Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические задания и упражнения




Обзор

Практические задания и упражнения — это специальная структу­рированная или частично структурированная деятельность, на­правленная на достижение личных и групповых целей. Это могут быть:

• Двигательные упражнения (обмен местами, танцы).

• Художественные занятия (создание портрета новой семьи, кол­лажа, представляющего жизненные цели или что-нибудь из пережитого ребенком, лепка, рисование).

• Рефлексивные упражнения (продолжение фраз или ответ на определенный вопрос типа «Что ты сейчас чувствуешь?»).

• Упражнения на знакомство (процедура представления детей друг другу на первом занятии).

• Восстанавливающие процедуры (деятельность, которая пере­ключает внимание группы и восстанавливает активность).

• Музыкальные упражнения (прослушивание музыки, сочине­ние песен, игра на музыкальных инструментах).


110 Групповая работа с детьми и подростками


Часть 2: Ведение группы щ


 


• Выполнение домашних заданий (Работа над своим личност­ным ростом вне групповых занятий).

• Упражнения по выработке групповых решений и другие виды практических заданий.

Практические задания и упражнения могут быть заранее сплани­рованными или импровизированными. В любом случае, они со­ставляют неотъемлемую часть групповой работы.

Обоснование

Практические задания и упражнения организуют деятельность де­тей, помогая им включиться в работу и установить контакт друг с другом. Такой структурированный подход может потребоваться для практического усвоения материала, переключения внимания группы, восстановления активности или концентрации на каком-то определенном моменте.

Часто заранее подготовленное упражнение, которое нацеливает группу на определенные действия, помогает детям высказываться более открыто. Работа над общей задачей способствует росту спло­ченности группы и воодушевляет детей на продолжение работы. Другой очевидной причиной использования практических зада­ний и упражнений является то, что для детей более естественна игра, а не разговоры. Им нужна организованная или частично организованная деятельность, чтобы они могли творить, иссле­довать новые идеи, учиться применять новые способы поведения или еще как-нибудь использовать свою неукротимую энергию. Чем младше дети, тем больше упражнений, требующих активных действий, должно включаться в работу группы. Куклы, рисова­ние, конструкторы, музыка и костюмированные игры дают воз­можность детям выразить чувства и приобрести новые навыки. Практические задания и упражнения направлены на дос­тижение следующих целей:

Знакомство с членами группы.

Повышение комфортности в группе и организация взаи­модействия участников друг с другом.

Отдых и расслабление.


 

• Усиление определенных чувств для их изучения.

• Включение в работу группы робких и застенчивых детей.

• Предоставление возможности получать знания на прак­тике («изучение в действии»).

• Создание условий для развития навыков и умений.

Практические рекомендации

Интенсивность практических заданий и упражнений следует ва­рьировать в зависимости от готовности детей проявлять актив­ность, от уровня их открытости. Важно подобрать задания так, чтобы они соответствовали возрасту детей, их потребностям, уров­ню развития группы и способствовали достижению групповых целей. Например, для группы детей 8-10 лет из семей, пережив­ших развод, подходящей процедурой знакомства будет следую­щая: разбейте детей на пары и попросите представиться друг другу, рассказать о своем любимом занятии, а также о том, чему они хотели бы научиться в группе. От ребенка не требуется боль­шой откровенности, чтобы назвать свое имя и любимое занятие, а вот рассказ об ожиданиях, которые привели ребенка в группу, требует уже большей открытости. Было бы преждевременным просить ребенка в этот момент рассказать о том, что больше всего потрясло его при разводе родителей. Вопросы, требующие вы­сокого уровня открытости, в самом начале групповой работы мо­гут испугать робких детей, и кто-нибудь из них может решить покинуть группу. Давая детям возможность рассказывать только о том, о чем они захотят сами, вы делаете ситуацию более ком­фортной для них.

Другой важный аспект использования практических заданий и уп­ражнений касается способа объяснения правил выполнения уп­ражнений. Следует заранее продумать этот вопрос.

Н

Ниже приведены некоторые рекомендации по объясне­нию смысла упражнения и управлению группой во время его выполнения:

• Правила должны быть просты и понятны. Если упражне­
ние включает два-три этапа, объясняйте их последова­
тельно.


112 Групп овая работа с детьми и подростками

• Наблюдайте за поведением детей. Если они выглядят ра­стерянными, значит вы недостаточно хорошо объяснили, что требуется сделать.

• Сначала потренируйтесь. Попросите коллегу послушать, как вы собираетесь объяснять правила выполнения уп­ражнения, и сказать вам, достаточно ли ясно вы ставите задачу.

• Обязательно расскажите детям, в чем заключается смысл упражнения. Если они не понимают, зачем вы просите их сделать что-то, они вряд ли включатся в работу. Это осо­бенно важно для домашних заданий. Убедитесь, что дети могут своими словами рассказать, какова цель задания. Иначе их согласие делать его будет чисто формальным.

• Напомните детям, что они всегда имеют право сказать: «Я пропускаю», если они не хотят участвовать в упражне­нии.

• Скажите детям о том, сколько времени отведено на уп­ражнение, иначе они могут не успеть завершить его. На­пример, если вы работаете в парах, скажите детям, что на упражнение дается 10 минут, следовательно, они дол­жны поменяться ролями приблизительно через 5 минут.

