Предметно-практическая деятельность
Обучение предметно-практической деятельности направлено на формирование у детей произвольных целенаправленных действий с различными предметами и материалами и является основой дальнейшего обучения доступной производительной деятельности в области художественного творчества, ведения домашнего хозяйства и трудовой деятельности. В ходе обучения предметно-практической деятельности воспитывается интерес к предметной деятельности, происходит развитие представлений об окружающих предметах, мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, зрительного и слухового внимания, пространственно-топографических представлений, формируются приемы элементарной предметной деятельности, которые в дальнейшем могут использоваться на других занятиях. Происходит обучение соотнесению реальных объектов с их изображениями, что в дальнейшем позволяет применять составленные из картинок расписания, которые облегчают самостоятельное выполнение ребенком серии последовательных действий. Занятия по предметно-практической деятельности проводится преимущественно в индивидуальной форме.
Примерное содержание обучения. 1. Восприятие предметов: • фиксация взгляда на предмете; • слежение взглядом за передвижением предмета; • обследование предмета (зрительное, оральное, обонятельное, осязательное, слуховое); • узнавание предмета по просьбе и самостоятельно (указание на предмет жестом, взглядом); • соотнесение двух одинаковых предметов (указание на такой же предмет как у педагога среди других предметов). 2. Восприятие изображений (фотографий, картинок, пиктограмм): • различение изображения и фона: «картинка» и «не картинка» (указание на изображение жестом, взглядом);
• соотнесение изображения с предметом. 3. Действия с материалами: игра с водой (удерживание рук в воде, плескание и др.); пересыпание (крупы, песка и других сыпучих материалов); комкание бумаги (газеты); размазывание (краски, клейстера, пены и др.); разминание в руках (пластилина, глины, теста). 4. Действия с предметами: • захват; • удержание; • вынимание (из коробки, ящика, шкафа и др.); • складывание (в коробку, на полку, в ящик и др.); • поднимание / опускание (с пола / на пол и др.); • перекладывание (из одной емкости в другую); • встряхивание (баночек, бутылочек с бусинками или • вставление (стаканчиков, шариков, мозаики и др.); • нанизывание (колец / шариков на палку (пирамидка), • бросание (мячика, воздушного шара и др.); • вращение (откручивание / закручивание); • открывание / закрывание (банки, двери, окна и др.); • нажимание / надавливание (на кнопку, выключатель • сжимание предмета (двумя руками); • закапывание / откапывание (в крупе, в песке и др.); • наполнение предметов (крупой, песком, водой и др.); • переливание / пересыпание (из одной емкости в другую); • выдувание мыльных пузырей; • расстилание (салфетки, скатерти и др.); • разглаживание (салфетки и др.). 5. Выполнение серии действий с предметами в определенном порядке: • доставание коробки с предметами; • выполнение задания с предметами; • складывание предметов в коробку; • возвращение коробки с предметами на место. 6. Функциональное использование предметов: • столовых приборов и посуды; • предметов мебели; • материалов (бумага, клей, пластилин, краски и др.); • игрушек; • инструментов (карандаш, кисточка, ножницы и др.); • другие окружающие ребенка предметы.
ЛЕПКА Данная программа нацелена на обучение детей изготовлению творческих работ из различных пластичных материалов (пластилин, глина, тесто). Кроме того, в ходе обучения лепке используются следующие материалы: снег, песок, фольга, репейник, тесто из бумаги или опилок и другие. Умения и навыки, сформированные в ходе освоения различной предметно-практической деятельности являются основой обучения лепке.
На занятиях по лепке дети учатся лепить знакомые простые предметы, объекты окружающей действительности, передавая их форму, цвет, пространственные отношения. Готовые изделия могут быть плоскостными и объемными, монохромными (одноцветными) и полихромными (многоцветными).
