Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава XI. Стадиальность психического развития человека: проблема




Шаповаленко И.В.

Ш24 Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

ISBN 5-8297-0176-6 (в пер.)

Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология», разработан­ный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного раз­вития, методологические принципы которого заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным.

Предлагаемый учебник может быть использован при подготовке специали­стов по ряду специальностей — «Психология», «Социология», «Социальная пе­дагогика», «Социальная работа» и др.

УДК 159.922.6 ББК 88.37


ISBN 5-8297-0176-6


© «Гардарики», 2005

© И.В. Шаповаленко, 2005


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 9

Раздел первый. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава I. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические

задачи возрастной психологии 11
§ 1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития

как науки 11

§ 2. Проблема детерминации психического развития 16

§ 3. Основные понятия возрастной психологии 18

Глава II. Организация и методы исследования в психологии развития

и возрастной психологии 22
§ 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования

в психологии развития 22

§ 2. Метод наблюдения 23

§ 3. Эксперимент как метод эмпирического исследования 25
§ 4. Исследовательские стратегии: констатация и формирование.... 27

§ 5. Вспомогательные методы исследования 27

§ 6. Схема организации эмпирического исследования 30

Раздел второй. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава III. Возникновение возрастной психологии как самостоятельной
области психологической науки
34

§ 1. Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной

области психологической науки 34

§ 2. Начало систематического изучения детского развития 36

§ 3. Из истории становления и развития российской возрастной

психологии во второй половине XIX — начале XX в 39

Глава IV. Теории детского развития первой трети XX в.: постановка
проблемы факторов психического развития
45

§ 1. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета

детской психологии 45

§ 2. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания

организма 47

§ 3. Психическое развитие ребенка: факторы биологический

и социальный 52

§ 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды 54



Оглавление


Раздел третий. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава V. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический

подход............................................................................................................................ 57

§ 1. Психическое развитие с позиций классического психоанализа

3. Фрейда .......................................................................................................... 57

§ 2. Психоанализ детства ........................................................................................... 63

§ 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей... 68

Глава VI. Психическое развитие как развитие личности: теория
психосоциального развития личности Э. Эриксона
72

§ 1. Эго - психология Э. Эриксона ........................................................................... 72

§ 2. Методы исследования в работах Э. Эриксона ................................................. 73

§ 3. Основные понятия теории Эриксона ................................................................. 74

§ 4. Психосоциальные стадии развития личности .................................................. 75

Глава VII. Психическое развитие ребенка как проблема научения правильному поведению: бихевиоризм о закономерностях детского

развития.......................................................................................................................... 84

§ 1. Классический бихевиоризм как наука о поведении ........................................ 84

§ 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона ............................................................ 8 5

§ 3. Оперантное научение .......................................................................................... 89

§ 4. Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера .......................................................... 91

Глава VIII. Психическое развитие ребенка как проблема социализации:

теории социального научения.................................................................................. 96

§ 1. Социализация как центральная проблема концепций социального

научения ............................................................................................................. 96

§ 2. Эволюция теории социального научения ......................................................... 97

§ 3. Феномен научения через наблюдение, через подражание ................................ 98

§ 4. Диадический принцип изучения детского развития ....................................... 102

§ 5. Изменение представлений о психологической природе ребенка... 104
§ 6. Социокультурный подход ......................................... 105

Глава IX. Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция

Ж. Пиаже..................................................................................................................... 108

§ 1. Основные направления исследований интеллектуального развития

ребенка Ж. Пиаже. .......................................................................................... 108

§ 2. Ранний этап научного творчества .................................................................... 108

§ 3. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже ...................................... 114

§ 4. Критика основных положений теории Ж. Пиаже ........................................... 122

Раздел четвертый. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава X. Культурно-исторический подход к пониманию психического
развития: Л.С. Выготский и его школа
125

§ 1. Происхождение и развитие высших психических функций .... 125

§ 2. Проблема специфики психического развития человека ................................ 129

§ 3. Проблема адекватного метода исследования психического развития

человека ........................................................................................................... 131

§ 4. Проблема «обучение и развитие». .................................................................. 132

§ 5. Две парадигмы в исследовании психического развития ............................... 137


Оглавление

Глава XI. Стадиальность психического развития человека: проблема

периодизации развития в онтогенезе 140
§ 1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов.