• Если уместно, покажите пример. Это поможет детям ус­лышать и увидеть, что от них ожидается. В некоторых слу­чаях такой прием неприменим или бесполезен. Напри­мер, если вы работаете в парах, а в группе нечетное количество детей, вы обычно должны составить пару с кем-нибудь из них. Однако, если вы слышите, что дети обсуждают вопросы, которые выходят за рамки постав­ленной задачи, вам следует присоединить вашего парт­нера по упражнению к какой-нибудь паре и помочь детям вернуться к теме, задавая вопросы и подбадривая их. Если дети изображают что-то на бумаге, вам лучше всего пе­ремещаться между ними и разговаривать с каждым в то время, пока он рисует.

• Следите за эмоциональными реакциями. Помните: даже если упражнение кажется вам достаточно нейтральным,


Часть 2: Ведение группы ИЗ

не требующим большой откровенности, оно может выз­вать сильную эмоциональную реакцию у ребенка вслед­ствие недавно пережитых им событий. Будьте готовы от­ветить на любую сильную реакцию ребенка, будь то ярость, слезы, страх или что-то другое. Заранее продумайте, что вы будете делать в этом случае, — измените или прерве­те упражнение, удалите ребенка или предпримете что-нибудь еще.

Наконец, применяйте упражнения с необходимой осторожнос­тью. Каждая группа, прежде чем достичь рабочей стадии, долж­на пройти начальный и переходный этап. Дети, пришедшие в группу, опасаются раскрываться, их страшит ближайшее буду­щее, и часто они переносят свои проблемы на других членов группы и на вас. Их страх и тревога выражаются в сопротивле­нии, раздражительности, негативизме и других проявлениях внутреннего чувства опасности. Групповая работа трудна как для детей, так и для руководителей, и многие даже опытные веду­щие иногда используют слишком много упражнений в ущерб работе с групповой динамикой.

Вам следует подкреплять и поддерживать положительное пове­дение и позволить группе максимально раскрыться. Несмотря на то, что открытая работа с конфликтами и негативными чувствами очень сложна, группа не сможет продвинуться до рабочей стадии до тех пор, пока вы не начнете делать это.

Пример

Это упражнение предназначено для знакомства на первом занятии. 1

1. Объясните, что сейчас члены группы будут знакомиться меж­
ду собой, чтобы получше узнать друг друга.

(Объяснение цели упражнения)

2. Попросите детей разбиться на пары и по очереди рассказать
друг другу о себе:

Назови свое имя. Что тебе нравится в нем, а что нет?

Что ты хочешь узнать на занятиях группы?


8 Р. Смид


114 Групповая работа с детьми и подростками


Часть 2: Ведение группы 115


 


Как бы ты закончил фразу «Мне хочется быть здесь, потому

что_________________».

(Определение порядка работы. Наблюдение за поведением детей, чтобы выяснить, все ли они поняли)

3. Скажите детям, что им не обязательно выполнять все упражне­
ния. Если они не захотят участвовать, их решение будет принято
с пониманием.

(Предоставление права не участвовать)

4. Предупредите детей, что на знакомство отводится 10 минут -
по 5 минут каждому. По истечении 5 минут напомните, что
они должны поменяться ролями.

(Определение длительности упражнения)

5. Приведите пример:

Меня зовут Анжела, я ваш руководитель. Я хочу выяснить, что чувствуют мальчики и девочки, у которых мама и папа развелись. Мне хочется быть здесь, потому что мне очень интересны люди.

Литература

Canfield, J. (1976). 100 ways to raise self-concept in the classroom.

Englewood Cliffs, NJ: Erlbaum.

Dossick, J., & Shea, E. (1988). Creative therapy: 52 exercises for

groups. Sarasota, FL: Professional Resource Exchange.

Foster, E. S. (1989). Energizers and ice breakers for all ages and

stages. Minneapolis: Educational Media Corporation.

Foster-Harrison, E. S. (1994). More energizers and ice breakers for

all ages and stages. Minneapolis: Educational Media Corporation.

Peyser Hazouri, S., & Smith McLaughlin, M. (1993). Warm-ups and

wind-downs. Minneapolis: Educational Media Corporation.

Tubesing, N. L, & Tubesing, D. A. (Eds.). (1983). Structured exercises in stress management. Duluth, MN: Whole Person Press.

Wenc, C.C. (1993). Cooperation: Learning through laughter (2nd ed.). Minneapolis: Educational Media Corporation.


Постановка целей

Обзор

В групповой работе существует два основных вида целей:

-» «1

• цели ведущего на каждое занятие и на весь процесс в целом;

• личные цели членов группы.

В этом разделе мы обсудим, как объяснить детям, какие цели стоят перед группой с точки зрения ведущего. Но основное внимание будет уделено тому, как помочь детям научиться формулировать для себя конкретные цели и задачи, которые необходимо решить для их достижения.

Цели руководителя

Ниже приведены некоторые цели, которые может ставить себе ру­ководитель группы, обучающий детей управлять своей агрессивно­стью:

• Проанализировать агрессивные эмоции и ситуации, которые мо­гут возникнуть в результате агрессивного поведения.

• Научить различать приемлемые и неприемлемые способы вы­ражения агрессии и показать, что допустимые способы выра­жения агрессии обычно приводят к положительным результа­там.

• Научить некоторым новым приемам разрядки агрессивности.

• Научить принимать на себя ответственность за свои мысли, чув­ства и поведение.

Вот некоторые цели, которые руководитель может поставить перед группой на третьем занятии:

• Обсудить, как на свои чувства можно воздействовать с помо­щью аутотренинга.

• Научить детей формулировать и использовать высказывания, ко­торые помогут им справиться с гневом.


8*


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...