В процессе работы дети знакомятся с различными пластичными материалами, их свойствами. В качестве основных задач при обучении лепке выступают: - формирование умений пользоваться такими инструментами и приспособлениями как: клеенка, стеки деревянные или пластмассовые, нож, скалка, фактурная ткань, формы, штампы, формочки для выдавливания, подкладочная досочка (фанерка, пластиковая подставка), кусочек ткани для вытирания рук, емкость с водой; - обучение доступным приемам работы с различными пластичными материалами; - обучение основным правилам работы с пластичными материалами и инструментами (готовить рабочее место, лепить на дощечке, не вытирать руки об одежду, мыть руки после лепки, убирать рабочее место и т. д.). Примерное содержание обучения. 1. Знакомство с материалами и подготовка к работе: • согревание пластилина в руке; • разминание материала; • отбивание глины; • раскатывание материала скалкой. 2. Деление на части: • отрывание кусочка материала от целого куска; • откручивание кусочка материала от целого куска; • отщипывание маленького кусочка материала от цело • отрезание кусочка материала стекой; 3. Размазывание материала: • размазывание пластилина по шаблону; • размазывание пластилина внутри рельефного контура; • размазывание пластилина внутри контура; • размазывание по форме глины; • выкладывание готовых форм внутри контура; • заливание формы; 4. Придание формы: • раскатывание материала продольными движениями
• катание толстых и тонких, длинных и коротких колбасок; • раскатывание материала вращательными движения • катание больших и маленьких шариков; • вырезание ножом формы по шаблону, по контуру; • выдавливание формы формочками.
5. Соединение составных частей: • соединение путем плотного прижатия; • соединение путем примазывание (пальцами, стекой); • соединение путем прищипывание. 6. Видоизменение формы: • сгибание колбаски; • вдавливание углубления на поверхности шара; • расплющивание между ладонями пластилина (глины); • вытягивание столбика из короткого толстого цилиндра; • округление и заострение концов детали; • вытягивание небольших деталей крупной формы; • защипывание края формы кончиками пальцев. 7. Лепка предметов: • лепка знакомых предметов, объектов из одного кусочка пластилина (глины) (тарелка, овощи и др.); • лепка знакомых предметов, объектов из двух кусочков • лепка более сложной формы предметов и объектов из 8. Оформление изделия: • нанесение на форму рисунка (пальцем, различными • дополнение изделия мелкими деталями; • нанесение на изделие декоративного материала (из 9. Сюжетная лепка. • лепка нескольких предметов объединенных сюжетом. 10. Декоративная лепка. • нанесение узора на плоские и объемные изделия (пальцем, стекой и другими инструментами)
АППЛИКАЦИЯ Аппликация один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм. По своему содержанию аппликация делится на предметную (состоит из отдельных изображений), декоративную (орнаменты, узоры), сюжетную (отображает совокупность действий, событий). По виду выполнения аппликация делится на плоскую (детали наклеиваются на фон) и объемную. При выполнении объемной аппликации отдельные детали наклеиваются на фон частью плоскости, либо на фон наклеивается какая-нибудь объемная деталь (шишка, вата, нитки и т. д.). Различают монохромную (одноцветную) и полихромную (многоцветную) аппликацию. Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезание (выкалывание, отрывание и др.) отдельных форм и прикрепление их к фону.
Обучение аппликации основано на умениях и навыках сформированных в ходе предметно-практической деятельности и нацелено на освоение детьми приемов изготовления аппликационных работ. Аппликация позволяет ребенку увидеть контур предмета, который затем ляжет в основу графического образа, служащего опорой для развития у ребенка изобразительных навыков (умение изображать предмет той или иной формы). В процессе обучения аппликации решаются следующие задачи: - воспитание у детей интереса к выполнению аппликационных работ; - знакомство с различными материалами и инструментами; - формирование умений выполнять предметную, декоративную, сюжетную аппликации; - развитие творческого отношения к работе с аппликационными материалами; - формирование умений готовить и убирать рабочее место. Примерное содержание обучени я, 1. Представления о материалах и инструментах. • Знакомство с материалами (цветная бумага различной фактуры, цветной картон, разноцветная фольга и пленка, нитки, вата, различная по текстуре ткань, кожа, мех, обрезки лент и веревок; природные материалы — шишки, семена, трава, мох, соломка, желуди, листья, орехи, ракушки, песок, камушки, сосновые иголки и др., различные крупы, пробки, скорлупа и т. п.) и их свойствами. • Знакомство с инструментами (шило, ножницы), их на • Знакомство со скрепляющими материалами (клей, 2. Навыки работы с материалами и инструментами: 1. Работа с бумагой: • сгибание листа (пополам, вчетверо, по диагонали) и • разрывание бумаги; • сминание бумаги. 2. Работа с нитью: • разрезание нити; • наматывание на палец, руку, клубок. 3. Работа с клеем (клейстером): • открывание клея; • закрывание клея; • намазывание поверхность клеем (кистью, клеевым карандашом).
