Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Групповая работа с детьми и подростками




подход уменьшает вероятность того, что респонденты всегда будут рассматривать максимальные (или минимальные) значе­ния как положительный ответ. В результате достоверность оценки повышается. Если вопросы сформулированы так, что положи­тельные ответы расположены на одном конце шкалы, то надеж­ность оценки снижается, но существенно упрощается процеду­ра обработки. Однако, если важна надежность оценки, лучше использовать стандартизованные тесты. Если каждый участник заполнит такую анкету до и после участия в группе (через неделю или две после окончания занятий), то, используя эти данные, вы можете помочь каждому конкретному ребенку увидеть и понять, что произошло с ним за время работы в группе (индивидуальный анализ), и сами можете получить пред­ставление о тех изменениях, которые произошли с группой в це­лом (анализ работы всей группы).

Индивидуальный анализ данных

В таблице 3 приведен пример обработки данных, полученных до и после групповой консультации одного из участников группы — Шона. Чтобы заполнить таблицу, необходимо:

1. В колонку «Что было» вписать результаты заполнения ребен­ком анкеты до начала занятий в группе.

2. В колонку «Что стало» внести числовые значения, полученные в результате заполнения анкеты тем же ребенком после окон­чания занятий.

3. Вычесть значения «до» из значений «после» и занести резуль­тат в колонку «Изменение».

Анализируя индивидуальные результаты участников группы, вы можете увидеть, произошли ли изменения у данного участника, и если да, то в какую сторону. Как видно из примера, мнение Шона по первому пункту («Развод лучше, чем непрерывные ссоры ро­дителей») изменилось со «скорее нет» (оценка 2) на «скорее да» (оценка 4). Поскольку желательно, чтобы ребенок понимал, что развод, по крайней мере, положит конец непрерывным сканда­лам родителей, то можно считать такой результат позитивным. С другой стороны, его оценка восьмого пункта («Я могу справиться


Часть 1: Подготовка и организация групповой работы 43

Таблица 3 Индивидуальный анализ данных (участник группы - Шон)

 

Пункт анкеты Что было Что стало Изменение
      +2
      +2
      +3
       
       
      +3
      -1
      -2
      +2
      +2

с изменением обстановки») изменилась в отрицательную сторо­ну. Оценка Шона до начала работы была «скорее да» (оценка 4), а после — стала «скорее нет» (оценка 2). Такое изменение либо отражает более адекватную и реалистичную оценку собственных сил, либо является результатом снижения самооценки.

Анализируя эти данные, вы можете сказать, что установки Шона изменились в положительную сторону или остались прежними по пунктам 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9 и 10 — т. е. в 80% случаев. В двадцати процентах случаев (пункты 7 и 8) его мнение изменилось в худ­шую сторону. Для большей наглядности вы можете разделить ней­тральные и положительные результаты и сказать, что в 60% слу­чаев оценки Шона изменились в положительную сторону, в 20% остались теми же, а в 20% ухудшились.

Анализ данных по всей группе

Для получения представления об изменениях, произошедших в группе в целом, вам следует вычислить средние значения ре­зультатов заполнения анкет всеми участников и определить из­менения по каждому пункту. Пример такого анализа приведен в таблице 4. Чтобы составить таблицу, сделайте следующее:


44 Гру пповая работа с детьми и подростками

Таблица 4 Анализ данных по всей группе

 

Пунш анкеты Что было (среднее) Что стало (среднее) Изменение
  2,9 4,7 +1,8
  1,9 4,3 +2,4
  3,0 2,1 -0,9
  1,8 3,5 +1,7
  2,1 4,3 +2,2
  2,4 4,0 +1,6
  1,4 4,1 +2,7
  2,8 3,9 +1,1
  1,3 3,2 +1,9
  1,5 4,8 +3,3

1. Начните с анкет, заполненных до начала групповой работы. Составьте список ответов каждого члена группы по пункту 1. Для вычисления среднего значения просуммируйте ответы и разделите полученную сумму на число детей в группе (при­мер такой процедуры приведен в таблице 5).

