Глава XI. Стадиальность психического развития человека: проблема
Стр 1 из 16Следующая ⇒ Шаповаленко И.В. Ш24 Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с. ISBN 5-8297-0176-6 (в пер.) Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология», разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным. Предлагаемый учебник может быть использован при подготовке специалистов по ряду специальностей — «Психология», «Социология», «Социальная педагогика», «Социальная работа» и др. УДК 159.922.6 ББК 88.37 ISBN 5-8297-0176-6 © «Гардарики», 2005 © И.В. Шаповаленко, 2005 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие 9 Раздел первый. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ Глава I. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии 11 как науки 11 § 2. Проблема детерминации психического развития 16 § 3. Основные понятия возрастной психологии 18 Глава II. Организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии 22 в психологии развития 22 § 2. Метод наблюдения 23 § 3. Эксперимент как метод эмпирического исследования 25 § 5. Вспомогательные методы исследования 27 § 6. Схема организации эмпирического исследования 30 Раздел второй. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава III. Возникновение возрастной психологии как самостоятельной § 1. Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной области психологической науки 34 § 2. Начало систематического изучения детского развития 36 § 3. Из истории становления и развития российской возрастной психологии во второй половине XIX — начале XX в 39 Глава IV. Теории детского развития первой трети XX в.: постановка § 1. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии 45 § 2. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма 47 § 3. Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный 52 § 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды 54 Оглавление Раздел третий. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ Глава V. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический подход............................................................................................................................ 57 § 1. Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда .......................................................................................................... 57 § 2. Психоанализ детства ........................................................................................... 63 § 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей... 68 Глава VI. Психическое развитие как развитие личности: теория § 1. Эго - психология Э. Эриксона ........................................................................... 72 § 2. Методы исследования в работах Э. Эриксона ................................................. 73 § 3. Основные понятия теории Эриксона ................................................................. 74 § 4. Психосоциальные стадии развития личности .................................................. 75 Глава VII. Психическое развитие ребенка как проблема научения правильному поведению: бихевиоризм о закономерностях детского
развития.......................................................................................................................... 84 § 1. Классический бихевиоризм как наука о поведении ........................................ 84 § 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона ............................................................ 8 5 § 3. Оперантное научение .......................................................................................... 89 § 4. Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера .......................................................... 91 Глава VIII. Психическое развитие ребенка как проблема социализации: теории социального научения.................................................................................. 96 § 1. Социализация как центральная проблема концепций социального научения ............................................................................................................. 96 § 2. Эволюция теории социального научения ......................................................... 97 § 3. Феномен научения через наблюдение, через подражание ................................ 98 § 4. Диадический принцип изучения детского развития ....................................... 102 § 5. Изменение представлений о психологической природе ребенка... 104 Глава IX. Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже..................................................................................................................... 108 § 1. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже. .......................................................................................... 108 § 2. Ранний этап научного творчества .................................................................... 108 § 3. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже ...................................... 114 § 4. Критика основных положений теории Ж. Пиаже ........................................... 122 Раздел четвертый. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Глава X. Культурно-исторический подход к пониманию психического § 1. Происхождение и развитие высших психических функций .... 125 § 2. Проблема специфики психического развития человека ................................ 129 § 3. Проблема адекватного метода исследования психического развития человека ........................................................................................................... 131 § 4. Проблема «обучение и развитие». .................................................................. 132
