Сотрудничество с родителями
Общепризнанно, что результативность обучения и воспитания любого ребенка во многом зависит от качества взаимодействия образовательных структур и семьи. Такая зависимость увеличивается многократно в том случае, если ребенок имеет тяжелые нарушения развития. Когда развитие ребенка нарушено, для оказания ему эффективной помощи необходима специальная организация всей жизни, особенно важна постоянная поддержка близких. Специалисты могут дать необходимую информацию, разрешить отдельные проблемы, но не заменят семьи. Зачастую при поступлении ребенка в центр родители считают, что теперь вопросы обучения и воспитания ребенка становятся прерогативой педагогов и всецело полагаются на их компетентность. Большинство родителей отмечают нерегулярность и недостаточность занятий, проводимых с ребенком в семье, ссылаются на недостаточность своих знаний о подходах в обучении и воспитании ребенка, потребность в квалифицированной помощи. Многие родители недостаточно четко представляют себе принципиальные положения школы о сотрудничестве семьи и специалистов. Кроме того, не только детям с нарушениями развития необходима помощь, но и самим родителям. Считается, что переживания семьи являются особенно острыми в первое время после рождения ребенка. Однако, первые острые чувства, которые испытывают родители в форме шока, вины, горечи никогда не исчезают совсем, они проявляются вновь в определенные периоды семейной жизни. В ходе бесед было выяснено, что большинство родителей чувствуют себя подавленными из-за болезни сына или дочери. Они часто думают, что проблемы их детей неразрешимы, чувствуют себя одинокими и изолированными. Воспитание ребенка-инвалида в семье требует от родителей больших психических затрат. В связи со специфическими трудностями, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, требуется психологическая поддержка, которая позволит сократить угрозу нервного истощения, укрепить уверенность родителей в себе и своем ребенке.
С учетом названных проблем семейного воспитания Лечебно-педагогический Центр организует сотрудничество с родителями по следующим направлениям: • обучение и воспитание ребенка в ЦЛП и в семье; • психологическая поддержка семьи; • участие родителей в управлении и организационно-хозяйственной деятельности ЦЛП. Раскроем содержание работы по каждому из названных направлений. Принимая ребенка на обучение в Центр, мы выясняем, чего ждут родители, какие проблемы волнуют их больше всего, какие темы обучения и воспитания их интересуют. С этой целью при поступлении ребенка в школу и в начале каждого учебного года родители заполняют анкеты. Анкетирование показывает, что приоритетным фактором развития ребенка почти все родители считают обучение (98%), поэтому главной сферой сотрудничества специалистов и родителей является обучение и воспитание ребенка. Для организации взаимодействия с родителями заключается договор о сотрудничестве в обучении и воспитании детей. Договор, в частности, предусматривает регулярные контакты между родителями и специалистами ЦЛП, создание для ребенка предметно-развивающей среды дома, выполнение единых подходов к воспитанию ребенка в семье и в центре, и др. Взаимодействие в процессе обучения и воспитания предполагает участие родителей в разработке и коррекции индивидуальной программы обучения ребенка. Ключевыми моментами в составлении программ являются — диагностика возможностей ребенка на данном этапе, социальный запрос семьи и ожидаемый результат. Работа по индивидуальным программам предполагает активное участие родителей в обучении ребенка, что связано не только с постановкой обучающих задач, но, прежде всего с тем, что их решение возможно лишь при условии постоянного повторения упражнений не только в школе, но и дома.
Необходимым условием для успешного осуществления педагогической работы с ребенком является обучение родителей приемам и методам развивающего обучения. С этой целью специалисты предлагают родителям ряд методических семинаров и консультаций. Кроме того, дают рекомендации по использованию педагогической и методической литературы, предлагают видеоматериалы по актуальным проблемам. Важнейшим средством сотрудничества в процессе обучения и воспитания является регулярный обмен информацией об участии ребенка в занятиях, режимных моментах, школьных мероприятиях, о его успехах и трудностях. Кроме родительских собраний, встреч в школе и дома, телефонных переговоров, используются такие формы работы как ведение дневников и письма к родителям. Дневник имеется у каждого ребенка, через него ведется каждодневное общение педагогов с родителями, оно касается самочувствия ребенка, его занятости в школе и дома, а также пояснения к домашним заданиям. Раз в два года пишутся письма родителям с приложением работ, выполненных их ребенком. В этих письмах отражаются успехи в развитии ребенка, его участие в жизни класса. При реализации индивидуальной программы обучения с родителями проводятся индивидуальные консультации. Родители и специалисты обмениваются информацией о ходе выполнения программы. Необходимы также и посещения родителями занятий в Центре, их участие совместно с ребенком в каком-то виде деятельности, просмотр видеофрагментов занятий с детьми, обсуждение промежуточных результатов, после чего выбираются способы решения проблем, возникающих в процессе педагогической работы с ребенком. Помимо этого по отдельным вопросам развития детей проводятся консилиумы, на которых проблемы одного ребенка рассматриваются специалистами: педагогом, логопедом, врачом, специалистом ЛФК. В ходе диалога решаются вопросы: о возможном изменении медикаментозного лечения, проведении обследований, введении индивидуального графика посещения ребенком Центра и др.
Следующим важнейшим направлением в работе с семьями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями в развитии, является оказание психологической помощи. Средства и формы такой помощи могут быть различными: беседы, психологические тренинги, организованное проведение досуга, участие в культурных мероприятиях. Цель тренингов — привлечь внимание родителей к самим себе, отвлечься от ребенка, избавиться от чувства вины, повышенной тревожности, эмоционально поддержать родителей, дать им возможность общения и обмена мнениями, помочь родителям обрести реалистичное отношение к ребенку и к самим себе. Совместная работа ведется и в следующем направлении: участие родителей в управлении и организационно-хозяйственной деятельности ЦЛП. Прежде всего, оно осуществляется через представительство родителей в органах самоуправления (совет ЦЛП, родительский комитет). Сотрудничество в данном направлении предусматривает: •участие родителей в обсуждении и принятии решений •участие в подготовке и проведении отдельных мероприятий (праздники, лагеря, концерты и т. д.); •проведение консультаций по правовым, медицинским •материальная поддержка ЦЛП (поиск спонсоров/средств на организацию и проведение различных мероприятий, для решения хозяйственных вопросов; •помощь в проведении отдельных хозяйственных мероприятий (работы по уборке территории) и т. д. Предлагаемые программы являются частью системы педагогической помощи лицам с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Вместе с тем, эта часть является наиболее значимой для целей социальной интеграции людей с тяжелыми формами инвалидности, потому что овладение профессиональными навыками и умениями дает человеку возможность реализовывать себя в процессе созидательной деятельности, достичь признания в обществе. Нашим детям трудно обрести профессию, чтобы потом конкурировать на рынке труда, однако, с помощью объединенных усилий специалистов и семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, и готовности общества и государства к оказанию поддержки своим согражданам в ситуации инвалидности, мы поможем им достичь такого качества жизни, при котором они смогут чувствовать себя полноправной частью своего сообщества.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|