4. Работа с другими скрепляющими материалами 5. Работа шилом: • выкалывание шилом (по шаблону, по трафарету, по линии). 6. Работа ножницами: • правильно держать в руках ножницы; • выполнение надреза, серии надрезов; • разрезание поперек, вдоль бумагу; • выполнение косых срезов; • разрезание ножницами по линии;
• вырезание по контуру; • вырезание симметричных форм из бумаги сложенной 3. Сборка и наклеивание. 1. Составление и приклеивание предметной аппликации из готовых или вырезанных форм. • накладывание и приклеивание детали к фону; • накладывание и приклеивание детали на трафарет • накладывание и приклеивание одной детали к другой • наклеивание на поверхность кожи, ткани, природного • составление и приклеивание изображения из 2-ух и бо • составление и приклеивание изображения из деталей • составление и приклеивание изображения из деталей
2. Составление и наклеивание декоративной аппликации из готовых или вырезанных форм: • составление узора по заданной схеме и/или самостоятельно из геометрических или растительных форм, чередуя их по цвету, форме, величине: — на полосе, — в квадрате, — в круге. 3. Составление и приклеивание сюжетной аппликации из готовых или вырезанных форм: • расположение частей сюжета на поверхности листа • дополнение заданного сюжета отдельными деталями; • выбор одного из предложенных сюжетов; изготовление сюжетной аппликации по замыслу.
РИСОВАНИЕ Обучение рисованию нацелено на освоение детьми доступных приемов изобразительной деятельности. Базовыми для обучения рисованию являются сформированные предметно—практические действия. Содержание обучения направлено на решение следующих задач: знакомство с материалами и инструментами с помощью которых дети учатся получать простейшие изображения; освоение приемов предметного рисования; обучение выполнению сюжетных и декоративных рисунков. Важной задачей является обучение детей готовить и убирать рабочее место. Программа предусматривает два этапа обучения: подготовительный и изобразительный. Сначала с помощью учителя, затем по подражанию и образцу дети учатся проводить различные линии, закрашивать в контуре, изображать знакомые предметы и объекты, передавая их внешние признаки (форма, величина, цвет), создавать декоративные рисунки, создавать сюжетные рисунки на основе результатов собственных наблюдений, впечатлений, действий, опыта. Процесс рисования интересен и увлекателен для детей. Яркость и разнообразие материалов является сильным мо-тивационным моментом, а возможность самому краской оставить след пальца, руки или нарисовать что-либо лишь усиливает желание творить. Мазками, штрихами ребенок учится передавать явления окружающего мира, знакомые предметы, создает новые образы и ищет средства для их воплощения. Вместе с формированием навыков изобразительной деятельности у детей воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, зрительно-двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки.
