Групповая работа с детьми и подростками
Часть!: Подготовка и организация групповой работы 101
ет прийти на последнее занятие, объявить оставшимся о своем решении и попрощаться. Им не обязательно рассказывать об истинных причинах ухода, даже если они способны это сделать. Но они должны дать возможность остальным попрощаться с ними. Такая процедура поможет детям разобраться с причиной страха перед групповой работой. Иногда ребенок, собравшийся покинуть группу, получает такое облегчение от возможности открыто высказать свои страхи, что решает остаться и продолжить занятия. Многие дети просто не представляют, как изучить новые способы поведения и изменить самих себя. Эта неизвестность приводит к повышенному чувству тревожности. Многие не хотят изменять свое поведение или не понимают, кому это нужно, кроме их учителей и родителей. Когда они через одно-два занятия осознают, что от них ждут усилий в этом направлении и видят, как другие осваивают новые модели поведения, у них возникает желание уйти. Если кто-то из участников покидает группу, дети с повышенным чувством тревожности и неуверенности тоже могут решить оставить группу. Когда следующий ребенок принимает решение покинуть группу, необходимо провести открытое обсуждение причин их страха и беспокойства. В процессе такого обсуждения могут обнаружиться неожиданные проблемы — возможно, вы недооценили силу тревоги, либо существуют другие скрытые причины, о которых вы ничего не знали. Такое откровенное обсуждение тяжелых для ребенка вопросов может дать ему чувство эмоционального облегчения. После обсуждения следует пересмотреть индивидуальные цели каждого участника для того, чтобы сделать их более реальными и приемлемыми. Например, вы можете сказать:
Мы поговорили о том, как тяжело изменить самого себя и научиться вести себя по-другому. Что ты думаешь о целях, которые стоят перед тобой в группе? Может быть, стоит их немного изменить, чтобы ты мог их достичь?
гЗ Плач /j Плач — это естественный физиологический процесс, один из способов облегчения психологической боли. Дети менее эмоционально устойчивы, чем взрослые, и хуже умеют контро- лировать себя. Поэтому они довольно часто плачут во время групповой работы. Однако чем старше они становятся, тем лучше они начинают управлять своими эмоциями. К сожалению, в старшей школе они уже способны подавлять достаточно сильные эмоции. Иногда подростки очень хорошо умеют владеть собой и никогда не позволяют себе плакать в присутствии сверстников. В любой группе вы можете встретиться с разнообразными способами выражения эмоциональной боли. Одни дети могут просто расплакаться, а другие могут безостановочно рыдать в течение нескольких минут. Дети старшего возраста и подростки менее склонны плакать, однако плач скорее связан не с возрастом детей, а с темой групповых занятий и уровнем развития группового процесса. Например, следует ожидать, что обсуждение утраты близких с большой вероятностью вызовет у детей слезы. К числу таких тем можно отнести также: подростковую беременность, разрыв отношений, развод родителей. Чем глубже рассматриваются затронутые проблемы и чем выше уровень доверия в группе, тем легче бывает участникам группы дать волю слезам. Поскольку плач — это естественный способ облегчения эмоциональной боли, вам следует знать, как можно использовать эту ситуацию для развития группы.
Ниже приведены некоторые рекомендации по работе с такими ситуациями. • Попробуйте определить, вызван ли плач действительно сильными эмоциональными переживаниями или же это просто попытка разжалобить кого-то. Вполне возможно, что ребенок использует плач специально, для того чтобы его пожалели и обратили на него внимание. Иногда определить истинную причину плача не так просто. Однако если ребенок плачет слишком часто и вы чувствуете, что он начинает «выжимать слезу», вам не следует потворствовать такому поведению (Jacobs, Harvill, & Masson, 1994). ЕЗ • В большинстве случаев плач действительно вызыва-О ется сильными переживаниями. Когда ребенок начинает плакать, спросите, не хочет ли он поделиться своими чув-
102 ________________ Групповая работа с детьми и под ростками ствами. Не ждите, что он сделает это самостоятельно. Если ребенок не склонен рассказывать всем о своих чувствах, предоставьте ему право справиться со своими чувствами самостоятельно. Иногда слезы возникают спонтанно, и ребенок может быть не готов к разговору. • Если ребенок буквально задыхается от рыданий, позвольте ему поплакать некоторое время и обсудите с остальными детьми, что значит переживать такой страх, обиду, потерю или что-либо еще. Когда ребенок успокоится и захочет говорить, предоставьте ему полное внимание. • Jacobs и др. (1994) рекомендуют следить за временем, оставшимся до конца занятия. Если ребенок начинает плакать в самом конце занятия, вы можете, например, сказать: «Тина, я понимаю, как сильно тебя это огорчило. Давай поговорим об этом после занятия». Тем самым вы дадите понять всем детям, что никто из них не уйдет с групповой встречи в расстроенных чувствах, и покажете, что они могут свободно выражать свои чувства в любое время. Это отвечает потребностям каждого. • Всегда приносите на занятия салфетки или бумажные носовые платки! Перед началом занятия положите упаковку в центр круга. Это покажет всем детям, что группа — это место, где можно плакать, не опасаясь неприятных последствий. Помимо проблем, описанных выше, вы можете столкнуться и с другими сложными ситуациями, и, возможно, вам потребуется осваивать новые способы групповой работы, которые помогут вам распределять внимание между всеми детьми в группе. В этом случае вы можете обратиться за помощью к более опытному терапевту, который поможет вам оценить ситуацию и выбрать оптимальные методы работы.