Детство как культурно - исторический феномен 140
§ 2. Категория «психологический возраст» и проблема периодизации

детского развития в работах Л.С. Выготского 143
§ 3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития

Д.Б. Эльконина 147
§ 4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации

психического развития 151

Раздел пятый. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА: ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ

Глава XII. Младенчество 156

§ 1. Новорожденность (0—2 месяца) как кризисный период 156

§ 2. Младенчество как период стабильного развития 163

§ 3. Развитие общения и речи 166

§ 4. Развитие восприятия и интеллекта 169
§ 5. Развитие двигательных функций и действий с предметами.... 172
§ 6. Созревание, обучение и психическое развитие на первом году

жизни 176
§ 7. Психологические новообразования младенческого периода.

Кризис одного года 177

Глава XIII. Раннее детство 181
§ 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте

и общение со взрослым 181

§ 2. Развитие предметной деятельности 183

§ 3. Зарождение новых видов деятельности 186

§ 4. Познавательное развитие ребенка 188

§ 5. Развитие речи 190
§ 6. Новые направления руководства психическим развитием

в раннем детстве 193

§ 7. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет 196

Глава XIV. Дошкольное детство 201

§ 1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте 201

§ 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста 202
§ 3. Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная)... 209

§ 4. Познавательное развитие 210

§ 5. Общение со взрослыми и сверстниками 216
§ 6. Основные психологические новообразования. Личностное развитие. 218

§ 7. Характеристика кризиса дошкольного детства 220

Глава XV. Младший школьный возраст 224
§ 1. Социальная ситуация развития и психологическая готовность

к школьному обучению 224

§ 2. Адаптация к школе 227

§ 3. Ведущая деятельность младшего школьника 228
§ 4. Основные психологические новообразования младшего школьника.. 235

§ 5. Кризис отрочества (предподростковый) 238



Оглавление


Глава XVI. Подростковый возраст (отрочество) 242

§ 1. Социальная ситуация развития 242

§ 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте 245
§ 3. Специфические особенности психики и поведения подростков,.. 248

§ 4. Особенности общения со взрослыми 252

§ 5. Психологические новообразования подросткового возраста 252

§ 6. Развитие личности и кризис перехода к юности 254

Глава XVII. Юность 261

§ 1. Юность как психологический возраст 261

§ 2. Социальная ситуация развития 264

§ 3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте 267

§ 4. Интеллектуальное развитие в юности 270

§ 5. Развитие личности 273

§ 6. Общение в юности. 278

Глава XVIII. Взрослость: молодость и зрелость.. 283

§ 1. Взрослость как психологический период 283

§ 2. Проблема периодизации взрослости 286
§ 3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность

в период зрелости 289
§ 4. Развитие личности в период взрослости. Нормативные кризисы

взрослости 289
§ 5. Психофизиологическое и познавательное развитие в период

взрослости 301

Глава XIX. Взрослость: старение и старость 306

§ 1. Старость как биосоциопсихологическое явление 306
§ 2. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем.... 308

§ 3. Теории старения и старости 309

§ 4. Проблема возрастных границ старости 313
§ 5. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы

в старости 314
§ 6. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность

в старости 319

§ 7. Личностные особенности в старости 325

§ 8. Познавательная сфера в период старения.. 332


Приложение


.342


ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время знание фактов и закономерностей психологиче­ского развития в детстве, юности, зрелости и старости, возрастных задач и нормативов развития, типичных возрастных проблем, пред­сказуемых кризисов развития и способов выхода из них необходимо самому широкому кругу специалистов — психологам, педагогам, врачам, социальным работникам, работникам культуры и т.д.

