Предварительная подготовка
Предварительная подготовка проводится до начала групповой работы. Дальнейшее развитие группового процесса во многом зависит от того, как пройдет этот этап. Следует 1. Выбрать уютное помещение для групповых занятий. Комната должна быть достаточно большой, чтобы не возникало ощущения тесноты. Не выбирайте слишком больших помещений, особенно тех, в которых хранится много разнообразных предметов, например, книг или компьютеров. Это будет отвлекать детей во время занятий. 2. Найти удобные стулья или кресла, на которых будут сидеть дети. Пусть они сами выберут, как им расположиться. 3. Выбрать помещение в уединенном месте, чтобы можно было обеспечить конфиденциальность. ^ ** Групповая работа с детьми и подростками 4. Продумать, как добиться того, чтобы все дети собирались на занятие в назначенное время. 5. Подготовить заранее все необходимые материалы и, если понадобится, легкую закуску. 6. Перед началом занятий повесить на дверь табличку с просьбой не беспокоить во время занятия. Не следует 1. Рассаживать детей за столы. Это создает психологический барьер и мешает им общаться друг с другом. 2. Отвечать на телефонные звонки, выходить из помещения и позволять другим входить в комнату во время занятия. Это нарушает атмосферу безопасности в группе. 3. Ожидать, что дети сразу поймут нормы и правила групповой работы (высказываться по очереди, не поднимать руку перед тем, как начать говорить, поддерживать друг друга, пробовать применять новые формы поведения и т.п.). Будьте готовы к тому, что вам придется неоднократно демонстрировать детям образцы желаемого поведения и постоянно подкреплять новые формы взаимодействия.
4. Ожидать, что дети самостоятельно поймут разницу между мыслями, чувствами и поведением. 5. Ожидать, что изменений удастся добиться только с помощью разговоров. Для детей гораздо более естественно выполнять упражнения и практические задания. Обсуждение, организованное после выполнения упражнений, может принести гораздо больше пользы, чем просто разговоры. Начальная стадия На этой стадии на поведении детей сказывается настороженность, вызванная их участием в предстоящей групповой работе. Как правило, детей тревожит следующее: Часть 1: Подготовка и организация групповой работы 71 • Будет ли доверительной обстановка в группе. • Как они будут приняты остальными членами группы. • Что такое групповая работа и каковы здесь «правила игры». • Как надо себя вести, чтобы понравиться ведущему и другим членам группы. • Как будут складываться их взаимоотношения с другими детьми. Следует 1. Начать первое занятие с хорошо подготовленной процедуры знакомства. Используйте упражнение-«ледокол», чтобы помочь детям познакомиться друг с другом. 2. С самого начала использовать технику присоединения: пусть дети расскажут, с кем они познакомились и у кого из членов группы есть сходные проблемы и переживания. 3. Напомнить детям о правилах ограниченной конфиденциальности. 4. Обсудить, как группа будет действовать в случае, если кто-нибудь нарушит правило конфиденциальности. Пусть дети сами решат, что делать. 5. Обсудить основные правила работы в группе. Установите обязательные правила и попросите детей предложить дополнительные, если они сочтут это необходимым. 6. Объяснить формы групповой работы, например, быть откровенным, брать слово по очереди, обращаться непосредственно друг к другу, а не к ведущему. 7. При необходимости применять приемы включения в работу, чтобы каждый ребенок высказался хотя бы один раз за занятие.
8. Подкреплять все попытки детей поделиться своими чувствами и открыто рассказать о себе. 9. Открыто спросить детей о том, доверяют ли они другим членам группы, и если окажется, что нет, спросить, что, по их мнению, нужно сделать для того, чтобы создать и поддерживать в группе обстановку доверия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|