Шаг 3: Попросите детей сказать, каким образом можно было бы увеличить свою долю ответственности в конкретной ситуации
Неважно, какую долю ответственности ребенок взял на себя, пусть даже это будет только 1%, используйте сам этот факт для того, чтобы обсудить с ним дальнейшие пути осознания своей ответственности в разных ситуациях. Описанную технику следует применять в том случае, если дети знакомы с дробями и процентами. Диаграмма будет бесполезной, если они не знают, как работать с процентами. Обычно дети уже в средней школе хорошо понимают, о чем идет речь. Можно сказать детям, что иногда результаты нашего поведения отличаются от того, что мы ожидали. Например, насмешки над кем-нибудь или чьи-нибудь слова: «Ну и дал бы ему как следует» могут спровоцировать отчаянную драку, в результате чего ребенок получит травму. Очень важно задавать детям вопросы, которые помогут им прояснить и усвоить то, что они изучали в процессе работы с этой техникой. Примеры таких вопросов приведены ниже. Пример ____________________________________________ Описанная ниже процедура поможет детям понять, что такое личная ответственность за что-либо. 1. Нарисуйте круговую диаграмму (рисунок 4) на доске или на большом листе бумаги. Объясните в доступной форме, что круг является метафорой ответственности человека в тех или иных обстоятельствах. Другими словами, каждый человек в большей или меньшей степени отвечает за ситуацию, в которой он оказывается. 2. Обсудите ситуации, приведенные ниже, или другие, более подходящие для вашей группы. Ситуация 1 Дэн отвечает дома за собаку по кличке Лэд, кормит, моет, гуляет и играет с ней каждый день. Однако несколько дней подряд Дэн был Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействия 223 настолько увлечен играми со своими друзьями, что забывал погулять и поиграть со своим псом. Лэд очень любит бегать по окрестностям и играть с детьми и теперь, когда про него забыли, заскучал и начал грызть свой ремешок. Наконец он перегрыз его и с радостью убежал гулять. Вечером Дэн пришел кормить собаку и обнаружил порванный ремешок. Он очень огорчился и почувствовал себя ужасно из-за пропажи собаки. Однако Дэн не хочет брать на себя ответственность за плохой уход за собакой и считает, что виноват Лэд —он не захотел оставаться дома, и поэтому он плохой пёс.
Задайте следующие вопросы: Какая часть ответственности лежит на Дэне? Какая часть ответственности лежит на Лэде?
Диаграмма ответственности 224 Групповая работа с детьми и подростками Какая часть ответственности лежит на остальных? Нарисуйте на диаграмме приблизительную часть ответственности Дэна. Например, пусть дети оценили ответственность Дэна в 20%. Нарисуйте сектор, равный примерно одной пятой части круга по площади. Перерисуйте этот сектор ниже. Спросите у группы: «Если это ответственность Дэна за Лэда, то что можно было сделать по-другому, чтобы Лэд не убежал?» Например: • Он мог взять Лэда с собой играть с друзьями. • Он мог попросить свою сестру погулять с собакой, а он выполнил бы часть ее домашней работы в другой день. • Он мог сказать друзьям, что он не может играть с ними, потому что отвечает за Лэда. • Он мог сказать родителям, что очень занят, и спросить у них! совета, что ему делать. j Ситуация 2 В июле Полу исполнилось 16 лет и он получил водительские пра-|
Когда наконец он добрался до банка, то увидел у входа несколь-1 ко полицейских машин и машину скорой помощи. Испуганный' Пол спросил у полицейского, что произошло. Выяснилось, что у! входа в банк молодая женщина упала в обморок и сейчас ее со-; бираются отвезти в больницу. Пол сказал полицейскому, что, на-.; верное, это его сестра, и ему разрешили заглянуть в машину ско- Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействи я 225 рой помощи. Это действительно была Кетти. Врач сказал, что ей лучше, но в больницу ее отвезти необходимо. По дороге домой Пол чувствовал угрызения совести. Он думал, что если бы он приехал за Кетти вовремя, то она не перегрелась бы на солнце и не попала бы в больницу. Задайте следующие вопросы: Если полная ответственность равна 100%, то какая доля ответственности лежит на Поле? Какая доля ответственности лежит на Кетти? На ком еще лежит ответственность за ситуацию? Предположим, дети определили ответственность Кетти в 60%, потому что она взрослая и должна была знать, что ей нельзя так долго оставаться на солнцепеке. В таком случае ответственность Пола за его обещание быть вовремя равна 40%. Ниже нарисуйте сектор круга, отражающий ответственность Пола, и спросите, как Пол мог поступить, чтобы проявить больше ответственности. Например: • Он мог не возить друзей в кафе, если думал, что может опоздать. • Он мог оставить друзей в кафе и съездить за Кетти. • Он мог взять своих друзей с собой на встречу.
3. Спросите у детей, не хотят ли они рассказать о своих ситуациях, и если да, обсудите их. Возможно, дети будут рассказывать о случаях, произошедших с их друзьями, братьями или сестрами, но по мере роста доверия в группе, они начнут говорить и о своих собственных ситуациях.
4. Обсудите занятие. Задайте вопросы следующего типа: Что вы узнали о принятии ответственности за ситуацию на себя? В каком возрасте дети становятся ответственными за то, что они делают? Что вам следует сделать, если вы обнаружите, что не сможете сделать то, за что взяли на себя ответственность? Что вам следует делать, если в результате вашего безответственного поведения кто-то получил травму? 15 Р.Смид 226 Групповая работа с детьми и подростками i
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|