Предлагаемый учебник представляет собой развернутый учеб­ный курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психо­логия». Особенно полезен этот учебник будет для студентов, обу­чающихся на вечерних и заочных отделениях вузов. Включенные в пособие темы охватывают практически весь диапазон курса возрас­тной психологии. В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которо­го Заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным.

Учебник включает 5 разделов, объединяющих 19 тем.

Первый раздел «Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии» знакомит с методологическими, методи­ческими и понятийными основами возрастной психологии, содер­жит введение в основные проблемы данной отрасли психологиче­ской науки.

Разделы второй «Историческое становление возрастной психо­логии», третий «Основные концепции психического развития чело­века в онтогенезе в зарубежной психологии» и четвертый «Основ­ные закономерности психического развития человека в онтогенезе в российской психологии» представляют собой изложение и анализ основных теорий психического развития человека, разработанных в зарубежной и отечественной психологии. Они знакомят читателя с историей детской и возрастной психологии, классическими теория­ми психического развития, тенденциями современного развития и дискуссионными проблемами возрастной психологии как науки.

В пятом разделе «Онтогенетическое психическое развитие чело­века: возрастные ступени» рассмотрены основные закономерности психического развития на протяжении жизни человека — от рожде­ния до старости, дано описание психологических возрастов от мла­денчества до старости.



Предисловие


В Приложении приводится общая схема возрастной периоди­зации психического развития человека. Каждая глава сопровож­дается вопросами и заданиями, которые призваны обратить вни­мание учащихся на ключевые моменты темы. Содержание глав включает примеры из психологических исследований, литератур­ные и жизненные иллюстрации, что облегчает восприятие теоре­тического материала и позволяет обратиться к собственному опы­ту каждого читателя, побудить поразмышлять над теми или иными важными проблемами, имеющими и теоретическое, и прикладное значение, связать теорию с практикой, перекинуть мостики от классических теорий к современным актуальным про­блемам психологии развития.


Раздел первый

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Глава I

ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

§ 1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки

Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изу­чающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

Объект изучения возрастной психологии - развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Пси­хология развития выделяет возрастные изменения в поведении лю­дей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерно­сти приобретения людьми опыта и знаний1. В центре внимания — «различные формы психической организации, типичные для от­дельных периодов жизненного пути человека»2. Возрастная психо­логия ставит своей задачей исследование целостного психического развития «на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти», сверхзадача — изучение «изменяющегося, развивающе­гося индивида в изменяющемся мире»3.

Предмет возрастной психологии — возрастные периоды раз­вития, причины и механизмы перехода от одного возрастного пе­риода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Выделены следующие разделы возрастной психоло­гии: психология младенца, психология раннего возраста, дошколь­ная психология, психология младшего школьника, психология под-

См.: Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 13 - 60.

г Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2000. С. 16.

„■>

Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. С. 70.


12 Раздел первый. Предмет, задачи и методы психологии развития...

ростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости (геронтопсихология).

Важнейшей составной частью возрастной психологии была и ос­тается детская психология. Д.Б. Эльконин в своем «Введении в дет­скую психологию» определил ее предмет как изучение процесса ста­новления «субъекта многообразной человеческой деятельности» из беспомощного новорожденного1.

На рубеже XIX—XX вв. возрастная психология именно в каче­стве детской психологии выделилась в самостоятельную область зна­ний. Вышедшая в 1882 г. книга немецкого биолога В. Прейера «Душа ребенка» считается отправной точкой систематических на­учных исследований психического развития в детстве.

На протяжении прошедшего времени само понятие предмета детской психологии (понимание того, что следует изучать) неодно­кратно трансформировалось, что было тесно связано с изменением методологии исследования2. Первоначально, во второй половине XIX — начале XX в., задачей ученых был сбор и накопление кон­кретных данных, эмпирических сведений, изучение феноменологии психического развития в детские годы. Это был поиск ответов на во­просы о том, что именно происходит в детском развитии, когда и в какой последовательности появляются у ребенка новые умения, компетентность в том или ином отношении. Этой задаче отвечали методы объективного наблюдения, констатирующего, срезового эксперимента (Ч. Дарвин, В. Прейер, А. Гезелл). Позже встал во­прос о систематизации, об упорядочении фактологии, выявлении некоторых общих закономерностей психического развития. Решение этой задачи связано с именами С. Холла (теория рекапитуляции), А. Гезелла (теория созревания), Л. Термена (нормативная тради­ция изучения детей).

