение выручки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|