Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Групповая работа с детьми и подростками




• Способствовать тому, чтобы дети учились использовать такие высказывания между занятиями.

Индивидуальные цели

Дети в группе обычно не умеют ставить цели и, соответственно, систематически работать для их достижения. На предваритель­ном собеседовании вам следует помочь им определить их лич­ные цели работы в группе, а на одном из первых занятий объяс­нить, что цель является ориентиром в их будущей работе над собой, придает ей смысл и позволяет оценить ее успешность. Другими словами, вам необходимо объяснить им, как важно по­ставить перед собой цель.

На предварительном собеседовании вы можете совместно с ре­бенком определить, чему бы ему хотелось научиться в группе, например:

Хочу научиться быть более спокойным.

Я хочу перестать все время ссориться.

Я хотел бы завести себе новых друзей, потому что меня никто не любит.

Мне хотелось бы научиться быть более сдержанным и не лезть в драку.

Я устал оттого, что постоянно попадаю в неприятности и учителя все время жалуются на меня.

Несмотря на то, что эти утверждения недостаточно развернуты, они являются отражением тех проблем, с которыми сталкивается ребенок в настоящее время. В процессе собеседования вы може­те объяснить, чем вы будете заниматься в группе и чему можно будет научиться. Это позволит ребенку более полно понять, какие цели он может для себя сформулировать. Когда дети на первом занятии рассказывают о своих ожиданиях, вы можете заметить, что нередко они формулируют их иначе, чем на предварительном собеседовании. Дети пересматривают и уточняют свои цели. В процессе работы цели также будут меняться в зависимости от при­обретения новых навыков и успехов в отработке новых форм пове­дения.


 

 

Часть 2: Ведение группы

Обоснование

И цели ведущего, и личные цели членов группы служат основой для мотивации группы и выбора направлений работы. С их помощью мож­но выяснить, получает ли ребенок то, что он хотел от работы в груп­пе. Кроме того, цели определяют групповые нормы поведения. Иногда поведение ребенка вступает в противоречие с групповыми целями, и такую ситуацию можно использовать в качестве наглядного приме­ра для всей группы. Например, если одна из целей группы — на­учиться выражать свою агрессию приемлемым образом, а во время занятий между детьми вспыхивает ссора, вы можете на примере по­казать им, что они могут не соглашаться друг с другом, сердиться и открыто высказывать свои чувства. Но в то же время совершенно недопустимо выражать свою ярость физическим насилием или выбе­гать из комнаты. В такой ситуации вы можете, например, сказать: «Ян, я вполне понимаю, что ты очень разозлился на Франка, но не стоит из-за этого лезть в драку. Давай поищем другие способы вы­ражения злости».

Кроме того, осознание целей своей работы в группе дает детям оп­ределенное чувство комфорта. Если они не понимают, зачем им надо ходить на занятия и что от них требуется, то группа быстро переста­ет быть для них безопасным местом. Осознание целей обеспечивает чувство безопасности и целеустремленности, и вы являетесь для де­тей тем человеком, которому можно доверять и который знает, что надо делать в этой новой для них ситуации.

Наконец, цели помогают и ведущему и детям ставить те задачи, которые реально могут быть выполнены за отведенное время, уметь оценивать свои достижения и быть ответственными за пла­нирование своей деятельности после окончания групповой рабо­ты. В конце концов, момент завершения работы в группе являет­ся началом нового этапа жизни, и вся работа по самопознанию в группе служит не только для приобретения навыков и изучения новых форм поведения, но и для определения направлений даль­нейшей работы над собой.

Практические рекомендации

Цели групповой работы формулируются менее жестко, чем при обычном обучении. Вы в основном работаете с эмоциями и толь-


 



'..... Mill


PIP...


118 Групповая работа с детьми и подростками

ко во вторую очередь обучаете детей новым формам поведения. Поэтому и задачи групповой работы формулируются в более об­щем виде, чем в классе. Например, узнать побольше о том, что ценится в дружбе, а не решить шесть математических задач в конце параграфа.

Дети обычно приходят в группу с нечетко сформулированными ожиданиями. После начала работы им необходимо помочь уточ­нить свои цели. Дети плохо воспринимают абстрактные концеп­ции и нуждаются в определенной помощи, чтобы «ощутить», ка­кую часть пути к своей цели им еще предстоит пройти. Если их цели туманны и нереалистичны, они могут почувствовать себя неудачниками. Здесь следует проявить гибкость и предложить им ставить перед собой простые задачи на каждом занятии, а не требовать, чтобы они стремились реализовать глобальную цель всей групповой работы. Долгосрочной цели можно достичь за несколько более коротких шагов.

Для того, чтобы научить детей думать в терминах целеполгания, вы можете формулировать частичные цели на каждом занятии. Делайте это кратко и понятно. Избегайте деталей, которые могут быть детям непонятны или трудны для запоминания. Примерами таких частичных целей могут быть следующие утверждения:

Сегодня мы будем учиться отвечать на агрессию.

