Групповая работа с детьми и подростками
• Способствовать тому, чтобы дети учились использовать такие высказывания между занятиями. Индивидуальные цели Дети в группе обычно не умеют ставить цели и, соответственно, систематически работать для их достижения. На предварительном собеседовании вам следует помочь им определить их личные цели работы в группе, а на одном из первых занятий объяснить, что цель является ориентиром в их будущей работе над собой, придает ей смысл и позволяет оценить ее успешность. Другими словами, вам необходимо объяснить им, как важно поставить перед собой цель. На предварительном собеседовании вы можете совместно с ребенком определить, чему бы ему хотелось научиться в группе, например: Хочу научиться быть более спокойным. Я хочу перестать все время ссориться. Я хотел бы завести себе новых друзей, потому что меня никто не любит. Мне хотелось бы научиться быть более сдержанным и не лезть в драку. Я устал оттого, что постоянно попадаю в неприятности и учителя все время жалуются на меня. Несмотря на то, что эти утверждения недостаточно развернуты, они являются отражением тех проблем, с которыми сталкивается ребенок в настоящее время. В процессе собеседования вы можете объяснить, чем вы будете заниматься в группе и чему можно будет научиться. Это позволит ребенку более полно понять, какие цели он может для себя сформулировать. Когда дети на первом занятии рассказывают о своих ожиданиях, вы можете заметить, что нередко они формулируют их иначе, чем на предварительном собеседовании. Дети пересматривают и уточняют свои цели. В процессе работы цели также будут меняться в зависимости от приобретения новых навыков и успехов в отработке новых форм поведения.
Часть 2: Ведение группы Обоснование И цели ведущего, и личные цели членов группы служат основой для мотивации группы и выбора направлений работы. С их помощью можно выяснить, получает ли ребенок то, что он хотел от работы в группе. Кроме того, цели определяют групповые нормы поведения. Иногда поведение ребенка вступает в противоречие с групповыми целями, и такую ситуацию можно использовать в качестве наглядного примера для всей группы. Например, если одна из целей группы — научиться выражать свою агрессию приемлемым образом, а во время занятий между детьми вспыхивает ссора, вы можете на примере показать им, что они могут не соглашаться друг с другом, сердиться и открыто высказывать свои чувства. Но в то же время совершенно недопустимо выражать свою ярость физическим насилием или выбегать из комнаты. В такой ситуации вы можете, например, сказать: «Ян, я вполне понимаю, что ты очень разозлился на Франка, но не стоит из-за этого лезть в драку. Давай поищем другие способы выражения злости». Кроме того, осознание целей своей работы в группе дает детям определенное чувство комфорта. Если они не понимают, зачем им надо ходить на занятия и что от них требуется, то группа быстро перестает быть для них безопасным местом. Осознание целей обеспечивает чувство безопасности и целеустремленности, и вы являетесь для детей тем человеком, которому можно доверять и который знает, что надо делать в этой новой для них ситуации. Наконец, цели помогают и ведущему и детям ставить те задачи, которые реально могут быть выполнены за отведенное время, уметь оценивать свои достижения и быть ответственными за планирование своей деятельности после окончания групповой работы. В конце концов, момент завершения работы в группе является началом нового этапа жизни, и вся работа по самопознанию в группе служит не только для приобретения навыков и изучения новых форм поведения, но и для определения направлений дальнейшей работы над собой.
Практические рекомендации Цели групповой работы формулируются менее жестко, чем при обычном обучении. Вы в основном работаете с эмоциями и толь-
'..... Mill PIP... 118 Групповая работа с детьми и подростками ко во вторую очередь обучаете детей новым формам поведения. Поэтому и задачи групповой работы формулируются в более общем виде, чем в классе. Например, узнать побольше о том, что ценится в дружбе, а не решить шесть математических задач в конце параграфа. Дети обычно приходят в группу с нечетко сформулированными ожиданиями. После начала работы им необходимо помочь уточнить свои цели. Дети плохо воспринимают абстрактные концепции и нуждаются в определенной помощи, чтобы «ощутить», какую часть пути к своей цели им еще предстоит пройти. Если их цели туманны и нереалистичны, они могут почувствовать себя неудачниками. Здесь следует проявить гибкость и предложить им ставить перед собой простые задачи на каждом занятии, а не требовать, чтобы они стремились реализовать глобальную цель всей групповой работы. Долгосрочной цели можно достичь за несколько более коротких шагов. Для того, чтобы научить детей думать в терминах целеполгания, вы можете формулировать частичные цели на каждом занятии. Делайте это кратко и понятно. Избегайте деталей, которые могут быть детям непонятны или трудны для запоминания. Примерами таких частичных целей могут быть следующие утверждения: Сегодня мы будем учиться отвечать на агрессию. Сегодня мы постараемся понять, как наше поведение влияет на отношение к нам других людей. Сегодня мы поговорим о наших обязанностях. В конце занятия вы можете спросить: Как вы думаете, удалось ли нам достичь цели нашего занятия? Если вы постоянно будете ссылаться на цели и этапы их достижения, дети скоро научатся использовать их для оценки своих успехов. Подростки могут вести дневник своей работы в группе и иногда знакомить членов группы со своими записями. Более формальным способом постановки цели является заключение договоров (см. раздел «Заключение договоров с участниками группы», с. 174-178). Вы можете использовать стандартные формы договоров о поведении или попросить детей разработать свои варианты договора. Такая работа повысит их ответственность за собственное поведение.