§ 5. Две парадигмы в исследовании психического развития ............................... 137 Оглавление Глава XI. Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе 140 Детство как культурно - исторический феномен 140 детского развития в работах Л.С. Выготского 143 Д.Б. Эльконина 147 психического развития 151 Раздел пятый. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА: ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ Глава XII. Младенчество 156 § 1. Новорожденность (0—2 месяца) как кризисный период 156 § 2. Младенчество как период стабильного развития 163 § 3. Развитие общения и речи 166 § 4. Развитие восприятия и интеллекта 169 жизни 176 Кризис одного года 177 Глава XIII. Раннее детство 181 и общение со взрослым 181 § 2. Развитие предметной деятельности 183 § 3. Зарождение новых видов деятельности 186 § 4. Познавательное развитие ребенка 188 § 5. Развитие речи 190 в раннем детстве 193 § 7. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет 196 Глава XIV. Дошкольное детство 201 § 1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте 201 § 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста 202 § 4. Познавательное развитие 210 § 5. Общение со взрослыми и сверстниками 216 § 7. Характеристика кризиса дошкольного детства 220 Глава XV. Младший школьный возраст 224
к школьному обучению 224 § 2. Адаптация к школе 227 § 3. Ведущая деятельность младшего школьника 228 § 5. Кризис отрочества (предподростковый) 238 Оглавление Глава XVI. Подростковый возраст (отрочество) 242 § 1. Социальная ситуация развития 242 § 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте 245 § 4. Особенности общения со взрослыми 252 § 5. Психологические новообразования подросткового возраста 252 § 6. Развитие личности и кризис перехода к юности 254 Глава XVII. Юность 261 § 1. Юность как психологический возраст 261 § 2. Социальная ситуация развития 264 § 3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте 267 § 4. Интеллектуальное развитие в юности 270 § 5. Развитие личности 273 § 6. Общение в юности. 278 Глава XVIII. Взрослость: молодость и зрелость.. 283 § 1. Взрослость как психологический период 283 § 2. Проблема периодизации взрослости 286 в период зрелости 289 взрослости 289 взрослости 301 Глава XIX. Взрослость: старение и старость 306 § 1. Старость как биосоциопсихологическое явление 306 § 3. Теории старения и старости 309 § 4. Проблема возрастных границ старости 313 в старости 314 в старости 319 § 7. Личностные особенности в старости 325 § 8. Познавательная сфера в период старения.. 332 Приложение .342 ПРЕДИСЛОВИЕ В настоящее время знание фактов и закономерностей психологического развития в детстве, юности, зрелости и старости, возрастных задач и нормативов развития, типичных возрастных проблем, предсказуемых кризисов развития и способов выхода из них необходимо самому широкому кругу специалистов — психологам, педагогам, врачам, социальным работникам, работникам культуры и т.д. Предлагаемый учебник представляет собой развернутый учебный курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология». Особенно полезен этот учебник будет для студентов, обучающихся на вечерних и заочных отделениях вузов. Включенные в пособие темы охватывают практически весь диапазон курса возрастной психологии. В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого Заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным.
Учебник включает 5 разделов, объединяющих 19 тем. Первый раздел «Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии» знакомит с методологическими, методическими и понятийными основами возрастной психологии, содержит введение в основные проблемы данной отрасли психологической науки. Разделы второй «Историческое становление возрастной психологии», третий «Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в зарубежной психологии» и четвертый «Основные закономерности психического развития человека в онтогенезе в российской психологии» представляют собой изложение и анализ основных теорий психического развития человека, разработанных в зарубежной и отечественной психологии. Они знакомят читателя с историей детской и возрастной психологии, классическими теориями психического развития, тенденциями современного развития и дискуссионными проблемами возрастной психологии как науки. В пятом разделе «Онтогенетическое психическое развитие человека: возрастные ступени» рассмотрены основные закономерности психического развития на протяжении жизни человека — от рождения до старости, дано описание психологических возрастов от младенчества до старости. Предисловие В Приложении приводится общая схема возрастной периодизации психического развития человека. Каждая глава сопровождается вопросами и заданиями, которые призваны обратить внимание учащихся на ключевые моменты темы. Содержание глав включает примеры из психологических исследований, литературные и жизненные иллюстрации, что облегчает восприятие теоретического материала и позволяет обратиться к собственному опыту каждого читателя, побудить поразмышлять над теми или иными важными проблемами, имеющими и теоретическое, и прикладное значение, связать теорию с практикой, перекинуть мостики от классических теорий к современным актуальным проблемам психологии развития. Раздел первый ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ Глава I ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ § 1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Объект изучения возрастной психологии - развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний1. В центре внимания — «различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека»2. Возрастная психология ставит своей задачей исследование целостного психического развития «на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти», сверхзадача — изучение «изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире»3. Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе. Выделены следующие разделы возрастной психологии: психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология под- ■ См.: Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 13 - 60. г Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2000. С. 16.
Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. С. 70. 12 Раздел первый. Предмет, задачи и методы психологии развития... ростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости (геронтопсихология). Важнейшей составной частью возрастной психологии была и остается детская психология. Д.Б. Эльконин в своем «Введении в детскую психологию» определил ее предмет как изучение процесса становления «субъекта многообразной человеческой деятельности» из беспомощного новорожденного1. На рубеже XIX—XX вв. возрастная психология именно в качестве детской психологии выделилась в самостоятельную область знаний. Вышедшая в 1882 г. книга немецкого биолога В. Прейера «Душа ребенка» считается отправной точкой систематических научных исследований психического развития в детстве. На протяжении прошедшего времени само понятие предмета детской психологии (понимание того, что следует изучать) неоднократно трансформировалось, что было тесно связано с изменением методологии исследования2. Первоначально, во второй половине XIX — начале XX в., задачей ученых был сбор и накопление конкретных данных, эмпирических сведений, изучение феноменологии психического развития в детские годы. Это был поиск ответов на вопросы о том, что именно происходит в детском развитии, когда и в какой последовательности появляются у ребенка новые умения, компетентность в том или ином отношении. Этой задаче отвечали методы объективного наблюдения, констатирующего, срезового эксперимента (Ч. Дарвин, В. Прейер, А. Гезелл). Позже встал вопрос о систематизации, об упорядочении фактологии, выявлении некоторых общих закономерностей психического развития. Решение этой задачи связано с именами С. Холла (теория рекапитуляции), А. Гезелла (теория созревания), Л. Термена (нормативная традиция изучения детей). В 1920-1930-х гг. внешне наблюдаемое поведение ребенка стало основным объектом изучения с позиций классического бихевиоризма. Считалось важным установить реакции детей разных возрастов и взрослых на идентичные стимулы, описать различия в реагировании на внешнюю среду. Исследователей все больше начинают занимать вопросы о факторах, условиях и движущих силах развития. Стремление проникнуть в сущность детского развития реализовалось в переходе к методам сравнительного изучения психического развития в норме и I См.: Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию // Избр. психологические труды. М., 1989. С. 26. г См.: Обухова А.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С. 28-32. Глава I. Предмет возрастной психологии... патологии, методам кросс - культурного исследования, экспериментально-генетическим исследованиям и привело к созданию целого ряда теорий - 3. Фрейда, А. Валлона, Э. Эриксона и др. В отечественной психологии основные задачи детской возрастной психологии были определены Л.С. Выготским (1896-1934). В работе «Проблема возраста» он указал на необходимость изучения особенностей каждого возраста, основных типов нормального и анормального развития, структуры и динамики детского развития в их многообразии1. Теоретические задачи возрастной психологии: — изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека; — периодизация психического развития в онтогенезе; — изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.); — установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний; — исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях. Значение возрастной психологии весомо и в теоретическом плане. Вспомним о том, что практически все крупные ученые, оставившие свой след в науке, занимались и вопросами возрастной психологии. Изучение психологии ребенка — ключ к пониманию психологии взрослого человека. Л.С. Выготский отводил детской психологии фундаментальную роль в решении задачи создания «новой» психологии, подчеркивая, что «единственно правильный путь — идти в изучении психики от ребенка к взрослому»2. Путь преобразования психологии — «из описательной и отрывочной, констатирующей психологии в научно-объяснительную, обобщающую систему знания о поведении человека, о механизмах его движения и развития, о воспитательном управлении процессами его развития, формирования и роста». Практическое значение возрастной психологии связано в первую очередь с научной разработанностью вопросов о нормативном развитии здорового ребенка, о типических возрастных про- 1 См.: Выготский А.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1983. С. 244-269. 2 Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982. С. 179-180. 14 Раздел первый. Предмет, задачи и методы психологии развития... блемах, путях и способах их решения, стадиях становления взрослой полноценной личности, гражданина, профессионала, родителя. Практические задачи возрастной психологии: — определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека; — создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях; — возрастная и клиническая диагностика; — выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека; — наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста). Таблица 1 Возрастная психология как наука Объект Развивающийся, изменяющийся здоровый человек в онтогенезе нормальный,