Сегодня мы постараемся понять, как наше поведение вли­яет на отношение к нам других людей.

Сегодня мы поговорим о наших обязанностях.

В конце занятия вы можете спросить: Как вы думаете, удалось ли нам достичь цели нашего занятия?

Если вы постоянно будете ссылаться на цели и этапы их дости­жения, дети скоро научатся использовать их для оценки своих успехов. Подростки могут вести дневник своей работы в группе и иногда знакомить членов группы со своими записями. Более фор­мальным способом постановки цели является заключение дого­воров (см. раздел «Заключение договоров с участниками груп­пы», с. 174-178). Вы можете использовать стандартные формы договоров о поведении или попросить детей разработать свои варианты договора. Такая работа повысит их ответственность за собственное поведение.


Часть 2: Ведение группы 119

В любом случае детям необходимо дать понять, что только они от­ветственны за определение целей и работу по их достижению. Ник­то другой не сделает этого за них. Группа является всего лишь удоб­ным и безопасным местом, где это можно сделать.

Пример

Используйте это упражнение на первом занятии группы для того, чтобы помочь детям понять.что имследует направитьсвои усилия на достиже­ние выбранных ими целей.

1. Раздайте каждому ребенку несколько копий рисунка «Карта моих целей» (рис. 1) в конвертах или папках.

2. Объясните назначение карты целей. Например, это можно сде­лать таким образом:

Эта карта может помочь вам составить план достижения своих целей. Представьте себе, что цель — это место, куда вы стремитесь. «Остановки» на карте — это те места, ко­торые вам придется посетить на своем пути.

3. Разбейте детей на пары и попросите их обсудить, что бы они хотели получить в результате групповой работы в терминах изменения своего поведения. Пусть каждый ребенок запишет это вверху рисунка рядом со словом «Цель».

4. Соберите группу и спросите каждого ребенка, какую цель он себе поставил. Когда дети будут рассказывать об этом, помо­гите им определить, какие остановки необходимо сделать на пути к главной цели. Попросите их нанести эти остановки на карту целей и обсудите способы, которыми они будут отме­чать свое продвижение к финишу.

5. Соберите карты целей и сделайте себе копии. Верните ори­гиналы детям. На всех последующих занятиях они могут ис­пользовать эти карты для того, чтобы отмечать продвижение, корректировать или изменять остановки.

Литература

Corey, М. S., & Corey G. (1992). Groups: Process and practice (4th ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.


120 Групповая работа с детьми и подростками

Карта моих целей


Часть 2: Ведение группы 121

Rose, S. D., & Edelson, J. L. (1987). Working with children and adolescents in groups. San Francisco: Jossey-Bass.

Schmidt, J.J. (1993). Counseling in schools: Essential services and comprehensive programs (chap. 5). Boston: Allyn & Bacon.


 


ЦЕЛЬ


Работа в подгруппах


 


Остановка 5

Чтобы попасть сюда.мне надо:

Остановка 4

Чтобы попасть сюда, мне надо}

Остановка 3

Чтобы попасть сюда.мне надо:

Остановка 2

Чтобы попасть сюда, мне надо:

Остановка 1

Чтобы попасть сюда.мне надо:

Рис.1


Обзор

Работа с подгруппами (малыми группами по 2-3 человека) давно используется в групповой работе со взрослыми. Corey, Corey, Callanan и Russell (1992) предлагают использовать работу в парах в самом начале занятия для того, чтобы снизить чувство тревоги у членов группы. Jacobs, Harvill и Masson (1994) рекомендуют про­водить работу в парах в конце занятия, чтобы помочь членам груп­пы подвести итог занятия. По моему мнению, наиболее эффек­тивно делить детей на пары в начальной фазе занятия (этап знакомства и введения в новую тему) и на тройки в рабочей фазе занятия. Подгруппы по два и три человека являются наиболее распространенными, хотя иногда полезно разбивать группу на две подгруппы по четыре человека. Например, если вы хотите обсудить две стороны некоторой проблемы или отработать оп­ределенные навыки.

Обоснование

Основная цель работы в подгруппах по двое или по трое — дать возможность детям выполнять задания в условиях, которые вы­зывают у них меньшее чувство тревоги, чем выступление перед всей группой. Это особенно справедливо для застенчивых детей и детей, которые впервые участвуют в групповых занятиях. Не­большие подгруппы создают более интимную обстановку, в кото­рой они могут научиться рассказывать о своих чувствах, мыслях и настроении, прежде чем выступать перед целой группой.

Ш

Ниже приведены некоторые наиболее важные цели ра­боты в подгруппах:


   
 
 
 

 

Групповая работа с детьми и подростками

• Создать более спокойную обстановку, позволяющую начать работу и быстрее познакомиться друг с другом.

