Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Допрофессиональная подготовка




КЕРАМИКА

 

Обучение изготовлению кера­мических изделий является ло­гическим продолжением занятий лепкой. Здесь используются все те базовые навыки, которые дети приобрели на занятиях по пред­метно-практической деятельности, художественному творчеству, работая с пластилином, глиной и другими пластичнымиматериалами. Глина обладает це­лым рядом свойств, делающих ее очень удобной для работы с детьми с различного рода нарушениями.

Необходимо помнить, что в занятиях керамикой выде­ляются два аспекта: творческий и технический. При рабо­те с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями важными являются оба. Акцент может быть сделан как на творческой стороне процесса (и тогда главной становится за­дача целостного воздействия на личность ребенка), так и на технической стороне, с помощью которой можно развивать самые разные умения.

Целью обучения керамике, как предмету допрофессиональной подготовки является формирование умений изго­тавливать керамические изделия. Дети осваивают приемы изготовления керамических изделий, развивается интерес Учащихся к процессу их изготовления, обучаются создавать художественные творческие работы. Возможные керамиче­ские изделия: подсвечники, изразцы, подвески, цветочные горшки, вазы и другие работы. Продукты труда учащихся Могут использоваться в качестве декоративных элементов Для украшения помещений, выставочных экспонатов, суве­ниров для продажи. Конечный результат доставляет радость детям, способствует развитию уверенности в себе, повышав! интерес к труду.

 

1. Подготовка глины к работе:

• отщипывание кусочка от большого куска;

• разминание пальцами;

• отбивание.

2. Изготовление заготовок для изделий:

• катание колбаски;

• катание шарика;

 

• раскатывание скалкой;

• вырезание по контуру шилом заданную фигуру;

• выдавливание формой;

• заполнение формы изнутри;

• обработка (сглаживание) обрезанного края пальцем,

смоченным водой.

3. Нанесение декоративных деталей:

• нанесение рисунка пальцем;

• нанесение рисунка стекой;

• нанесение рисунка штампом;

• приклеивание мелких деталей на изделие.

4. Работа с глазурью:

• подбор цвета глазури;

• покрытие изделия глазурью методом погружения;

• покрытие изделия глазурью с помощью кисти.

 

5. Определение степени готовности изделия к обжигу

(просохло \не просохло).

6. Обжиг:

• установка в печь;

• вынимание из печи.

 

БАТИК

Батиком называется техника ро­списи ткани. Способов росписи ткани существует множество. Рассмотрим один из них, так как он является очень простым, доступным для детей с тяжелыми и множественными нару­шениями развития.

При изготовлении батика учащиеся работают с необычными для них мате­риалами (воск, красители), да и само рисование по ткани является, необыч­ным для большинства детей.

Целью занятий является обучение изготовлению батика. В ходе обучения решается ряд актуальных для ребенка

задач. Дети учатся соблюдать последовательность операций при изготовлении батика; знакомятся со свойствами мате­риалов (ткань, воск, краски, красители); учатся соблюдать технику безопасности при работе с воском и глажении; учат­ся готовить рабочее место и убирать его; развивают творче­ское отношение к работе.

Изготовление работ в технике «батик» представляет со­бою определенную последовательность отдельных опера­ций. Ход обучения, соответственно, следует технологи­ческому процессу. То есть ребенок осваивает весь цикл от начала до конца, но с разной степенью самостоятельного участия в выполнении операций. Первый круг является больше наблюдательным для ученика, степень его участия в каждой операции незначительна. С каждым следующим кругом степень участия взрослого уменьшается, а самостоя­тельность ученика возрастает.

Обучение техническим приемам изготовления батика идет параллельно с решением другой важной задачи: разви­тием у учащихся творческого отношения к работе. Ученики максимально вовлекаются в процесс обсуждения будущего Рисунка: что рисуем, какими цветами, каков размер рисун­ка, ученик сам выбирает цвет красителя.

