Групповая работа с детьми и подростками
подход уменьшает вероятность того, что респонденты всегда будут рассматривать максимальные (или минимальные) значения как положительный ответ. В результате достоверность оценки повышается. Если вопросы сформулированы так, что положительные ответы расположены на одном конце шкалы, то надежность оценки снижается, но существенно упрощается процедура обработки. Однако, если важна надежность оценки, лучше использовать стандартизованные тесты. Если каждый участник заполнит такую анкету до и после участия в группе (через неделю или две после окончания занятий), то, используя эти данные, вы можете помочь каждому конкретному ребенку увидеть и понять, что произошло с ним за время работы в группе (индивидуальный анализ), и сами можете получить представление о тех изменениях, которые произошли с группой в целом (анализ работы всей группы). Индивидуальный анализ данных В таблице 3 приведен пример обработки данных, полученных до и после групповой консультации одного из участников группы — Шона. Чтобы заполнить таблицу, необходимо: 1. В колонку «Что было» вписать результаты заполнения ребенком анкеты до начала занятий в группе. 2. В колонку «Что стало» внести числовые значения, полученные в результате заполнения анкеты тем же ребенком после окончания занятий. 3. Вычесть значения «до» из значений «после» и занести результат в колонку «Изменение». Анализируя индивидуальные результаты участников группы, вы можете увидеть, произошли ли изменения у данного участника, и если да, то в какую сторону. Как видно из примера, мнение Шона по первому пункту («Развод лучше, чем непрерывные ссоры родителей») изменилось со «скорее нет» (оценка 2) на «скорее да» (оценка 4). Поскольку желательно, чтобы ребенок понимал, что развод, по крайней мере, положит конец непрерывным скандалам родителей, то можно считать такой результат позитивным. С другой стороны, его оценка восьмого пункта («Я могу справиться
Часть 1: Подготовка и организация групповой работы 43 Таблица 3 Индивидуальный анализ данных (участник группы - Шон)
с изменением обстановки») изменилась в отрицательную сторону. Оценка Шона до начала работы была «скорее да» (оценка 4), а после — стала «скорее нет» (оценка 2). Такое изменение либо отражает более адекватную и реалистичную оценку собственных сил, либо является результатом снижения самооценки. Анализируя эти данные, вы можете сказать, что установки Шона изменились в положительную сторону или остались прежними по пунктам 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9 и 10 — т. е. в 80% случаев. В двадцати процентах случаев (пункты 7 и 8) его мнение изменилось в худшую сторону. Для большей наглядности вы можете разделить нейтральные и положительные результаты и сказать, что в 60% случаев оценки Шона изменились в положительную сторону, в 20% остались теми же, а в 20% ухудшились. Анализ данных по всей группе Для получения представления об изменениях, произошедших в группе в целом, вам следует вычислить средние значения результатов заполнения анкет всеми участников и определить изменения по каждому пункту. Пример такого анализа приведен в таблице 4. Чтобы составить таблицу, сделайте следующее: 44 Гру пповая работа с детьми и подростками Таблица 4 Анализ данных по всей группе
1. Начните с анкет, заполненных до начала групповой работы. Составьте список ответов каждого члена группы по пункту 1. Для вычисления среднего значения просуммируйте ответы и разделите полученную сумму на число детей в группе (пример такой процедуры приведен в таблице 5).
2. Таким же образом вычислите средние значения для остальных пунктов анкеты. Полученные средние занесите в колонку «Что было (среднее значение)». 3. Повторите вычисления для анкет, заполненных после групповой работы, и занесите результат в колонку «Что стало (среднее значение)». 4. Вычислите разность средних и занесите ее в колонку «Изменение». Это число будет отражать направление изменений установок участников в результате групповой работы. Положительные значения в колонке «Изменение» свидетельствуют о позитивном изменении установок группы в целом. Отрицательные значения демонстрируют негативные изменения. Часть!: Подготовка и организация групповой работы 45 Таблица 5 Вычисление среднего значения по пункту 1 («Развод лучше, чем непрерывные ссоры родителей») Имя ________________________ Ответ _______________ Пол 4 Ида 3 Майк 4 Фил 1 Энна 2 Франк 3 Лори 2 Кэтти 4 Итого (в среднем) 2,87 Получив эти данные, вы можете сообщить каждому ребенку о его личных результатах, чтобы помочь ему понять, какие изменения произошли в его взглядах за время занятий или оценить результаты работы группы в целом, не называя конкретных имен. Данные по группе могут быть сообщены администрации, ответственным лицам или родителям, для того чтобы показать им результаты групповой работы. Вы должны четко понимать, кто отвечает за все данные, что с ними можно делать, кто может иметь к ним доступ и как они должны храниться. Все данные должны быть конфиденциальны, и доступ к ним может быть разрешен только профессиональным психологам. Тем не менее помните, что поправка Бакли (Buckley Amendment) позволяет родителям знать результаты своего ребенка, а правоохранительные органы имеют право запросить все рабочие материалы, полученные и использованные в групповой работе.
Эффективность работы ведущего Важным моментом является оценка эффективности работы группового консультанта. На иллюстрации 4 приведена примерная схема самооценки ведущего после окончания работы группы. Групповая работа с детьми и подростками Часть!: Подготовка и организация групповой работы 47 Иллюстрация 4 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЕДЕНИЯ ГРУППЫ 1 — полиостью удовлетворен 2— удовлетворен 3 — не удовлетворен /нужна дополнительная подготовка 4— должно быть изменено/улучшено в следующей группе Подготовка 1. Тема групповой работы актуальна для детей этого возраста 2. Темы занятий выстроены в правильной последовательности 3. Проект групповой работы был составлен правильно и позволил достичь поставленных целей 4. Рекламная кампания была эффективной _ 5. Процесс получения согласия на участие в группе прошел нормально 6. Предварительные собеседования были эффективными 7. Процедура отбора проведена правильно _ 8. Время и место занятий были подобраны правильно _ 9. Учителя и другие люди, работающие с детьми, были соответствующим образом подготовлены к занятиям группы 10. Для оценки работы группы использовались адекватные средства 11. Было проведено предварительное тестирование участников Ведение группы 1. На каждом занятии отводилось достаточно времени для краткого обзора предыдущего занятия и обсуждения домашней работы __ 2. На каждом занятии переходы от «разогрева» к рабочей части, а затем к шерингу были достаточно плавными и логичными ___________ 3. На каждом занятии все дети принимали активное участие в работе 4. Задания и упражнения соответствовали уровню развития детей 5. Задания и упражнения подобраны правильно с точки зрения эмоциональной нагрузки 6. Детям выделялось достаточно времени для выполнения упражнений 7. Необходимость конфиденциальности подчеркивалась на каждом занятии
8. Я помогал каждому ребенку сформулировать свои индивидуальные цели, адекватные возможностям групповой работы 9. На каждом занятии я работал над сплочением группы 10. В начале работы были сформулированы различия между мыслями, чувствами и поведением, и на протяжении всей работы мы обсуждали это _____ 11. Я эмпатически реагировал на переживания всех участников группы на протяжении всех занятий 12. Открытые вопросы я использовал чаще, чем закрытые
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|