Групповая работа с детьми и подростками
Часть!: Подготовка и организация групповой работы 67
щать, поможет им чувствовать себя в безопасности. Выберите для занятий полностью изолированное помещение и не забудьте повесить на дверь табличку с просьбой не входить во время занятий. Раздобудьте достаточное количество стульев или кресел, чтобы все могли сесть в круг. Не располагайтесь за столом, так как он будет разделять вас и служить для детей барьером. Убедитесь, что каждый ребенок хорошо видит вас и остальных детей. Кроме этого, вам может потребоваться стол или другая плоская поверхность для рисования, классная доска для записей, шкаф для игрушек и рисовальных принадлежностей и пачка салфеток. Участникам группы не рекомендуется покидать помещение во время занятий, если это не связано с выполнением условий упражнения или игры. I • ] Шаг 8: Проведение заключительного тестирования k*-*1"* После завершения работы с группой вам следует провести повторное тестирование для того, чтобы зафиксировать возможные изменения в установках, поведении и настроении участников группы. Поскольку дети получили большой объем информации за относительно короткое время, не стоит делать перерыв больше 2-3 недель после завершения работы. В противном случае результаты тестирования могут отражать влияние других источников, что снизит надежность ваших данных. Вы можете попросить каждого члена группы пройти тестирование индивидуально или организовать групповое тестирование во время общей встречи. Не проводите тестирование на последнем занятии. На нем необходимо обсудить результаты групповой работы, попрощаться и отметить завершение работы. Неплохо было бы разработать анкету для сбора информации о том, как дети оценивают вас как руководителя. Если ведущий хочет и в дальнейшем работать с детьми и подростками, ему просто необходимо получать достоверную обратную связь и использовать ее для улучшения своей работы.
ЬЛ\ Шаг9: Оценка результатов 1*^-1 После обработки результатов заключительного тестирования необходимо составить краткий отчет о работе груп- пы с общим описанием результатов работы и анализом данных тестирований (см. Шаг 4. Выбор методов оценки работы группы). Помните, что эти сведения касаются детей и их имена в отчете должны быть зашифрованы. Индивидуальные данные могут быть разглашены только в экстремальных ситуациях и только с согласия родителей и ребенка. Собранные данные могут использоваться в следующих целях: Для отчета о результатах групповой работы, предоставляемого заинтересованным лицам или инстанциям (школьной администрации, учителям, родителям, органам надзора, финансовым фондам и т.д.). Для анализа индивидуальных изменений конкретного участника группы, чтобы помочь ребенку разобраться со своими проблемами. Для оценки эффективности работы ведущего. Для определения направлений дальнейшего обучения и повышения квалификации ведущего. Для включения в общий отчет психологического центра или подразделения. •Л] Шаг 10: Проведение дополнительной встречи л^г-1 Спустя 4-6 недель после проведения последнего занятия рекомендуется организовать короткую встречу всех членов группы. На этой встрече можно обсудить их мнение по поводу работы группы и отношение к ней, можно попросить их поделиться своими успехами или неудачами в практическом применении полученных на группе знаний. Кроме того, это собрание может еще раз поддержать детей в их желании изменить свое поведение. Иногда дети продолжают развивать новые навыки в течение первых нескольких недель после завершения работы в группе, но потом остывают и нуждаются в дополнительной мотивировке и поддержке. Обычно они с удовольствием встречаются снова, делятся своими успехами и оказывают друг другу необходимую помощь.
68 Групповая работа с детьми и подростками Часть 1: Подготовка и организация групповой работы 69
Межличностные отношения, которые вызывают притяжение или отталкивание членов любой группы, называются динамикой — «магическим клеем» группы. Важнейшей составляющей групповой динамики в этом контексте является развитие доверия, оно должно возникнуть и постепенно возрастать в ходе работы группы. Без атмосферы доверия участники группы будут чувствовать себя стесненно и не смогут полноценно включиться в процесс, а следовательно, не смогут полноценно работать над своими проблемами. Имейте в виду, что степень доверия может быть различной у разных членов группы. Не ждите, что дети сразу же начнут доверять вам и остальным членам группы. Будьте терпеливы, если столкнетесь с сопротивлением или, как сказала Виржиния Сатир на одной из конференций, посвященной семейной терапии, с «естественной настороженностью» со стороны ваших юных клиентов. Будьте им подобающим примером. Доверяйте себе, полагайтесь на групповой процесс и не затушевывайте возникающие вопросы, чтобы предотвратить возникновение частного, внегруппового обсуждения. Помните, что доверие возникает не сразу и требует больших сил и внимания. Другой важной динамической характеристикой, которая связывает группу воедино, является чувство сплоченности. Сплоченность тоже возникает постепенно, по мере того как дети начинают делиться своими переживаниями и учатся поддерживать друг друга. В самом начале групповой работы существуют только отдельные личности; у них еще нет чувства единения с группой. Групповая сплоченность возникнет только после совместных действий, откровенных обсуждений чувств участников, после того, как члены группы осознают, что их проблемы очень похожи. После возникновения чувства единства вы сможете ощутить дух сотрудничества, разделить радость взаимопомощи и желание продолжать саморазвитие.
Групповой опыт нарастает по мере того, как члены группы учатся доверять друг другу, самораскрываться и расти. Этот процесс можно представить в виде этапов или фаз, каждая из которых имеет свои отличительные особенности. Данному вопросу посвящено много исследований, и различные авторы по-разному называют и характеризуют эти стадии. Так, например, Tuckman (Tuckman, 1965; Tuckman & Jensen, 1977) называет эти стадии формированием, смятением, нормализацией, выполнением и завершением. Corey и Corey (1992) выделяют начальную стадию, переходный период, работу и завершение. Ниже приводятся некоторые рекомендации по проведению групповой работы с детьми и подростками на различных этапах группового процесса в формулировке Corey и Corey. К этой схеме я добавила еще один этап, предшествующий начальной стадии — этап предварительной подготовки. Рекомендации в разделах «Следует» и «Не следует» являются скорее практическими советами, чем незыблемыми правилами. Чтобы следовать этим рекомендациям, ведущему необходимо владеть приемами ведения группы и терапевтическими методиками, которые описаны в следующих разделах книги (например, техника присоединения, включение в работу, «Я»-выс-казывание, управление вниманием и т.д.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|