Высказывания по кругу («крут»)
Обзор Этот прием активно используется в групповой работе с момента ее возникновения. Эта техника полезна для всех типов групп. Несмотря на относительную простоту, этот прием дает широкие возможности для концентрации внимания, углубления и усиле- ния того, что происходило на занятии. Суть его заключается в том, форму вопроса, например: «Скажите пожалуйста, что бы вы хотели узнать на этом занятии?» Jacobs, Harvill и Masson (1994) выделяют три типа высказываний по кругу: фиксированный ответ, краткое высказывание и высказывание с комментарием. Фиксированный ответ Этот тип высказываний предполагает выбор варианта ответа из заранее заданных. Например: Пусть каждый из вас ответит на вопрос, нравится ли ему ходить на занятия? Выберите один из вариантов: «очень», «немного», «нет». Насколько напугал вас развод родителей — «чуть-чуть», «напугал», «очень напугал»? Мне хотелось бы знать, насколько вы продвинулись в до Мне интересно, научились ли вы по-другому выражать свой гнев? Пожалуйста, выберите вариант ответа: «Сегодня я много/кое-что/немного/совсем ничего не узнал о правильных способах выражения гнева». Оцените по десятибалльной шкале, много ли вы узнали на сегодняшнем занятии. 1 балл — ничего, 10 баллов — очень много. Краткие высказывания Краткие высказывания полезны в тех случаях, когда вы хотите оценить состояние ребенка, но не хотите заставлять его раскрываться полностью. Это экономит время и, кроме того, позволяет детям понять, у кого какие проблемы, кто чего достиг и кто испытывает сходные чувства. Ниже приведены некоторые примеры:
Групповая работа с детьми и подростками Часть 2: Ведение группы 127
Пусть каждый из вас скажет в нескольких словах, что он чувствовал, когда пришел на первое занятие группы. Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас коротко сказал о том, какие чувства он испытывал, когда поссорился со своим другом. Что вы чувствовали после успешной сдачи экзамена — буквально несколько слов? Что вы ощутили, когда перешли в среднюю школу и поняли, что это такое? Ответьте в нескольких словах. Развернутые высказывания Этот тип высказываний предполагает развернутый ответ о чувствах, мыслях, мнении и т.д. Вы можете попросить ребенка дать его собственный комментарий по какому-либо вопросу: Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас рассказал о том, что нового он узнал сегодня на занятии. Не могли бы вы рассказать, что еще хотелось бы вам узнать до того, как закончатся занятия? Как вы считаете, не стоит ли нам приготовить торт на последнее занятие? Мне хотелось бы узнать, что вы думаете о приближающемся окончании наших занятий? Для того, чтобы помочь ребенку разговориться, вы можете за Обоснование Высказывания по кругу помогают достичь нескольких важных целей. Возможно, самая главная — это организация процесса сбора информации о состоянии детей. Некоторым детям легче работать, когда групповая работа структурирована. «Круг» особенно полезен при работе с деть-
ми, которые не принимают активного участия в работе из-за застенчивости, недостатка навыков общения или по другим причинам. Начните упражнение с более раскованных детей. Это даст возможность робким детям послушать и понять, какого рода ответ от них ожидается. С помощью этого приема вы можете получить достаточную информацию о состоянии каждого ребенка и при необходимости оказать помощь в продвижении к индивидуальным целям. Например, высказывания по кругу позволяют узнать об эмоциональном настрое группы. Вы можете попросить детей дать быстрые ответы на вопросы, а потом переключиться на более плодотворную деятельность. Кроме того, с помощью высказываний по кругу можно добиться более активного участия детей в работе группы и более глубокого понимания сути происходящего. Задавая целенаправленные вопросы, вы можете заставить детей глубже заглянуть в себя. «Круг» также помогает удерживать внимание группы на определенной теме. Делясь со всей группой и получая информацию от других детей, каждый ребенок получает возможность понять, что происходит на занятии, и подвести итог своей работы. Практические рекомендации «Круг» можно начинать по-разному: • Вы можете дать вводное утверждение и предложить кому-нибудь ответить первым. Например, сначала вы можете привести пример ответа, затем посмотреть на ребенка, сидящего слева от вас, невербально предлагая ему продолжить. После его ответа перевести взгляд на следующего и так далее. • Вы можете