Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Групповая работа с детьми и подростками





Часть 2: Ведение группы



 


Ситуация 4

Педро подарили велосипед на день рождения. Папа предуп­редил его, чтобы он не забывал каждый вечер ставить вело­сипед в гараж. Однажды вечером Педро заигрался с друзь­ями с соседней улицы и забыл про велосипед. На следующее утро он вспомнил о нем и побежал посмотреть, на месте ли он. Велосипеда не было!

Педро рассказал вам об этом по дороге в школу. Можете ли вы придумать слова утешения для Педро?

Ситуация 5

Кармен 13 лет. Она живет с мамой и четырьмя младшими братьями. Мама подрабатывает в трех местах, чтобы зарабо­тать достаточно денег. Кармен хочет стать капитаном школь­ной команды болельщиков, но у нее нет времени, чтобы хо­дить на репетиции. После школы она должна сидеть с братишками. Кармен спросила у учителя, который отвечает за подготовку капитанов, что ей делать. Учитель дал ей до­мой видеокассеты с обучающим курсом, чтобы она могла прак­тиковаться дома. На испытаниях она заняла первое место и была очень счастлива!

Кармен подбежала к вам на перемене и сказала, что она набирает команду. Можете ли вы разделить ее радость?


5. Напомните детям, что выражение сочувствия должно отражать и понимание содержания ситуации, и чувства по ее поводу.

Литература

Carkhuff, R. R. (1969). Helping and human relations: Vol. 1. Selection and training. New York: Holt, Rinehart and Winston.

Carkhuff, R. R. (1983). The art of helping. Amherst, MA: Human Resource Development Press.

ВОПРОСЫ

Обзор

Групповая работа требует умения задавать вопросы. Воп­росы делятся на несколько типов. В зависимости от того, что вы хотите узнать, вы можете выбрать вопросы закры­тые, открытые, косвенные, невербальные или сме­шанные.

Закрытые вопросы применяются для получения конкретных све­дений, например: «Ты сегодня был у врача?" или «В каком кабинете вы будете после обеда?» Такие вопросы обычно предполагают от­веты типа «да-нет» или ответы в очень краткой форме. Эти вопро­сы часто задаются на уроках для проверки усвоения материала. При­меры таких вопросов:

Твоя мама дома?

Ты что, потерял карандаш?

Ты был во дворе в полдень?

Эта собака потерялась?

Открытые вопросы обычно более характерны для групповой ра­боты, поскольку они приглашают к взаимодействию. Например:

Что ты чувствовал, когда слышал, как твои родители ссо­рятся?

Не можешь ли рассказать подробней?

Не могли бы вы привести мне пример?


154 Групповая работа с детьми и подростками

У кого ты можешь еще что-нибудь узнать по этому вопросу?

Что ты предпринял, чтобы помочь самому себе?

Как бы ты хотел поправить дела?

Не могли бы вы поделиться своими мыслями по поводу этих новостей?

Что вы сейчас чувствуете?

Косвенные вопросы являются разновидностью открытых вопро­сов, но задаются они утвердительным предложением. Такая фор­ма вопроса более располагает и способствует самовыражению. Например:

Расскажи об этом подробнее.

Подумай, как можно по-другому преодолеть эту ситуацию.

Расскажи, как ты можешь изменить ситуацию.

Расскажи, что ты можешь сделать, если саму ситуацию изменить нельзя.

Мне было бы интересно узнать твое мнение по этому по­воду.

Мне хотелось бы знать, что ты собираешься сделать, что­бы улучшить ситуацию.

Можно использовать и невербальные или смешанные вопро­сы. В этом случае ваше желание получить ответ будет выражать­ся в вопросительном взгляде или определенной интонации.

Обоснование

Вопросы в групповом консультировании задаются в тех случаях, когда вы хотите получить некоторые сведения от членов группы или начать какую-нибудь деятельность. Например, вы собираетесь: Начать обсуждение.

Побудить группу обсудить или продолжить обсуждение некото­рого вопроса.

Стимулировать мозговой штурм для сбора различных мнений.

Помочь членам группы осознать свои мысли, чувства или поведе­ние.

Помочь членам группы понять определенную точку зрения.


 

 

Часть 2: Ведение группы

Помочь членам группы разобраться, что с ними происходит.

Однако чаще всего в групповой работе вопросы используются не столько для получения информации, сколько для того, чтобы сти­мулировать детей к самопознанию.

