Личностная (лидерская) составляющая
Многие отечественные исследователи политических партий не раз отмечали, что в России доминируют политические партии лидерского типа, формирующиеся вокруг популярных харизматических личностей. Это является свидетельством того, что имидж политической партии в значительной степени зависит от имиджа лидера (лидеров) политической партии. Лидеры партий, как правило, выступают лицом политической партии, особенно в общении с прессой и избирателями, поэтому их имидж во многом будет проецироваться на имидж всей политической партии, а в некоторых случаях и полностью ассоциироваться с ним. Новейшая история деятельности политических партий в России знает как положительные, так и отрицательные примеры влияния имиджа лидеров партий на восприятие обществом политических партий, поэтому при конструировании партийного имиджа следует с большим вниманием относиться и учитывать имидж лидера партии. Имидж лидера, также как и всей политической партии, должен быть подстроен под существующие в обществе запросы, и в этом смысле быть отражением настроений избирателей. Он обязательно должен учитывать способность аудитории воспринимать адресованное ей сообщение, т.е. при подготовке и подаче сообщения необходимо учитывать и то, как оно будет воспринято обществом и отдельными участниками избирательного процесса. При рассмотрении личностной составляющей имиджа следует обратить внимание на тот факт, что политические партии – это массовые политические организации, в которых лидерство может быть распределено среди нескольких политиков. Поэтому для формирования их более целостного и развернутого имиджа будет лучше, если будет актуализирована и подчеркнута личность не только лидера партии, но и тех политических персоналий, которых принято считать лидерами общественного мнения. Это послужит повышению общей известности лидеров партии и укреплению в сознании общества образа партии как единой политической силы. Особенно важно развернуто представлять имидж нескольких лидеров в период избирательных кампаний, когда партийные списки возглавляют т.н. «первые тройки». Своеобразная диверсификация имиджа политических партий за счет лидерского ресурса позволяет привлечь на сторону партии наибольшее число голосов. Не случайно, формированию «первой тройки» предшествует серьезный партийный отбор. Однако, зачастую, внутрипартийные кулуарные соглашения берут верх над здравым смыслом и действительно популярных и эффективных публичных политиков вытесняют политические тяжеловесы, не обладающие общественной популярностью. Достаточно вспомнить сокрушительное поражение движения «Наш дом-Россия» на выборах 1999 года, когда список НДР возглавлял экс-председатель Правительства РФ Виктор Черномырдин, обладавший на тот период высоким отрицательным рейтингом.
Именно поэтому важнейшим элементом при определении имиджевой стратегии следует считать привлечение в партию популярных политических и общественных деятелей, способных стать маяком для потенциального электората и новых членов партии. Особенно это важно в период избирательных кампаний, когда политические партии позиционируют себя через своих руководителей и других лидеров общественного мнения, способных принести дополнительные голоса политической партии через свою личную популярность. Лидеры мнений, к которым можно отнести популярных общественно-политических деятелей – это люди, чьи личности, мнения, оценки, утверждения, заявления воспринимаются избирателями с высокой степенью доверия. Каждый лидер мнения имеет свою определенную аудиторию, которая ему доверяет. Если мы обратимся к социологическим опросам, регулярно проводимым российскими центрами общественного мнения, то из них можно почерпнуть достаточно объективную информацию о степени доверия к тому или иному политику, который ассоциируется у избирателей с определенной политической партией. Доверие к политику, ассоциируемому с партией, при правильном PR-сопровождении может быть переадресовано политической партии.
