Групповая работа с детьми и подростками
Часть 2: Ведение группы
Ситуация 4 Педро подарили велосипед на день рождения. Папа предупредил его, чтобы он не забывал каждый вечер ставить велосипед в гараж. Однажды вечером Педро заигрался с друзьями с соседней улицы и забыл про велосипед. На следующее утро он вспомнил о нем и побежал посмотреть, на месте ли он. Велосипеда не было! Педро рассказал вам об этом по дороге в школу. Можете ли вы придумать слова утешения для Педро? Ситуация 5 Кармен 13 лет. Она живет с мамой и четырьмя младшими братьями. Мама подрабатывает в трех местах, чтобы заработать достаточно денег. Кармен хочет стать капитаном школьной команды болельщиков, но у нее нет времени, чтобы ходить на репетиции. После школы она должна сидеть с братишками. Кармен спросила у учителя, который отвечает за подготовку капитанов, что ей делать. Учитель дал ей домой видеокассеты с обучающим курсом, чтобы она могла практиковаться дома. На испытаниях она заняла первое место и была очень счастлива! Кармен подбежала к вам на перемене и сказала, что она набирает команду. Можете ли вы разделить ее радость? 5. Напомните детям, что выражение сочувствия должно отражать и понимание содержания ситуации, и чувства по ее поводу. Литература Carkhuff, R. R. (1969). Helping and human relations: Vol. 1. Selection and training. New York: Holt, Rinehart and Winston. Carkhuff, R. R. (1983). The art of helping. Amherst, MA: Human Resource Development Press. ВОПРОСЫ Обзор Групповая работа требует умения задавать вопросы. Вопросы делятся на несколько типов. В зависимости от того, что вы хотите узнать, вы можете выбрать вопросы закрытые, открытые, косвенные, невербальные или смешанные. Закрытые вопросы применяются для получения конкретных сведений, например: «Ты сегодня был у врача?" или «В каком кабинете вы будете после обеда?» Такие вопросы обычно предполагают ответы типа «да-нет» или ответы в очень краткой форме. Эти вопросы часто задаются на уроках для проверки усвоения материала. Примеры таких вопросов:
Твоя мама дома? Ты что, потерял карандаш? Ты был во дворе в полдень? Эта собака потерялась? Открытые вопросы обычно более характерны для групповой работы, поскольку они приглашают к взаимодействию. Например: Что ты чувствовал, когда слышал, как твои родители ссорятся? Не можешь ли рассказать подробней? Не могли бы вы привести мне пример? 154 Групповая работа с детьми и подростками У кого ты можешь еще что-нибудь узнать по этому вопросу? Что ты предпринял, чтобы помочь самому себе? Как бы ты хотел поправить дела? Не могли бы вы поделиться своими мыслями по поводу этих новостей? Что вы сейчас чувствуете? Косвенные вопросы являются разновидностью открытых вопросов, но задаются они утвердительным предложением. Такая форма вопроса более располагает и способствует самовыражению. Например: Расскажи об этом подробнее. Подумай, как можно по-другому преодолеть эту ситуацию. Расскажи, как ты можешь изменить ситуацию. Расскажи, что ты можешь сделать, если саму ситуацию изменить нельзя. Мне было бы интересно узнать твое мнение по этому поводу. Мне хотелось бы знать, что ты собираешься сделать, чтобы улучшить ситуацию. Можно использовать и невербальные или смешанные вопросы. В этом случае ваше желание получить ответ будет выражаться в вопросительном взгляде или определенной интонации. Обоснование Вопросы в групповом консультировании задаются в тех случаях, когда вы хотите получить некоторые сведения от членов группы или начать какую-нибудь деятельность. Например, вы собираетесь: Начать обсуждение.
Побудить группу обсудить или продолжить обсуждение некоторого вопроса. Стимулировать мозговой штурм для сбора различных мнений. Помочь членам группы осознать свои мысли, чувства или поведение. Помочь членам группы понять определенную точку зрения.