 

Важным фактором, повышающим интерес детей, являет­ся то, что все работы изготавливаются либо для подарков, либо для продажи, либо для украшения помещения. Для эмоционального, социального развития учащихся значимо знание, для чего и для кого они делают ту или иную рабо­ту и получают удовлетворение от того, что доставят радость другому человеку.

Виды работ зависят от возможностей школы и от фанта­зии детей и педагога. Это могут быть открытки к различным праздникам (1 сентября, Новый Год, 8 Марта, Пасха, день рождения и др.), картины на самую разную тематику, это может быть декоративное оформление матерчатых сумок, салфеток, скатертей, элементов одежды.

Примерное содержание обучения.

1. Освоение последовательности операций при изго­товлении батика:

1. Натягивание ткани на рамку (закрепление кнопками);

2. Раскрашивание красками внутри контура или отпечатывание штампов:

 

• подбор краски нужного цвета;

• смешивание их;

• нанесение нужного количества краски на ткань;

• нанесение ее на штамп;

• отпечатывание штампа.

3. Подготовка воска к работе:

• измельчение свечи ножом;

• растапливание воска;

• определение готовности его к использованию.

4. Покрывание ткани воском:

• нанесение горячего воска кисточкой на ткань;

5. Сминание ткани, покрытой воском;

6. Разведение красителя в воде:

 

• подбор цвета красителя;

• наливание определенного количества воды в емкость

• (ведро, бак, таз);

• размешивание порошка в воде.

7. Окрашивание ткани:

• опускание ее в краситель;

• выдерживание ее в красителе определенное время;

• доставание ее из красителя;

• ополаскивание ее в проточной воде;

• отжим.

 

8. Сушка ткани;

9. Глажение ткани через газету:

 

• укладывание на гладильный стол толстого слоя газет;

• раскладывание на газете изделия;

• накрывание изделия газетой;

• глажение;

• определение излишек воска;

• смена газеты.

2. Подготовка к работе и уборка рабочего места:

1. Надевание халата или фартука,

2. Подготовка материалов для работы (кисточки, кра­ски, стаканчики, газеты);

3. Мытье кисточек, стаканчиков для красок после рабо­ты;

4. Мытье столов после работы;

5. Мытье рук.

Замечания:

• ткань для работы предварительно стирается, она не
должна быть новой;

• лучше всего работать с тканями из хлопка;

• фломастер должен быть специальный для рисования
по ткани;

• краски используются специальные для ткани;

расписанную ткань можно после просушки стирать
(лучше отдельно).

 

ТКАЧЕСТВО

Занятия ткачеством можно рас­сматривать как предмет допрофессиональной подготовки и как предмет ху­дожественного творчества. Обучение элементам ручного плетения развива­ет творческие способности детей, фан­тазию, способствует эмоциональному развитию. Перенесение рисунка, сде­ланного карандашом или красками на бумаге, на ковер из ниток, успешный подбор необходимых вспомогательных материалов, использование своего жизненного опыта, вооб­ражения дают ребенку возможность самовыражения.

Ткачество, как профессиональная деятельность форми­руется в ходе специально организованных занятий. При об­учении ткачеству происходит перенос ранее приобретенных знаний и умений на другую деятельность, и приобретение новых навыков работы с различными инструментами и ма­териалами. На занятиях ручного плетения дети и подростки знакомятся с устройством ткацкого станка, учатся готовить нити и другой материал, осваивают разные способы работы челноком. Среди возможных изделий ткачества: ковры с сюжетным рисунком, основы для панно, коврики (полоса­тые дорожки) различной формы, элементы для украшения одежды и сумок, подставки для цветов и другие изделия. Полученные изделия служат украшением помещений, яв­ляются выставочным материалом, часто продаются. В по­следнем случае учащиеся, изготавливающие изделия, по­лучают часть денег в качестве зарплаты, что способствует осознанию значимости своего труда и формированию моти­вации трудовой деятельности.

В процессе обучения развивается внимание, усидчивость, способность терпеливо достигать запланированного результата. В ряде случаев, например, когда ребенок перевозбуждается в группе, занятия ткачеством можно использовать в терапевтических целях.