В 1920-1930-х гг. внешне наблюдаемое поведение ребенка стало основным объектом изучения с позиций классического бихе­виоризма. Считалось важным установить реакции детей разных возрастов и взрослых на идентичные стимулы, описать различия в реагировании на внешнюю среду.

Исследователей все больше начинают занимать вопросы о фак­торах, условиях и движущих силах развития. Стремление проник­нуть в сущность детского развития реализовалось в переходе к мето­дам сравнительного изучения психического развития в норме и

I См.: Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию // Избр. психологические труды. М., 1989. С. 26.

г См.: Обухова А.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С. 28-32.


Глава I. Предмет возрастной психологии...



патологии, методам кросс - культурного исследования, эксперимен­тально-генетическим исследованиям и привело к созданию целого ряда теорий - 3. Фрейда, А. Валлона, Э. Эриксона и др.

В отечественной психологии основные задачи детской возраст­ной психологии были определены Л.С. Выготским (1896-1934). В работе «Проблема возраста» он указал на необходимость изуче­ния особенностей каждого возраста, основных типов нормального и анормального развития, структуры и динамики детского развития в их многообразии1.

Теоретические задачи возрастной психологии:

— изучение движущих сил, источников и механизмов психиче­ского развития на всем протяжении жизненного пути человека;

— периодизация психического развития в онтогенезе;

— изучение возрастных особенностей и закономерностей проте­кания (возникновения, становления, изменения, совершенствова­ния, деградации, компенсации) психических процессов (воспри­ятия, памяти, внимания и др.);

— установление возрастных возможностей, особенностей, зако­номерностей осуществления различных видов деятельности, усвое­ния знаний;

— исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

Значение возрастной психологии весомо и в теоретиче­ском плане. Вспомним о том, что практически все крупные ученые, оставившие свой след в науке, занимались и вопросами воз­растной психологии. Изучение психологии ребенка — ключ к пони­манию психологии взрослого человека. Л.С. Выготский отводил детской психологии фундаментальную роль в решении задачи созда­ния «новой» психологии, подчеркивая, что «единственно правиль­ный путь — идти в изучении психики от ребенка к взрослому»2. Путь преобразования психологии — «из описательной и отрывоч­ной, констатирующей психологии в научно-объяснительную, обоб­щающую систему знания о поведении человека, о механизмах его движения и развития, о воспитательном управлении процессами его развития, формирования и роста».

Практическое значение возрастной психологии связано в первую очередь с научной разработанностью вопросов о норма­тивном развитии здорового ребенка, о типических возрастных про-

1 См.: Выготский А.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1983. С. 244-269.

2 Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982. С. 179-180.


14 Раздел первый. Предмет, задачи и методы психологии развития...

блемах, путях и способах их решения, стадиях становления взрослой полноценной личности, гражданина, профессионала, родителя. Практические задачи возрастной психологии:

— определение возрастных норм психических функций, выявле­ние психологических ресурсов и творческого потенциала человека;

— создание службы систематического контроля за ходом психи­ческого развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;

— возрастная и клиническая диагностика;

— выполнение функции психологического сопровождения, по­мощи в кризисные периоды жизни человека;

— наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированно­го на людей среднего и пожилого возраста).