Предмет Теоретические задачи (проблемы) Практические задачи Возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе — Проблема движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека — Проблема периодизации психического развития в онтогенезе — Проблема возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов — Проблема возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний — Проблема возрастного развития личности и др. — Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека — Возрастная и клиническая диагностика — Контроль за ходом психического развития детей, оказания помощи, родителям в проблемных ситуациях — Психологическое сопровождение, помощь в кризисные периоды жизни человека — Организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и -др. Глава I. Предмет возрастной психологии... Возрастная психология тесно связана с другими о т р а с л я -ми психологической науки. Она опирается на представления о психике человека, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий общей психологии. В то же время исследование происхождения и начальных этапов становления высших психических функций (например, памяти или мышления) приводит к более глубокому пониманию развитых форм сложных психических процессов. Изучение преобразования психических процессов у детей выступает как особый метод познания механизмов психического — генетический метод. Однако предмет генетической психологии не совпадает с таковым в возрастной психологии. В центре внимания генетической психологии — развитие психических процессов как таковых; для возрастной психологии важен развивающийся человек. Много общего имеют возрастная психология и п е д а г о г и ч е -ская психология, особенно в своем историческом развитии. Реальное единство педагогической и возрастной психологии объясняется общим объектом изучения — развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком. Но в педагогической психологии на первом плане — обучение и воспитание субъекта в процессе целенаправленного воздействия педагога, а возрастную психологию интересует, как протекает развитие в самых разнообразных социокультурных ситуациях. Психическое развитие человека происходит внутри различных социальных общностей: семьи, группы сверстников во дворе или в детском саду, в школьном классе. Как субъект общения и межличностного взаимодействия, развивающийся индивид частично составляет предмет социальной психологии. Соотношение типичного и индивидуального, общего и своеобразного, нормального и аномального, отклоняющегося рядов развития создает общие поля для возрастной психологии и п с и х о л о г и и сравнительной, дифференциальной, п а т о п с и х о л о -гии и клинической психологии. Возрастная психология имеет многообразные связи с широким спектром областей науки и культуры. Она опирается на знания из области естественных наук, медицины, педагогики, этнографии, социологии, геронтологии, культурологии, искусствоведения, языкознания, логики, литературоведения и других областей науки. И, в свою очередь, возрастная психология, раскрыв закономерности возрастного становления психики, делает их общим достоянием. 16 Раздел первый. Предмет, задачи и методы психологии развития... § 2. Проблема детерминации психического развития Вопрос о д е т е р м и н а ц и и (причинной о б у с л о в л е н н о -сти) п с и х и ч е с к о г о р а з в и т и я первоначально был поставлен еще в философии. Длительную историю имеет спор о том, какие факторы (движущие силы) — биологические (внутренние, природные, связанные с наследственностью) или социальные (внешние, культурные, средовые) — играют в развитии важнейшую роль. Традиционно выделяют две крайние точки зрения на обусловленность развития — природой (наследственностью) или средой (воспитанием, обучением). Природная позиция — нативизм — связывается с именем французского философа Ж.Ж. Руссо (1712—1778), который считал, что существуют естественные законы развития, и дети нуждаются лишь в минимальном влиянии со стороны взрослых. В биологии существовало направление, которое трактовало развитие как развертывание некой заранее предусмотренной (преформирован-ной) биогенетической программы, ее воплощение в реальном процессе жизни. Преформизм — учение, в котором организм рассматривается как «биологическая матрешка», заключающая в себе зародыши всех последующих поколений, и поэтому ничего нового в нем появиться не может, не нужно ни совершенствования, ни эволюции. Нативисты-преформисты в психологии считали, что знания и навыки заложены в самой структуре организма человека, поэтому их репертуар носит врожденный характер и, следовательно, наследственность — определяющий фактор. В этом случае развитие приравнивается к процессам созревания и роста, к реализации наследственной программы поведения, что происходит в большой мере независимо от воспитания, обучения, сознательной деятельности человека и общества. Итак, такой тип развития, когда уже в самом начале предопределены те стадии, которые пройдет явление, и тот конечный результат, которого явление достигнет, называют пре-формированным. К преформированному типу относится, например, эмбриональное (внутриутробное) развитие организма. И в психологии также были предприняты попытки представить психическое развитие ребенка в целом как преформированное (концепция С. Холла). Напротив, английский философ Дж. Локк (1632 —1704) утверждал, что новорожденный ребенок подобен tabula rasa (чистой доске) и поэтому обучение и жизненный опыт, а отнюдь не врожденные факторы имеют самое важное значение в его развитии. Глава I. Предмет возрастной психологии... В биологии учение о развитии путем последовательных новообразований, когда путь развития не предопределен заранее, называется эпигенезом. В философии и психологии эта позиция представлена направлениями эмпиризма и сенсуализма. Ход биологической эволюции, историческое развитие общества представляют собой примеры непреформированного типа развития. Современные исследователи пытаются раскрыть характер процесса развития, объединив представление о некотором общем конечном пункте развития и вариативных путях его достижения. Часто в качестве метафоры для обозначения процесса развития используют понятие «эпигенетический ландшафт», предложенное эволюционным биологом К. Уоддингтоном (1957). Развивающийся организм сравнивается с шаром, катящимся вниз с горы. Пространственное расположение холмов и впадин (ландшафт), по которым он может катиться, отображает возможные естественные пути развития и одновременно ограничения траектории движения. Кроме того, некоторое событие в окружающей среде может привести к изменению курса шара, который попадет теперь уже в более глубокую впадину, которую труднее преодолеть, чем мелкую. Самый важный принцип развития, который иллюстрирует метафора, состоит в том, что один и тот же результат может быть достигнут разными путями, более быстро или более медленно1. Оригинальный взгляд на характер психического развития ребен -ка предложил Л.