Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Групповая работа с детьми и подростками





Часть 1: Подготовка и организация групповой работы 77


 



• Дети начинают рассказывать о своих попытках применить полученные знания на практике: управлять своей агрессив­ностью, заводить новых друзей, улучшать поведение в клас­се и т.д.

• Дети уже придерживаются правил групповой работы, слуша­ют друг друга и оказывают поддержку другим в их попытках измениться. На этой стадии сплоченность группы возрастает. Дети работают вместе, свободно выражают свои положитель­ные и отрицательные чувства и могут делать ценные замеча­ния во время обсуждения работы в конце занятия.

• У детей появляется способность работать непосредственно с происходящим в группе («здесь и теперь»).

• Дети способны изложить свои планы и цели и рассказать, над чем и как они работают.

• Дети могут попросить помощи у других членов группы и вос­
пользоваться полученной обратной связью.

Очень важно помочь группе достичь рабочей стадии. Тем не ме­нее необходимо понимать, что это весьма сложная стадия груп­повой работы, требующая от детей достаточной продвинутости, и некоторые краткосрочные тематические группы не успевают дой­ти до этого этапа. Количество занятий может быть недостаточ­ным для того, чтобы развить динамику группового процесса. Иног­да дети просто не могут проработать сложные проблемы за такое короткое время. Некоторые из них успевают только разбередить свои чувства, но времени на то, чтобы разобраться с ними, уже не хватает. Часть детей нуждается в более интенсивной терапии или в дополнительных занятиях.

Следует

1. Продолжать подкреплять и поддерживать попытки уча­стников изменить свое поведение и отработать получен­ные навыки.

2. Стимулировать детей к отрабатыванию полученных на­выков на занятиях и вне группы.

3. Продолжать развивать доверительные отношения, ра­ботая с конфликтами и сильными чувствами детей.


 

4. Давать возможность детям плакать и свободно выра­жать негативные чувства. Стимулируйте их к взаимодей­ствию друг с другом, научите их ценить взаимную под­держку.

5. Напоминать о скором завершении занятий, если коли­чество занятий заранее определено. Дети должны знать, что время для решения их проблем ограничено и скоро наступит момент прощания.

6. Научить детей взаимодействовать таким образом, что­бы они научились ценить точку зрения других и при необ­ходимости менять собственное мнение. Это должно по­мочь им осознать проблемы и понять, что следует изменить в их поведении.

7. Иметь в виду, что не во всех культурах свободное вы­ражение чувств приветствуется. Для некоторых детей та­кая задача может оказаться очень сложной.

8. Поддерживать попытки детей брать на себя ответствен­ность за собственные поступки. Помогите детям перейти от «Ты»-высказываний к «Я»-высказываниям.

9. Безотлагательно реагировать на происходящее в груп­пе, не давая накопиться негативным чувствам, которые могут потом прорваться в виде агрессии.

10. Поддерживать стремление детей измениться. Напри­
мер, скажите: «Ты много работаешь, чтобы научиться
справляться со своим гневом. Ты уже очень много сде­
лал, но предстоит сделать еще больше для того, чтобы
научиться полностью владеть собой. Ты этому обязатель­
но научишься, и мы тебе поможем».

Не следует

1. Позволять детям останавливаться на достигнутом.

2. Позволять детям покидать занятия в плохом настрое­нии. Если ребенок сильно расстроен, поговорите с ним после занятия, помогите ему понять и оценить, что про­изошло.


78 Групповая работа с детьми и подростками

3. Удивляться повторным проявлениям сопротивления и нежелания работать. Доверие не возникает «раз и навсег­да». В процессе работы у некоторых детей могут снова появиться страхи, самозащита, вытеснение и нежелание двигаться дальше. Будьте терпеливы и немедленно реа­гируйте на такое поведение.

4. Успокаиваться в случае достижения детьми некоторых ус­пехов. Просите детей отрабатывать новое поведение меж­ду занятиями, настраивайте их на продолжение работы.

5. Переставать оказывать детям помощь в осознании того, что произошло на занятии. Дети должны уходить с заня­тий, четко представляя, что они выполнили и над чем им необходимо поработать до следующего занятия.