ВЕДЕНИЕ ГРУППЫ Часть 2 Групповая работа с детьми и подростками Часть 2: Ведение группы W5
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ Обзор Работа группы невозможна без установления правил. Поведение участников определяется как гласными (основными), так и негласными (подразумеваемыми) нормами. Основные нормы - это явно оговоренные правила поведения в группе. Они касаются таких вопросов, как время прихода на занятия, возможность опозданий, право или обязанность каждого высказываться, соблюдение конфиденциальности и др. Негласные нормы устанавливаются в ходе работы группы и определяют такое ожидаемое поведение участников, которое способствовало бы личностному росту каждого члена группы, установлению отношений доверия, развитию чувства сплоченности и единства. К таким нормам относятся, например, взаимодействие друг с другом, а не через руководителя, открытое выражение своих чувств и мнений, разговор о себе, а не о других. Обоснование Правила необходимы прежде всего для того, чтобы с самого начала совместной работы дать понять членам группы, что именно от них ожидается, и настроить их на достижение групповых целей. Регулирование поведения участников через оговоренные правила и санкции позволяет ведущему поддерживать те способы поведения, которые «работают» на установление в группе атмосферы доверия и принятия, выдерживать намеченное направление работы и помогать членам группы осознать, что сейчас происходит, что будет происходить и что надо изменить в своем поведении. Практические рекомендации Очень важно, особенно в самом начале работы, привлечь детей к совместной выработке основных правил и нацелить их на соответствующее поведение. Обычно дети, не имеющие опыта работы в психологических группах, просто не знают, как вести себя на групповых занятиях. Они привыкли к правилам поведения, при- нятым в классе еще с начальной школы, например, они знают, что надо всегда поднимать руку для ответа. Им необходимо объяснить, что работа в группе ведется по своим правилам и их никто не будет наказывать за то, что они не знают, как себя вести. Просто их будут просить вести себя по-другому. Все основные правила должны быть адаптированы к возрасту и понятны детям.
Основные правила Некоторые основные нормы лучше обсуждать еще на стадии набора группы, чтобы каждый потенциальный участник знал о том, что в группе у него будут некоторые права и обязанности, но именно это даст ему определенную защиту. Например, он должен знать, что; • Запрещается принимать алкоголь или наркотики перед занятиями или во время них. • Участие в работе строго добровольное, каждый член группы может покинуть ее в любое время. • Каждый участник может сказать: «Пропускаю» и не принимать участия в выполнении упражнения или в его обсуждении. • Он будет защищен от физического насилия, угроз и давления со стороны сверстников. Самое важное правило, с которым обязательно надо ознакомить детей еще во время предварительного собеседования и о котором следует постоянно напоминать в дальнейшем, во время работы — это правило конфиденциальности. Для объяснения этого правила вы можете сказать следующее: Все, о чем мы будем говорить в группе, останется между нами. Никому не разрешается разглашать то, что было рассказано кем-либо в группе. Могут возникнуть обстоятельства, когда мне все же придется сообщить об этом другим людям. Это касается сведений о том, что ты собираешься нанести себе или другим серьезный вред, о физическом насилии над тобой или другим ребенком, а также тех случаев, когда информация о группе потребуется в суде или в инспекции по делам несовершеннолетних. 106 Групповая работа с детьми и подростками Для разработки основных правил работы в группе вы можете воспользоваться этическими нормами Ассоциации специалистов групповой работы (ASGW), приведенными в Приложении 1. Надо постараться, чтобы дети принимали активное участие в разработке основных норм. Они с большей готовностью будут следовать правилам, если внесут свой вклад в их создание. Определение базовых правил необходимо провести на первом занятии. Негласные правила Дети обычно быстро понимают, что от них требуется, и вы можете с первых же занятий выработать нормы, которые создадут благоприятную обстановку для последующей работы. Например, можно подкреплять активное участие детей в работе группы и предотвращать нежелательное поведение. Вы можете способствовать тому, чтобы для детей стало нормой проявление сочувствия друг к другу, если сами будете показывать, как можно выражать сочувствие, а также поддерживать и хвалить тех детей, которые станут сопереживать другим. Таким же образом можно дать понять детям, что каждый их них имеет право работать в своем темпе. Для этого следует подчеркивать, что вы полностью принимаете тот уровень откровенности, к которому они в данный момент готовы. Используя какую-нибудь игрушку или другой предмет, например, мячик в качестве обозначения «права голоса», вы сможете легко установить правило высказываться по очереди: ребенок должен получить «право голоса» для того, чтобы сказать что-то, и обязан передать его другому после того, как выскажется.