 

Оборудование и материалы, необходимые для обучения ткачеству:

/. Оборудование:

• стационарный ручной ткацкий станок;

• переносные ткацкие станки (настольные);

• металлические и деревянные обручи, используемые
как ткацкие станки.

2. Инструменты:

• челноки разных размеров;

• иглы с тупым концом;

• ножницы;

• расчески с разной частотой зубьев.

3. Материалы:

• нитки, ткань, ленты, веревки, природный материал,
декоративный материал (бусинки, бисер, вата, деревянные шарики, колечки, проволока и т. д.).

Примерное содержание обучения.

/. Знакомство с устройством ткацкого станка и челнока.

• определение вида станка (стационарный, переносной,
различной формы);

• выделение отдельных его частей (рамка, гвозди для
крепления нити);

 

• выделение на челноке прорези для нитки.
2. Работа с нитками:

• подбор их по цвету, толщине;

• разматывание их с мотка на клубок;

• наматывание на челнок;

• связывание нитей различными узлами (простой, для
оформления кисточек и т. д.).

3. Работа с челноком:

• подбор челнока нужного размера;

• правильное его удержание с нитками в правой и левой
руках;

• перекладывание его из одной руки в другую;

• движение челноком в горизонтальном направлении
справа — налево, слева — направо по основе изделия;

• движение челноком от себя к себе по основе изделия,
затем одновременно от себя к себе справа налево и от
себя к себе;

• слева направо с захватом определенного количества
вертикальных нитей основы;

• плетение последующих рядов с захватом определенного
количества вертикальных нитей в шахматном порядке;

• соединение деталей рисунка ковра разными способами:

• соединение уточных* нитей встык;

• соединение уточных нитей вокруг общей основной нити;

• определение направления движения челнока по распо­ложению уточной нити.

4. Ориентация на основе изделия:

• определение:

— горизонтального, вертикального направления нити,

— верхнего, нижнего и боковых краев изделия,

— начала, середины и конца ряда.

• плетение до обозначенного места:

— по рисунку,

— по метке на основе.

 

• определение места на основе для отдельных элементов
рисунка ковра;

• определение места для декоративного материала на готовом изделии.

5. Подготовка и уборка рабочего места:

• подготовка и уборка инструментов и материалов;

• протирание станка от пыли и остатков ниток;

• сматывание и хранение ниток в специально отведен­
ном месте;

• подметание пола.

* Уточная нить — нить на челноке.

 

КРОЙКА И ШИТЬЕ

Одним из направлений допрофессиональной подготовки явля­ется обучение элементам крой­ки и шитья, которое включает в себя ручное шитье, кройку и шитье на электрической швей­ной машине.

На занятиях дети учатся при­менять ранее сформированные представления, умения и навы­ки, например: разрезание ни­ток и ткани ножницами, обведе­ние шаблонов, видение контура, использование понятий (мерка, метка, длинный — короткий, толстый — тонкий, одинаковый, форма предметов, площадь), ориентировка в пространстве (верх — низ, право — лево, начало, конец, середина) и т. д.

Современные швейные электрические машины достаточ­но безопасны, но для работы на них должны быть сформиро­ваны необходимые навыки и умения. В процессе обучения подростки, в зависимости от особенностей их психофизи­ческого развития, осваивают доступные операции работы с тканью с использованием различных инструментов и ма­териалов, в частности учатся элементам кроя, сборки изде­лия, подготовке электрической швейной машины к работе и шитью на ней. Среди возможных пошивочных изделий: салфетки, мешочки, сумки, нагрудники, кухонные принад­лежности (прихватки, варежки), фартуки, юбки неслож­ных фасонов и другие вещи.

Осознание своей причастности к работе на электрической машине, изготовление нужных и красивых вещей для себя, для подарков или на продажу, изготовление авторских ра­бот предоставляют возможность самовыражения, делают труд интересным для подростков, способствуют развитию чувства уверенности в себе и самоуважения.