дать вводное утверждение и подождать, пока кто-нибудь не ответит первым. Дальше ответы будут идти по желанию. • Вы можете дать вводное утверждение и сказать детям, что они могут отвечать в любом порядке. Я предпочитаю последний вариант, потому что вы всегда можете рассчитывать на общительных детей. После того, как один или 128 Групповая работа с детьми и подростками два ребенка дадут свои ответы, остальная часть группы «получает разрешение двигаться». Кроме того, этот вариант позволяет застенчивым детям сначала посмотреть и послушать остальных. В результате они лучше настраиваются на ответ и меньше боятся оказаться в центре внимания. Если у вас есть конкретная цель, например, вы хотите завершить упражнение на определенном ребенке, установите порядок ответов самостоятельно, однако, как правило, вариант произвольных ответов дает лучшие результаты. Постарайтесь не переусердствовать с этой техникой. Ответы по кругу предназначены для быстрой фокусировки на определенной теме, после чего необходимо перейти к более глубокому обсуждению или завершить занятие. Дети устают от частого повторения одного и того же приема. Ну и конечно, начав «круг», не забудьте завершить его! Иногда разговорчивые дети могут рассказывать длинные истории, задавать вопросы или комментировать ответы остальных детей. Держите ситуацию под контролем и дайте возможность высказаться каждому.
Если у вас есть время и вы хотите помочь детям установить отношения и повысить сплоченность группы, после завершения ответов примените технику присоединения, описанную ниже. Например, вы можете сказать: «Спасибо за то, что вы поделились чувствами, которые вы испытали на похоронах любимого человека. Вы заметили, что похожие ситуации и чувства были и у других? Вы наверняка сочувствовали им, когда они рассказывали об этом. Сейчас вы можете сказать об этом тем, кому вы сопереживали». Пример ____________________________________________ Вы можете использовать примеры, приведенные ниже, в процессе групповой работы или при обсуждении результатов занятия. При необходимости внесите коррективы. Начальная школа Я хотела бы, чтобы каждый рассказал о чем-нибудь одном из того, чему он научился сегодня. А мы все послушаем и узнаем, понравилось ли вам это занятие. Часть 2: Ведение группы 129 Я хочу узнать, какие чувства у вас вызывает то, что____ покидает группу. Пусть каждый расскажет о своих чувствах. Что вас больше всего пугает, когда вы рассказываете о своих чувствах? Кто готов рассказать об этом? Закончите предложение: «В следующем году я пойду в
Средняя школа Похоже, ваши мнения о том, что является важным в дружбе, различаются. Пусть каждый из вас назовет одну-две черты, которые вы цените в друге (подруге). Каждый из вас пережил развод родителей. Давайте посмотрим, как вам удалось справиться с этим. Оцените по десятибалльной шкале, как вы приспособились к новой ситуации. 1 — означает «плохо», а 10 — «отлично». Как вы оцените свою обиду на родителей за то, что они развелись в настоящий момент? 1 — означает «очень маленькая», а 10 — «очень большая». Насколько важно для вас иметь друга или подругу? Пусть каждый выберет один из ответов «совсем не важно», «не очень важно» или «очень важно». Старшая школа Давайте посмотрим, что вы думаете о необходимости ходить в школу. Пусть каждый одним предложением скажет, насколько важно для него посещать школу. До конца группы осталось всего три занятия. Скажите пожалуйста, что бы вы хотели еще узнать и чему научиться до окончания занятий? Похоже, что мы рассмотрели этот вопрос поверхностно. Мне бы хотелось услышать мнение каждого из вас о том, что еще мы должны обсудить, чтобы продвинуться дальше? 9 Р. Смид «41'fflilfflflf 130 Груп повоя работа с детьми и подростками Литература Corey.G. (1995). Theory and practice of group counseling. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. Jacobs, E. E., Harvill, R. L, & Masson, R.L (1994). Group counseling strategies and skills (2nd ed.). Pacific Grove.CA: Brooks/Cole. Muro, J.J., & Kottman, T. (1995). Guidance and counseling in the elementary and middle schools (chap. 7). Madison, Wl: Brown & Benchmark. Trotzer, J. P. (1989). The counselor and the group (2nd ed.). Muncie, IN: Accelerated Development. Wubbolding, R. E. (1993). Reality therapy with children. In T. R. Kratochwill & R.J. Morris (Eds.), Handbook of psychology with children and adolescents (pp. 288-319). Boston: Allyn & Bacon. Техника присоединения Обзор На начальном этапе групповой работы дети не ощущают единства группы, не чувствуют, что группа живет своей жизнью, а не является просто собранием отдельных лиц. Сплоченность группы достигается по мере того, как участники включаются в процесс взаимодействия друг с другом, начинают делиться как положительными, так и отрицательными впечатлениями, чувствами, мыслями. Присоединение (иногда называемое «связыванием» или «объединением») — один из основных приемов ведения группы, помогающий достичь групповой сплоченности. По мнению д-ра Peg Carroll, присоединение психологически объединяет отдельных людей (Carroll & Wiggins, 1990). Находясь в группе, мы не думаем о том, что наши проблемы, чувства, надежды и мысли могут быть близки и понятны другим членам группы. Напротив, мы склонны думать, что мы единственные в мире, кто столь сильно переживает некоторые события, и обычно нам трудно поверить, что наши переживания могут быть очень схожи с переживаниями других людей. Присоединение — это способ научить
Часть 2: Ведение группы членов группы сочувствовать, т. е. устанавливать сознательные и эмоциональные связи с другими людьми в те моменты, когда они проявляют сходные переживания. Такие человеческие взаимосвязи, понимание и поддержка необходимы в групповой работе. Они дают возможность членам группы помогать друг другу в стремлении изменить свое поведение и разобраться с личностными проблемами. Обоснование Основная цель присоединения — создать чувство общности, которое является главным целительным фактором групповой работы. Как сказал Irvin Yalom (1975), чувство общности — это ощущение того, что «все мы плывем в одной лодке», что мы не одиноки в своих проблемах и переживаниях. Когда дети приходят в группу, они часто считают, что их ситуация уникальна и никто в мире не может понять, что они переживают и думают. Именно это заставляет их чувствовать себя самыми несчастными на свете. С каждым разом я все больше убеждаюсь: осознание того, что и другие дети имеют схожие проблемы, переживания и тревоги, может снять непомерный груз с души ребенка и возродить надежду на лучшее. Например, ребенок, переживший развод родителей, очень часто думает, что развод — это только его горе и никто из сверстников не знает, насколько тяжело жить в такой ситуации. Когда дети узнают, что не только они так переживают развод, они приходят к ощущению общности друг с другом. Это укрепляет их отношения, поддерживает и вдохновляет их, помогает увидеть свою ситуацию по-другому. Кроме того, присоединение может решать задачу изменения сугубо односторонних отношений между ребенком и ведущим в направлении установления многосторонних отношений ребенка с другими детьми. Одной из сильнейших сторон групповой работы является «взаимное лечение». Вам не следует брать на себя всю работу. Задавая связывающие вопросы, вы учите детей взаимодействовать друг с другом, а не только с вами. ш Групповая работа с детьми и подростками Насть 2: Ведение группы 133
0и< Еще один важный момент: присоединение позволяет перейти от обсуждения нейтральных вопросов к работе с более актуальными проблемами. Дети очень быстро учатся поддерживать друг друга в попытках изменить свое поведение или освоить что-нибудь новое. Замкнутые и застенчивые дети или дети с несформированными навыками общения гораздо охотнее начинают работать над серьезными вопросами, если получают поддержку со стороны других членов группы. И, наконец, научившись «присоединяться» друг к другу, дети не только станут лучше работать в группе, но и получат полезные навыки общения. Практические рекомендации В отличие от взрослых, дети не умеют самостоятельно ставить себя на место другого и осознавать, что их переживания сходны с чувствами других, этому их надо учить. Поэтому важно с самого начала занятий использовать утверждения и вопросы, которые помогут детям поделиться опытом и выразить сочувствие. Например, следующие вопросы могут помочь детям установить связь друг с другом: Кто еще чувствует то же, что и Джимми? Скажите ему, что вы чувствуете. У кого еще был похожий случай? Скажите Анжеле об этом. Кто-нибудь чувствует то же, что и Пол? Кто-нибудь чувствует что-нибудь подобное? Можете рассказать это всем? Мелисса, это должно быть очень тяжело для тебя. Кто-то может сказать что-нибудь Мелиссе по этому поводу? Кто сталкивался с такой же ситуацией, что и Майк? Скажите ему. Кроме того, вы можете предложить детям использовать следую рассмотрен более подробно.