С. Выготский2. По его мнению, детское развитие должно быть названо непреформированным в том смысле, что отсутствует предопределенность снизу, т.е. наследственная программа, диктующая содержание, формы и уровень достижений. Но это все же особый процесс развития, который детерминирован сверху — идеальными формами: историческими условиями, уровнем материальной и духовной культуры общества, формами практической и теоретической деятельности, которые существуют в обществе на данном этапе. А.Н. Леонтьев говорил по этому поводу, что конечные формы детского развития, которое происходит в форме усвоения социальных образцов, идеальных форм, не даны, но «заданы в объективных явлениях окружающего мира»3. 1 См.: Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. С. 40-42. 2 См.: Выготский Л.С. История развития высших психических функций // 3 Леонтьев А.Н. Об историческом подходе в изучении психики ребенка // Иабр. 18 Раздел первый. Предмет, задачи и методы психологии развития... § 3. Основные понятия возрастной психологии Ключевое понятие возрастной психологии — понятие «развитие». Развитие — процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Рост — количественный аспект процессов развития. Главное отличие развития от роста: рост сводится к количественным изменениям, а развитие характеризуется качественными преобразованиями, появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур. Важно различать понятия развитие и созревание. Созревание для целого ряда зарубежных теорий возрастной психологии -важнейший фактор развития, причинно обусловливающий те или иные достижения. Современная отечественная психология развития рассматривает созревание как психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения. С понятием созревания, зрелости связан один из основных принципов возрастной физиологии — принцип гетеро-хронности развития, который фиксирует то обстоятельство, что разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития. Это означает, в свою очередь, что каждый возрастной этап имеет свою неповторимую психофизиологическую структуру, в значительной степени определяющую потенциальные психологические возможности данного возраста. Выделен ряд особенностей процесса развития, важных для пси-хологии и педагогики1: — тенденция к качественному изменению и переходу на более - необратимость развития (обратное развитие как полное 1 См.: Анциферова Л.И., Завалишина Д.Н', Рыбалко Е.Ф. Категория развития в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1988. С. 22-56. Глава I. Предмет возрастной психологии... — обязательное сочетание, включение элементов прогресса и — неравномерность развития (периоды резких качественных — зигзагообразность развития (связана с формированием — переход стадий развития в уровни (с появлением новой, более высокой стадии предыдущие не исчезают, а сохраняются в качестве одного из иерархических уровней новой системы); — тенденция к устойчивости (успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции). Различают несколько видов психического развития: филогенетическое, онтогенетическое, функциональное. Филогенез психики — становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества. Онтогенез психики — формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида. . В возрастной психологии проявляется все больший интерес к развитию психики человека во внутриутробном периоде, в период эмбрионального развития (от зародыша до рождения). В настоящее время пренатальное развитие, э м б р и о г е н е з психики рассматривается как своеобразный адаптационный период, в течение которого происходит приспособление организма к окружающей среде и даже создаются некоторые предпосылки усвоения той или иной культуры (например, предпосылки усвоения родного языка и эмоциональные предпочтения). Ф у н к ц и о н а л г е н ез, функциональное р а з в и т и е психики — развитие психических функций; возникновение нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и других задач, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами. Функционалгенез психики — составная часть онтогенетического становления психических процессов человека. Различают также н о р м а т и в н о е психическое развитие и ин -дивидуальное. Нормативность развития предполагает, что речь 20 Раздел первый. Предмет, задачи и методы психологии развития... идет об общем, присущем большинству людей данного возраста характере изменений. В некоторых случаях о норме говорят как об идеале, наивысшем из возможных уровне психологического, личностного развития. Индивидуальное развитие связано с вариативностью нормы, с выявлением уникальности личности, с указанием на своеобразие некоторых ее способностей. Важнейшее понятие психологии развития — п с и х о л о г и ч е -с к и й в о з р а с т. Он определяется как стадия развития индивида в онтогенезе — объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная. В зависимости от метода периодизации, от избранного основания (единицы периодизации) в разных психологических школах выделяют отличающиеся психологические возрасты. ВОПРОСЫ Д Л Я САМОПРОВЕРКИ: 1. Дайте определение предмета возрастной психологии. 2. В чем отличие современных представлений о предмете возрастной психологии от существовавших ранее? 3. С какими причинами связано историческое измене
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|