Таблица 1

Возрастная психология как наука


Объект


Развивающийся, изменяющийся здоровый человек


в онтогенезе нормальный,


 


Предмет

Теоретические

задачи

(проблемы)

Практические задачи


Возрастные периоды развития, причины и механизмы пере­хода от одного возрастного периода к другому, общие зако­номерности и тенденции, темп и направленность психичес­кого развития в онтогенезе

— Проблема движущих сил, источников и механизмов пси­хического развития на всем протяжении жизненного пути человека

— Проблема периодизации психического развития в онтоге­незе

— Проблема возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов

— Проблема возрастных возможностей, особенностей, зако­номерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний

— Проблема возрастного развития личности и др.

— Определение возрастных норм психических функций, вы­явление психологических ресурсов и творческого потенциала человека

— Возрастная и клиническая диагностика

— Контроль за ходом психического развития детей, оказания помощи, родителям в проблемных ситуациях

— Психологическое сопровождение, помощь в кризисные периоды жизни человека

— Организация учебно-образовательного процесса для лю­дей всех возрастных категорий и -др.


Глава I. Предмет возрастной психологии...



Возрастная психология тесно связана с другими о т р а с л я -ми психологической науки. Она опирается на представле­ния о психике человека, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий общей психологии. В то же время исследование происхождения и начальных этапов становле­ния высших психических функций (например, памяти или мышле­ния) приводит к более глубокому пониманию развитых форм слож­ных психических процессов.

Изучение преобразования психических процессов у детей высту­пает как особый метод познания механизмов психического — гене­тический метод. Однако предмет генетической психоло­гии не совпадает с таковым в возрастной психологии. В центре внимания генетической психологии — развитие психических про­цессов как таковых; для возрастной психологии важен развиваю­щийся человек.

Много общего имеют возрастная психология и п е д а г о г и ч е -ская психология, особенно в своем историческом развитии. Реальное единство педагогической и возрастной психологии объяс­няется общим объектом изучения — развивающимся и изменяю­щимся в онтогенезе человеком. Но в педагогической психологии на первом плане — обучение и воспитание субъекта в процессе целена­правленного воздействия педагога, а возрастную психологию инте­ресует, как протекает развитие в самых разнообразных социо­культурных ситуациях.

Психическое развитие человека происходит внутри различных социальных общностей: семьи, группы сверстников во дворе или в детском саду, в школьном классе. Как субъект общения и межлич­ностного взаимодействия, развивающийся индивид частично со­ставляет предмет социальной психологии.

Соотношение типичного и индивидуального, общего и своеобраз­ного, нормального и аномального, отклоняющегося рядов развития создает общие поля для возрастной психологии и п с и х о л о г и и сравнительной, дифференциальной, п а т о п с и х о л о -гии и клинической психологии.

Возрастная психология имеет многообразные связи с широким спектром областей науки и культуры. Она опирается на знания из области естественных наук, медицины, педагогики, этнографии, со­циологии, геронтологии, культурологии, искусствоведения, языко­знания, логики, литературоведения и других областей науки. И, в свою очередь, возрастная психология, раскрыв закономерности воз­растного становления психики, делает их общим достоянием.


16 Раздел первый. Предмет, задачи и методы психологии развития...

§ 2. Проблема детерминации психического развития

Вопрос о д е т е р м и н а ц и и (причинной о б у с л о в л е н н о -сти) п с и х и ч е с к о г о р а з в и т и я первоначально был поставлен еще в философии. Длительную историю имеет спор о том, какие факторы (движущие силы) — биологические (внутренние, природные, связанные с наследственностью) или социальные (внешние, культурные, средовые) — играют в развитии важнейшую роль. Традиционно выделяют две крайние точки зрения на обуслов­ленность развития — природой (наследственностью) или средой (воспитанием, обучением).