2. Таким же образом вычислите средние значения для осталь­ных пунктов анкеты. Полученные средние занесите в колонку «Что было (среднее значение)».

3. Повторите вычисления для анкет, заполненных после группо­вой работы, и занесите результат в колонку «Что стало (сред­нее значение)».

4. Вычислите разность средних и занесите ее в колонку «Изме­нение». Это число будет отражать направление изменений ус­тановок участников в результате групповой работы.

Положительные значения в колонке «Изменение» свидетельству­ют о позитивном изменении установок группы в целом. Отрица­тельные значения демонстрируют негативные изменения.


Часть!: Подготовка и организация групповой работы 45

Таблица 5

Вычисление среднего значения по пункту 1

(«Развод лучше, чем непрерывные ссоры родителей»)

Имя ________________________ Ответ _______________

Пол 4

Ида 3

Майк 4

Фил 1

Энна 2

Франк 3

Лори 2

Кэтти 4

Итого (в среднем) 2,87

Получив эти данные, вы можете сообщить каждому ребенку о его личных результатах, чтобы помочь ему понять, какие изменения произошли в его взглядах за время занятий или оценить резуль­таты работы группы в целом, не называя конкретных имен. Дан­ные по группе могут быть сообщены администрации, ответствен­ным лицам или родителям, для того чтобы показать им результаты групповой работы. Вы должны четко понимать, кто отвечает за все данные, что с ними можно делать, кто может иметь к ним доступ и как они должны храниться. Все данные должны быть конфиденциальны, и доступ к ним может быть разрешен только профессиональным психологам. Тем не менее помните, что по­правка Бакли (Buckley Amendment) позволяет родителям знать результаты своего ребенка, а правоохранительные органы име­ют право запросить все рабочие материалы, полученные и ис­пользованные в групповой работе.

Эффективность работы ведущего

Важным моментом является оценка эффективности работы груп­пового консультанта. На иллюстрации 4 приведена примерная схема самооценки ведущего после окончания работы группы.


Групповая работа с детьми и подростками


Часть!: Подготовка и организация групповой работы 47


Иллюстрация 4


                   
     
         
 
 
 
 
 

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЕДЕНИЯ ГРУППЫ

1полиостью удовлетворен

2— удовлетворен

3не удовлетворен /нужна дополнительная подготовка

4— должно быть изменено/улучшено в следующей группе

Подготовка

1. Тема групповой работы актуальна для детей этого возраста

2. Темы занятий выстроены в правильной последователь­ности

3. Проект групповой работы был составлен правильно и по­зволил достичь поставленных целей

4. Рекламная кампания была эффективной _

5. Процесс получения согласия на участие в группе прошел нор­мально

6. Предварительные собеседования были эффективными

7. Процедура отбора проведена правильно _

8. Время и место занятий были подобраны правильно _

9. Учителя и другие люди, работающие с детьми, были соответ­ствующим образом подготовлены к занятиям группы

10. Для оценки работы группы использовались адекватные средства

11. Было проведено предварительное тестирование участников


Ведение группы

1. На каждом занятии отводилось достаточно времени для крат­кого обзора предыдущего занятия и обсуждения домашней работы __

2. На каждом занятии переходы от «разогрева» к рабочей части, а затем к шерингу были достаточно плавными и ло­гичными ___________

3. На каждом занятии все дети принимали активное участие в работе

4. Задания и упражнения соответствовали уровню развития детей

5. Задания и упражнения подобраны правильно с точки зрения эмоциональной нагрузки

6. Детям выделялось достаточно времени для выполнения уп­ражнений

7. Необходимость конфиденциальности подчеркивалась на каж­дом занятии

8. Я помогал каждому ребенку сформулировать свои индиви­дуальные цели, адекватные возможностям групповой рабо­ты

9. На каждом занятии я работал над сплочением группы

10. В начале работы были сформулированы различия между мыс­лями, чувствами и поведением, и на протяжении всей работы мы обсуждали это _____

11. Я эмпатически реагировал на переживания всех участников группы на протяжении всех занятий

12. Открытые вопросы я использовал чаще, чем закрытые



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...