Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Недостатки неоднородных групп




Обычно для получения видимых результатов групповой работы требуется больше времени.

Сплоченность группы достигается большими усилиями (обычно за более длительное время, чем могут предоста­вить вам для работы учреждения образования).

В начале работы существует опасность конфликтов, по­скольку детям трудно быстро наладить взаимодействие.

Похоже, что наиболее важное правило, которое следует со­блюдать при отборе кандидатов, — это соблюдение баланса ролей. Поскольку эффективность групповой работы напрямую зависит от того, как дети взаимодействуют и какое влияние оказывают друг на друга, каждый ребенок должен в опреде­ленном смысле служить примером для остальных и в то же время иметь возможность учиться у других членов группы. По­этому соблюдение баланса ролей является крайне важным для отбора детей в группу.

Отбирайте детей, которые похожи по одним качествам и раз­личаются по другим. Однородность может проявляться в на­личии у детей одной и той же проблемы, а неоднородность — в разнообразии способов подхода к анализу и решению этой проблемы.

Например, работа с несовершеннолетними матерями пред­полагает наличие детей у всех участниц группы, а неодно­родность может выражаться в различии их материнского опы­та, разнице намерений продолжить или прекратить учебу, способности справляться с возрастными проблемами и т. д. Каждая молодая женщина в такой группе легко установит от­ношения с остальными, так как все они озабочены одинако­выми проблемами, и у них есть возможность поделиться друг


Часть!: Подготовка и организация групповой работы 59

Групповая работа с детьми и подростками

с другом своим опытом. Другой пример — включение в груп­пу детей, переживших драму развода родителей (принцип од­нородности), но имеющих различный опыт с точки зрения дав­ности события, обладающих разными способностями переживать случившееся и имеющих разный опыт взаимоот­ношений с новыми членами семьи.

При работе с агрессивными детьми вы можете подобрать уча­стников, неоднородных по способам поведения, и включить в группу двух-трех детей, не осознающих свою агрессивность, одного-двух, осознавших свое поведение, одного-двух, реа­лизующих свою агрессивную энергию в спорте, и одного-двух, выражающих свою агрессивность в музыке или учебе. В таких группах следует избегать принципа однородности, иначе в группе не будет разных моделей поведения.

В неоднородной группе намного легче изменить установку «все против меня» и убедить детей, что у них есть масса способов выражать свой гнев подобающим образом.

Помимо принципа однородности/неоднородности существует еще несколько общих правил отбора кандидатов.

Включайте в группу

Участников таким образом, чтобы каждый ребенок смог увидеть хотя бы один положительный пример поведения. Детей с разницей в возрасте не более двух лет. Детей, приблизительно одинаковых с точки зрения их со­циального, эмоционального, интеллектуального и физи­ческого развития.

Детей, поддающихся общественному воздействию. Детей, способных к сотрудничеству в коллективной работе. Детей разных рас и культур; детей, воспитанных на раз­ных этических нормах и в разных социально-экономичес­ких условиях.

И девочек, и мальчиков (если тема предстоящей работы не будет вызывать неловкости у представителей проти­воположного пола).


 

Не включайте в группу

Близких родственников, которые не смогут отойти от се­мейных ролей или не смогут быть откровенными, опаса­ясь нарушения конфиденциальности.

Детей, склонных к самоубийству или пытавшихся совер­шить убийство.

Детей, постоянно живущих половой жизнью (гетеросек­суальной или гомосексуальной), если данное поведение не является нормативным в группе.

Детей, постоянно лгущих или ворующих. Детей, переживающих или недавно переживших кризис­ную ситуацию (если группа не создается специально для таких детей).

Детей, про которых точно известно (или вы полностью

уверены), что они подверглись жестокому физическому

или сексуальному насилию (если это не является темой

групповой работы и если вы не прошли соответствующую

подготовку).

Тех детей, чьи родители имеют противоположные мнения

по поводу участия ребенка в группе.

Детей, слишком отличающихся от остальных (например,

единственная беременная девочка или ребенок, только что

приехавший из Вьетнама и еще не адаптировавшийся).

Очень агрессивных детей.

После изучения этого списка может показаться, что все ваши юные клиенты не могут быть включены в групповую работу! Многие уч­реждения работают с детьми, нуждающимся в социальной адап­тации, и групповая работа может быть очень удачным средством научить их этому. Однако все перечисленные случаи предъявля­ют весьма специфические требования к ведению группы. Обычно такие дети настолько эмоционально подавлены, что работа с ними требует постоянного пристального внимания ведущего и не дает ему возможности уделять достаточно внимания другим детям. Та­кие дети не могут служить положительным примером для осталь­ных, так как переживаемый ими эмоциональный кризис отнимает


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...