Часть 2: Ведение группы Помочь членам группы разобраться, что с ними происходит. Однако чаще всего в групповой работе вопросы используются не столько для получения информации, сколько для того, чтобы стимулировать детей к самопознанию. Практические рекомендации За редким исключением обычная школьная практика формирует у детей ожидания, что на любой вопрос существует «правильный» ответ, и, соответственно, если они будут достаточно подготовлены или сообразительны, то они всегда смогут его найти. Но групповое консультирование обычно не ориентируется на содержание как таковое. В процессе групповой работы мы планируем научить детей по-новому мыслить, чувствовать и вести себя, и для этих целей больше подходят вопросы, требующие развернутого ответа. Такие вопросы побуждают детей исследовать собственные мысли, чувства и поведение. Они в большей степени способствуют осознанию ребенком своей внутренней жизни, а не просто внешней канвы происходящего. Для ответа на них ребенку нужно некоторое усилие и время для размышления. Больше всего мне нравятся вопросы, которые начинаются со слов «мне было бы интересно узнать». Такие вопросы я называю утверждениями «Коломбо» в честь знаменитого телевизионного детектива, который частенько бормотал себе под нос при расследовании запутанных случаев: «Хотелось бы мне знать». Вопросы закрытые, наоборот, создают атмосферу экзамена или допроса, в которой ребенок занимает позицию защиты и старается ответить как можно быстрее, чтобы сохранить пассивную роль. Это совсем не то, что вам нужно! Вам необходимо побудить детей мыслить независимо и ответственно и предпринять определенные усилия, чтобы посмотреть на самого себя. Закрытые вопросы обычно содержат глаголы типа «быть» или «делать» («Ты был» или «Ты сделал»). Работа сразу с несколькими детьми, умноженная на попытку поддерживать с каждым эмоциональный контакт, требует большого напряжения и сил. И конечно, в этой ситуации легче работать при помощи закрытых вопросов, но такие вопросы оставляют детям очень мало возможностей для самопознания.
Групповая работа с детьми и подростками Часть 2: Ведение группы
Подобно закрытым вопросам, вопросы, начинающиеся с «почему», также ставят детей в позицию защиты. Единственным ответом на «почему» является «потому»: потому что она сказала мне это, потому что он первый меня ударил, потому что она сказала, что все хорошо, потому что я об этом не подумал — потому, потому, потому. В результате ребенок перекладывает ответственность за свои проблемы на других или на ситуацию вместо того, чтобы отвечать за себя самому. Старайтесь избегать закрытых вопросов и вопросов, начинающихся с «почему». Пример Попробуйте на занятии задать перечисленные ниже вопросы. Отметьте [различия в ответах. Если дети смотрят на вас непонимающе, дайте им пример ответа. 1. Что для тебя значило________. (событие)? 2. Что ты можешь сделать с_____________ (проблема)? 3. Что ты уже пробовал применить? 4. Ты хотел бы, чтобы произошло_____________ (событие)? 5. Что ты потеряешь, если ты______________ (поступок)? 6. Что ты чувствуешь/почувствовал? 7. Что бы ты сделал по-другому, если бы_______________? 8. Что ты узнал, когда это случилось? 9. Что мешает тебе сделать_____________? 10. Что тебя удивило, когда__________? 11. Что бы ты хотел попробовать сделать на этой неделе? 12. Что ты почувствовал, когда_____________?
13. Можешь рассказать нам об этом подробнее? 14. Хочешь поделиться с нами своими чувствами? 15. Приведи, пожалуйста, пример____________ (ситуация, поступок)? 16. Скажи нам, что ты подумал, когда__________? 17. Как ты себя чувствуешь после этого?
18. Расскажи нам, пожалуйста, как еще можно справиться с (проблема). 19. Объясни, пожалуйста, подробнее. 20. Как ты можешь изменить эту ситуацию? Литература Carkhuff, R. R. (1969). Helping and human relations: Vol. 1. Selection and training. New York: Holt, Rinehart and Winston. Carkhuff, R. R. (1983). The art of helping. Amherst, MA: Human Resource Development Press. Carkhuff, R. R., & Anthony, W. A. (1979). The skills of helping. Amherst, MA: Human Resource Development Press.
Corey, M. S., & Corey, G. (1992). Groups: Process and practice (4th ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. Cormier, W. H., & Cormier, L S. (1991). Interviewing strategies for helpers (3rd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. Doyle, R. E. (1992). Essential skills and strategies in the helping process. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. Jacobs, E., Harvill, R., & Masson, R. (1994). Group counseling: Strategies and skills (2nd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. Trotzer, J. E (1989). The counselor and the group (2nd ed.). Muncie, IN: Accelerated Development. Обсуждение (шеринг) Обзор По моему мнению, организация обсуждения, наряду с сопереживанием, является важнейшим навыком в работе ведущего. Управление процессом обсуждения — это весьма специфическое умение. В данном контексте обсуждение — это деятельность, проводимая в конце каждого занятия и в завершение групповой работы. Шеринг в конце каждого занятия начинается с определенных вопросов по поводу того, что происходило на занятии. Обсуждение этих вопросов помогает детям закрепить знания и навыки, полученные на занятии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|