Групповая работа с детьми и подростками
10. Способствовать тому, чтобы дети использовали новые формы поведения, увиденные и освоенные в группе, вне занятий. 11. Установить для себя правило оставлять достаточно времени в конце занятия для того, чтобы обсудить проделанную работу и дать домашнее задание к следующему занятию. 12. Помнить о том, что наибольшее сопротивление оказывают незащищенные дети. Их пугает новая ситуация. Не торопитесь, дайте таким детям возможность «оттаять», почувствовать себя в безопасности. Скажите им, что настороженность в неизвестной обстановке — это вполне нормальное чувство. 13. На первых занятиях применять работу в парах, поскольку детям поначалу легче говорить друг с другом, чем с целой группой. Однако не следует слишком увлекаться такой формой общения. 14. В конце занятия поблагодарить и похвалить детей за их работу. Раздайте им угощение в качестве награды и стимула к продолжению неформального общения. Не следует 1. Терять контроль над временем. Продумайте заранее плавные переходы от «разогрева» к рабочей части занятия и от рабочей части к шерингу. 2. Разрешать детям монополизировать внимание или отнимать время у группы рассказами или действиями, не относящимися к предмету занятий. Используйте приемы прерывания, чтобы вернуть их к теме занятия. 3. Позволять одним детям дразнить, высмеивать или оказывать давление на других детей. Немедленно останавливайте такое поведение и объясняйте, почему вы это делаете. 4. Насильно заставлять детей включаться в работу, если они боятся или еще не готовы к этому. Терпение, терпение и еще раз терпение! Часть 1: Подготовка и организация групповой работы 73 5. Затягивать или усложнять вводную часть на первом занятии. Помните, что вам еще необходимо обсудить основные правила работы, включая конфиденциальность.
6. Перегружать занятия упражнениями в ущерб групповой динамике. Упражнения должны соответствовать уровню развития детей и полностью соответствовать групповым целям. 7. Говорить «учительским тоном». Говорите так, чтобы способствовать возникновению спокойной, непринужденной атмосферы. Дети должны почувствовать, что групповые занятия — это не работа в классе. 8. Завершать занятия без слов благодарности детям и напоминания о времени и месте следующего занятия. Переходная стадия Переходная стадия в детской группе несколько отличается от аналогичной стадии работы со взрослыми. Несмотря на сильную настороженность, проистекающую из травматического опыта их жизни, дети гораздо быстрее взрослых переходят к следующему этапу работы. На этой стадии дети, как правило: • Оценивают заинтересованность ведущего в работе. • Оценивают способность ведущего оказывать помощь в решении их проблем. • Определяют, является ли группа достаточно безопасным местом для выражения более серьезных чувств. • Изучают окружение, чтобы решить, можно ли свободно высказывать свое мнение о других и принимать их мнение о себе. • Уточняют свои цели и способы их достижения. • Уточняют собственные чувства и мысли, ищут безопасные способы их выражения. • Осознают, что остальные дети тоже имеют проблемы. • Осознают потребность в общении с детьми, имеющими схожие проблемы. 74 Групповая работа с детьми и подростками Часть1: Подготовка и организация групповой работы 75
Следует 1. Поддерживать детей, выражающих негативные чувства и мысли, так же, как и тех, кто выражает позитивные чувства. 2. Помочь детям понять, чего они хотят достичь за время работы в группе. Постановка ясных целей вызывает чувство надежды, что эти цели могут быть достигнуты.
3. Добиваться сплоченности, особо подчеркивая те моменты, когда группа чувствует себя как одно целое. 4. Предлагать обучающие упражнения, чтобы дети смогли понять и попробовать освоить новые приемы в безопасной обстановке в группе, а затем уже попробовать применить их в реальной жизни. 5. Быть искренними и принимать детей такими, какие они есть, поддерживая происходящие с ними изменения. 6. Использовать сопоставления для того, чтобы показать детям несоответствие между их делами и намерениями. Например, скажите: «С одной стороны, ты похоже, в самом деле хочешь измениться и получить хорошее образование, но, с другой стороны, создается впечатление, что ты не знаешь, чего хочешь, плохо себя ведешь и получаешь плохие оценки. Как ты думаешь, что может тебе помочь достигнуть своей цели?». 7. В случае появления агрессивного поведения, немедленно отработать эту ситуацию. Выясните у детей, почему они так себя ведут: потому что им не нравится группа или потому что их переполняет чувство гнева? 8. Помочь детям взять на себя ответственность за свое поведение и свои чувства. Просите заменять выражения «он или она вызывает во мне чувство...» на «я чувствую». 9. Вдохновлять детей на составление конкретного плана работы над своим поведением. *3г=| Не следует *мЦ 1 ■ Пытаться запрещать, подавлять или избегать негативных проявлений взаимодействия в группе. На этой стадии детям очень важно убедиться в вашем умении справ- ляться с их агрессивным поведением, нарушением конфиденциальности, яростью или жестокостью. В этот момент очень важно показать детям достойный пример поведения. 2. Выступать в роли судьи в детских конфликтах. Используйте ситуации конфликта для того, чтобы научить детей правильно относиться к противоположным мнениям по какому-либо вопросу. 3. Оставлять без внимания «подводные течения», или скрытые чувства и мысли, которые могут повлиять на работу в группе. Это относится, в частности, к тем детям, которые стремятся всегда быть в центре внимания, к детям, которых приходится по несколько раз просить принять участие в работе, и к детям, стремящимся манипулировать ведущим.
4. Избегать работы с обычными опасениями детей по поводу их участия в групповой работе, например: «Другие дети меня не любят»; «Я ничего не могу с этим сделать, чего же тогда стараться?»; «Я ничего не могу сказать»; «Я не хочу работать в группе, потому что мне надоело». 5. Использовать слишком много упражнений, уводящих в сторону от группового процесса. Будьте терпеливы и помогите детям переживать неудачи их первых попыток самовыражения и опыта совместной работы. Учите их справляться с конфликтами и строить доверительные отношения. 6. Оставлять без внимания все факты нарушения конфиденциальности. Обязательно обсудите такие случаи в группе. Пусть дети сами решат, как поступить в каждом конкретном случае. 7. Разочаровываться в групповой работе! Будьте терпеливы и оказывайте детям неизменную поддержку. Позвольте им постепенно включиться в процесс по мере того, как они ощутят свою готовность к работе. Рабочая стадия Для рабочей стадии характерны следующие особенности:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|