Подготовительный этап. • развитие интереса к процессу рисования как деятельности, дающей результат; • знакомство с инструментами и материалами для рисования, в том числе неспецифическими (кусочки паралона, ваты, стеклянные шарики, коктейльные трубочки и др.) и способами их использования:
—правильно держать карандаш, кисть и др. инструменты; —пользоваться кистью (обмакивать ее в краску, снимать лишнюю краску и воду о края баночки, промывать кисть в воде); — оставлять графический след на бумаге, стекле, доске и др., с помощью пальца, других частей тела, • обследование предмета перед рисованием, используя тактильные, зрительные и кинестетические анализаторы. Изобразительный этап. 1. Обучение приемам предметного рисования. 1. Приемы работы с карандашом и кистью. • приемы рисования карандашом; • приемы работы кистью (примакивание, прием тычка, 2. Обучение рисованию основных элементов. • проведение произвольных мазков (длинные — короткие, толстые — тонкие) • рисование точек; • рисование линий:
— прямая (вертикальная, горизонтальная, наклонная); — незамкнутая кривая (волнистая); — замкнутая кривая; — рисование ряда линий (одинаковых, сочетания различных линий); • штриховка. 3. Выполнение работы в контуре. • раскрашивание контурного изображения с использованием трафарета, шаблона, тактильного контура; • раскрашивание нарисованного контурного изображения; • заполнение контурного изображения точками, линиями. 4. Ориентировка на листе бумаги. • расположение изображения на поверхности листа (право, лево, верх, низ, середина, угол). 5. Использование цвета в процессе изобразительной деятельности. • применение основных цветов (красный, желтый, синий), а также белый, черный, зеленый, коричневый; • получение разных цветов путем смешивания красок • применение сочетаний различных цветов и оттенков 6. Рисование предмета: • с помощью шаблона; • с помощью трафарета; • по готовым контурным линиям (обведение светлого • с использованием опорных точек; • с использованием осевой симметрии; • с помощью рисунка-образца.
2. Обучение элементам декоративного рисования с использованием штампов, простых геометрических (круг, квадрат, треугольник и т. д.), растительных форм на листе и на объемных предметах (ваза, тарелка, поднос и др.). • по готовому образцу; • по заданной схеме; • из данных элементов; • самостоятельное составление узора / орнамента. 3. Обучение сюжетному рисунку, используя трафареты, шаблоны, опорные точки и собственные изображения: • дополнение заданного сюжета собственными рисунками; • рисование по непосредственному наблюдению; • рисование по замыслу.
ВЕДЕНИЕ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА
УХОД ЗА ВЕЩАМИ Занятия по уходу за вещами имеют практическую направленность и относятся к бытовой ориентировке детей и подростков. На них формируются и совершенствуются необходимые навыки самообслуживания, умения ухаживать за одеждой и обувью, чистить, стирать, гладить, выполнять элементарный ремонт, поддерживать порядок в шкафах с бельем. Благодаря занятиям расширяется диапазон представлений учащихся об окружающем мире, обогащается опыт предметной деятельности, реализуется возможность посильного участия в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами, развивается самостоятельность в организации своей жизни. Примерное содержание обучения. Обучение стирке. Ручная стирка знакомство с многообразием емкостей для ручной стирки; знакомство с моющими средствами (порошок, мыло, паста); наполнение емкости для стирки водой (определение количества и температуры воды); определение количества моющего средства для данного количества белья с использованием мерок (мерный стакан, ложка) и растворение его в воде; опускание белья в воду, замачивание; намыливание белья (в случае использования мыла); движения рук при стирке; полоскание белья; отжим белья различными способами (выкручивание, сжатие в руке); • встряхивание белья; • вывешивание белья на просушку (используя сушилку 2. Машинная стирка • знакомство со стиральными машинами разного типа • сортировка белья на цветное и белое перед стиркой; • закладывание и вытаскивание белья из машины; • закрывание и открывание дверцы машины; • установка регулятора машины на определенную про • запуск машины (нажатие на пусковую кнопку). 2. Глажение утюгом • установка гладильной доски; • подключение утюга к сети; • определение готовности утюга к работе; • раскладывание белья на гладильной доске; • смачивание белья водой (использование клавиши на • движения руки с утюгом при глажении. 3. Различение белья и одежды по принадлежности: 1. Белье: • постельное: простыня, пододеяльник, наволочка; • нижнее: трусы, майка, футболка, бюстгальтер, ночная • для гигиенических целей: полотенце для рук и лица, • для кухни: полотенце, варежка, прихватка. 2. Одежда: • носильные вещи: сарафан, платье, блузка, юбка, топ,
• верхняя: куртка, ветровка, плащ, пальто, шуба; • головные уборы: панама, косынка, платок, шарф, шапка, кепка, бейсболка, шляпа; • одежда по назначению: праздничная, повседневная, 4. Складывание белья и одежды: • сворачивание белья; • выворачивание одежды на лицевую сторону; • сворачивание одежды; • вывешивание на «плечики»; • сортировка по полкам в шкафу. 5. Чистка одежды: • знакомство с разнообразием щеток для чистки; • движение руки со щеткой по загрязненной одежде (чистка); • стряхивание загрязнений с одежды. 6. Мелкий ремонт одежды: • пришивание пуговиц: — вдевание нити в иглу; — уравнивание концов нити; — завязывание узелка; — прокалывание ткани иглой через отверстие пуговицы; — подшивание нижнего края одежды швом «вперед • зашивание дырки швом «через край». 7. Уход за обувью: • хранение обуви в специально предназначенном месте; • мытье обуви; • просушивание обуви (около обогревательных систем, • чистка обуви:
— знакомство с назначением щеток и средств для чис — движение руки со щеткой по обуви.