Практические рекомендации

За редким исключением обычная школьная практика формирует у детей ожидания, что на любой вопрос существует «правиль­ный» ответ, и, соответственно, если они будут достаточно подго­товлены или сообразительны, то они всегда смогут его найти. Но групповое консультирование обычно не ориентируется на содер­жание как таковое. В процессе групповой работы мы планируем научить детей по-новому мыслить, чувствовать и вести себя, и для этих целей больше подходят вопросы, требующие разверну­того ответа. Такие вопросы побуждают детей исследовать соб­ственные мысли, чувства и поведение. Они в большей степени способствуют осознанию ребенком своей внутренней жизни, а не просто внешней канвы происходящего. Для ответа на них ре­бенку нужно некоторое усилие и время для размышления. Боль­ше всего мне нравятся вопросы, которые начинаются со слов «мне было бы интересно узнать». Такие вопросы я называю утвержде­ниями «Коломбо» в честь знаменитого телевизионного детекти­ва, который частенько бормотал себе под нос при расследова­нии запутанных случаев: «Хотелось бы мне знать».

Вопросы закрытые, наоборот, создают атмосферу экзамена или допроса, в которой ребенок занимает позицию защиты и стара­ется ответить как можно быстрее, чтобы сохранить пассивную роль. Это совсем не то, что вам нужно! Вам необходимо побудить детей мыслить независимо и ответственно и предпринять опре­деленные усилия, чтобы посмотреть на самого себя. Закрытые вопросы обычно содержат глаголы типа «быть» или «делать» («Ты был» или «Ты сделал»). Работа сразу с несколькими детьми, ум­ноженная на попытку поддерживать с каждым эмоциональный кон­такт, требует большого напряжения и сил. И конечно, в этой ситуа­ции легче работать при помощи закрытых вопросов, но такие вопросы оставляют детям очень мало возможностей для самопоз­нания.



Групповая работа с детьми и подростками


Часть 2: Ведение группы



 


Подобно закрытым вопросам, вопросы, начинающиеся с «почему», также ставят детей в позицию защиты. Единственным ответом на «почему» является «потому»: потому что она сказала мне это, пото­му что он первый меня ударил, потому что она сказала, что все хорошо, потому что я об этом не подумал — потому, потому, пото­му. В результате ребенок перекладывает ответственность за свои проблемы на других или на ситуацию вместо того, чтобы отвечать за себя самому. Старайтесь избегать закрытых вопросов и вопро­сов, начинающихся с «почему».

Пример

Попробуйте на занятии задать перечисленные ниже вопросы. Отметьте [различия в ответах. Если дети смотрят на вас непонимающе, дайте им пример ответа.

1. Что для тебя значило________. (событие)?

2. Что ты можешь сделать с_____________ (проблема)?

3. Что ты уже пробовал применить?

4. Ты хотел бы, чтобы произошло_____________ (событие)?

5. Что ты потеряешь, если ты______________ (поступок)?

6. Что ты чувствуешь/почувствовал?

7. Что бы ты сделал по-другому, если бы_______________?

8. Что ты узнал, когда это случилось?

9. Что мешает тебе сделать_____________?

10. Что тебя удивило, когда__________?

11. Что бы ты хотел попробовать сделать на этой неделе?

12. Что ты почувствовал, когда_____________?

 

13. Можешь рассказать нам об этом подробнее?

14. Хочешь поделиться с нами своими чувствами?

15. Приведи, пожалуйста, пример____________ (ситуация, посту­пок)?

16. Скажи нам, что ты подумал, когда__________?

17. Как ты себя чувствуешь после этого?


 

18. Расскажи нам, пожалуйста, как еще можно справиться с (проблема).

19. Объясни, пожалуйста, подробнее.

20. Как ты можешь изменить эту ситуацию?

Литература

Carkhuff, R. R. (1969). Helping and human relations: Vol. 1. Selection and training. New York: Holt, Rinehart and Winston.

Carkhuff, R. R. (1983). The art of helping. Amherst, MA: Human Resource Development Press.

Carkhuff, R. R., & Anthony, W. A. (1979). The skills of helping. Amherst, MA: Human Resource Development Press.

Corey, M. S., & Corey, G. (1992). Groups: Process and practice (4th ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.

Cormier, W. H., & Cormier, L S. (1991). Interviewing strategies for helpers (3rd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.

Doyle, R. E. (1992). Essential skills and strategies in the helping process. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.

Jacobs, E., Harvill, R., & Masson, R. (1994). Group counseling: Strategies and skills (2nd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.

Trotzer, J. E (1989). The counselor and the group (2nd ed.). Muncie, IN: Accelerated Development.

Обсуждение (шеринг)

Обзор

По моему мнению, организация обсуждения, наряду с сопережи­ванием, является важнейшим навыком в работе ведущего. Уп­равление процессом обсуждения — это весьма специфическое умение.

В данном контексте обсуждение — это деятельность, проводимая в конце каждого занятия и в завершение групповой работы. Шеринг в конце каждого занятия начинается с определенных вопросов по по­воду того, что происходило на занятии. Обсуждение этих вопросов помогает детям закрепить знания и навыки, полученные на занятии.



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...