Групповая работа с детьми и подростками
Часть 1: Подготовка и организация групповой работы 77
• Дети начинают рассказывать о своих попытках применить полученные знания на практике: управлять своей агрессивностью, заводить новых друзей, улучшать поведение в классе и т.д. • Дети уже придерживаются правил групповой работы, слушают друг друга и оказывают поддержку другим в их попытках измениться. На этой стадии сплоченность группы возрастает. Дети работают вместе, свободно выражают свои положительные и отрицательные чувства и могут делать ценные замечания во время обсуждения работы в конце занятия. • У детей появляется способность работать непосредственно с происходящим в группе («здесь и теперь»). • Дети способны изложить свои планы и цели и рассказать, над чем и как они работают. • Дети могут попросить помощи у других членов группы и вос Очень важно помочь группе достичь рабочей стадии. Тем не менее необходимо понимать, что это весьма сложная стадия групповой работы, требующая от детей достаточной продвинутости, и некоторые краткосрочные тематические группы не успевают дойти до этого этапа. Количество занятий может быть недостаточным для того, чтобы развить динамику группового процесса. Иногда дети просто не могут проработать сложные проблемы за такое короткое время. Некоторые из них успевают только разбередить свои чувства, но времени на то, чтобы разобраться с ними, уже не хватает. Часть детей нуждается в более интенсивной терапии или в дополнительных занятиях. Следует 1. Продолжать подкреплять и поддерживать попытки участников изменить свое поведение и отработать полученные навыки.
2. Стимулировать детей к отрабатыванию полученных навыков на занятиях и вне группы. 3. Продолжать развивать доверительные отношения, работая с конфликтами и сильными чувствами детей.
4. Давать возможность детям плакать и свободно выражать негативные чувства. Стимулируйте их к взаимодействию друг с другом, научите их ценить взаимную поддержку. 5. Напоминать о скором завершении занятий, если количество занятий заранее определено. Дети должны знать, что время для решения их проблем ограничено и скоро наступит момент прощания. 6. Научить детей взаимодействовать таким образом, чтобы они научились ценить точку зрения других и при необходимости менять собственное мнение. Это должно помочь им осознать проблемы и понять, что следует изменить в их поведении. 7. Иметь в виду, что не во всех культурах свободное выражение чувств приветствуется. Для некоторых детей такая задача может оказаться очень сложной. 8. Поддерживать попытки детей брать на себя ответственность за собственные поступки. Помогите детям перейти от «Ты»-высказываний к «Я»-высказываниям. 9. Безотлагательно реагировать на происходящее в группе, не давая накопиться негативным чувствам, которые могут потом прорваться в виде агрессии. 10. Поддерживать стремление детей измениться. Напри Не следует 1. Позволять детям останавливаться на достигнутом. 2. Позволять детям покидать занятия в плохом настроении. Если ребенок сильно расстроен, поговорите с ним после занятия, помогите ему понять и оценить, что произошло. 78 Групповая работа с детьми и подростками 3. Удивляться повторным проявлениям сопротивления и нежелания работать. Доверие не возникает «раз и навсегда». В процессе работы у некоторых детей могут снова появиться страхи, самозащита, вытеснение и нежелание двигаться дальше. Будьте терпеливы и немедленно реагируйте на такое поведение.
4. Успокаиваться в случае достижения детьми некоторых успехов. Просите детей отрабатывать новое поведение между занятиями, настраивайте их на продолжение работы. 5. Переставать оказывать детям помощь в осознании того, что произошло на занятии. Дети должны уходить с занятий, четко представляя, что они выполнили и над чем им необходимо поработать до следующего занятия.
Завершение Многие ведущие недооценивают важность завершающей стадии, которую необходимо использовать для приобретения особого опыта. Этот этап уникален и должен быть подготовлен со всей тщательностью. В современном обществе много проблем возникает из-за неумения прекращать отношения, будь то смерть дорогого человека, развод, потеря любимого животного или отъезд друга. Часто дети очень остро переживают, когда отношения с кем-то прекращаются, а у них нет возможности попрощаться или нет возможности разобраться, что и почему произошло. Многие романтические отношения между подростками завершаются сильными переживаниями, когда один из партнеров неожиданно решает прекратить отношения из-за появления новой пассии или по иным, непонятным для другого, причинам. Поскольку большинство взрослых не умеет справляться с такого рода потерями, то и детям не у кого этому научиться. Момент завершения групповой работы дает шанс научить детей расставаться. Если вы упустите его, дети упустят возможность научиться этому важнейшему умению. В разделе «Ритуалы завершения групповой работы» (с. 233-238) даны некоторые предложения по использованию определенных приемов завершения групповой работы. Ниже приводятся некоторые общие рекомендации. Часть 1: Подготовка и организация групповой работы 79
Следует 1. Незадолго до конца групповой работы попросить детей оценить, насколько удачно они поработали, что еще им следует сделать, чтобы успеть достичь своей цели к моменту завершения занятий.
2. За два-три занятия до конца напомнить детям о скором завершении работы в группе. 3. Прямо сказать детям, что им придется попрощаться друг с другом и что, возможно, они никогда уже не соберутся вместе, как это было на групповых занятиях. Попросите детей подумать о том, как бы они хотели дать понять остальным, что будут и дальше, после завершения групповых занятий, поддерживать друг друга. 4. На последнем занятии помочь детям справиться со своими чувствами, возникающими при расставании с группой. Позвольте им рассказать друг другу все, что они пожелают. 5. Вместе с детьми составить планы дальнейшей работы над их проблемами. 6. Сказать детям, что вы всегда готовы помочь им, если у них остались нерешенные вопросы и если они не смогут самостоятельно справиться с ними. 7. Предупредить детей о том, что через несколько недель они еще раз соберутся для того, чтобы обсудить свои успехи и неудачи и поддержать друг друга. 8. Помочь детям разработать собственную систему поддержки, чтобы они знали, к кому можно обратиться в случае возникновения проблем, связанных с тематикой групповых занятий. 9. На последнем занятии кратко повторить все вопросы, которые обсуждались на предыдущих занятиях. Попросите детей рассказать, что нового они узнали на каждом занятии. Затем попросите рассказать, чему они научились за все это время. 10. Подготовить вместе с детьми что-нибудь особенное 80 Групповая работа с детьми и подростками Часть!: Подготовка и организация групповой работы 8]
тий. Подготовьте процедуру награждения, чтобы дети знали, что их усилия не пропали даром. .^ Не следует ^иЗ 1. Откладывать напоминание о скором конце занятий до последнего или предпоследнего занятия. 2. Недооценивать значение последнего занятия. Продумайте вопросы проведения последнего занятия: процедуру награждения, подведения итогов, работу с возникающими в момент расставания чувствами. 3. Завершать групповую работу в ситуации неразрешенных конфликтов или неотработанных негативных чувств. Подумайте об этом заранее.
4. Завершать групповую работу без того, чтобы все члены группы поблагодарили друг друга и попрощались. 5. Проводить заключительное тестирование на последнем занятии. Сделайте это позже, например, на встрече группы через несколько недель. 6. Отпускать детей без обеспечения их информацией о системе поддержки, которой они могут воспользоваться в случаях, если им нужна будет дополнительная помощь. Порекомендуйте им другие группы или другую возможную терапевтическую помощь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|