Природная позиция — нативизм — связывается с именем французского философа Ж.Ж. Руссо (1712—1778), который счи­тал, что существуют естественные законы развития, и дети нужда­ются лишь в минимальном влиянии со стороны взрослых. В биоло­гии существовало направление, которое трактовало развитие как развертывание некой заранее предусмотренной (преформирован-ной) биогенетической программы, ее воплощение в реальном про­цессе жизни. Преформизм — учение, в котором организм рассмат­ривается как «биологическая матрешка», заключающая в себе зародыши всех последующих поколений, и поэтому ничего нового в нем появиться не может, не нужно ни совершенствования, ни эво­люции. Нативисты-преформисты в психологии считали, что знания и навыки заложены в самой структуре организма человека, поэтому их репертуар носит врожденный характер и, следовательно, наслед­ственность — определяющий фактор. В этом случае развитие при­равнивается к процессам созревания и роста, к реализации наслед­ственной программы поведения, что происходит в большой мере независимо от воспитания, обучения, сознательной деятельности человека и общества. Итак, такой тип развития, когда уже в самом начале предопределены те стадии, которые пройдет явление, и тот конечный результат, которого явление достигнет, называют пре-формированным. К преформированному типу относится, напри­мер, эмбриональное (внутриутробное) развитие организма. И в психологии также были предприняты попытки представить психи­ческое развитие ребенка в целом как преформированное (концеп­ция С. Холла).

Напротив, английский философ Дж. Локк (1632 —1704) ут­верждал, что новорожденный ребенок подобен tabula rasa (чистой доске) и поэтому обучение и жизненный опыт, а отнюдь не врож­денные факторы имеют самое важное значение в его развитии.


Глава I. Предмет возрастной психологии...



В биологии учение о развитии путем последовательных новообразо­ваний, когда путь развития не предопределен заранее, называется эпигенезом. В философии и психологии эта позиция представлена направлениями эмпиризма и сенсуализма. Ход биологической эво­люции, историческое развитие общества представляют собой приме­ры непреформированного типа развития.

Современные исследователи пытаются раскрыть характер про­цесса развития, объединив представление о некотором общем ко­нечном пункте развития и вариативных путях его достижения. Час­то в качестве метафоры для обозначения процесса развития используют понятие «эпигенетический ландшафт», предложенное эволюционным биологом К. Уоддингтоном (1957). Развивающий­ся организм сравнивается с шаром, катящимся вниз с горы. Про­странственное расположение холмов и впадин (ландшафт), по ко­торым он может катиться, отображает возможные естественные пути развития и одновременно ограничения траектории движения. Кроме того, некоторое событие в окружающей среде может привес­ти к изменению курса шара, который попадет теперь уже в более глубокую впадину, которую труднее преодолеть, чем мелкую. Са­мый важный принцип развития, который иллюстрирует метафора, состоит в том, что один и тот же результат может быть достигнут разными путями, более быстро или более медленно1.

Оригинальный взгляд на характер психического развития ребен -ка предложил Л.С. Выготский2. По его мнению, детское развитие должно быть названо непреформированным в том смысле, что от­сутствует предопределенность снизу, т.е. наследственная програм­ма, диктующая содержание, формы и уровень достижений. Но это все же особый процесс развития, который детерминирован свер­хуидеальными формами: историческими условиями, уровнем материальной и духовной культуры общества, формами практиче­ской и теоретической деятельности, которые существуют в обществе на данном этапе. А.Н. Леонтьев говорил по этому поводу, что ко­нечные формы детского развития, которое происходит в форме ус­воения социальных образцов, идеальных форм, не даны, но «зада­ны в объективных явлениях окружающего мира»3.

1 См.: Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. С. 40-42.

2 См.: Выготский Л.С. История развития высших психических функций //
Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. С. 6-40.

3 Леонтьев А.Н. Об историческом подходе в изучении психики ребенка // Иабр.
психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т. 1. С. 114.


18 Раздел первый. Предмет, задачи и методы психологии развития...

§ 3. Основные понятия возрастной психологии

Ключевое понятие возрастной психологии — понятие «развитие». Развитие — процесс перехода из одного состояния в другое, бо­лее совершенное, переход от старого качественного состояния к но­вому качественному состоянию, от простого к сложному, от низше­го к высшему. Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количествен­ных, качественных и структурных преобразованиях. Рост — количе­ственный аспект процессов развития. Главное отличие развития от роста: рост сводится к количественным изменениям, а развитие ха­рактеризуется качественными преобразованиями, появлением но­вообразований, новых механизмов, процессов, структур.