• Позволить детям высказываться без опасения быть осме­янными.

• Выполнить некоторые упражнения (например, в подгруппе из трех человек двое могут отрабатывать некоторые навы­ки, а третий может в это время играть роль тренера или помощника).

Практические рекомендации

Вы можете самостоятельно разбить детей на подгруппы или по­зволить им самим выбрать себе партнера. Если дети образуют подгруппы по своему выбору, то перед началом упражнения сформулируйте задачу, напомните об их праве не выполнять за­дание и предложите им найти себе партнеров. Можно состав­лять подгруппы и случайным образом, например, сказав, что упражнение выполняется с соседом справа или слева или по­просив детей рассчитаться по порядку и образовать пары из четных и нечетных номеров. Наконец, вы можете составить под­группы с определенной целью, например, подобрав в пару к очень застенчивому менее робкого ребенка. В этом случае бо­лее общительный ребенок будет служить примером для застен­чивого, но при этом активность первого не будет вызывать у второго чувства неловкости. Вы также можете попросить детей выбрать себе в партнеры того, с кем они меньше знакомы, что­бы получше узнать друг друга.

При работе в тройках очень важно отмечать, кто какие роли пред­почитает. Некоторые дети опасаются занимать активную пози­цию и выбирают роль наблюдателя. Поэтому при повторной ра­боте по трое вам следует самостоятельно распределить роли между детьми так, чтобы каждый смог побывать в активной роли.

Работа в тройках особенно полезна для практического освоения новых моделей поведения, например, она помогает научиться бо­лее уверенно просить о помощи, отвечать на насмешки или дав­ление со стороны сверстников, разыграть по ролям ситуацию кон­фликта с родителями. Вы можете отвести 15-20 минут на


Часть 2: Ведение группы 123

выполнение упражнения в тройках, а затем собрать детей вместе и попросить рассказать, чему они за это время научились. Кроме того, работа по трое очень эффективна при использовании техни­ки самомоделирования, описанной в следующей части. По этой технике дети работают над своими проблемами, наблюдая за соб­ственным поведением с помощью аудио- или видеокассеты. Дети, которые неохотно говорят в микрофон или боятся сниматься на видеокассету, когда за ними наблюдает семь-восемь человек, бо­лее охотно идут на это, если в подгруппе всего один или два дру­гих ребенка.

Не следует слишком увлекаться работой в подгруппах. Это может затруднить формирование общего группового опыта. Для цикла из 8 занятий оптимальным будет использовать работу в подгруп­пах 2-3 раза: во время знакомства детей на первом занятии и еще 1 -2 раза.

Пример ____________________________________________

Здесь приведены рекомендации по использованию практических заданий и упражнений для различных целей.

Мозговой штурм

Это упражнение можно использовать в подгруппах из двух-трех детейк
для проведения «мозгового штурма» или просто для того, чтобы вос-1
становить силы группы после тяжелой темы. Вам потребуется бумага,
|
карандаши и несколько небольших предметов (например, канцелярская^
скрепка, аптечная резинка и т.д.).
[

1. Объясните, что каждая подгруппа должна придумать как мож­но больше применений предмету, который вы будете им по­казывать.

2. Предъявите каждый предмет на несколько минут. (Для того, чтобы выполнить это упражнение за короткое время, дети дол­жны уметь хорошо писать).

3. Если хотите, наградите подгруппу, которая написала макси­мальное количество вариантов. Остальным подгруппам мож­но выдать «утешительные» призы за их «активную работу».


^ЩЩШЯЯ^^^^



Групповая работа с детьми и подростками


Часть 2: Ведение группы



 


Знакомство __________________________________________ ^^^

Это упражнение лучше всего предлагать детям всамом начале первого занятия. Оно подходит для детей всех возрастов.

1. Разбейте детей по двое и объясните, что сейчас они должны представиться друг другу- Скажите им, что после того, как они познакомятся, вся группа соберется вместе и каждый представит своего нового друга.

2. Пусть каждый ребенок по очереди назовет свое имя партне­ру, скажет, в каких ситуациях он чувствует себя наиболее сво­бодно, и чему он хочет научиться в группе. Кроме того, по­просите их сказать друг другу, как бы они завершили следующие предложения:

Начальная школа: «У меня лучше всего получается________».

Средняя школа: «Я горжусь тем, что я____________».

Старшая школа: «Самая трудная ситуация, с которой я ус­
пешно справился, — это________».

3. Соберите группу и попросите каждого представить своего парт­
нера.

Литература

Corey, G., Corey, М. S., Callanan, F, & Russell, J. M. (1992). Group techniques (2nd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.

Jacobs, E. E., Harvill, R. L, & Masson, R. L. (1994). Group counseling. Strategies and skills (2nd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...