КУЛИНАРИЯ Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребенка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Ребенок становится более самостоятельным, если он может сам приготовить себе пищу. Как всякая практическая деятельность, будучи конкретной и простой по содержанию, приготовление пищи является наиболее понятным и доступным средством активного познания окружающей действительности. Данная программа нацелена на обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями выполнять доступные операции по приготовлению пищи. В ходе обучения решаются следующие задачи: - соблюдение правил гигиены и техники безопасности при приготовлении пищи; - обращение с кухонной посудой; - пользование бытовыми электроприборами для приготовления пищи; - пользование газовой плитой; - использование мерной посуды; - соблюдение операционной последовательности при приготовлении пищи; - хранение продуктов; - сервировка стола. В ходе проведения занятий по кулинарии решаются воспитательные задачи: формирование у детей интереса к приготовлению пищи, воспитание привычки к личной гигиене, привитие навыков культурного поведения за столом. Занятия по кулинарии проводятся в групповой форме на основе практической деятельности. Все предметы для кулинарии располагаются в определенных для этого местах хранения, что позволяет детям достаточно быстро запомнить их местонахождение. Этому могут способствовать также специальные символы (картинки, пиктограммы), с которыми дети знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях. Все виды работ по кулинарии должны осуществляться в соответствии с правилами санитарии и техники безопасности. Примерное содержание обучения. 1. Соблюдение правил гигиены и техники безопасности • приготовление пищи в специально отведенном месте; • мытье рук перед началом работы; • использование чистой посуды; • использование специальной одежды (фартук, косынка); • поддержание чистоты рабочего места (кухонный стол,
2. Обращение с кухонной посудой: • функциональное использование; • различение чистой и грязной посуды; • мытье и чистка (использовать моющие средства, ополаскивать); • хранение в определенном месте. 3. Использование бытовых приборов для приготовления пищи (тостер, миксер, вафельница, электрический чайник, электрическая плита, духовка, микро • определение назначения прибора; • включение / выключение;
• пользование регуляторами температуры, скорости; • установка времени готовки; • мытье; • хранение. 4. Пользование газовой плитой: • зажигание газа (спичками, газовой зажигалкой); • пользование регуляторами пламени. 5. Использование мерной посуды (ложка, кружка, стакан, мерный стакан): • подбор подходящей мерной посуды; • наливание / насыпание продукта до метки. 6. Соблюдение операционной последовательности при 1. Выбор блюда для приготовления; 2. Выбор продуктов, необходимых для приготовления 3. Распознавание продуктов (по этикетке, упаковке, 4. Выбор посуды и кухонных приборов; 5. Обработка и приготовление продуктов:
• мытье; • нарезание; • очистка; • натирание; • перемешивание; • варка; • жарка; , • тушение. 6. Определение готовности блюда к употреблению (по
7. Правильное хранение продуктов: • в определенном месте и упаковке (холодильнике, банке, пакете и т. д.); • определение срока хранения (распознавать и выбрасывать испорченные продукты). 8. Сервировка стола: • выбор посуды и приборов, подходящих к блюду и напиткам (для супа — глубокая тарелка; для чая — кружка, для салата — салатница и т. д.); • расставление посуды и раскладывание приборов на столе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|