 

1. Оборудование:

• электрическая швейная машина.

2. Инструменты:

• ножницы, иглы, булавки, линейка или мерка-шаблон,
выкройка-шаблон.

3. Материалы:

• ткань, нитки, подсобный и декоративный материал
(тесьма, резинки, ленты, бельевая веревка, пуговицы,
кожа, бусинки, деревянные шарики, колечки и т. д.).

Примерное содержание обучения.

Ручное шитье.

1. Подготовка к шитью:

• отмеривание ниток, вдевание нитки в иголку, отреза­
ние нитки, завязывание узелка.

2. Выполнение шва «вперед иголка» (наметочного шва):

• прокалывание бумаги, ткани иглой;

• выполнение серии горизонтальных стежков;

• вышивание по контуру.

2. Кройка и шитье на электрической швейной машине.

1. Подбор ткани и ниток:

• по цвету;

• по толщине.

2. Элементы кроя изделия или отдельных деталей:

• определение лицевой и изнаночной стороны ткани;

• определение долевой и поперечной нити ткани;

• раскладывание ткани на горизонтальной поверхности;

• нахождение на ткани места для выкройки;

• закрепление выкройки на ткани (английскими булав­ками, удержание рукой);

• обведение выкройку мелом;

Допрофессиональная подготовка

• снятие выкройки с ткани;

• вырезание ножницами по намеченному контуру.

3. Сборка изделия:

• определение места каждой детали изделия в целом из­делии;

• соединение деталей изделия друг с другом (английскими булавками, наметочным швом).

4. Подготовка электрической швейной машины к ра­боте:

• включение в сеть;

• установка педали под ногой;

• наматывание нити на шпульку при открученном винте
разъединителе махового колеса;

• закручивание винта разъединителя махового колеса;

• вставление шпульки с нитками в шпульный колпа­чок;

• вставление шпульного колпачка в челнок;

• заправка верхней нити;

• вывод челночной нити наверх.

5. Шитье на электрической швейной машине:

• опускание и поднимание иголки, вращением махового
колеса рукой на себя;

• опускание и поднимание лапки при помощи рычажка;

• подведение ткани под лапку и вытаскивание ткани из-
под нее;

• регулировка ткани руками во время строчки;

• определение начала и конца строчки;

• нажатие ногой на педаль и отпускание ее;

• соотнесение силы нажатия на педаль со скоростью
строчки;

• вытягивание нити при поднятой игле;

• обрезание нити ножницами в определенном месте;

• строчка:

 

— сшивание деталей изделий,

— обработка края изделия швом «зигзаг».

 

6. Выворачивание изделия:

• на лицевую сторону через незашитую часть;

• расправление углов, округлых частей изделия пальцем; линейкой, тонкой палочкой, длинной иглой и т. д.

7. Глажение (см. «Уход за вещами»).

8. Подготовка и уборка рабочего места:

• вынимание / опускание машины из отверстия стола или из чемодана;

• вытирание швейной машины от пыли и ниток;

• подкладывание кусочка ткани под лапку;

• подготовка / уборка инструментов и материалов в спе­циально отведенное место;

• подметание пола.

 

 

ПОЛИГРАФИЯ

 

Современное полиграфическое оборудование позволяет выпускать качественную продукцию, и при этом большинство операций не требуют высокой профессиональной подготовки. Простота обращения с аппаратурой, постоянный набор не­сложных операций и получаемый качественный продукт делают дан­ную работу привлекательной и до­ступной для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Данная программа нацелена на обучение подростков с тя­желыми и множественными нарушениями выполнять доступ­ные операции полиграфического производства. В процессе вы­полнения допечатных видов работ дети обучаются выбирать и фотографировать объекты, выполнять доступные операции на ПК и сканере. К печатным видам работ относятся копиро­вальные работы. Послепечатные виды работ: ламинирование; обрезание на резаке; брошюровка. Среди возможных изделий полиграфической мастерской: визитки, календари, открыт­ки, блокноты и другие печатные материалы.