Часть 2: Ведение группы 119 В любом случае детям необходимо дать понять, что только они ответственны за определение целей и работу по их достижению. Никто другой не сделает этого за них. Группа является всего лишь удобным и безопасным местом, где это можно сделать. Пример Используйте это упражнение на первом занятии группы для того, чтобы помочь детям понять.что имследует направитьсвои усилия на достижение выбранных ими целей. 1. Раздайте каждому ребенку несколько копий рисунка «Карта моих целей» (рис. 1) в конвертах или папках. 2. Объясните назначение карты целей. Например, это можно сделать таким образом: Эта карта может помочь вам составить план достижения своих целей. Представьте себе, что цель — это место, куда вы стремитесь. «Остановки» на карте — это те места, которые вам придется посетить на своем пути. 3. Разбейте детей на пары и попросите их обсудить, что бы они хотели получить в результате групповой работы в терминах изменения своего поведения. Пусть каждый ребенок запишет это вверху рисунка рядом со словом «Цель». 4. Соберите группу и спросите каждого ребенка, какую цель он себе поставил. Когда дети будут рассказывать об этом, помогите им определить, какие остановки необходимо сделать на пути к главной цели. Попросите их нанести эти остановки на карту целей и обсудите способы, которыми они будут отмечать свое продвижение к финишу. 5. Соберите карты целей и сделайте себе копии. Верните оригиналы детям. На всех последующих занятиях они могут использовать эти карты для того, чтобы отмечать продвижение, корректировать или изменять остановки. Литература Corey, М. S., & Corey G. (1992). Groups: Process and practice (4th ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. 120 Групповая работа с детьми и подростками Карта моих целей Часть 2: Ведение группы 121
Rose, S. D., & Edelson, J. L. (1987). Working with children and adolescents in groups. San Francisco: Jossey-Bass. Schmidt, J.J. (1993). Counseling in schools: Essential services and comprehensive programs (chap. 5). Boston: Allyn & Bacon.
ЦЕЛЬ Работа в подгруппах
Остановка 5 Чтобы попасть сюда.мне надо: Остановка 4 Чтобы попасть сюда, мне надо} Остановка 3 Чтобы попасть сюда.мне надо: Остановка 2 Чтобы попасть сюда, мне надо: Остановка 1 Чтобы попасть сюда.мне надо: Рис.1 Обзор Работа с подгруппами (малыми группами по 2-3 человека) давно используется в групповой работе со взрослыми. Corey, Corey, Callanan и Russell (1992) предлагают использовать работу в парах в самом начале занятия для того, чтобы снизить чувство тревоги у членов группы. Jacobs, Harvill и Masson (1994) рекомендуют проводить работу в парах в конце занятия, чтобы помочь членам группы подвести итог занятия. По моему мнению, наиболее эффективно делить детей на пары в начальной фазе занятия (этап знакомства и введения в новую тему) и на тройки в рабочей фазе занятия. Подгруппы по два и три человека являются наиболее распространенными, хотя иногда полезно разбивать группу на две подгруппы по четыре человека. Например, если вы хотите обсудить две стороны некоторой проблемы или отработать определенные навыки. Обоснование Основная цель работы в подгруппах по двое или по трое — дать возможность детям выполнять задания в условиях, которые вызывают у них меньшее чувство тревоги, чем выступление перед всей группой. Это особенно справедливо для застенчивых детей и детей, которые впервые участвуют в групповых занятиях. Небольшие подгруппы создают более интимную обстановку, в которой они могут научиться рассказывать о своих чувствах, мыслях и настроении, прежде чем выступать перед целой группой.