Именно поэтому так важно определить политиков, способных стать центром притяжения электората. Эта задача требует своего решения для политических партий не только в федеральных избирательных кампаниях, но и в региональных избирательных процессах. К сожалению, многие традиционные и новые политические партии страдают проблемой отсутствия в своих рядах ярких личностей. Проблема привлечения в политические партии популярных политиков, способных выполнять роль лидеров общественного мнения, является одной из существенных в связи с тем, что в ближайшее время региональные партийные организации будут являться основными субъектами региональных избирательных процессов. Пока же существенными проблемами позиционирования политических партий в субъектах РФ является отсутствие во многих региональных партийных организациях ярких лидеров, способных выполнять функцию личностной составляющей имиджа политической партии. Если на федеральном уровне эта проблема решена за счет достаточного количества знаковых и популярных политических фигур, то в региональном партийном строительстве незначительная представленность ярких лидеров наносит существенный урон имиджу партий как массовым политическим организациям с развитой членской базой и яркими личностями. Это приводит к тому, что региональные партийные организации превращаются в безликие партии-брэнды, не подкрепленные личностным ресурсом местных политиков. Поэтому в ближайшее время для политических партий стратегически важным станет формирование эффективных имиджей региональных партийных организаций посредством укрепления личностной составляющей партийного имиджа. В этой связи для построения эффективного стратегического имиджа политической партии и его личностной составляющей целесообразно последовательно реализовывать следующие мероприятия:
§ регулярно анализировать и производить оптимизацию публичного имиджа лидера партии и других популярных партийных персоналий; § производить психо-лингвистическую экспертизу текстов выступлений лидеров партии, соотносить их с конкретно-политическим контекстом; § проводить тренинги публичных выступлений для лидеров партии; § постоянно реализовывать отдельную программу встреч лидеров политических партий с избирателями, представителями СМИ, деловой, культурной и политической элиты, визиты по регионам; § осуществлять психологическое сопровождение лидеров партии в период избирательных кампаний. v ВНЕШНЯЯ (АТРИБУТИВНАЯ) СОСТАВЛЯЮЩАЯ Внешняя (атрибутивная) составляющая имиджа политических партий представляет собой определенный набор визуальных способов воздействия на общественную среду для формирования эффективного имиджа политических партий. Единый стиль и дизайн основных атрибутов политических партий помогает сформировать позитивное отношение к политическим партиям, создать необходимые условия для отличия их друг от друга, подчеркнуть индивидуальность партий. Единый стиль предполагает разработку выдержанных в схожих стилистических решениях агитационных и информационных материалов и другой полиграфической продукции политических партий, наличие собственной эмблемы (логотипа), палитры цветов, позволяющих отличать их от других политических, общественных и государственных организаций. Важная составляющая единого стиля – эмблема политической партии, которая призвана служить их узнаваемости и идентификации, отображению идеологических особенностей. Эффективную эмблему политической партии отличает относительная простота, не перегруженность большим количеством элементов, так чтобы ее легко мог нарисовать любой человек и даже ребенок. Наиболее оптимальны эмблемы, в которых имеется один ключевой объект, вызывающий прямые ассоциации с политической партией и исповедуемой ею системой ценностей. Тем самым эмблема являет собой концентрированный и материализованный образ политической партии.
При выстраивании единого индивидуального стиля политических партий целесообразно соотносить дизайнерские решения с дизайном других партий, чтобы исключить возможную схожесть символов и цветовой гаммы. Особенно обращать внимание на это следует новым партийным проектам, не имеющим значительной узнаваемости в обществе и необходимой электоральной поддержки. В противном случае имиджи политических партий будут «сливаться», усложняя задачи популяризации партии. Помимо эмблем и единого стиля оформления партийных материалов возможно также использование для формирования внешней составляющей имиджа различных аудио рядов, среди которых приоритетным следует считать партийные гимны. Помимо этого, важным элементом внешней составляющей имиджа являются и партийные интернет-ресурсы, содержание и оформление которых также служат эффективным способом формирования и продвижения стратегического имиджа политической партии. Таким образом, во внешней (атрибутивной) составляющей имиджа политических партий основным направлением является разработка единого партийного стиля, содержащего: эмблему (логотип) политической партии; цветовую гамму партийной символики; стиль написания названия и слоганов политической партии; флаги, вымпелы, членские значки, билеты и другие атрибуты политической партии; единое стилевое решение агитационных, информационных материалов и сувенирной продукции политической партии; партийный гимн, аудио и видео ряды; единое стилевое решение интернет-ресурсов политической партии. Российские политические партии по результатам проведенной партийно-избирательной реформы стали основными субъектами федерального и региональных избирательных процессов в Российской Федерации. Помимо того, что выборы являются формой обратной связи гражданского общества и политических партий, они также служат индикатором эффективности поведения партий на политическом рынке. Критерием эффективности служит правильно разработанная и реализуемая стратегия политической партии, ключевым элементом которой является имиджевая стратегия. Формирование и продвижение привлекательного имиджа политической партии является технологической стороной политического вопроса, касающегося установления полноценного взаимодействия политических партий и избирателей. Задача партийного функционера и политического консультанта в этой ситуации сводится к пониманию и преобразованию этих обстоятельств в эффективный имидж политической партии. Причем понятие «эффективный» подразумевает эффективную коммуникацию, эффективную деятельность, эффективное принятие политических решений партией в процессе выполнения функций, заданных им современным избирательным и партийным законодательством.
Имидж партий является своего рода «лакмусовой бумажкой», на котором отражаются конкуренция идей, программ, лидеров, конкретной работы партии с избирателями и в стенах парламента. Именно имидж политической партии позволяет судить избирателям о партии во всех ее ипостасях. Стратегическое планирование деятельности политических партий по формированию и продвижению своего имиджа становится необходимой составляющей и залогом эффективности политических партий как института гражданского общества и политической системы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|