Ш

Завершение Многие ведущие недооценивают важность завершаю­щей стадии, которую необходимо использовать для при­обретения особого опыта. Этот этап уникален и должен быть подготовлен со всей тщательностью. В современном обществе много проблем возникает из-за неумения прекращать отноше­ния, будь то смерть дорогого человека, развод, потеря люби­мого животного или отъезд друга. Часто дети очень остро пе­реживают, когда отношения с кем-то прекращаются, а у них нет возможности попрощаться или нет возможности разобрать­ся, что и почему произошло. Многие романтические отноше­ния между подростками завершаются сильными переживания­ми, когда один из партнеров неожиданно решает прекратить отношения из-за появления новой пассии или по иным, непо­нятным для другого, причинам.

Поскольку большинство взрослых не умеет справляться с такого рода потерями, то и детям не у кого этому научиться. Момент завершения групповой работы дает шанс научить детей расста­ваться. Если вы упустите его, дети упустят возможность научить­ся этому важнейшему умению.

В разделе «Ритуалы завершения групповой работы» (с. 233-238) даны некоторые предложения по использованию определенных приемов завершения групповой работы. Ниже приводятся неко­торые общие рекомендации.


Часть 1: Подготовка и организация групповой работы 79

Ш

Следует 1. Незадолго до конца групповой работы попросить де­тей оценить, насколько удачно они поработали, что еще им следует сделать, чтобы успеть достичь своей цели к моменту завершения занятий.

2. За два-три занятия до конца напомнить детям о ско­ром завершении работы в группе.

3. Прямо сказать детям, что им придется попрощаться друг с другом и что, возможно, они никогда уже не собе­рутся вместе, как это было на групповых занятиях. По­просите детей подумать о том, как бы они хотели дать понять остальным, что будут и дальше, после заверше­ния групповых занятий, поддерживать друг друга.

4. На последнем занятии помочь детям справиться со сво­ими чувствами, возникающими при расставании с груп­пой. Позвольте им рассказать друг другу все, что они по­желают.

5. Вместе с детьми составить планы дальнейшей работы над их проблемами.

6. Сказать детям, что вы всегда готовы помочь им, если у них остались нерешенные вопросы и если они не смогут самостоятельно справиться с ними.

7. Предупредить детей о том, что через несколько недель они еще раз соберутся для того, чтобы обсудить свои успехи и неудачи и поддержать друг друга.

8. Помочь детям разработать собственную систему под­держки, чтобы они знали, к кому можно обратиться в слу­чае возникновения проблем, связанных с тематикой груп­повых занятий.

9. На последнем занятии кратко повторить все вопросы, которые обсуждались на предыдущих занятиях. Попроси­те детей рассказать, что нового они узнали на каждом занятии. Затем попросите рассказать, чему они научи­лись за все это время.

10. Подготовить вместе с детьми что-нибудь особенное
(форму они могут выбрать сами) для завершения заня-


80 Групповая работа с детьми и подростками


Часть!: Подготовка и организация групповой работы 8]


 


тий. Подготовьте процедуру награждения, чтобы дети зна­ли, что их усилия не пропали даром.

.^ Не следует

^иЗ 1. Откладывать напоминание о скором конце занятий до последнего или предпоследнего занятия.

2. Недооценивать значение последнего занятия. Проду­майте вопросы проведения последнего занятия: проце­дуру награждения, подведения итогов, работу с возника­ющими в момент расставания чувствами.

3. Завершать групповую работу в ситуации неразрешен­ных конфликтов или неотработанных негативных чувств. Подумайте об этом заранее.

4. Завершать групповую работу без того, чтобы все чле­ны группы поблагодарили друг друга и попрощались.

5. Проводить заключительное тестирование на последнем занятии. Сделайте это позже, например, на встрече груп­пы через несколько недель.

6. Отпускать детей без обеспечения их информацией о системе поддержки, которой они могут воспользоваться в случаях, если им нужна будет дополнительная помощь. Порекомендуйте им другие группы или другую возмож­ную терапевтическую помощь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...