Шаг 6: Подготовка материалов и система взаимодействия с людьми, не участвующими в групповой работе
Особое внимание следует уделять подбору материалов для групповой работы. Как правило, игра для детей является более подходящим средством общения, чем разговоры. Игровая терапия с успехом применяется и в индивидуальной, и в групповой работе с детьми, особенно с детьми младшего возраста. Д-р Жоанна Уайт — специалист в области игровой терапии — отмечает: «Игровая терапия — наиболее подходящая форма индивидуальной и групповой работы школьных психологов. Уровень развития маленьких детей не позволяет им адекватно выражать свои чувства и настроения в словесной форме. Тем не менее они вполне могут работать со своими эмоциональными проблемами в игровой форме, если создать им обстановку безопасности. В этот момент игра служит метафорой их жизни» (частное сообщение, 31 мая 1994). Игровой терапии посвящено много научных изданий (например, Allen, 1979; Axline, 1947; O'Connor, 1991; Witmer & Young, 1987). Для работы с детьми и подростками вам потребуется разнообразный раздаточный материал (рисунки, аппликации, куклы, музыкальные записи, видеофильмы, поэтические сборники и пр.), с помощью которого вы будете организовывать взаимодействие детей и подростков в игровой форме или в форме активной деятельности. Такой материал необходимо подготовить заранее, до начала групповой работы. Если в своей работе вы используете какие-нибудь практические пособия или сценарии (например, серию Skills for Living (Morganett, 1990, 1994), то там, как правило, приводится Групповая работа с детьми и подростками список материалов, рекомендуемых для каждого занятия. Внимательно просмотрите его и заранее подготовьте все необходимое. Не оставляйте подготовку материалов на последний момент.
Помимо подготовки рабочих материалов, вам нужно продумать систему взаимодействия с теми людьми, которые так или иначе будут иметь отношение к групповой работе. Эти люди могут оказать значительное влияние на эмоциональный настрой группы. Например, если вы работаете в клинике или в школе, где дети приходят на ваши занятия после уроков или лечебных процедур, вам необходимо договориться с лечащим персоналом или учителями о том, чтобы они отпускали детей вовремя и напоминали им о начале занятий. Персоналу, который будет работать с детьми после ваших занятий, необходимо сообщить время окончания занятий и предупредить их о недопустимости прерывания занятий (исключение составляют только очень срочные случаи). Вы можете обсудить с ними эти вопросы устно или составить для них памятку с изложением «правил» проведения групповых занятий. В этой памятке вы можете еще раз повторить правила ограниченной конфиденциальности, выразить свою признательность за их готовность не прерывать занятия (кроме экстраординарных случаев) и поблагодарить за сотрудничество и внимание к детям. Родители или опекуны также должны быть в курсе того, что может произойти на занятии. Такую информацию можно предоставить им в приложении к форме согласия, где можно перечислить темы занятий, описать некоторые методики и еще раз разъяснить правила конфиденциальности. Рекомендуется отдельно указать, что родители будут обязательно информированы, если в процессе работы сложится ситуация, когда конфиденциальность должна быть нарушена. В США, где сведения о насилии над ребенком должны быть сообщены непосредственно в отдел по защите прав ребенка, родителей должны информировать не вы, а представители данной службы. Если на занятиях должны или имеют право присутствовать сотрудники школы, предупредите их о времени проведения занятий и о том, что они должны приходить вовремя. Иногда людям трудно понять, насколько сильно может повлиять на ребенка их неожиданное появление в середине занятия. Поэтому вы должны
Часть 1: Подготовка и организация групповой работы 63 приложить все усилия для того, чтобы объяснить им, что вход после начала занятия категорически запрещен. Обязательно повесьте на дверь табличку с просьбой не входить! ^1.1 Шаг 7: Проведение занятий JLJ Подготовка к ведению группы включает в себя разработку планов занятий, а также и решение ряда организационных вопросов, таких как: составление расписания занятий, выбор и оформление места проведения занятий, определение размера группы. План занятий Одним из способов управления временем на занятии является составление плана. План должен состоять из трех основных частей: 1. Вводная часть (разогрев). 2. Рабочее время. 