Примерное содержание обучения. /. Фотографирование:

• обращение с фотоаппаратами (пленочным и цифровым);

• выбор объектов для фотосъемок;

• фотографирование;

• различение качественных и некачественных фотографий;

• отбор нужных снимков для дальнейшей обработки.

2. Выполнение доступных операций на компьютере и сканере:

• включение и выключение ПК;

 

• пользование клавиатурой и мышкой;

• загрузка программы и выход из нее;

• набор текста на ПК;

• сканирование изображения;

• выполнение отдельных операций компьютерной обра­ботки изображения;

• распечатывание готового изображения.

3. Ламинирование:

• включение и выключение ламинатора;

• подготовка пакета для ламинирования;

• вкладывание пакета в прибор и вынимание готового
продукта.

4. Копировальные работы:

• включение и выключение копировального аппарата;

• вкладывание листа А-4 или А-3 для копирования;

• различение и пользование главными кнопками на ин­терфейсе аппарата;

• осуществление двустороннего копирования в формате
А-4 и А-3.

5. Пользование резаком для обрезания бумаги:

• соблюдение техники безопасности;

• правильное (по меткам) укладывание листов бумаги;

• обрезание листов;

• складывание обрезанных листов в стопку.

6. Пользование брошюровщиком при изготовлении
блокнотов и календарей:

• вставка гребня в переплетчик;

• открывание и закрывание пластмассового гребня;

• сортировка листов бумаги в соответствии с эталоном;

• вставка их в переплетчик;

• перфарирование листов;

• вставка листов в гребень.

 

 

ДЕРЕВООБРАБОТКА

Деревообработка имеет широкий диапазон различных видов деятель­ности, которыми могут заниматься люди с тяжелыми нарушениями раз­вития. Среди доступных операций деревообработки можно выделить такие, как: шлифовка, пиление, сверление, соединение деревянных деталей и другие. Кроме того, инва­лиды с менее выраженными опор­но-двигательными и умственными нарушениями способны ассистировать мастеру при работе на деревообрабатывающих станках, а также освоить неко­торые виды современного электрического и механического столярного оборудования, использование которого позволя­ет им получать качественный продукт.

В связи с этим, одним из важных направлений до-профессиональной подготовки детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями яв­ляется их обучение элементам столярного дела. С этой целью решаются следующие задачи:

- развитие интереса к работе по изготовлению деревянных изделий;

- формирование представлений об основных столярных материалах и инструментах;

- формирование навыков работы с деревянными заготов­ками;

- обучение соблюдению техники безопасности при выпол­нении солярных работ и поддержанию порядка на рабо­чем месте.

В ходе практического выполнения работ у детей форми­руется представление о производственном цикле, включа­ющем различные операции от просушки досок до покраски готового изделия, а также о месте и значении тех операции, которые они сами выполняют. Большое значение для ро­ста самооценки учащихся и осознания значимости своего труда является участие работ детей в выставках-продажах и получение детьми заработной платы за проданное изде­лие.

Среди возможных изделий из дерева: разборные игрушки-пазлы, подставки под горячее, подсвечники, кубики и другие предметы.

Примерное содержание обучения.

1. Знакомство с материалом и инструментом:

• древесный материал (сырье): дерево (доски), ДСП,
ДВП, фанера;

• крепежный материал: гвоздь, шуруп, скоба, клей;

• покрасочный материал: краска, лак;

• ручной инструмент: молоток, киянка, ножовка, угловая пила, отвертка, клещи, шило, струбцина, тиски,
напильник / рашпиль, наждачная бумага, дрель, степлер;

• электроинструмент: сверлильный станок, электролоб­зик вибрационный, дрель;

• разметочный инструмент: мерка, шаблон, линейка,
уголок.

2. Подготовка к работе и уборка:

• использование и хранение рабочей одежды;

• подготовка / уборка рабочего места (верстак, стол, стул

и др.);

• подготовка необходимого материала и инструмента.

3. Работа с заготовкой:

1. Подготовительная работа с заготовкой:

выбор заготовки;

разметка (нанесение метки, обведение контура и др.);

закрепление заготовки.

