Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шаг 3: Попросите детей сказать, каким образом можно было бы увеличить свою долю ответственности в конкретной ситуации




Неважно, какую долю ответственности ребенок взял на себя, пусть даже это будет только 1%, используйте сам этот факт для того, чтобы обсудить с ним дальнейшие пути осознания своей ответствен­ности в разных ситуациях.

Описанную технику следует применять в том случае, если дети зна­комы с дробями и процентами. Диаграмма будет бесполезной, если они не знают, как работать с процентами. Обычно дети уже в сред­ней школе хорошо понимают, о чем идет речь.

Можно сказать детям, что иногда результаты нашего поведения от­личаются от того, что мы ожидали. Например, насмешки над кем-нибудь или чьи-нибудь слова: «Ну и дал бы ему как следует» могут спровоцировать отчаянную драку, в результате чего ребенок получит травму.

Очень важно задавать детям вопросы, которые помогут им прояс­нить и усвоить то, что они изучали в процессе работы с этой техни­кой. Примеры таких вопросов приведены ниже.

Пример ____________________________________________

Описанная ниже процедура поможет детям понять, что такое личная ответственность за что-либо.

1. Нарисуйте круговую диаграмму (рисунок 4) на доске или на большом листе бумаги. Объясните в доступной форме, что круг является метафорой ответственности человека в тех или иных обстоятельствах. Другими словами, каждый человек в большей или меньшей степени отвечает за ситуацию, в кото­рой он оказывается.

2. Обсудите ситуации, приведенные ниже, или другие, более под­ходящие для вашей группы.

Ситуация 1

Дэн отвечает дома за собаку по кличке Лэд, кормит, моет, гуляет и играет с ней каждый день. Однако несколько дней подряд Дэн был


Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействия 223

настолько увлечен играми со своими друзьями, что забывал погу­лять и поиграть со своим псом. Лэд очень любит бегать по окрест­ностям и играть с детьми и теперь, когда про него забыли, заскучал и начал грызть свой ремешок. Наконец он перегрыз его и с радос­тью убежал гулять. Вечером Дэн пришел кормить собаку и обнару­жил порванный ремешок. Он очень огорчился и почувствовал себя ужасно из-за пропажи собаки. Однако Дэн не хочет брать на себя ответственность за плохой уход за собакой и считает, что виноват Лэд —он не захотел оставаться дома, и поэтому он плохой пёс.

Задайте следующие вопросы:

Какая часть ответственности лежит на Дэне?

Какая часть ответственности лежит на Лэде?

перерисуйте сектор диаграммы ниже:

Рис.4

Диаграмма ответственности


224 Групповая работа с детьми и подростками

Какая часть ответственности лежит на остальных? Нарисуйте на диаграмме приблизительную часть ответственности Дэна. Например, пусть дети оценили ответственность Дэна в 20%. Нарисуйте сектор, равный примерно одной пятой части круга по площади. Перерисуйте этот сектор ниже. Спросите у группы: «Если это ответственность Дэна за Лэда, то что можно было сделать по-другому, чтобы Лэд не убежал?» Например:

• Он мог взять Лэда с собой играть с друзьями.

• Он мог попросить свою сестру погулять с собакой, а он выпол­нил бы часть ее домашней работы в другой день.

• Он мог сказать друзьям, что он не может играть с ними, потому что отвечает за Лэда.

• Он мог сказать родителям, что очень занят, и спросить у них! совета, что ему делать. j

Ситуация 2

В июле Полу исполнилось 16 лет и он получил водительские пра-|
ва. Он очень доволен, что теперь может с друзьями ездить, куда!
захочет. Его сестра Кетти работает в банке. Ее машина находится |
в ремонте. Пол согласился встретить Кетти после работы в 5 часов|
вечера и подвезти ее домой, потому что она плохо себя чувствует и"
ей нельзя долго находится на открытом солнце. В этот день было
очень жарко, и друзья Пола попросили отвезти их после школы в
кафе выпить молочного коктейля. Они шутили и смеялись и не г
заметили, как пролетело время. Пробило 5 часов, и Пол понял, чтоЬ
он опоздал за Кетти как минимум на полчаса. Его друзья сказали,
что ему не стоит беспокоиться, поскольку его сестре 19 лет и она
вполне может сама взять машину и вообще не нуждается в опеке)
своего 16-летнего брата. Пол никак не мог отвязаться от своих!
друзей и чувствовал возрастающее беспокойство. [

Когда наконец он добрался до банка, то увидел у входа несколь-1 ко полицейских машин и машину скорой помощи. Испуганный' Пол спросил у полицейского, что произошло. Выяснилось, что у! входа в банк молодая женщина упала в обморок и сейчас ее со-; бираются отвезти в больницу. Пол сказал полицейскому, что, на-.; верное, это его сестра, и ему разрешили заглянуть в машину ско-


Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействи я 225

рой помощи. Это действительно была Кетти. Врач сказал, что ей лучше, но в больницу ее отвезти необходимо. По дороге домой Пол чувствовал угрызения совести. Он думал, что если бы он приехал за Кетти вовремя, то она не перегрелась бы на солнце и не попала бы в больницу.

Задайте следующие вопросы:

Если полная ответственность равна 100%, то какая доля от­ветственности лежит на Поле?

Какая доля ответственности лежит на Кетти?

На ком еще лежит ответственность за ситуацию? Предположим, дети определили ответственность Кетти в 60%, по­тому что она взрослая и должна была знать, что ей нельзя так долго оставаться на солнцепеке. В таком случае ответственность Пола за его обещание быть вовремя равна 40%. Ниже нарисуйте сектор круга, отражающий ответственность Пола, и спросите, как Пол мог поступить, чтобы проявить больше ответственности. На­пример:

• Он мог не возить друзей в кафе, если думал, что может опоз­дать.

• Он мог оставить друзей в кафе и съездить за Кетти.

• Он мог взять своих друзей с собой на встречу.

 

3. Спросите у детей, не хотят ли они рассказать о своих ситуаци­ях, и если да, обсудите их. Возможно, дети будут рассказывать о случаях, произошедших с их друзьями, братьями или сестра­ми, но по мере роста доверия в группе, они начнут говорить и о своих собственных ситуациях.

4. Обсудите занятие. Задайте вопросы следующего типа:

Что вы узнали о принятии ответственности за ситуацию на

себя?

В каком возрасте дети становятся ответственными за то,

что они делают?

Что вам следует сделать, если вы обнаружите, что не смо­жете сделать то, за что взяли на себя ответственность? Что вам следует делать, если в результате вашего безот­ветственного поведения кто-то получил травму?


15 Р.Смид


226 Групповая работа с детьми и подростками i


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...