3. Обсуждение (шеринг). Вводная часть и обсуждение должны занимать примерно по четверти всего времени занятия. Оставшаяся половина времени должна быть уделена собственно работе. На первом занятии вводная часть может занимать больше времени, поскольку вам необходимо познакомить членов группы друг с другом, объяснить правила и рассказать, в чем же собственно будет заключаться работа. Для групповой работы большое значение имеет удачное начало. Поэтому его надо готовить очень тщательно. Даже если члены группы хорошо знают друг друга, необходимо объяснить им, что групповая работа отличается от игры и школы и что отношения, которые будут развиваться в группе, могут быть совсем другими. Все последующие занятия необходимо начинать с краткого обзора предыдущей встречи. Очень важно спросить детей, не хотят ли они что-нибудь «высказать» (любые чувства, мысли или вопросы) по поводу последнего занятия. Напоминая детям о важных моментах прошлой встречи, вы устанавливаете связь между всеми занятиями. Другой очень важный момент — обсуждение того, что но- 64 Г рупповая работа с детьми и подростками вого дети попробовали сделать сами между занятиями. Если предполагается, что участники группы должны заниматься саморазвитием, то им необходимо предоставить возможность поделиться с остальными членами группы своими успехами или неудачами. Если вы предлагаете им попробовать использовать в реальной жизни новые способы поведения и при этом забываете поинтересоваться тем, как идут дела, то скорее всего они ничего не станут делать. В рабочее время — основное время занятия — вы должны сконцентрироваться на теме занятия. Содержание этой части занятия зависит от темы, динамики группы и поставленных целей. Обсуждение является важнейшей частью каждого занятия, поскольку позволяет членам группы сконцентрироваться на том, что они почувствовали и узнали во время занятия. Шеринг предполагает также и составления плана «домашней работы». Красота групповой работы заключается в том, что каждый участник учится у остальных. Поэтому обсуждение является важнейшим моментом обретения нового опыта.
Размер групп Для работы с детьми обычно рекомендуется составлять группы в количестве от шести до восьми человек. Понятно, что на практике успешная групповая работа возможна и с другим количеством детей. Тем не менее группа в шесть— восемь человек является, по всей видимости, оптимальной, поскольку дает возможность представить разные точки зрения и позволяет составлять пары для выполнения упражнений. При большей численности группы дети, не склонные к самораскрытию, останутся без должного внимания. При меньшем количестве участников нагрузка на детей возрастает, а некоторые дети плохо переносят необходимость постоянно делиться своими переживаниями. Кроме того, в таких группах диапазон мнений и точек зрения будет более узким. Расписание работы группы Обычно продолжительность групповой работы с детьми и подростками бывает относительно небольшой — от 8 до 12 занятий. С точки зрения групповой терапии этих занятий недостаточно для Насть 1: Подготовка и организация группово й работы 65 того, чтобы добиться заметных изменений в поведении. В лучшем случае можно ожидать некоторых положительных сдвигов. Кто-то из детей, может быть, и изменит свое поведение, но не стоит надеяться на полное решение психологических проблем участников. В зависимости от условий вы можете запланировать от одного до двух занятий в неделю. Такой график является оптимальным для большинства групп. Некоторые направления групповой работы, включающие в себя практическую отработку новых форм поведения, предполагают недельный перерыв между занятиями, необходимый для самостоятельной работы. Не рекомендуется проводить занятия чаще, чем два раза в неделю. Исключения допускаются только для групп, проводимых в клиниках. Обязательно согласуйте расписание групповых занятий с расписанием уроков в школе так, чтобы не возникло длительных перерывов в работе, иначе вам трудно будет устанавливать и поддерживать доверительные отношения в группе. Продолжительность каждого занятия может меняться в зависимости от вашего ежедневного расписания и от возраста детей, с которыми вы работаете. Для детей 6-8 лет наиболее подходящими будут занятия по 30 минут. Для детей 9-13 лет оптимальная длительность занятия — 40-45 минут. Для более старших длительность занятия может быть увеличена до 60 минут.
В школах родителей, учителей и детей часто беспокоит, что участникам группы придется пропускать уроки. Этот вопрос является особенно важным в том случае, когда у ребенка есть академические задолженности по предмету, который он будет вынужден постоянно пропускать. Вы можете составить гибкий график начала занятий, чтобы дети не пропускали одни и те же уроки. Например, сдвигать время начала занятий на один час через каждую неделю. Идеальным вариантом является наличие перерыва между уроками, во время которого можно собрать всех детей вместе. В любом случае вам следует избегать таких ситуаций, когда групповая работа будет мешать учебе. Место для проведения занятий Конфиденциальность — основное условие групповой работы. Уверенность детей в том, что у них есть место, где их никто не сможет подслу- 5 Р. Смид щшт
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|