Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Групповая работа с детьми и подростками





Часть!: Подготовка и организация групповой работы 97


 


Используйте различия во мнениях для целей обучения. Если вы видите, что некоторые члены группы придерживаются противо­положных взглядов по какой-то проблеме или имеют сильно от­личающиеся мнения по какому-то вопросу, попросите их открыто, высказать свои мысли, а затем предложите остальным поддер­жать одну из сторон или высказать собственную точку зрения. Рассмотрим следующий пример: Карен и Анни работают в груп­пе, посвященной вопросам развода. Родители Анни повторно всту­пили в брак, и у нее есть сводная сестра и два сводных брата. Родители Карен в повторные браки не вступали, но ее мать встре­чается с человеком, которого Карен терпеть не может. Карен силь­но обижена на свою мать. Она категорически утверждает, что родители не должны повторно вступать в брак до тех пор, пока их дети не вырастут. Иначе, по ее мнению, дети будут лишены роди­тельского внимания, вынуждены выслушивать постоянные поуче­ния отчима или мачехи и терпеть сводных братьев и сестер. Анни придерживается противоположного мнения, поскольку она при­выкла к новой семейной обстановке и ей нравится, что есть с кем играть, обмениваться игрушками и одеждой. Карен и Анни начи­нают неистово спорить, что лучше — когда родители вступают в повторные браки или когда ждут, пока вырастут их дети. Веду­щий, почувствовав нарастание агрессивности в споре и рост на­пряженности в группе, говорит: «Похоже, что Карен и Анни имеют противоположные мнения по вопросу, следует ли родителям всту­пать в повторные браки после развода. Я бы хотел услышать, какой точки зрения придерживаются остальные. Что вы думаете по этому поводу? Кто хочет поделиться своим мнением?... Хоро­шо, давайте составим список всех мнений об этой ситуации». После составления списка всех мнений группа обсуждает поло­жительные и отрицательные аспекты каждого варианта. После этого руководитель выясняет другие точки зрения с помощью воп­росов следующего типа:

Что вы теперь думаете о том, как должны поступать роди­тели после развода? Как вы относитесь к тому, что по это­му вопросу могут быть разные мнения или убеждения? Как следует поступать в ситуации несогласия между людьми?


Как вы относитесь к тому, что каждый может высказать свою точку зрения?

Хорошо ли быть открытым и принимать чужие мнения? Что бывает, если вы высказываете противоположное мне­ние, но при этом не пытаетесь изменить мнение собе­седника или обидеть его?

Что вы узнали о способах разрешения конфликтов? Если в группе вспыхивает ссора — драка, кидание вещей или ос­корбления — вы можете громко сказать: «Перерыв». Если конф­ликт и враждебность настолько сильны, что могут сорвать заня­тие, удаляйте драчунов по одному и, если потребуется, попросите других ребят проводить их до класса. Если вам нужна помощь, попросите другого взрослого помочь вам остановить ссору и за­щитить остальных членов группы. Предупредите поссорившихся детей, что они могут встретиться с вами позже для разрешения конфликта. Если вы считаете, что для всей группы будет полезно отработать данную ситуацию, сделайте это. Если драчуны были удалены, обсудите с группой причины происшедшего и продол­жайте работу дальше. Подобный способ разрешения конфликта придаст членам группы уверенность в собственной безопаснос­ти и покажет потенциальным драчунам, что они тоже будут уда­лены в подобной ситуации. Вам необходимо убедить детей, что они могут выражать любое несогласие, но должны делать это по­добающим образом.

Наиболее сложно работать с подростками 12-15 лет, однако та­кие группы имеют высокий терапевтический потенциал. Помни­те, что в этом возрасте группа сверстников играет исключитель­ную роль в жизни ребенка, а сами они испытывают значительные трудности, связанные с импульсивностью, половым созревани­ем, учебой в школе и взаимоотношениями со взрослыми. Ссоры и агрессия — распространенное явление, потому что многие дети не умеют справляться с непониманием, не владея другими сред­ствами выхода из конфликта. Thompson и Rudolph (1992) счита­ют, что ведущему следует «конструировать обстановку» так, что­бы помочь подросткам избежать ситуаций, приводящих к конфликтам. Это можно сделать, рассадив подростков по опре­деленным местам, внимательно отслеживая тон разговора и не-


7 Р. Смид


Часть!: Подготовка и организация групповой работы 99

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...