Иногда бывает достаточно трудно добиться, чтобы дети устанавливали связь непосредственно друг с другом. В присутствии взрослого дети предпочитают говорить друг о друге, а не друг другу. Поэтому всякий раз, когда ребенок обращается к вам, вы должны настойчиво напоминать ему: «Скажи об этом прямо Сандре» или «Говори прямо Джоссу о его злости». За время обучения в школе дети привыкли поднимать руку и говорить только с учителем, и эту многолетнюю привычку очень трудно преодолеть. Однако, если вы хотите достичь сплоченности в группе, детей необходимо научить присоединению. Это очень пригодится им в дальнейшем. Пример 1. Обсудите с детьми какую-либо общую проблему в рамках упражнения и затем предложите им высказаться по кругу, дав при этом возможность каждому ребенку увидеть, у кого из детей есть сходные проблемы и переживания. Например, если группа обсуждает проблему утрат, каждый может рассказать о собственном опыте переживания потерь. Если это группа детей, переживших развод родителей, пусть каждый расскажет, что было для него самым трудным в этой ситуации. 2. После круга попросите детей «присоединиться» друг к другу^ выразить свое понимание и сочувствие, используя следующую форму предложения: Я почувствовал то же, что и ты,________________, когда ты сказал, что____________________, и мне было/я подумал ___________________, потому что___________________. Ответы, например, могут быть такими: Я почувствовал то же, что и ты, Шорт, когда ты сказал, что очень переживал после смерти твоей бабушки, и мне было тебя жалко, потому что прошлым летом умер мой дедушка. Я почувствовал то же, что и ты, Джерри, когда ты сказал, что твои мама и папа постоянно ругались, потому что мои родители тоже все время ссорились до развода.
134 Гр упповая работа с детьми и подростками Я почувствовал то же, что и ты, Алана, когда ты сказала, что была в шоке, узнав, что твой брат болен лейкемией, потому что моя сестра умерла от рака в 14 лет, и я тоже был вне себя от горя. Я почувствовал то же, что и ты, Фил, когда ты сказал, что твой отец потерял работу и вам пришлось переехать в плохую квартиру, потому что, когда мои родители развелись, нам пришлось уехать из нашего дома с большим двором, и я был очень зол на них за это. 3. После такого ответа попросите ребенка, которому он предназначался, сказать: «Спасибо, мне стало легче,» — или что-нибудь в этом роде. Литература Carroll, М. R., & Wiggins, J. (1990). Elements of group counseling. Denver: Love Publishing. Yalom, I. (1975). The theory and practice of group psychotherapy. New York: Basic. Активное слушание и невербальные способы Обзор Активное слушание — это вербальное или невербальное выражение поддержки и понимания говорящему. Этот прием помогает ведущему улучшить взаимодействия в группе. Невербальные способы управления дискуссией — это действия, которые дают возможность регулировать время и очередность высказываний членов группы (Duncan, 1972,1974). Другими словами, это «сигналы регулировщика», с помощью которых ведущий управляет ходом занятия. Обоснование Активное слушание и сигналы управления дискуссией дают возможность каждому ребенку понять, чего от него ждут, почувство-
Часть 2: Ведение группы вать себя более свободно и уверенно в общении с другими детьми. Перекресток с интенсивным движением легче преодолеть, если он оборудован светофором, а не простым стоп-сигналом. Набор таких приемов позволит вам обеспечить плавное течение занятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|