Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шаг 6: Подготовка материалов и система взаимодействия с людьми, не участвующими в групповой работе




Особое внимание следует уделять подбору материалов для групповой работы. Как правило, игра для детей является бо­лее подходящим средством общения, чем разговоры. Игровая терапия с успехом применяется и в индивидуальной, и в груп­повой работе с детьми, особенно с детьми младшего возрас­та. Д-р Жоанна Уайт — специалист в области игровой тера­пии — отмечает: «Игровая терапия — наиболее подходящая форма индивидуальной и групповой работы школьных психо­логов. Уровень развития маленьких детей не позволяет им адек­ватно выражать свои чувства и настроения в словесной фор­ме. Тем не менее они вполне могут работать со своими эмоциональными проблемами в игровой форме, если создать им обстановку безопасности. В этот момент игра служит мета­форой их жизни» (частное сообщение, 31 мая 1994). Игровой терапии посвящено много научных изданий (например, Allen, 1979; Axline, 1947; O'Connor, 1991; Witmer & Young, 1987).

Для работы с детьми и подростками вам потребуется разнообраз­ный раздаточный материал (рисунки, аппликации, куклы, музы­кальные записи, видеофильмы, поэтические сборники и пр.), с по­мощью которого вы будете организовывать взаимодействие детей и подростков в игровой форме или в форме активной деятельнос­ти. Такой материал необходимо подготовить заранее, до начала групповой работы. Если в своей работе вы используете какие-ни­будь практические пособия или сценарии (например, серию Skills for Living (Morganett, 1990, 1994), то там, как правило, приводится


 

Групповая работа с детьми и подростками

список материалов, рекомендуемых для каждого занятия. Внима­тельно просмотрите его и заранее подготовьте все необходимое. Не оставляйте подготовку материалов на последний момент.

Помимо подготовки рабочих материалов, вам нужно продумать систему взаимодействия с теми людьми, которые так или иначе будут иметь отношение к групповой работе. Эти люди могут ока­зать значительное влияние на эмоциональный настрой группы. Например, если вы работаете в клинике или в школе, где дети приходят на ваши занятия после уроков или лечебных процедур, вам необходимо договориться с лечащим персоналом или учите­лями о том, чтобы они отпускали детей вовремя и напоминали им о начале занятий. Персоналу, который будет работать с детьми после ваших занятий, необходимо сообщить время окончания за­нятий и предупредить их о недопустимости прерывания занятий (исключение составляют только очень срочные случаи). Вы мо­жете обсудить с ними эти вопросы устно или составить для них памятку с изложением «правил» проведения групповых занятий. В этой памятке вы можете еще раз повторить правила ограни­ченной конфиденциальности, выразить свою признательность за их готовность не прерывать занятия (кроме экстраординарных случаев) и поблагодарить за сотрудничество и внимание к детям. Родители или опекуны также должны быть в курсе того, что мо­жет произойти на занятии. Такую информацию можно предос­тавить им в приложении к форме согласия, где можно перечис­лить темы занятий, описать некоторые методики и еще раз разъяснить правила конфиденциальности. Рекомендуется от­дельно указать, что родители будут обязательно информирова­ны, если в процессе работы сложится ситуация, когда конфи­денциальность должна быть нарушена. В США, где сведения о насилии над ребенком должны быть сообщены непосредствен­но в отдел по защите прав ребенка, родителей должны инфор­мировать не вы, а представители данной службы. Если на занятиях должны или имеют право присутствовать со­трудники школы, предупредите их о времени проведения заня­тий и о том, что они должны приходить вовремя. Иногда людям трудно понять, насколько сильно может повлиять на ребенка их неожиданное появление в середине занятия. Поэтому вы должны


Часть 1: Подготовка и организация групповой работы 63

приложить все усилия для того, чтобы объяснить им, что вход после начала занятия категорически запрещен. Обязательно по­весьте на дверь табличку с просьбой не входить!

^1.1 Шаг 7: Проведение занятий

JLJ Подготовка к ведению группы включает в себя разработ­ку планов занятий, а также и решение ряда организаци­онных вопросов, таких как: составление расписания занятий, вы­бор и оформление места проведения занятий, определение размера группы.

План занятий

Одним из способов управления временем на занятии является составление плана. План должен состоять из трех основных частей:

1. Вводная часть (разогрев).

2. Рабочее время.

3. Обсуждение (шеринг).

Вводная часть и обсуждение должны занимать примерно по чет­верти всего времени занятия. Оставшаяся половина времени дол­жна быть уделена собственно работе.