Вы можете вводить и запрещающие правила. Например, если вы разрешаете кому-либо в группе комментировать происходящее себе под нос, не вынося на открытое обсуждение, очень скоро и остальные члены группы начнут делать то же самое. Такие вопросы должны обсуждаться открыто, иначе в группе возникнет «скрытое обсуждение» под поверхностью диалога в группе, которое может замедлить или вовсе свести на нет всю групповую работу.
Часть 2: Ведение группы Пример Введение основных правил Эту процедуру имеет смысл проводить на первом занятии для совместной выработки основных правил. 1. Закрепите большой лист ватмана на стене или расстелите его на полу в центре круга. Определите основные правила, описав поведение, которое ожидается от членов группы, и объясните их важность. Попросите членов группы обсудить, чем основные правила будут полезны для группы. 2. Дайте каждому желающему цветной фломастер и попросите написать основные правила на ватмане. Типичными групповыми правилами могут быть:
• Приходить на занятия группы нужно вовремя. • Каждый участник группы имеет право выступить. • В группе все обязаны относиться друг к другу с уважением. • Во время занятий не допускаются насмешки друг над другом. 3. Спросите детей, не хотят ли они добавить что-нибудь еще. Негласные правила _________________________________________ Ниже приводится описание процедуры знакомства на первом занятии. Следуйте приведенным рекомендациям для выработки негласных правил. Напоминайте о них и следите за их соблюдением на последующих занятиях. 1. Представьтесь и поприветствуйте детей в группе. Скажите, что на этом занятии им необходимо познакомиться и начать обсуждать, чему же они хотят научиться в группе. Спросите, хотят ли они принять участие в первом упражнении, чтобы получше узнать друг друга. 4, 108 Групповая работа с детьми и подростками Часть 2: Ведение группы
2. Разбейте детей на пары и попросите их познакомиться: сказать, как их зовут, что они любят есть, что они думают или чувствуют по поводу предстоящей групповой работы. Например, если темой группы будет потеря близких, дети могут обсудить, что они хотели бы узнать о себе и о тех, кого они потеряли. Если тема группы — развод родителей, они могут рассказать друг другу о своей новой семейной ситуации. 3. Через несколько минут соберите группу и попросите каждого ребенка рассказать, что он узнал о соседе. Во время выступления показывайте пример и поощряйте следующее поведение: Откровенность. Говорите что-нибудь типа: «Спасибо за рассказ о твоем партнере» каждому выступающему. Используйте все свое умение слушать. Улыбайтесь выступающему ребенку, кивайте головой и применяйте другие невербальные подкрепляющие знаки. Обращение друг к другу, а не к вам. Если ребенок при выступлении смотрит на вас, спросите: «Ты хочешь рассказать это группе?». Не смотрите прямо на ребенка, и он станет обращаться к остальным детям. Выражение сочувствия другим членам группы. Если ребенок смотрит на вас и при этом говорит что-то об эмоциональном состоянии кого-либо из группы (например: «Карен тоже грустная»), мягко напомните ребенку, что он должен обращаться прямо к тому, о ком он говорит. Например: «Может быть, для Карен очень важно знать, что ты понял, как она огорчена. Скажи это прямо ей. Скажи Карен, что ты видишь, как ей грустно». Высказывание по очереди. Если кто-то хочет выступить второй раз, скажите: «Подожди немножко, пока не выскажутся те дети, которые еще не говорили. Потом снова наступит твоя очередь». Литература Corey, М. S., & Corey, G. (1992). Groups: Process and practice (4th ed.). Pacific Grove: Brooks/Cole. Gazda, G. M. (1976). Theories and methods of group counseling In the schools (2nd ed.). Springfield, IL: Charles С Thomas. Schmidt, J.J. (1993). Counseling in schools: Essential services and comprehensive programs (chap. 5). Boston: Allyn & Bacon. Seligman, M. (1982). Introduction. In M. Seligman (Ed.), Group psychotherapy and counseling with special populations (pp. 1-23). Baltimore: University Park Press. Tuckman, B. W. (1965). Developmental sequences in small groups. Psychological Bulletin, 63, 384-399. Tuckman, B.W., & Jensen, M.A. (1977). Stages of small group development revisited. Group and Organization, 2, 419-427. Vander Kolk, С (1985). Introduction to group counseling and psychotherapy. Columbus: Charles E. Merrill.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|