Ниже приведены некоторые наиболее важные цели работы в подгруппах: Групповая работа с детьми и подростками • Создать более спокойную обстановку, позволяющую начать работу и быстрее познакомиться друг с другом. • Позволить детям высказываться без опасения быть осмеянными. • Выполнить некоторые упражнения (например, в подгруппе из трех человек двое могут отрабатывать некоторые навыки, а третий может в это время играть роль тренера или помощника). Практические рекомендации Вы можете самостоятельно разбить детей на подгруппы или позволить им самим выбрать себе партнера. Если дети образуют подгруппы по своему выбору, то перед началом упражнения сформулируйте задачу, напомните об их праве не выполнять задание и предложите им найти себе партнеров. Можно составлять подгруппы и случайным образом, например, сказав, что упражнение выполняется с соседом справа или слева или попросив детей рассчитаться по порядку и образовать пары из четных и нечетных номеров. Наконец, вы можете составить подгруппы с определенной целью, например, подобрав в пару к очень застенчивому менее робкого ребенка. В этом случае более общительный ребенок будет служить примером для застенчивого, но при этом активность первого не будет вызывать у второго чувства неловкости. Вы также можете попросить детей выбрать себе в партнеры того, с кем они меньше знакомы, чтобы получше узнать друг друга.
При работе в тройках очень важно отмечать, кто какие роли предпочитает. Некоторые дети опасаются занимать активную позицию и выбирают роль наблюдателя. Поэтому при повторной работе по трое вам следует самостоятельно распределить роли между детьми так, чтобы каждый смог побывать в активной роли. Работа в тройках особенно полезна для практического освоения новых моделей поведения, например, она помогает научиться более уверенно просить о помощи, отвечать на насмешки или давление со стороны сверстников, разыграть по ролям ситуацию конфликта с родителями. Вы можете отвести 15-20 минут на Часть 2: Ведение группы 123 выполнение упражнения в тройках, а затем собрать детей вместе и попросить рассказать, чему они за это время научились. Кроме того, работа по трое очень эффективна при использовании техники самомоделирования, описанной в следующей части. По этой технике дети работают над своими проблемами, наблюдая за собственным поведением с помощью аудио- или видеокассеты. Дети, которые неохотно говорят в микрофон или боятся сниматься на видеокассету, когда за ними наблюдает семь-восемь человек, более охотно идут на это, если в подгруппе всего один или два других ребенка. Не следует слишком увлекаться работой в подгруппах. Это может затруднить формирование общего группового опыта. Для цикла из 8 занятий оптимальным будет использовать работу в подгруппах 2-3 раза: во время знакомства детей на первом занятии и еще 1 -2 раза. Пример ____________________________________________ Здесь приведены рекомендации по использованию практических заданий и упражнений для различных целей. Мозговой штурм Это упражнение можно использовать в подгруппах из двух-трех детейк 1. Объясните, что каждая подгруппа должна придумать как можно больше применений предмету, который вы будете им показывать. 2. Предъявите каждый предмет на несколько минут. (Для того, чтобы выполнить это упражнение за короткое время, дети должны уметь хорошо писать). 3. Если хотите, наградите подгруппу, которая написала максимальное количество вариантов. Остальным подгруппам можно выдать «утешительные» призы за их «активную работу». ^ЩЩШЯЯ^^^^ Групповая работа с детьми и подростками Часть 2: Ведение группы
Знакомство __________________________________________ ^^^ Это упражнение лучше всего предлагать детям всамом начале первого занятия. Оно подходит для детей всех возрастов. 1. Разбейте детей по двое и объясните, что сейчас они должны представиться друг другу- Скажите им, что после того, как они познакомятся, вся группа соберется вместе и каждый представит своего нового друга. 2. Пусть каждый ребенок по очереди назовет свое имя партнеру, скажет, в каких ситуациях он чувствует себя наиболее свободно, и чему он хочет научиться в группе. Кроме того, попросите их сказать друг другу, как бы они завершили следующие предложения: Начальная школа: «У меня лучше всего получается________». Средняя школа: «Я горжусь тем, что я____________». Старшая школа: «Самая трудная ситуация, с которой я ус 3. Соберите группу и попросите каждого представить своего парт Литература Corey, G., Corey, М. S., Callanan, F, & Russell, J. M. (1992). Group techniques (2nd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. Jacobs, E. E., Harvill, R. L, & Masson, R. L. (1994). Group counseling. Strategies and skills (2nd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|