На первом занятии вводная часть может занимать больше време­ни, поскольку вам необходимо познакомить членов группы друг с другом, объяснить правила и рассказать, в чем же собственно бу­дет заключаться работа. Для групповой работы большое значение имеет удачное начало. Поэтому его надо готовить очень тщатель­но. Даже если члены группы хорошо знают друг друга, необходи­мо объяснить им, что групповая работа отличается от игры и шко­лы и что отношения, которые будут развиваться в группе, могут быть совсем другими.

Все последующие занятия необходимо начинать с краткого обзо­ра предыдущей встречи. Очень важно спросить детей, не хотят ли они что-нибудь «высказать» (любые чувства, мысли или вопросы) по поводу последнего занятия. Напоминая детям о важных момен­тах прошлой встречи, вы устанавливаете связь между всеми заня­тиями. Другой очень важный момент — обсуждение того, что но-


64 Г рупповая работа с детьми и подростками

вого дети попробовали сделать сами между занятиями. Если пред­полагается, что участники группы должны заниматься саморазви­тием, то им необходимо предоставить возможность поделиться с остальными членами группы своими успехами или неудачами. Если вы предлагаете им попробовать использовать в реальной жизни новые способы поведения и при этом забываете поинтересовать­ся тем, как идут дела, то скорее всего они ничего не станут делать. В рабочее время — основное время занятия — вы должны скон­центрироваться на теме занятия. Содержание этой части занятия зависит от темы, динамики группы и поставленных целей. Обсуждение является важнейшей частью каждого занятия, по­скольку позволяет членам группы сконцентрироваться на том, что они почувствовали и узнали во время занятия. Шеринг предпола­гает также и составления плана «домашней работы». Красота груп­повой работы заключается в том, что каждый участник учится у остальных. Поэтому обсуждение является важнейшим моментом обретения нового опыта.

Размер групп

Для работы с детьми обычно рекомендуется составлять груп­пы в количестве от шести до восьми человек. Понятно, что на практике успешная групповая работа возможна и с другим ко­личеством детей. Тем не менее группа в шесть— восемь че­ловек является, по всей видимости, оптимальной, поскольку дает возможность представить разные точки зрения и позво­ляет составлять пары для выполнения упражнений. При боль­шей численности группы дети, не склонные к самораскрытию, останутся без должного внимания. При меньшем количестве участников нагрузка на детей возрастает, а некоторые дети плохо переносят необходимость постоянно делиться своими переживаниями. Кроме того, в таких группах диапазон мне­ний и точек зрения будет более узким.

Расписание работы группы

Обычно продолжительность групповой работы с детьми и подрос­тками бывает относительно небольшой — от 8 до 12 занятий. С точки зрения групповой терапии этих занятий недостаточно для


Насть 1: Подготовка и организация группово й работы 65

того, чтобы добиться заметных изменений в поведении. В лучшем случае можно ожидать некоторых положительных сдвигов. Кто-то из детей, может быть, и изменит свое поведение, но не стоит на­деяться на полное решение психологических проблем участников. В зависимости от условий вы можете запланировать от одного до двух занятий в неделю. Такой график является оптималь­ным для большинства групп. Некоторые направления группо­вой работы, включающие в себя практическую отработку но­вых форм поведения, предполагают недельный перерыв между занятиями, необходимый для самостоятельной работы. Не ре­комендуется проводить занятия чаще, чем два раза в неделю. Исключения допускаются только для групп, проводимых в кли­никах. Обязательно согласуйте расписание групповых занятий с расписанием уроков в школе так, чтобы не возникло дли­тельных перерывов в работе, иначе вам трудно будет устанав­ливать и поддерживать доверительные отношения в группе. Продолжительность каждого занятия может меняться в зависи­мости от вашего ежедневного расписания и от возраста детей, с которыми вы работаете. Для детей 6-8 лет наиболее подходящи­ми будут занятия по 30 минут. Для детей 9-13 лет оптимальная длительность занятия — 40-45 минут. Для более старших длитель­ность занятия может быть увеличена до 60 минут.

В школах родителей, учителей и детей часто беспокоит, что уча­стникам группы придется пропускать уроки. Этот вопрос являет­ся особенно важным в том случае, когда у ребенка есть академи­ческие задолженности по предмету, который он будет вынужден постоянно пропускать. Вы можете составить гибкий график нача­ла занятий, чтобы дети не пропускали одни и те же уроки. Напри­мер, сдвигать время начала занятий на один час через каждую неделю. Идеальным вариантом является наличие перерыва меж­ду уроками, во время которого можно собрать всех детей вместе. В любом случае вам следует избегать таких ситуаций, когда груп­повая работа будет мешать учебе.

Место для проведения занятий

Конфиденциальность — основное условие групповой работы. Уверен­ность детей в том, что у них есть место, где их никто не сможет подслу-

5 Р. Смид


щшт


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...