Важно различать понятия развитие и созревание. Созре­вание для целого ряда зарубежных теорий возрастной психологии -важнейший фактор развития, причинно обусловливающий те или иные достижения.

Современная отечественная психология развития рассматривает созревание как психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других сис­темах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения. С понятием созревания, зрелости связан один из ос­новных принципов возрастной физиологии — принцип гетеро-хронности развития, который фиксирует то обстоятельство, что разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития. Это означает, в свою очередь, что каждый возрастной этап имеет свою неповторимую психофизиологическую структуру, в значительной степени определяющую потенциальные психологиче­ские возможности данного возраста.

Выделен ряд особенностей процесса развития, важных для пси-хологии и педагогики1:

тенденция к качественному изменению и переходу на более
совершенные уровни функционирования;

- необратимость развития (обратное развитие как полное
восстановление того, что было раньше, невозможно);

1 См.: Анциферова Л.И., Завалишина Д.Н', Рыбалко Е.Ф. Категория развития в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1988. С. 22-56.


Глава I. Предмет возрастной психологии...



обязательное сочетание, включение элементов прогресса и
регресса
(прогрессивное развитие как выбор одного из направлений
развития оставляет нереализованными многие другие);

неравномерность развития (периоды резких качественных
скачков сменяются постепенным накоплением количественных из­
менений);

зигзагообразность развития (связана с формированием
принципиально новых структур, которые на начальных этапах
функционирования работают в некоторых отношениях хуже, чем
старые, — например, при переходе от ползания к ходьбе ребенок
перемещается в пространстве медленнее и иногда с ущербом для
своего здоровья);

переход стадий развития в уровни (с появлением новой, более высокой стадии предыдущие не исчезают, а сохраняются в ка­честве одного из иерархических уровней новой системы);

тенденция к устойчивости (успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции).

Различают несколько видов психического развития: филогенети­ческое, онтогенетическое, функциональное.

Филогенез психики — становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества.

Онтогенез психики — формирование психических струк­тур в течение жизни отдельного индивида.

. В возрастной психологии проявляется все больший интерес к развитию психики человека во внутриутробном периоде, в период эмбрионального развития (от зародыша до рождения). В настоящее время пренатальное развитие, э м б р и о г е н е з психики рассматривается как своеобразный адаптационный период, в тече­ние которого происходит приспособление организма к окружающей среде и даже создаются некоторые предпосылки усвоения той или иной культуры (например, предпосылки усвоения родного языка и эмоциональные предпочтения).

Ф у н к ц и о н а л г е н ез, функциональное р а з в и т и е психики — развитие психических функций; возникновение ново­го уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и других задач, процесс овладения новыми умственными действия­ми, понятиями и образами. Функционалгенез психики — составная часть онтогенетического становления психических процессов чело­века.

Различают также н о р м а т и в н о е психическое развитие и ин -дивидуальное. Нормативность развития предполагает, что речь


20 Раздел первый. Предмет, задачи и методы психологии развития...

идет об общем, присущем большинству людей данного возраста ха­рактере изменений. В некоторых случаях о норме говорят как об идеале, наивысшем из возможных уровне психологического, лично­стного развития. Индивидуальное развитие связано с вариативно­стью нормы, с выявлением уникальности личности, с указанием на своеобразие некоторых ее способностей.

Важнейшее понятие психологии развития — п с и х о л о г и ч е -с к и й в о з р а с т. Он определяется как стадия развития индивида в онтогенезе — объективная, исторически изменчивая, хронологиче­ски и символически фиксированная. В зависимости от метода пе­риодизации, от избранного основания (единицы периодизации) в разных психологических школах выделяют отличающиеся психоло­гические возрасты.

ВОПРОСЫ Д Л Я САМОПРОВЕРКИ:

1. Дайте определение предмета возрастной психологии.

2. В чем отличие современных представлений о предмете возрастной пси­хологии от существовавших ранее?

3. С какими причинами связано историческое измене

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...