Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие примеры поведения можете привести вы? ,




Что в своем поведении вам хотелось бы изменить? ж


Часть 2: Ведение группы 147

Литература

Hutchins, Е. Е. (1979). Systematic counseling: The T-F-A model for counselor intervention. Personnel and Guidance Journal, 57,529-531. L'Abate, L (1981). Classification of counseling and therapy: Theorists, methods, processes, and goals: The E-R-A model. Personnel and Guidance Journal, 59,263-265.

СОПЕРЕЖИВАНИЕ

Обзор

Каждому человеку хочется быть услышанным и понятым. Дети так­же хотят, чтобы их выслушали и поняли. Подростки на вопрос, что им больше всего не нравится во взрослых, часто отвечают: «Они не слушают меня» или «Они меня не понимают». Поэтому сопереживание является основой групповой работы и одинаково важно и для ведущего, и для детей.

hi

Сопереживание это способность распознать, что про­исходит с другим человеком, и выразить ему свое понима­ние. Важно осознать, что одного понимания недостаточно. Вы должны уметь донести свое понимание до другого чело­века. Эти две стороны сопереживания называются пони­манием и откликом.

Отклик, в свою очередь, включает чувство и содержание. Содержание это внешнее проявление отклика, оно ис­черпывается вопросами типа: «Кто, что, где, когда, как или почему?» («Что случилось?», «Кто это сделал?»). Чув­ство это эмоциональная реакция на ситуацию. Оно мо­жет высказываться явно, например: «Я сержусь на него», — или не выражаться непосредственно. Чтобы реакция счи­талась сопереживанием, в ней должны обязательно при­сутствовать обе эти составляющие.


10*


148 Групповая работа с детьми и подростками

Обоснование

Robert Carkhuff (1969,1983) выделил «базовые условия» успешного консультирования: сопереживание, теплота, уважение к клиенту, кон­кретность, открытость, искренность, конфронтация и непосредствен­ность. Сопереживание — наиболее важное из всех этих условий. Без выполнения этого условия трудно ожидать, что консультирование даст положительные результаты. Я двадцать лет обучала технике сопереживания ведущих групп и в какой-то момент пришла к выво­ду, что обучение этим приемам детей, подростков и взрослых, при­ходящих в группу, также может быть очень полезным для них и для группы в целом.

Детей необходимо учить приемам сопереживания по не­скольким причинам. Во-первых, используя эти приемы, дети начинают делиться своим опытом, высказывать соб­ственную точку зрения на общую проблему, вдохновлять и поддерживать друг друга в процессе изучения новых форм поведения, понимать сложные проблемы других и сопереживать им, т. е. начинают помогать друг другу в процессе групповой работы. Во-вторых, используя при­емы сопереживания, дети учатся понимать, как важно уметь слушать других и как здорово быть услышанными! Это умение может сильно пригодиться им в дальнейшем. В-третьих, атмосфера сопереживания помогает детям принимать друг друга такими, какие они есть, и способ­ствует, таким образом, их самораскрытию. Когда дети чувствуют, что рассказы об их переживаниях или поступ­ках не будут осуждаться, им становится легче работать над своими проблемами. По мере того, как дети учатся сочувствовать друг другу, их решимость разобраться со своими трудностями возрастает. Они видят, что осталь­ные в группе работают над их проблемой: «Если они смог­ли, то и я смогу!»

Кроме того, обучение детей приемам сопереживания расширяет их возможности для общения. Они эффек­тивнее начинают помогать друг другу. Они учатся слу­шать, лучше понимать собственные чувства и чувства других людей.


Часть 2: Ведение группы ] до

Практические рекомендации

В любом случае, вначале вы должны объяснить детям на доступном уровне, что значит «посмотреть на ситуацию глазами другого». Ска­жите им, что сначала они должны попытаться понять, что чувствует другой человек, а потом дать ему ответ, отражающий и содержание его ситуации, и их чувства по этому поводу.

Одним из лучших способов научить детей сопереживанию является использование «сопереживающих формул», которые дети могут при­менять до тех пор, пока выражение сочувствия своими словами не станет для них естественным. Например:

Звучит так, как будто ты______ (чувства),

потому что_______________ (содержание).

Ты выглядишь_________ (чувства),

потому что_______________ (содержание).

Может, ты___________ (чувство)

из-за_________________ (содержание)?

Похоже, что ты____________ (чувство)

из-за_____________ (содержание).