2. Приемы обработки деревянной заготовки:

• пиление;

• сверление;

• шлифовка наждачной бумагой;

• покраска.

3. Соединение деревянных деталей:

• склеивание;

• соединение гвоздями;

• соединение шурупами;

• соединение скобами.

 

РАСТЕНИЕВОДСТВО

Занятия по растениеводству на­правлены на формирование у детей и подростков навыков работы с рас­тениями. Дети работают на огороде, в теплицах и парниках, ухаживают за комнатными растениями. Учащи­еся получают общие представления о растениях, учатся обращаться с садо­во-огородным инвентарем, осущест­влять посадку и уход за растениями, собирать, перерабатывать, хранить урожай и участвовать в его прода­же. Среди выращиваемых в учебных целях растений: салат, укроп, лук, петрушка, редис, бобы, чеснок, кабачки, тыква, мелисса, огурцы, томаты, картофель, георгины, бархатцы, различные комнатные растения.

Осознание своей причастности к работе, возможности увидеть плоды своего труда, реализации сельхозпродукции, получение выручки способствуют развитию уверенности в себе, повышению заинтересованности в осуществлении тру­довой деятельности и самоуважению.

Примерное содержание обучения.

1. Общие представления о растениях

• классификация растений (деревья, кустарники, травы);

• среда роста (вода, земля, камни — горы);

• строение цветковых растений (корень, стебель, лист,
цветок, плод с семенами);

• условия, необходимые для жизни растений;

• значение растений для человека.

2. Обращение с садово-огородным инвентарем:

знакомство с разнообразием инвентаря для обработка земли: лопата, грабли, тяпка и др.; для полива: лейка, ведро, шланг и др.; для прополки: пропольник, тяпка и др.

устройство инвентаря и функциональное значение каждой части (рабочая часть, ручка);

• приемы использования инвентаря в работе с растениями;

• ремонт инвентаря, хранение и уход за ним.

3. Выполнение работы:

с почвой:

• перекопка почвы, боронование почвы, удаление сорняков, внесение минеральных и органических удобрений (компост), изготовление почвенных смесей для комнатных растений и рассады, оформление грядок и
междурядий;

с семенами:

• узнавание семян (по цвету, величине, форме, запаху,
по характеристике поверхности, по различным при­способлениям к переносу, по вкусу), проращивание се­мян, сортировка на всхожесть;

по посадке растений:

• разметка на грядке под будущие посадки, прокапыва­ние бороздок и лунок на грядке, выкапывание ям под
кустарники и деревья;

• посев семян;

• пикировка;

• высаживание рассады;
по уходу за растениями:

• полив (мерка, лейка, шланг), определение влажности/
сухости почвы, определение количества воды для полива;

• подкормка;

• обрезка сухих листьев и веток;

• рыхление почвы, пересадка растений;

• подсыпание земли в горшки, протирание листьев от
пыли;

 

• мытье горшков и поддонов;
по сбору урожая:

• различение плодов овощных культур;

• определение зрелости овощных культур;

• способы уборки: (выкапывание, срезание и т. д.);

по обработке, переработке и хранению урожая:

• очищение от земли, обрезка ботвы, просушивание,
консервирование, соление, сушка, создание условий
хранения урожая (специальные помещения, тара,
способы хранения, определенная температура и влажность воздуха);

по подготовке и использованию компоста:

• организация специального места для хранения компос­та;

• сбор органических остатков (трава, ботва, пищевые от­
ходы и т. д.);

• утрамбовка компоста;

• смачивание водой, внесение удобрений, укрытие плен­
кой;

 

• определение готовности к использованию, определение времени внесения компоста в почву (весна, осень),

• доставка компоста на грядки, перекапывание компос­та с почвой.

4. Реализация сельскохозяйственной продукции:

• подготовка к продаже (расфасовка, упаковка, переса­живание цветов в горшки и т. д.);

• определение цены;

• продажа;

получение и распределение выручки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...