Такие формулировки хорошо подходят для учеников 3-4 класса и старше. Их можно выписать на большой лист бумаги и вывесить на стену. Рядом можно разместить «Таблицу чувств» (рис.3) или любой другой список эмоциональных реакций. Не следует пускаться в глубокие философские рассуждения по поводу сопереживания. Достаточно дать прямые указания и по­казать пример, дети хорошо поймут вас. Им импонирует, что они теперь способны попробовать понять ситуацию другого и выра­зить ему свое сочувствие. Кроме того, вы увидите, что детям при­ятно сочувствие сверстников и они ощущают себя действительно понятыми.

Пример

1. Объясните детям на доступном уровне, что значит сопережи­вать. Обратите внимание на следующие моменты:

• Как услышать чувства и содержание переживания.

• Как понять, что может чувствовать другой человек.


150 Групповая работа с детьми и подростками

• Как ответить так, чтобы отразить и чувства, и содержание (кто, что, когда, где, как или почему).

Например, вы можете сказать:

Вы, наверное, хотели бы, чтобы каждый из присутствую­щих мог выслушать вас и понять, что же с вами произош­ло? Давайте научимся сопереживать. Сопереживание оз­начает, что вы должны внимательно выслушать человека, попытаться представить, что он может чувствовать, и ска­зать ему что-то, что показало бы ему ваше понимание си­туации и его переживаний. Вы знаете, что означает «влезть в шкуру другого»? Это значит, что вы не должны высказы­вать какие-либо оценки, пока не прочувствуете чужую си­туацию, другими словами, —»не влезете в шкуру другого». «Влезть в шкуру другого» означает проявить сопережива­ние, понять, что чувствует другой человек.

2. Предложите детям воспользоваться следующими формулами:

Звучит так, как будто ты_______ (чувства), потому что

________ (содержание).

Ты выглядишь__________ (чувства), потому что____________

(содержание).

Может ты_______ (чувство) из-за________ (содержание)?

Похоже, что ты_______ (чувство), из-за_____ (содержание).

Скажите детям, что сейчас им предстоит попробовать на прак­тике применить эти утверждения, и затем покажите им для каждого конкретного случая, как выражать сочувствие друг ДРУГУ-

3. Приведите несколько примеров из тех, что вы найдете на ил­люстрации 8. Попросите детей выразить сочувствие героям, используя формулы, которые вы разобрали. Эти ситуации предназначены для детей 3 класса школы и старше. Если по­требуется, адаптируйте их.

4. После того, как вы обсудите примеры, предложите детям привес­ти собственные ситуации. Остальные дети могут выразить сочув­ствие выступающему, используя уже известные формулы.


 

 

Часть 2: Ведение группы

Иллюстрация 8

СИТУАЦИИ СОЧУВСТВИЯ

Ситуация 1

Мишель только что узнала, что ее мама и папа собирают­ся развестись. Они сказали ей, что некоторое время она будет жить у тети Кэрол, пока все не образуется.

Мишель плачет, рассказывая вам об этом. Вы можете вы­разить сочувствие Мишель? Ситуация 2

Босвеллу 8 лет. На день рождения папа подарил ему щен­ка. Бос гулял с ним каждый день, кормил, поил и играл с ним после школы. Бос очень привязался к своему новому другу и заботился о нем. Однажды Бос пришел из школы и обнаружил, что щенок прорыл дыру под забором и убежал. Бос был очень расстроен. Он искал его повсюду. Его мама помогла ему дозвониться в службу по отлову беспризор­ных животных, чтобы проверить, не попал ли он туда. Бос расклеил объявления о пропаже щенка, но никто не от­кликнулся.

Когда Бос рассказывал вам об этом, он был очень-очень опечален. Можете ли вы посочувствовать Босу?

Ситуация 3

Шаза и Раза — брат и сестра. Их родители приехали из Индии несколько лет назад. Они живут в большом городе и ходят в среднюю школу. Однажды, когда они вернулись из школы, они застали обоих родителей дома. Это было очень странно, потому что они оба работали. Родители сказали им, что их бабушка в Индии тяжело заболела и маме необходимо поехать туда на долгое время, чтобы ухажи­вать за ней.

Раза и Шаза очень огорчены, что их мама уезжает так дале­
ко и неизвестно, когда вернется. Можете ли вы им посочув-,
ствовать? Ж



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...